Материалы


15 мая - день памяти святого Афанасия Великого

14.05.2019

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

3.pngСвятитель Афанасий Великий родился в конце III века в столице Египта Александрии незадолго до Диоклетианова гонения. Родители его были люди богобоязненные и добродетельные. Уже с рождения будущий святой был отмечен особым Божиим помазанием. Все его детские устремления и поступки были окрашены верой и церковностью. В дни отрочества Афанасия, когда патриархом Александрийским был святитель Александр, произошел знаменательный случай. Афанасий вместе с детьми играл на берегу моря, изображая епископа, который совершает крещение. Случайно взглянув из окон своего дома, святой Александр увидел эту игру и приказал привести всех детей к себе. Подробно расспросив детей, патриарх узнал, что они в своей игре совершали все согласно церковному уставу. После того, посоветовавшись с клиром своим, он признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием, родителям же посоветовал, чтобы они воспитали их для священства.

Александрия представляла тогда много средств для образования ума, и Афанасий изучал “круг наук”. Главное же внимание было обращено им на изучение Священного Писания под руководством опытных наставников. Как можно полагать по одному из первых сочинений святого Афанасия, это были преподаватели знаменитого Огласительного училища в Александрии, да тому же исповедники за веру. Духовное образование Афанасия довершено было в обществе египетских пустынников, чьей аскетической жизни он подражал даже в сане архиерея.

Когда Афанасий достаточно изучил науки, родители привели его к святому патриарху Александру, где он занял место в качестве любимого члена семьи, живя со святителем, как сын с отцом. Таким образом Афанасий провел несколько плодотворных лет под кровлей уважаемого всеми первосвятителя. В сан диакона святой Афанасий был рукоположен в 319 году. Уже в это время Афанасия сделали известным его сочинения: “Против язычников” и “О воплощении Бога Слова”.

С самого начала своего церковного служения Афанасий мужественно боролся с еретиками и много от них претерпел, особенно от ариан. Вместе со святителем Александром он еще будучи диаконом присутствовал на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году. На этом Соборе была изобличена и осуждена ересь александрийского пресвитера Ария, который учил, что Сын Божий не рождается предвечно из существа Бога Отца, а сотворен Им из небытия во времени, не единосущен Ему и не равночестен. Арианская ересь заключала в себе отрицание Божества Иисуса Христа и нашего искупления Им, то есть этой ересью ниспровергалось само христианство.

Безумный Арий был отлучен от общения с Церковью Христовой и осужден на заточение. Однако, низверженный и еле живой, он, обуянный диавольской гордыней, не прекращал своей борьбы против православия. Имея за себя пред царем многих ходатаев, особенно Евсевия, епископа Никомидийского, Арий через них испрашивал у Константина Великого себе милости, говоря, что спор якобы идет не о вере, а только из-за пустых, отвлеченных слов. Еще на Первом Вселенском Соборе ариане предлагали такой Символ веры, в котором неопределенность выражений о Сыне Божием давала место перетолкованиям ариан. Но святые отцы, исповедуя Сына Божиего “из сущности Отца” рожденным и “Отцу единосущным”, включили эти выражения в свой Символ, и тем утвердили древнюю веру “в Бога истинна от Бога истинна”. Символ этот подписали все члены Собора, даже державшиеся стороны ариевой, – но эти подписали неискренно и греческий термин, выражающий единосущие Сына Божия “омоусиос”, читали как “омиусиос” (подобосущный). Евсевий и хотел представить царю дело так, что между православными и арианами происходит лишь недоразумение из-за различного понимания терминов и выражений Символа, а не из-за сущности веры, и что Арий совершенно согласен с символом Никейского Собора. Царь поверил ложным уверениям и позволил Арию возвратиться в Александрию. 1.png

Это обстоятельство было весьма тяжело для святого Афанасия как твердого защитника православия. В то время он был удостоен уже архидиаконского сана. Сей воин Христов преследовал опасного еретика, изобличая его и писаниями своими, и проповедью. Афанасий также побуждал и святейшего архиепископа Александра Александрийского написать послание к царю, и сам вместе с ним писал. Но Константин Великий, по внушению Евсевия и не желая раздоров, уже отвечал им резким посланием, угрожая даже извержением от сана.

Вскоре святитель Александр преставился. Кончина последовала пять месяцев спустя по возвращении его с Первого Вселенского Собора. Афанасия в то время не было в Александрии. Оставляя свою паству, умирающий старец искал вокруг блуждающим взором, кому бы поручить ее. “Афанасий, Афанасий! – взывал Александр. – Ты думаешь убежать. Нет! не убежишь”. Действительно, Афанасий долго отказывался от этой высоты, но не избежал жребия, предназначенного ему Свыше. Едва он явился в Александрию, как народ неотступно стал требовать от собравшихся епископов, чтобы посвятили ему в епископа Афанасия, и не успокоился, пока не получил желаемого, хотя и против воли самого Афанасия. Это произошло в 326 году.

В то время преподобный Пахомий Великий предрек о святом своим ученикам: “Когда был поставлен Афанасий в епископы, то нечестивые люди не одобряли определения Божия, над ним свершившегося, указывая на молодость его лет, и покушались разделить Церковь Божию. Но мне Дух Святой сказал: “Я воздвиг его, как столп и светильник Церкви. Много скорбей и оклеветаний человеческих ждет его за благочестивую веру во Христа. Но, победив все искушения, укрепляемый Им до конца, он возвестит Церквам евангельскую истину!” Пророчество святого подвижника сбылось полностью в жизни пламенного Христоносца, от чьего орлиного ока не сокрылась ни одна неправда.

Одним из первых дел святого Афанасия было обозрение своего обширнейшего округа. Святитель Афанасий предпринял путешествие до самых отдаленных пределов епархии по Нилу. Епископы раскрывали перед ним свои нужды, иноки многочисленных монастырей встречали святителя-аскета славословием и были первыми помощниками в его трудах. В житии преподобного Пахомия описывается посещение Тавеннского монастыря святым Афанасием. В то время там находился епископ Тентирский Серапион.

Однако возобновившиеся смуты ариан вскоре вновь привлекли пристальное внимание Александрийского архиепископа и уже не отпускали до конца его дней. Ни в ком ариане не имели такого страшного и неумолимого противника, как в святителе Афанасии, который вел с ними беспощадную борьбу проповедями, сочинениями и окружными посланиями, – и вынес из этой борьбы победоносное знамя православия невредимым. Он мгновенно вооружался на врагов Бога Слова одним только оружием – словом истины. “Не мечом и стрелами, – говорил он, – не с помощью воинов возвращается истина, но убеждением и советом”. В продолжение этой борьбы он сам подвергался бесчисленным опасностям, самой дикой клевете и смертельным гонениям со стороны ариан. Его неоднократно силой изгоняли из Александрии арианствующие правители и еретики-царедворцы. Годами он вынужден был вести жизнь странника, скрываясь в Галлии и Италии, а также в пустыне – у святых подвижников или даже среди зверей. При этом каждый раз Господь чудесным образом предупреждал святого об опасности, укрывал его от преследователей и соделовал невидимым даже перед взором врагов. В изгнаниях он неутомимо писал свои бессмертные творения во славу Святой Троицы и наносил решительное поражение еретикам, какие бы изощренные интриги они не плели, особенно после устрашающей смерти Ария.

Испытывая Своего воина в горниле страданий, Господь посылал святому Афанасию и многочисленных заступников. Например, в Галлии он пользовался почетом и уважением императора Константина Младшего, который и годами, и первородством был первым среди братьев. Ему неизменно помогали и верные духовные чада, подвергая опасности свои собственные жизни. Так он какое-то время скрывался у одной добродетельной девицы, которая была посвящена Богу и жила, как истинная раба Христова. Он пребывал в тайной комнате ее дома до самой кончины царя Констанция, и никто о нем ничего не знал, кроме Бога и той девицы, которая сама прислуживала ему и приносила книги, какие ему требовались. Во время пребывания там Афанасий написал много сочинений против еретиков. А в другой раз он довольно продолжительное время провел в глубоком рве запустевшего колодца, куда один боголюбец приносил ему еду. Когда святой Афанасий жил в Риме в продолжение трех лет, то пользовался уважением царя Константа и папы Юлия. Имел он там себе другом и святителя Павла, архиепископа Цареградского, также изгнанного нечестивыми еретиками со своего престола. В Александрию на защиту православия от ариан приходил Антоний Великий, с которым святитель Афанасий был дружен. Великим подвижником было составлено письмо императору Константину Великому в поддержку святого Афанасия. Благоговел перед святителем и преподобный Павел Фивейский, испросивший у Антония Великого мантию святителя для своего погребения.

Не раз святитель Афанасий находил во время гонений приют у других египетских пустынножителей, переходя с места на место, чтобы не подвергать братию опасностям. Одним из таких его друзей-подвижников был авва Памво, имеющий монастырь в Антиное. Святой Афанасий пребывал в этом монастыре в то время, когда туда явился святой Феодор Освященный, Тавеннский настоятель. Оба аввы всегда помогали святителю укрываться от преследователей и сами вызывались быть спутниками. Позже эти прозорливые старцы утешили опального святителя своим предречением о скорой гибели нечестивого Юлиана.

В Святом граде Иерусалиме святитель Афанасий с любовью был принят святейшим Максимом Исповедником. Это было во время третьего возвращения святого Афанасия на Александрийский патриарший престол после трех его изгнаний. Позже против Афанасия снова начались наветы и гонения, и все прежнее зло возобновилось. О характере гонений и о том, что происходило в это время в Александрии, святой Афанасий сам рассказывает следующее: “Снова некоторые, ища убить нас, пришли в Александрию, и наступили бедствия, жесточайшие прежних. Воины внезапно окружили церковь, и, вместо молитв, раздались вопли, восклицания и смятение; все это происходило в Святую Четыредесятницу. Завладев патриаршим престолом, Георгий Каппадокийский, избранный македонянами и арианами, еще более возрастил зло. После пасхальной седмицы девицы были заключаемы в узы, епископы связанными уводились воинами, дома сирых и вдовиц расхищались, и в городе происходил совершеннейший разбой. Христиане ночью выходили из города, дома запечатывались; клирики же бедствовали за своих братий... После Святой Пятидесятницы, народ постился и собрался помолиться при гробнице священномученика Петра... Стратилат Себастиан, державшийся манихейской ереси, с множеством воинов, вооруженных обнаженными мечами, луками и стрелами, ворвался в самую церковь и напал на бывший там народ... Тем же, которые находились в церкви, Себастиян причинил жесточайшую скорбь. Он приказал разжечь огромный костер и, поставив дев близ огня, принуждал их исповедать ариеву ересь. Но когда Себастиан оказался не в силах принудить их к этому, так как увидел, что они совсем не обращают внимания ни на огонь, ни на угрозы, – обнажил их и повелел бить без пощады, лица же их иссек настолько, что, по прошествии продолжительного времени, родные едва могли узнавать их. Мужей же, которых числом было 40 человек, предал новому мучительству: их бичевали жесткими и колючими ветвями только что срубленной финиковой пальмы и содрали им плечи, так что у некоторых пришлось несколько раз вырезать тело, вследствие того, что иглы глубоко вонзились в него; другие же, не вытерпев боли, умерли от язв. Всех же тех дев, которых с особенною жестокостью мучил, послал в заточение в великий Оасим (оазис Ливийской пустыни, где с давнего времени существовала греческая колония, служившая также местом ссылки), а мертвые тела убиенных ни православным, ни своим не позволил взять... Вслед за тем из Египта и Ливии были сосланы на изгнание епископы: Аммоний, Моин, Гаий, Филон, Ермий, Павлин, Псиносир, Линамон, Агафон, Агамфа, Марк, еще другие Аммоний и Марк, Драконтий, Аделфий, Афинодор и пресвитеры Иеракс и Диоскор; мучители так жестоко угнетали их, что некоторые умерли в пути, а другие в местах заточений. На вечное же заточение ариане осудили более 30 епископов, ибо злоба их была настолько сильна, что если бы было возможно, они готовы были бы изгнать и истребить истину с лица всей земли”.

По смерти Констанция на царский престол вступил Юлиан. Утвердившись на царстве, он пред всеми отрекся от Христа, поклонился идолам, соорудил повсюду капища. Обличаемый великими столпами и учителями церковными, Юлиан воздвиг на Церковь жестокое гонение, и в самом начале гонения вооружился против святого Афанасия как главного столпа христианства. Снова в Александрию было послано войско, но разыскивали только одного Афанасия, чтобы убить его. Он же, как и прежде, пройдя незамеченным среди толпы, избег рук ищущих его. И такие гонения продолжались почти до тех пор, пока сам народ, подняв мятеж, не заставил правителей вернуть святого на Александрийскую кафедру.

Таким образом, святитель Афанасий, престарелый воин Христов, после долгих трудов и многих подвигов за православие, перед самою уже кончиною своею, наступившей в 373 г., пожил непродолжительно в тишине и мире на своей кафедре. Всего же он епископствовал 47 лет и преемником по себе на Александрийской кафедре поставил за пять дней до своей кончины святителя Петра, блаженного друга своего, участника во всех своих бедствиях. Позже святой Петр, архиепископ Александрийский, мученически пострадает в 311 году.

Святитель Афанасий, по отзывам современников, отличался непреклонной твердостью, геройским мужеством и пламенной ревностью в православной вере. Все испытания он переносил с великим терпением, борясь с противниками исключительно духовным оружием. Святитель имел редкое знание людей и обладал искусством проникать в самые сокровенные изгибы их мыслей. Он выработал замечательный такт в обращении с людьми. “Приятный в беседе, ангелоподобный наружностью”, святой Афанасий, по свидетельству святителя Григория Богослова, “имел в себе все добродетели, его жизнь и нравы – правило для епископов, его догматы – законы для православия”. Все, кому было дорого православие, обращались к нему за советом, сообразовывали свое учение с его учением.

2.pngСвятой Афанасий Великий был одним из величайших богословов Древней Церкви после апостола Павла. Так как он всю жизнь свою провел в борьбе с арианами, то и сочинения его носят отпечаток этой борьбы. Важнейшие из сочинений святого Афанасия: четыре Слова против ариан; Послание к Епиктету, епископу Коринфскому о божественной и человеческой природе в Иисусе Христе; четыре Письма к святому Серапиону, епископу Тмуитскому, в которых он доказывает Божество Святого Духа и равенство его с Отцом и Сыном (против македониан, учивших, что Святой Дух есть служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына); Послание об определениях Никейского Собора в защиту “единосущия”; книга о Святом Духе. Высокий образец пастырской апологии составляет письмо святого Афанасия к императору Констанцию. Кроме того, известны сочинения святителя, относящиеся к объяснению Священного Писания. К числу нравоучительных сочинений относятся послание его к Аммуну против порицающих супружество и послание к Руфиниану о том, как принимать еретиков в Церковь.

Одно из самых назидательных сочинений святого Афанасия есть Житие Антония Великого, которое повлияло на тысячи желающих спасения. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать это Житие не только монашествующим. Сам святитель Афанасий также хотел, чтобы пример иноческой жизни сиял всем христианам. Воспитанников пустыни, всегда готовых на лишения ради веры, он поставлял в епископы, подражая примеру святителя Александра Александрийского. Впоследствии и в других Церквах, глядя на строгую, ревностную жизнь иноков, именно их старались выбирать на епископские кафедры. Такие архиереи, “которые от юности до преклонных лет подвизались в путыни”, и доселе наиболее ненавидимы еретиками и другими врагами Церкви за их непреклонность в христианском шествии и соблюдение святоотеческих преданий.

Святитель Афанасий имел духоносных преемников, вдохновляемых полетом его богословской мысли и ревностью о православии. Прошло не более пяти или шести лет после написания им первого письма против ариан, как вступил на то же поприще будущий святитель Василий Кесарийский, затем святители Григорий Богослов, Григорий Нисский и другие. Таким образом, шестидесятилетний старец, из пустыни поражавший врага, отнявшего у него все, кроме его веры, стал предводителем этой священной дружины. Своим высочайшим богословием святитель Афанасий Великий заложил основы ответам на все вопросы, которые рассматривались на семи Вселенских Соборах.

Сам же святитель Афанасий преставился для получения светлых венцов и воздаяния неизреченных благ от Христа Господа своего, ему же со Отцем и Святым Духом слава и держава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков.

http://podvorie-alexandria.ru/hagiography_Afanasii_Velikii/


Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс