Материалы


Приближается Великий Пост

24.02.2020

  Бог обещает нам Царство          

У Св. Иоанна Златоуста есть замечательно яркие и страшные слова:

 «Бог обещает нам Царство – и мы пренебрегаем Его; диавол готовит нам геену – и мы чтим его…»

Господь обещает нам Вечное Царство любви, мира, добра, радости, тишины…

Не сынами ночи и тьмы, а сынами света и дня – должны быть христиане, как говорит ап. Павел.

Жизнь человеческая на земле – это миг, это маленькая искра, это короткий вздох, это несколько несмелых шагов от колыбели до гроба…

9.pngИ задача человека в этой обжигающе короткой жизни – услышать Божественный зов в своем сердце!

Очень часто случается так, что человек как бы скользит по поверхности жизни, скользит по поверхности своего сердца, по поверхности молитвы, по поверхности любви…

Человек боится глубины. Глубина предполагает серьезность. Глубина напоминает о смерти и Вечности. Глубина ставит своим условием подвиг и труд!

Пост – это то уникальное время, когда у каждого из нас есть возможность исследовать глубину своего сердца…!

И Святая Церковь предлагает нам покаяние – как благодатный инструмент, с помощью которого мы можем врачевать свою душу…

«Покаяние – это жизнь, – говорит Тертуллиан, – Стремись к нему, хватайся за него как потерпевший кораблекрушение человек хватается за всякую доску!»

И действительно, в этой короткой и хрупкой как утренний туман жизни, мы очень часто, к сожалению, терпим кораблекрушение – кораблекрушение души, кораблекрушение наших духовных устремлений…

Волны житейского неугомонного страшного моря захлестывают человеческую душу и она захлебывается в этом мирском океане злобы, недоверия, корысти, зависти, страха, подозрительности…

«Диавол готовит нам геену и мы чтим его…»

Почему человек чтит очень часто диавола, а не Бога на своем жизненном пути? Почему это драгоценное время земной жизни он разменивает на развлечения, собирание мамоны, достижение земного успеха?

Потому, что он  сам хочет быть обманутым, сам предпочитает играться на краю пропасти, сам желает принять иллюзию жизни за саму жизнь, сам добровольно отказывается от Неба, и выбирает тлен, землю, прах, холод и смерть…

А Св.Пророки Варсонофий и Иоанн говорят, что: «Время дано нам для того, чтобы исследовать наши страсти, плакать и рыдать о них!»

Земная жизнь – это проверка нашего желания быть в вечности с Богом!

«Умирись с собою /преп. И.Сирин/ и умирится с тобою небо и земля. Постарайся войти во внутреннюю свою клеть (т.е. в сердце) –  и ты узришь клеть Небесную (т.е. Вечную Жизнь).  Лестница  в Царство Небесное – внутри тебя!»

Пост – это и есть наша попытка умириться с собою, “облобызать покаяние” /преп.Андрей Критский/.

Старец преп. Иосиф Оптинский говорил своим чадам: «Когда мы согрешаем – нужно немедленно бежать!» «Куда?» – спрашивали у него.  «В тихую гавань сердечного покаяния!»

Покаяние – это та точка духовного пространства, где человек добровольно обнажает перед Богом всю свою греховную глубину. То, что обычно человек скрывает от людей – весь свой душевный смрад, все струпья, язвы – все это человек обнажает перед Небесным Врачом.

И, безусловно,  (это мы должны понять), что покаяние – это состояние души. Это не просто перечень грехов по бумажке – и это хорошо, – но покаяние – это благодатная атмосфера души, в которой произрастают те плоды духа, о которых говорит ап.Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…»

Когда мы говорим о монахах – инок, это означает, что этот человек – иной; он отличный от других; его призвание – славить Бога, каяться в грехах…  Но и любой христианин-мирянин – он тоже должен быть иным! Он тоже посвящен Богу! Он тоже не может сливаться с греховным миром! Он должен быть светом миру, солью земли… Христианин – это человек, который постоянно ходит пред лицем Бога, чтобы он не делал, чем бы не занимался: мел улицу, учил детей, был воином или инженером.

«Вы уже не чужие, и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу!» /ап.Павел/

Христианин призван быть “своим Богу” (чадом, сыном) – в этом заключается великое достоинство человека!

И делая на своем месте свое маленькое дело, стараясь жить по заповедям Божиим, стараясь изменять самого себя – человек изменяет и всю Вселенную, кладет свою лепту в Небесную копилку добра. Он делается сосудом Божиим, живой проповедью Евангелия Христова!

Помним: как услышал преп. Макарий Великий глас: «Макарий! Ты еще не достиг того совершенства, как две женщины в городе!» Преподобный пришел к этим женщинам и сказал им:

–  Я желаю знать ваши добрые дела!

–  Поверь нам, честный отче, что мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое с своими мужьями: какие же добродетели ты желаешь найти в нас.

Но после его настойчивых просьб, они рассказали, что вышли замуж за двух родных братьев и вот уже 15 лет живут все вместе в одном доме, за все это время не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собой. Просились в монастырь, но мужья не пустили их и они смирились.

Макарий удивился:  “Поистине Господь не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека к Истине, ко Христу и на его добровольное произволение посылает благодать Святаго Духа, которая управляет жизнью человека!»

Не одежда, не внешнее положение человека спасает, но живое, радостное, свободное стремление человека жить в Боге, стремиться к Истине, к Небу, ко Христу!

«Сыне, даждь мне твое сердце!» – говорит Господь…

Ап.Павел говорит: “Мы Христово благоухание Богу”. Христиане должны быть благоуханием Богу…

Но агрессия греха в современном мире настолько велика, ужасна, изощрена,  что даже христиане, которые знают добрую Небесную Программу, знают как надо жить (знают заповеди Божии) тоже испытывают падения за падениями, кораблекрушения за кораблекрушениями…

Враг развертывает перед человеком свою страшную бесовскую коллекцию:  набор самых низменных страстей;  удовольствий, развлечений;  ложных духовных путей; погоню за успехом, за деньгами, за славой; «общечеловеческие ценности»…

Грех разбивает человека – лишает душу целостности, человек становится дробным как мозаичная картина, «погубляет ума красоту» /преп.Андрей Критский/. Поэтому вопием: «Исцели душу мою, яко согреших Тебе».

С удалением греха из души человек «исцеляется», становится «целым» «целомудренным». Становится самим собой!

И Церковь, как любящая мать, старается как бы сдвинуть каждого из нас с мертвой точки, с того места, на котором наша духовная жизнь остановилась, стала похожа на загнивающую стоячую воду.  /Для этого – пост/.  Затхлая вода нашей души – это наша гневливость, наше равнодушие, дерзость, осуждение, подозрительность, памятозлобие, немолитвенность, наша нелюбовь!

У каждого – своя оборона (как говорил преп. Амвросий опт.), свой театр военных действий!

«Опыт духовный – не покупается! Его каждый приобретает своим трудом и своей кровью…» (старец Иосиф Исихаст).

Главное – чтобы мы все-таки учились на ошибках; чтобы не увлекались прелестями этого мира; чтобы любили Церковь (кому Церковь не Мать, тому Бог – не Отец); чтобы постоянно участвовали  в молитве, в Таинствах и были живой здоровой ветвью на древе Христовом (а не сухой и отломленной); чтобы любили наш общий Дом – наше Отечество Россию! переживали и скорбели за нее; чтобы понимали, что есть только одна “общечеловеческая ценность” – Христос!

И Господь за нашу борьбу, за неравнодушие, за стремление жить по-христиански обязательно подаст благодать, мир и радость!

Пост – это не только голод по пище, по снедям и т.д. … Пост – это голод по Богу! Желание соединиться с Христом и быть Его чадом! Это очень трудная задача!

В одной из церковных молитв говорится: «Отягчен сном уныния, помрачаюся прелестию греховною: но даруй ми утро покаяния, просвещая очи мысленные, Христе Боже, просвещение души моея, и спаси мя!»

Помолимся, чтобы Господь каждому из нас дал в пост это утро покаяния, чтобы в душе воссияли ранние прекрасные лучи радости, благодати и света!

 http://www.optina.ru/sermon/pt60/

 Только святость нормальна для человека

Пост – это время великого молчания пред Богом. Настолько наша жизнь преисполнена суеты, беспечности, празднословия, несерьезности, хаоса, пустоты, смехотворства, настолько человек забывает о цели и смысле своего пребывания на земле, настолько он обрастает коростой безразличия, гордыни, надменности, эгоизма, бесчувствия к духовному, что душа просто остро нуждается в экстренном лечении.

Пост – это время великого стояния перед Богом.

Человек устроен так, что он, чаще всего, боится встречи с собой. Действительно, страшно увидеть себя настоящего, без грима, без пудры, без многочисленных масок. Но если мы не пойдём на эту таинственную встречу с собой, значит, мы не встретимся и с Богом.

8.pngПуть один, и закон один: от видения глубины своего падения, от смиренного взгляда на истрёпанную страстями свою душу, от осознания своей страшной греховности, человек восходит на высоту встречи со Христом. И тогда освящается жизнь, обретается великий смысл бытия, и становится человеку понятным: кто он и куда ему надо идти. Пост и должен помочь нам ещё и ещё раз шагнуть в глубину своего сердца, искренне попытаться изменить себя, своего внутреннего человека.

Старец Паисий говорит, что «тот, кто хочет по-настоящему быть искренним, пусть начнёт с того, чтобы быть искренним прежде всего с самим собой, потому что духовная искренность начинается с этого».

Искренность по отношению к самим себе это когда мы видим, как говорит преподобный Макарий Великий, «что даже краями губ не прикоснулись ещё к настоящей христианской жизни». Это понимание того, что хотя, может быть, внешне мы отказались от многих каких-то греховных дел и поступков, но внутренне, в сердце, в помыслах живут греховные проекции этих недостойных и страшных злодеяний.

«Лукавая тирания сатаны, - говорит св. Василий Великий, - до гроба не оставляет человеческую душу».

Мир сейчас настолько многосложен, настолько лукав, что каждую человеческую душу он хочет сделать своей добычей. «Под шкурой ягнёнка скрывается зверь», или как блаженная Синклитикия говорит: «У диавола имеется множество жал…» И если человек доверится не Богу, а миру, то тот обязательно обманет его, оглоушит, покажет страшные свои зубы, изжалит его до полусмерти. С диаволом нельзя заигрывать, кокетничать – это всегда оканчивается трагедией, катастрофой, надломом, душевным кризисом… наконец, смертью.

И это касается не только людей, далёких от Церкви и от Бога. Мы, христиане, тоже «биты, - как говорит преп. Иустин Сербский, - кнутом жизненных ужасов». Мы тоже унылы, надломлены грехом, невдохновенны, прибиты к земле. Тоже копошимся увлечённо в плотском, временном, увязаем в мелочах, в бытовых деталях, а «Бога, - как старец Паисий говорит, - оставляем на потом».

Церковь поэтому и направила нас в благодатное русло Поста, чтобы душа наша стряхнула с себя эту скучную дремоту, очнулась от «гипноза» земных дел. Чтобы она обрела духовные крылья, чтобы научилась получать радость не от покупок, не от увеселений, не от казино или Интернета, а от благодати молитвы, от благодати покаяния.

Как один человек спросил священника: «Батюшка! А зачем вы во время Поста облачаетесь в чёрные ризы?» И тот ответил: «Чтобы душа облачилась в светлые». Вот эти светлые, сияющие, брачные одежды должна взыскать наша душа, и Пост помогает ей в этом. 

Святейший Патриарх сказал как-то прекрасно: «Россия впитала от Православия убеждённость: только святость нормальна для человека».

Грех страшно калечит человеческую душу, делает её звероподобной, мрачной подавленной, а стремление жить по заповедям Евангельским делает душу невестой Христовой. И неправильно было бы думать, что Пост загоняет человека в какие-то узкие рамки.

Пост – это не рабская система запретов, а широта свободы и любви.

В иконописи существует канон, в котором должен творить иконописец. Но наличие этого определённого канона, традиции, каких-то устоявшихся приёмов не ущемляет свободы иконописца, его творческого вдохновения. Так и Великий Пост, он имеет свой канон, свои традиции, свою канву, но внутри этой прекрасной, сложившейся веками великопостной оправы, каждый верующий человек имеет необыкновенную духовную свободу, которую ему даёт Бог. И как реставратор сначала расчищает потемневший от времени образ, а только затем накладывает новые краски, так и мы во время Поста должны покаянием «расчистить» в себе потускневший от грехов образ Божий, снять с сердца накипь страстей, а потом накладывать новые сияющие краски добродетелей.

Все мы – очень и очень разные. Отличаемся довольно сильно друг от друга – ростом, весом, цветом глаз, количеством волос на голове. И ещё сильнее разнимся мы характером наших душ. Душа каждого человека имеет свой тонкий оттенок, свой совершенно неповторимый рисунок, свои полутона, свой аромат. И, безусловно, у каждого – свои страсти, пороки, привычки, свой «запинающий грех», свой «театр военных действий». Но все мы составляем одно целое – Церковь, Тело Христово. И каждый член этого тела – единственный и незаменимый. «Болит, страждет ли один член, - говорит Апостол Павел, - с ним страждут все остальные члены».

Церковь – это преодоление одиночества. Верующий человек никогда не бывает одиноким. Он – вместе со всеми людьми. Вместе с Ангелами и святыми. Он – вместе с Самим Христом. Господь и пытается нас научить самому главному – ношению немощей друг друга, болезней, странностей, чудачеств, несовершенств.

Старица Гавриилия говорит прекрасно: «Только живя с людьми мы можем понять, являемся ли мы сами людьми, или нет… Когда нас оставляет любовь – тогда мы становимся трупами!» А Господь хочет согреть наши сердца, оживить их, сделать их способными видеть чужое горе, чужую боль, и научиться делать их своими. И только через покаяние можно научиться любви.

Покаяние – это тот удивительный камертон души, который помогает ей настроиться на настоящую духовную жизнь.

В житии преп. Серафима Саровского повествуется о том, как ко святому пришёл некий генерал: надменный, гордый, самовлюблённый, обвешанный орденами и медалями. После исповеди у преподобного Серафима он вышел от него в слезах. Глубокое покаяние коснулось его души, и он поснимал со своего мундира все награды. Это и есть то, что святые Отцы называют «метаноя» - изменение ума. Так и в наших сердцах должно произойти это благодатное изменение и мы должны поснимать и выбросить со своей души все те мнимые награды, которые мы повесили сами себе. Должны увидеть себя – настоящего. Без грима, без пудры, без многочисленных масок. Искренне почувствовать, что мы «даже краями губ ещё не прикоснулись к настоящей христианской жизни».

Душа наша очень остро нуждается в экстренном лечении!

Для этого нам и нужен Великий Пост!

 http://www.optina.ru/sermon/pt57/

 

 


Возврат к списку

© 2010-2020 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс