Материалы


6 мая - праздник Иверской иконы Богоматери

05.05.2018

РАССКАЗ ОБ ИВЕРСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

1.pngПразднования: февраль 12 (25), апрель 24 (6 мая), октябрь 13 (26)

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы - на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России,- названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба - он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: "Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители".

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: "Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет".

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса - Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне - Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. "...Собрав всю свою братию... сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону".

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. "И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом..."13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им - Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную - Тверскую - улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и 2.pngцарицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской - как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны - и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

http://www.zavet.ru/kalendar/bm/iver-001.htm


Иосиф Муньос-Кортес: не боясь смерти за Христа

В день, когда Церковь вспоминает апостола Луку, по преданию первого иконописца, а многие празднуют Хэллоуин, наш современник претерпел мучения за веру Христову и принял мученический венец.

В ночь на 31 октября 1997 года в Афинах был убит хранитель Монреальской чудотворной Иверской иконы Божьей Матери Иосиф Муньос-Кортес.

Путь к православию

5.pngИосиф (или по-испански Хосе) Муньос-Кортес родился в 1948(?) г. в Сантьяго (Чили) и принадлежал к очень знатному роду — к испанским аристократам Муньос-Кортесам. Помимо своей древности, этот род отличался горячей приверженностью к католической религии.

В 1962 г., проходя мимо православной церкви по дороге в костел, юный Иосиф услышал доносящееся из открытых дверей дивное пение, и ноги сами понесли его внутрь. Когда служба окончилась, к нему подошел настоятель, епископ Леонтий Чилийский, и спросил его, кто он такой. Назвав себя, мальчик задал владыке встречный вопрос:

— Скажите, а где я нахожусь?.

— В православной церкви.

— А чем Православие отличается от нашей веры?

У владыки не было на тот достаточного для разговора времени, и он ответил кратко, но обещал мальчику рассказать о православии подробнее, если он зайдет в храм еще раз.

Иосиф зашел еще раз, потом – еще, а потом стал ходить в православную церковь регулярно.

Когда через два года ему исполнилось 14, то встал вопрос – переходить ли из 3.pngкатоличества в православие? Для себя самого Иосиф этот вопрос давно решил, но он очень боялся рассердить мать, глубоко верующую католичку. Каким образом ему удалось с ней договориться, неизвестно, тем не менее материнское согласие было получено.

Иосиф, с детства мечтавший стать художником, был поражен не только красотой православного богослужения, но и одухотворенностью русской иконы. Проучившись три года в православном колледже, Иосиф стал учиться иконописи (на фото - одна из икон, написанных Иосифом). В Чили было не так много людей, которые могли бы научить чему-то в этой области. Поэтому молодой человек отправился в Канаду, во франкоязычный Монреаль, штат Квебек (французский язык гораздо ближе к испанскому, чем английский, и он быстрее его освоил).

По приглашению архиепископа Канадского и Монреальского Виталия он переехал на подворье монашеского братства преподобного Иова Почаевского в Монреале и вскоре стал преподавателем истории искусств в Монреальском университете.

Чудесная икона

Когда Хосе задавали вопрос, почему Господь именно его избрал хранителем чудотворной иконы, он отвечал: «Я всегда молился Пресвятой Деве и никогда не просил чуда, никогда не просил Пресвятую Деву, чтобы Она дала мне какое-нибудь доказательство о Себе. Я верую в Божию Матерь, как верую в Бога. Я очень чту Божию Матерь, потому что так был научен в детстве моей матерью. Я верю, что Пресвятая Дева проявляет Себя там, где Она хочет».

Осенью 1982 года Иосиф с друзьями отправился в паломничество на Афон. Ему очень хотелось побывать в скиту святого Даниила, знаменитом своей иконописной мастерской. Но на пути к нему паломники заблудились. С Божьей помощью они вышли к скиту во имя Рождества Христова, где их приняли с любовью, угостили чаем и показали свою иконописную мастерскую.

Здесь и увидел Иосиф глубоко поразивший его образ Божией Матери. Он настойчиво просил продать ему эту икону, но получил отказ.

Молодой паломник горячо молил Богородицу позволить ему увезти Ее образ в Америку.

«Ночь я пробыл в скиту, – рассказывал он, – отстоял литургию. Во время пения «Достойно есть…» я на коленях просил Царицу Небесную отпустить святой образ со мной. После произнесенной молитвы я почувствовал душевное успокоение, как бы уверенность в том, что Пресвятая Дева поедет с нами.

Утром все монахи нас провожали, но игумена не было. И вот в последнюю минуту перед нашим уходом из монастыря мы его увидели. Он быстро спускался по лестнице с завернутой иконой в руках. Подойдя ко мне, он сказал, что отдает мне икону, так как она должна быть со мной, я хотел заплатить за икону, зная скромный образ жизни монахов и их нужду. Игумен строго сказал, что за такую святыню деньги брать нельзя.

Мое тело покрылось мурашками, я почувствовал, что произошло нечто необычайное. Я перекрестился, приложился к иконе и дал себе обет, что этот образ никогда не станет источником обогащения…»

Иосиф приложил свою икону к чудотворному образу Божией Матери «Вратарница», с которой она была списана. Вернувшись в Монреаль, он поместил икону у себя в комнате и каждую ночь читал перед ней акафист.

6.png24 ноября 1982 года он проснулся около трех часов ночи и ощутил сильное благоухание. Взглянув на образ Пречистой, он заметил на нем капли влаги и подумал, что это стекает масло из лампады. Но, вытирая их, он с изумлением обнаружил, что благоухание исходит именно от них. Ему стало ясно, что это — благовонное миро.

Икону отнесли в храм, положили на Престол и во время литургии струйки мира явно потекли от изображения рук Младенца Христа. С тех пор икона мироточила постоянно, за исключением Страстной седмицы.

Всегда с молитвой

Иосиф Муньос-Кортес стал возить чудотворный образ по православным приходам разных стран – Америки, Западной Европы, Новой Зеландии. Везде, где появляется икона, совершались многочисленные исцеления душевных и телесных недугов.

Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась.

Благодатное воздействие Пречистой пробуждало и преображало верных, нередко застывших в косном веровании.

Сам же хранитель иконы, бывший в тайном постриге (который, вероятно, получил от передавшего ему икону схиигумена Климента), постоянно молился. Совершать многочисленные и утомительные поездки с иконой ему помогала Иисусова молитва.

В дороге у него не было возможности совершать ежедневное монашеское правило, и он заменял его Иисусовой молитвой; часто спутники видели, как он молился по четкам, сев и склонив голову к коленям, по традиции византийских исихастов.

7.pngКогда Иосиф жил у себя дома в Монреале, он ежедневно старался вычитывать весь богослужебный круг. На молитве он обычно всегда стоял, хотя при его слабом здоровье это зачастую было мучительно (Иосиф страдал диабетом и другими недугами).

Он говорил, что в молитве очень важно быть постоянным и не отступать от раз взятого на себя правила.

Предчувствие

Летом 1996 г. Иосиф побывал на Афоне, чтобы проститься с умирающим схиигуменом Климентом. Тогда о. Климент предсказал ему, что следующий 1997 год будет для хранителя Иконы судьбоносным, произойдут страшные события и «ты будешь подвергнут страшной клевете».

За год до смерти Иосифу случилось страшное видение, как он говорил, «это был не сон, а совершенно наяву». Он проснулся ночью и почувствовал, что связан по рукам и ногам. Рот у него был тоже завязан, и он не мог ни говорить, ни кричать. Он пытался освободиться, но не мог и только молился в себе.

Накануне мученической кончины Иосиф вместе с о. Александром Ивашевичем посетил древний монастырь на греческом острове Андрос, чтобы поклониться его святыням. Открывший им двери храма обители монах чрезвычайно удивился тому, что древний настенный образ Богоматери стал обильно слезоточить.

На Иосифа это знамение Божией Матери произвело настолько глубокое впечатление, что он несколько раз один раз повторил о. Александру: «Отче, я чувствую, что очень скоро произойдет что-то страшное. Не знаю, что именно, но что-то чувствую». Эти же слова он повторил и священнику и утром накануне своей гибели.

Кроме того, незадолго до гибели в интервью журналу «Русский пастырь» Иосиф сказал:

«Верующие должны быть готовыми умереть за истину, не забывать, что приобретая здесь врагов, приобретаем Небесное Царство… Потеряв земную жизнь, обретаем небесную. Мы не должны бояться смерти за Христа».

Мученический венец

Его нашли в номере афинского Гранд-отеля. Дверь была закрыта изнутри, горничная утром не смогла войти в номер. Комната № 860 была угловой и выходит на балкон, единственный балкон в Гранд-отеле, с которого можно попасть на крышу ближайшего здания. Убийцы сравнительно легко проникли в номер и также легко оттуда ушли, никем не замеченные.

Перед судом в качестве обвиняемого предстал румын Николай Чиару, но он, по-видимому, был не главным действующим лицом.

Предположительно убийц было трое: один держал, другой завязывал руки и ноги, а третий наносил удары. Убийство было тщательно запланировано. Проводивший экспертизу врач объяснял, что в рядовых убийствах жертвы обычно завязывают впопыхах и неаккуратно. Иосиф был очень акккуратно завязан и так, чтобы причинить ему сильное страдание.

Страшные пытки продолжались примерно полчаса, после чего Иосиф долго еще умирал в одиночестве.

Человек, при жизни не давший ни единого поводу усомниться в своей нравственной чистоте, после своей мучительной смерти был еще и подвергнут многим укорам, в прессе появлялись домыслы и сплетни, и лишь по прошествии какого-то времени началась переоценка случившегося.

Где находится чудотворная Монреальская икона Божьей Матери – неизвестно.

Неугасимая свеча

8.pngНа тринадцатый день после кончины тело убиенного прибыло в Троицкий монастырь в Джорданвилле. Именно там брат Иосиф завещал похоронить себя.

Хоронить мученика собирались в закрытом гробу, но по распоряжению архиепископа Лавра был вскрыт пластиковый мешок, в котором тело перевозилось.

Отчетливо были видны следы страданий и пыток, которым он подвергнулся в последние часы своей жизни: переломанные в суставах пальцы, багровые рубцы от каната на лице, шее, в местах, где были связаны руки. Но всех поразило отсутствие каких бы то ни было признаков тления.

Богослужения прошли очень торжественно и молитвенно. Рано утром была заупокойная Литургия, после неё трапеза-поминки, а в 12-45 началось отпевание, которое совершил преосвященный архиепископ Лавр в сослужении 20-ти священников и 3-х протодиаконов.

9.pngБольшой храм был переполнен молящимися, съехавшимися из Канады, Европы, Южной Америки, Калифорнии. Всего собралось около 450 человек. Прекрасно пели два хора, по 40 певчих на каждом клиросе. Служба и прощание с усопшим длились три часа, при открытом гробе.

Когда Иосифа несли на кладбище, болящий иеромонах Аверкий, не смогший по немощи присутствовать на отпевании, вышел из своей кельи чтобы наблюдать похоронную процессию, и в это время он почувствовал сильный аромат мира. Тот же аромат услышали и другие богомольцы.

Так Богородица помазала Своего мученика нетлением и благоуханием небесного мира в знак его приятия в Небесное Царство в лик мученический.

На сороковой день после кончины Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя Мироточивой Иконы Иверской Божией Матери, на его могиле, находящейся на продуваемом ветрами со всех сторон монастырском кладбище, можно было наблюдать еще одно чудо – негасимые в снегу и на ветру свечи…

http://www.pravmir.ru/iosif-munos-kortes-ne-boyas-smerti-za-xrista/#ixzz2uFdlOvYv


Возврат к списку

© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс