Материалы


Первый Вселенский собор

Отрывок из лекции отца Андрея по Истории Церкви

18974238.jpg

Гонения на христиан продолжались вплоть до начала четвертого века. В 177 году просвещенный император Марк Аврелий приказал пытать христиан до смерти. Известны также гонения императоров Септимия Севера (202 г.), Максимиана (235-238 гг.), Декия (249-251 гг.). Буквально каждый сколько-нибудь видный христианин первых веков рано или поздно становился мучеником. Игнатий Антиохийский, Симеон Иерусалимский, Поликарп Смирнский, Иустин Философ, Ириней Лионский и многие другие последовали за Апостолами, из которых один Иоанн Богослов не был казнен, а умер своей смертью. Сбылось пророчество Спасителя: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк.10:39).

В третьем веке Империю постиг жесточайший кризис. Все было поколеблено, а особенно страшной была ситуация на границах: с севера наседали германцы, с востока персы. И те, и другие враги грозили империи разрушением, и чтобы отразить эту опасность, она должна была сконцентрировать все свои силы. Для того, чтобы защититься от врагов, империя меняет свой характер: она превращается, как теперь сказали бы, в государство тоталитарного типа. Государство берет под контроль всю жизнь общества и не может позволить разномыслие ни в чем. На христиан обрушивается самое тяжелое гонение императора Диоклетиана (284-305 гг.). Среди народа, однако, растет симпатия к христианству.
Эдикт Константина Великого.

В 312 году единым правителем западной части империи империи становится Гай Флавий Валерий Константин, исповедовавший один из языческих культов. Для этого ему пришлось завоевывать Рим. Тут то и произошло событие, предопределившее его обращение в христианство. Накануне решающей битвы он и его войско увидели на небе крест из света с надписью «сим победиши» (НИКА по гречески). Следующей ночью ему явился Сам Иисус Христос с крестом в руке и сказал, что он победит, если сделает знамя с изображением святого креста. И действительно, Константин победил, хотя его армия была сравнительно невелика. Его противник совершил необъяснимую с военной точки зрения глупость, покинув защищенный стенами город и выйдя для сражения на открытое пространство.

После этих событий Константин, сам еще не будучи христианином, издает в 313 году (совместно с Лицинием, который управлял еще некоторое время восточной частью империи) в Милане (тогда Медиолан) эдикт о веротерпимости ко всем религиям – как к традиционному язычеству, так и к христианству. Этим эдиктом вся собственность церквей и отдельных христиан, ранее конфискованная, возвращалась владельцам. Христианство тем самым признается «полезной» для империи религией, и, более того, становится официальной религией государства.

Казалось бы, христианство ожидает расцвет. Но напротив, быть христианином стало сложнее. В эпоху гонений доказательством принадлежности к христианству была готовность идти на смерть за свою веру. Теперь же христианство становится орудием политической борьбы. Приверженность ему – главное условие доступа к государственной власти. В рядах христиан появляются люди, для которых собственно вера – на десятом месте, а на первом – политическая карьера. Ревность и горение живой веры первохристиан для них непонятно и «неудобно» - слишком высока планка требований. Им хотелось «упростить» религию, приспособить ее к мирской жизни, к народу. Приход в Церковь большого числа высокообразованных людей – носителей эллинской культуры, привел к попыткам создания синтетических учений, объединяющих христианство и языческий эллинизм, которые оканчивались появлениями ересей. Все это раскалывало Церковь изнутри.

Одновременно возросли требования имперской власти к Церкви. Церковь должна была стать опорой империи, от которой она получала финансовую и административную помощь, а значит, она должна была быть единой. Никакие внутрицерковные разногласия не поощрялись. От Церкви ждали выработки единообразных вероучительных формул.

Арианская смута.

Именно в это время получила развитие первая широкомасштабная ересь христианства – арианство, названная по имени ее основоположника Ария. Арий был пресвитером в Александрии – крупнейшем интеллектуальном и богословском центре империи. В Египте (Александрия – центр тогдашнего Египта) Церковь имела такую структуру: Александрия была огромным городом, который имел безусловное влияние на очень обширную область, куда входили территории Египта и современной Ливии. В этой области было очень много маленьких Церквей во главе с епископами, но все эти Церкви подчинялись авторитету александрийского епископа, и он правил иногда довольно круто, можно сказать диктаторски: век спустя святитель Иоанн Златоуст, в споре с александрийским епископом, называл его фараоном, определив этим названием диктаторский образ правления последнего. Лишь пресвитеры города Александрии - они управляли большими секторами города и в своем управлении были довольно независимы от своего епископа - несколько ограничивали его власть.

И вот один из этих весьма значимых в Александрийской Церкви лиц, пресвитер Арий, выступил с лжеучением. Лжеучение Ария относилось к учению о Святой Троице, так что спор Церкви с Арием открывает эпоху тринитарных споров: споров о догмате Святой Троицы. Эти споры продолжались на протяжении 4-го века, и с ними связаны первые два Вселенских собора. В Евангелии от Иоанна Христос говорит: "Я и Отец – одно". Эти и другие подобные речения Священного Писания были всегда основой церковной веры в божественное достоинство Господа Иисуса Христа, на которое и покусился теперь Арий.

Основные тезисы учения Ария были такими:

1. Было время, когда не было Сына (до Рождества).
Если принять этот тезис, и вспомнить, что основным атрибутом Бога является его неизменяемость, то оказывается, что Сын не может быть рожден – ведь рождение привело бы к изменению Бога Отца.

2. Сын не рожден Отцом, а сотворен (из ничего), Он – первое творение Бога Отца.

3. Сын назван Сыном по благодати – Сыновство даровано Ему Отцом;

4. У Бога есть Слово и Премудрость – но не как особые Лица, а как качества.

Тем самым представления Ария являлись, по сути, вариантом субординатизма –давно тлеющей в недрах Церкви позиции, декларирующей неравенство Лиц Святой Троицы (Сын и Дух вторичны по отношению к Отцу). Святая Троица – самое непостижимое христианское понятие – как бы устраняется, сводится к Единице – и становится доступным рассудочному мышлению.

Широкое распространение этой ереси связано, в первую очередь, с личными качествами Ария. Современники описывают его как ученого-диалектика, красноречивого проповедника, высокого роста, худощавого благообразного старика, в скромной простой одежде, чинного и строгого поведения. В личной жизни Арий придерживался строгого аскетизма. Он был кумиром большинства своих прихожан, благосклонно относились к нему и многие представители духовенства. Свои богословские воззрения Арий излагал в стихах, и эти стихи с удовольствием распевали на улицах не только люди высокообразованные, но и простонародье – и заодно приучались разделять его догматику.

В возникшем богословском споре Арию противостоял тогдашний правящий архиерей – епископ Александр Александрийский, на пост которого претендовал уверенный в своей непогрешимости Арий. Вначале Александр не обращал внимания на проповеди пресвитера, но когда тот открыто заявил, что Троица есть, в сущности, Единица, запретил ему публичные выступления. Гордый пресвитер к такой цензуре не привык и начал открытую агитацию. К нему присоединились 700 девственниц, 12 диаконов, 7 пресвитеров и 2 епископа – почти третья часть всего александрийского клира. Александр Александрийский ссылался на Апостолов – их учение было иным, но толпа почитателей Ария не желала слушать «консерватора». Сам «зачинщик» смуты обращается за поддержкой к епископам Малой Азии, и получает ее. После многочисленных попыток образумить Ария, правящий архиерей собирает в 323 году собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены и отлучены от Церкви. Епископ Кесари Палестинской Евсевий в Малой Азии собирает другой собор, который постановляет: отлучение Ария ошибочно. Решения обоих соборов рассылаются по всей империи. Разгорается внутрицерковная распря.

Император Константин, победивший к 324 году Лициния, и ставший единоличным правителем империи, не одобряет этого скандала. Ему нужен мир, хотя бы для задуманного им основания новой столицы империи (в 325 году он начинает строительство Константинополя на европейском берегу Босфора). Он увещевает спорящие стороны, призывая к примирению. Но конфликт разгорается. Тогда Константин собирает Первый Вселенский Собор.

1й Вселенский собор

Церковные соборы созывались и раньше, но они были гораздо меньшего масштаба. Это всегда были соборы местные, хотя такие соборы часто сообщали свои решения в важнейшие церковные центры. Теперь первый христианский император созывает Первый Вселенский собор, на который прибыло 318 епископов. Этот собор Константин мыслит как императорское учреждение. В распоряжение епископов, которые должны были приехать на собор, он предоставляет средства императорской почты. Он не ограничивается ролью внешнего организатора собора. Император сам является на Собор, собравшийся в 325 году в малоазиатском городе Никее и председательствует на нем, хотя в этот момент он не только еще не крещен, но даже не вошел в число оглашенных. Мало того, что он председательствует, он предопределяет соборные решения.

Когда обсуждается главный спорный вопрос об учении Ария, и долгий спор, в котором Арию блестяще противостоит Афанасий Великий, тогда еще диакон епископа Александра, ни к чему не приводит, предлагают выступить епископу Кесарии Палестинской Евсевию. Это был один из самых ученых епископов своего времени. Ему, по-видимому как епископу того города, которому административно подчинен святой град Иерусалим, как епископу-хранителю предания Иерусалимской Церкви, поручается прочитать крещальный символ веры своей Церкви. В то время еще не было всеобщего Символа Веры. Символ Веры – краткое изложение веры, которые оглашенные, т.е. готовящиеся к крещению, выучивали на память и должны были прочитать во время крещения – такой символ существовал в каждой Церкви. Когда епископ Евсевий прочитал символ своей Церкви, он понравился очень многим, но не потому, что он вносил ясность в спорный вопрос, а как раз потому, что он не содержал в себе ясного разрешения спорного вопроса и, таким образом, мог явиться почвой для компромисса, т.е. мог удовлетворить обе стороны. Тогда слово взял император Константин. Он сказал, что очень хорошо принять этот символ, но нужно сделать одно добавление – и здесь он, видимо, повторил Афанасия Великого - нужно отметить, что Сын единосущен Отцу. Вот это слово "единосущный" и есть тот ответ, который Церковь дала на лжеучение Ария, и вместе с тем – важнейший результат Первого Вселенского Собора. Хотя этот термин и не встречается в Церковном Предании, он выражает смысл того, что говорится и в Писании, и в Предании, тот смысл, который воспринимался большинством святых отцов первых веков. По сути здесь был впервые применен на деле тезис, сформулированный позднее (в V веке) преподобным Викентием Леринским:

«По причине ересей в самой кафолической Церкви нужно заботиться о том, чтобы держаться того,

во что верили повсюду,

во что верили все,

во что верили всегда».

Однако не надо думать, что все обрадовались, когда услышали слово "единосущный". Это слово в свое время было на востоке скомпрометировано тем, что его употребляли савеллиане, т.е. те, кто сливал лица Святой Троицы. Поэтому восточные епископы не только не могли бы предложить этого термина, но и когда он был предложен Константином, отнеслись к нему весьма сдержанно. Однако, подчиняясь давлению Константина, епископы, собравшиеся на Первый Вселенский Собор, приняли символ веры в той формулировке, которая была предложена императором. Так святой Константин довел Вселенский Собор до успешного конца, т.е. до осуждения Ария и до положительного вероучения, и затем, естественно, постарался, чтобы все приняли деяния этого Собора, хотя это было совсем нелегко – у Ария оказалось очень много друзей и сторонников. Епископов, отказавшихся подписать так называемый Никейский Символ Веры, ожидали гонения, как и самого Ария, заключенного в тюрьму. Но и те, кто его подписал, действовали рукой, но не сердцем. Понятие «единосущный» еще долго не могло закрепиться в христианском богословии.

Положение Церкви после 1 Вселенского Собора.


Формально победило православие. Но император Константин был нетверд в вере. Когда после Никейского собора его сестра Кoнстанция перед смертью поручила брата вниманию своего духовника, арианина, тому удалось внушить императору, что Aрий осужден неправильно, так как учит согласно Никейскому символу. Арий был вызван в Константинополь и ему разрешено было явиться в Александрию, против чего решительно восстал св. Афанасий. Епископам Евсевию Никомидийскому и Евсевию Кесарийскому, любимцу Константина, которые поддерживали Ария, были возвращены кафедры. Защитники православия в Никее первые подверглись нападению ариан.
В 336 г. император Константин вызвал Ария в Константинополь. На вопрос императора: признает ли он определения Никейского собора, Арий ответил утвердительно. Обманутый им Константин велел Константинопольскому патриарху Александру принять Ария в церковный клир; был уже назначен день, в который это должно было произойти. Александр же молил Господа не допустить Ария не только в клир, но даже и до причастия. И суд Божий постиг еретика на пути в храм. Арий умер внезапно, войдя в общественную уборную. Афанасий пишет в письме: «Ты спрашиваешь, почему я не писал об Арии. Я не хочу, чтобы кто-то подумал, что мы злорадствуем. Все мы смертны».

В декабре 336 года скончался епископ Александрийский Александр. Преемником его, по единодушному выбору, сделался двадцативосьмилетний диакон, св. Афанасий. Он вынужден был уступить общему желанию, и впоследствии полностью оправдал надежды избравших его. На него и был направлен главный удар ариан. Его старались оклеветать перед Константином, предъявляя самые абсурдные обвинения. Например, ему приписывали жестокое обращение с епископами, не признававшими его власти, и даже убийство еп. Арсения Гипсельского, руку которого он, якобы, употреблял для волхвования. Константин разрешил врагам святителя устроить над ним суд в Тире (335). Святитель легко опроверг все обвинения и представил живым еп. Арсения. Но враги продолжали обвинять св. Афанасия – якобы он угрожал приостановить подвоз хлеба из Александрии в Константинополь, если преследование его царским двором будет продолжаться. Император удалил на время святителя в Галлию в г. Тревир (Трир), однако не утвердил постановлений Трирского собора о поставлении другого епископа в Александрию. Галлией же правил его старший сын Константин, который старался облегчить скорбь святителя.

Св. Константин умер в 337 году, процарствовав более 30 лет. Его усилиями христианство укрепилось в империи, хотя сам он в то время еще не был крещен. Константин принял святое крещение незадолго до смерти. Он считал, по-видимому, что невозможно одновременно быть императором, выносящим смертные приговоры и членом Церкви, тем более что царствование святого Константина было очень тяжелым, ему приходилось проявлять иногда жестокость даже к самым близким людям. Например, в свое время были казнены его жена и старший сын. Впоследствии императорами становились люди, которые приняли крещение уже в младенчестве или в юном возрасте. Похоронили императора Константина в построенном им городе – Константинополе, в церкви 12-ти Апостолов, где находились символические гробницы 12-ти учеников Христовых с их мощами. Отсюда и происходит почетный титул – равноапостольный.

Преемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340), Констанс (до 350 г.), управлявший западом и Констанций (до 361 г.), управлявший востоком. Константин II, еще при жизни отца познакомившийся в Галлии с Афанасием, немедленно, по воцарении, вернул его в Александрию, где он был принят с восторгом.

Восточный император Констанций подпал под влияние ариан. В Константинополе епископом стал с 338 г. Арианин Евсевий Никомидийский. Начались нападки на Афанасия. В защиту его собор в Александрии разослал от имени египетских епископов послания ко всем церквам и, в том числе, Римской, где епископом был Юлий, сторонник православного учения. Но арианские епископы, опираясь на Констанция, собрали свой собор в Антиохии, где епископом был видный арианин Акакий, преемник скончавшегося около 340 г. Евсевия Кесарийского. Собор этот (341) осудил Афанасия за то, что он, будучи низложенным в Трире, занял вновь кафедру по распоряжению гражданской власти. Констанций постановление собора утвердил. С помощью солдат епископом Александрии был поставлен арианин Григорий. Святой Афанасий бежал в Рим к папе Юлию. В 342 г. тот созвал собор в Риме, который признал св. Афанасия православным и законным епископом Александрии. В 341 или 342 г. умер епископ Евсевий и на Константинопольскую кафедру был возведен арианин Македоний, причем император прибег к вооруженной силе.

В церковные дела вмешался третий сын Константина, Констанс, правивший западной частью империи. Он убедил Констанция созвать собор из восточных и западных епископов, который и состоялся в 347 г. в г. Сардике (ныне Софии) во владениях Констанса. На соборе подтвержден был Никейский символ веры и восстановлен Афанасий в сане епископа Александрийского. Но арианские епископы, видя, что православные возьмут перевес, покинули Сардику еще раньше вынесения постановлений, и составили свой собор в Филиппополе, осудив Афанасия и папу. Констансу удалось убедить брата, опасавшегося войны с ним, допустить Афанасия занять кафедру (349 г.). Святитель, прибыв в Александрию, изгнал ариан.

После смерти Констанса в 350 г., Констанций стал единовластным императором. Он пожелал доставить торжество арианам и созвал на западе два собора: в 353 в Арелате и в 355 г. в Медиолане (Милане), требуя подписания арианского вероопределения. Не подписал его только Афанасий Великий. В 356 г. Констанций отдал приказ низложить Афанасия силой. Воины окружили храм, в котором святитель совершал всенощную, но его не взяли. Он после службы незаметно вышел из храма и удалился в египетские пустыни.

К 360-му году победа ариан была полной – на всех кафедрах империи находились их представители. Но ересь безблагодатна, поэтому вскоре у них самих начались разногласия, касавшиеся ключевого понятия того времени – единосущия Сына Божия с Отцом. Часть ариан соглашалась на термин «подобосущие» (их называли омиусианами), часть не допускала самого слова «сущность» и говорила, что Сын просто «подобен» Отцу (т.н. партия омиев).

Преемник Констанция, Юлиан Отступник, из ненависти ко всему связанному со своим дядей, Константином Великим, дал свободу вероисповедания всем христианам. Он надеялся, что православные епископы окончательно рассорятся с арианами, христианству придет конец, и удастся возродить близкое ему язычество. Но Афанасий не поддался на провокацию. Вернувшись в 362 году в Александрию, он одновременно и утвердил торжественно православное учение, и постановил, чтобы возвращающиеся в православие ариане принимались в тех иерархических степенях, которые имели до обращения. Эти постановление, полное христианской любви, способствовало прекращению смуты. В лоно Церкви вернулись многие полуариане.

Полностью курс лекций по Истории Церкви здесь: http://moyhram.org/articles/54/158/



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс