Материалы


Великая Суббота

26.04.2019

Великая Суббота Страстной седмицы

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен.
Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

14.png

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

5.png

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

7.png

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.

«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».

Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»

Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.

«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

Евангелие от Матфея (Мф.28:1-20)

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

http://kznprihod.ru/Jitiy_imena/Pasha_Cristova/velikay_subbota.aspx


Великая суббота Страстной седмицы

Великая суббота – это последний день перед Пасхой, который наполнен как скорбью, так и радостью: Церковь вспоминает телесное погребение Христа и Его сошествие в ад, но при этом богослужения уже полны предпасхальным ликованием.

Важность и особенность Великой субботы в том, что, как отмечается в церковной литературе, с одной стороны это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой — это то время, когда совершается победа Господа над смертью и адом «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай жа с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный».

1.png

В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению. За таким разрешением к Пилату пришел один из членов синедриона, Иосиф из Аримафеи, тайный ученик Христа: он приобрел плащаницу (специальное дорогостоящее полотно) и попросил у Пилата выдать ему тело Христа.

2.png

Разрешение было получено, тело Христа завернули в плащаницу – и поместили в пещере в саду Иосифа, находившемся недалеко от Голгофы.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали.

Богослужение Великой субботы

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже…» обносится вокруг храма. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знак того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф…»

3.png

Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения и читаются: паремия из книги прор. Иезекииля о воскресении мертвых;

1 Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. 3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. 4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» 5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. 6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. 7 Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. 8 И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. 9 Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. 10 И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище. 11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». 12 Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. 13 И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, 14 и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь.

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею.

Богослужения Великой субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения. Поскольку раньше в этот день единственный раз в году совершалось крещение оглашенных, на богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения. После малого входа и пения «Свете тихий…» начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

Собрание паремий Великой субботы отрывается повествованием из книги Бытия (Быт. 1, 1-13)о сотворении мира. Этот отрывок вводит нас в Священную историю, напоминая нам о совершенстве созданного Богом мироздания.

Второе чтение — из пророчества Исаии, — сразу переводит наш взор из «альфы» истории творения в «омегу» Царства Божия,пришедшего в силе Воскресением Христовым (Ис. 60, 1-16).

Далее вспоминаются установление Ветхозаветной Пасхи (Исх. 12, 1-11), живописующее страдания совершенного Агнца-Христа.

После чего следует яркий образ смерти, тридневного погребения и дивного Воскресения Мессии — повествование о пророке Ионе. Удивительно образное и проникновенно назидательное повествование книги пророка Божия Ионы, вошло в богослужебный обиход без каких бы то ни было сокращений. Вся книга полностью является четвертой паремией вечерни Великой субботы.

Далее следует отрывок из книги Иисуса Навина (Нав. 5, 10-15) с образом святой земли – одновременно Церкви Христовой и Небесного Отечества, куда вводит нас Сын Божий своим Воскресением.

Повествование о переходе через Чермное море Израильского народа во главе с Моисеем, будучи один из самых ярких эпизодов Священной истории, является удивительно точным образом избавления от рабства и вхождения в новую жизнь. Отрывок из книги Исход (Исх. 13-15), содержащий повествование об этом чудесном избавлении, составил шестое Ветхозаветное чтение этого дня.

Седьмой паремией является фрагмент из книги пророка Софонии, который посвящен призыву возрадоваться избавлению дарованному Богом людям Его, ибо «отъял Господь неправды» наши и «воцарился посреди» нас (Соф. 3, 8-15).

Отрывок из третей книги Царств (3 Цар. 17, 8-23) о воскрешении пророком Илией сына вдовицы из Сарепты Сидонской, будучи явным прообразом избавления от смерти Воскресением Христа, прекрасно дополняет череду Ветхозаветных чтений Великой субботы.

Далее вновь «Ветхозаветный евангелист» пророк Божий Исаия (Ис. 61, 10-11; 62, 1-5) неповторимыми и вместе с тем понятными образами изображает тот великий дар спасения. которые предоставляет нам Господь Свои Воскресением.

Следующее чтение составляет повествование о жертвоприношении сына патриархи Авраамом (Быт. 22, 1-18). Искренняя вера и преданность Авраама, и особенно покорность Исаака, которого воспринимали как образ истинной Жертвы – Христа, удивительно вписывается в череду паремий Великой субботы.

Пророчество Исаии «о благоприятном времени» (Ис. 61, 1-9), вновь устремляет наш взор на дивные плоды спасения, которые стали доступны человеческому роду Воскресением Христа.

Еще одним ярким образом победы над смертью является воскрешение пророком Елисеем сына самонитянки, содержащееся в четвертой книге Царств (4 Цар. 4, 8-37).

Пророк Исаия, предвещая истинное избавление, указывает на призвание людей своих к блаженному Царству правды (Ис. 63, 11-19; 64, 1-5).

Предпоследним чтением является отрывок из книги пророка Иеремии (Иер. 31. 31-34), который предвещает Новый Завет Бога со своим народом, когда «в сердцах людей будет написан закон Божий и не будут больше учить друг друга, ибо все будут знать Господа».

И наконец, последней паремией Великой субботы завершающей проникновенную череду Ветхозаветных образов победы над адом, является фрагмент из книги пророка Даниила (Дан. 3, 1-85) об избавлении из печи Вавилонской трех отроков Анинии, Азарии и Мисаила. В завершении этого чтения звучит проникновенная песнь отроков с припевом «Господа пойте и превозносите во вся веки», которая вводит в торжественное прославление Воскресшего Христа чему посвящены следующие сразу же за паремиями Апостольское и особенно Евангельское чтение.

Неповторимый мир Ветхозаветных повествований, собранных в чтениях Великой субботы, особенным образом готовит душу к принятию вести об избавлении мира Воскресшим Христом от власти диавола. Потому такое внимание уделяется на первом пасхальном богослужении чтениям из Ветхого Завета — подлинного «детоводителя нашего спасения».

После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», а в алтаре в это время черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это — изображение события, что мироносицы рано утром, «еще сущи тме», видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о воскресении Христа.

После этого пения диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед Плащаницею, чтением Евангелия, возвещает людям о Воскресении Христовом.

Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется песнь: «Да молчит всяка плоть человеча»… Вместо «Достойно есть» поется: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе»… Запричастный стих: «Воста, яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».

 Проповедь в Великую субботу

Митрополит Сурожский Антоний3.png

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает… И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, “Христос воскресе”, мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.


Иконография Воскресения Христова

Мирослав Юрьевич Бакулин

Как повествуют евангелисты, Господь Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов после обеда, накануне еврейской Пасхи. В тот же день вечером Иосиф Аримафейский, человек богатый и благочестивый, вместе с Никодимом сняли с креста тело Иисуса, помазали его благовонными веществами, обвили полотном-плащаницей, как полагалось по еврейским традициям, и похоронили в каменной пещере. Эту пещеру Иосиф высек в скале для собственного погребения, но из любви к Иисусу уступил ее Ему. Эта пещера находилась в саду Иосифа, рядом с Голгофой, где распяли Христа. Иосиф и Никодим были членами Синедриона (верховного иудейского суда) и одновременно тайными учениками Христа. Вход в пещеру, где они погребли тело Иисуса, они заложили большим камнем. Погребение совершалось поспешно и не по всем правилам, так как в этот вечер начинался праздник иудейской Пасхи.

5.png

Несмотря на праздник, в субботу утром первосвященники и книжники пошли к Пилату и просили у него разрешения приставить ко гробу римских воинов, чтобы охранять гроб. К камню, закрывавшему вход в гробницу, приложили печать. Все это было сделано из предосторожности, так как они помнили предсказание Иисуса Христа, что Он воскреснет на третий день после Своей смерти. Так иудейские начальники, сами того не подозревая, подготовили неопровержимые доказательства последовавшего на следующий день воскресения Христа.

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, — непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

6.png

В первый день Своего воскресения Господь несколько раз являлся Своим ученикам, которые прятались от преследований поодиночке и группами в разных частях Иерусалима. По церковному преданию, Христос сначала явился Своей Матери, чем утешил Ее материнскую скорбь. Потом Господь явился к женам-мироносицам, сказав им: «Радуйтесь!» Жены-мироносицы поспешили поделиться этой радостной вестью с апостолами. В тот же день Господь явился еще апостолу Петру и двум ученикам — Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Вечером же Он явился всем апостолам, которые собрались, чтобы обсудить слухи о Его воскресении. Боясь иудеев, апостолы заперлись в одном из домов Иерусалима, в Сионской горнице, где была совершена Тайная вечеря и где через семь недель после Пасхи Дух Святой сошел на апостолов.

Где пребывал Господь Своей душою после того, как Он умер? По верованию Церкви, Он сошел в ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда души уверовавших в Него (1 Пет. 3, 19).

7.png

Икона Воскресения Христа изображает именно схождение Христа во ад и чаще всего находится посреди храма весь церковный год. Образно это рассказ о сошествии Христа во ад, как Он душою человеческой сошел туда, куда каждая душа сходила с тех пор, как человек пал. Ад широко раскрылся, чтобы уловить человека, и оказался лицом к Лицу с Богом, душой Человеческой, пронизанной Божеством, сияющим Божеством. Победа была одержана, и, как говорит свт. Иоанн Златоуст, «мертвый не един во гробе». Любовь Божественная сразилась со смертью и приняла смерть. Смерть как бы раскрылась для того, чтобы поглотить Божественную Любовь и была этой Любовью преображена.

8.png

Одежда Христа кроваво-красного цвета, ибо Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Одежды Христа развиваются — Он является во ад подобным молнии, огнем очищая всякий грех. Исходящего во ад Христа окружает собор ветхозаветных святых: Иоанн Предтеча, как завершение сонма пророков, праведный разбойник Рах, распятый со Христом, Симеон Богоприимец, царь Давид, Моисей.

9.png

Под ногами Христа разрушенные врата ада, сложенные крестообразно. Во тьме адской мы видим ключи и замки — орудия пыток, которые теперь не имеют власти над сонаследниками Христа, христианами. Христос наклонился и протягивает руку первому человеку, Адаму, через которого вошел в мир грех. Адам и жена его Ева восстают из гробов и протягивают к Спасителю руки. Христос Своею крестною мукой искупил грех Адама, и Он крепко держит Своей рукой расслабленную кисть Адама, который не может сам держаться за Христа. Этот образ — держащая рука Христа за расслабленное запястье — яркий образ нашего спасения. Души, как и прежде, попадают в ад, но теперь из ада есть дверь в Царствие Небесное. Эта дверь — Христос. Он протягивает нам, падшим, Свою руку. И если довериться, протянуть руку, то не оступимся и не пропадем.

10.png

12.png

13.png

http://russned.ru/hristianstvo/velikaya-subbota-strastnoy-sedmitsyi




Возврат к списку

© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс