Материалы


Отдание праздника Пасхи

16.05.2018

Отдание праздника Пасхи

1.png


В этом году Православная Церковь празднует Отдание праздника Пасхи 16 мая. Так называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения.

Первоначально отдание появилось в IV веке для некоторых великих праздников, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество, но позже Церковью было принято решение праздновать отдание после всех великих праздников.

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле.

Он являлся ученикам и Матери Божией до дня Вознесения. День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.

В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными Песнопениями до будущего года. Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников. Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по
пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием.

В этот день священнослужители облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые ризы.

Во время Богослужения они стоят в центре храма. Звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!» К вечерне, утрене и Литургии бывает торжественный звон.

С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период.

После Литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут её в устроенный для неё ковчег (так называемую гробницу).

Особого чина для этого в Уставе нет. Царские врата закрываются. По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход. На следующий день у православных – один из двенадцати самых великих праздников – Вознесение Господне.

http://www.hram-lublino.ru/?id=news/11


В. Никифоров-Волгин

ОТДАНИЕ ПАСХИ

В течение сорока дней в церкви поют "Христос Воскресе".

— В канун Вознесения, — толковал мне Яков, — плащаницу, что лежала на престоле с самой Светлой заутрени, положат в гробницу, и будет покоиться она в гробовой сени до следующего Велика - Дня... Одним словом, прощайся, Васенька, с Пасхой!

Я очень огорчился и спросил Якова:

— Почему это все хорошее так скоро кончает­ся?

— Пока еще не все кончилось! Разве тебе мать не сказывала, что еще раз можно услышать пас­хальную заутреню... на днях! Mеня бросило в жар.

— Пасхальная заутреня? На днях? Да может ли это быть, когда черемуха цветет? Врешь ты, Яков!

— Ничего не вру! День этот по церковному на­зывается "Отдание Пасхи", а по народному — прощание с Пасхой!

Когда я рассказал об этом Гришке, Котьке и дворнику Давыдке, то они стали смеяться надо мною.

— Ну, и болван же ты, — сказал дворник, — что ни слово у тебя, то на пятачок убытку! Посты­дился бы: собаки краснеют от твоих глупостев!

Мне это было не по сердцу, и я обозвал Давыдку таким словом, что он сразу же пожаловался мое­му отцу.

Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу: "За правду и тюрьма сладка!" А мать выговаривала мне:

— Не произноси, сынок, черных слов! Никогда! От этих слов темным станешь как ефиоп, и ангел твой, что за тобою ходит, навсегда покинет тебя! И обратилась к отцу:

— Наказание для ребят наша улица: казенка, две пивных да трактир! Переехать бы нам отсюда, где травы побольше, да садов... Нехорошо, что в го­род мы перебрались! Жили бы себе в деревне...

Перед самым Вознесением я пошел в церковь. Последнюю пасхальную заутреню служили рано ут­ром, в белых ризах, с пасхальною свечою, но в церкви почти никого не было. Никто не знает в го­роде, что есть такой день, когда Церковь прощается с Пасхой.

Все было так же, как в Пасхальную заутреню ночью, — только свет был утренний, да куличей и шума не было, и когда батюшка возгласил народу: "Христос Воскресе", не раздалось этого веселого грохота: "Воистину Воскресе!"

В последний раз пели "Пасха священная нам днесь показася".

После пасхальной литургии из алтаря вынесли святую плащаницу, положили ее в золотую гробни­цу и накрыли стеклянной крышкой.

И почему-то стало мне тяжело дышать, точно так же, как это было на похоронах братца моего Иванушки.

Я стал считать по пальцам — сколько месяцев осталось до другой Пасхи, но не мог сосчитать... очень и очень много месяцев!

После службы я провожал Якова до ночлежного дома, и он дорогою говорил мне:

— Доживем ли до следующей Пасхи? Ты-то, милый, а счет не идешь! Доскачешь! А вот я — не знаю. Пасха! — улыбнулся он горько, — только вот из-за нее не хочется помирать!.. И скажу тебе, если бы не было на земле Пасхи, почернел бы че­ловек от горя! Нужна Пасха человеку!

Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.

— В древние времена, — рассказывал Яков, — после обедни в Великую Субботу никто не расхо­дился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов...

Когда я был в Сибири, то видел, как около цер­квей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата...

Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.

Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:

— Смех твой, это слезы твои!

Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала.

Во время беседы пришел бывший псаломщик Семиградский, которого купцы вытаскивали из ноч­лежки читать за три рубля в церкви паремии и апо­стола по большим праздникам, и про которого го­ворили: "Страшенный голос".

Выслушав Якова, он откашлялся и захотел гово­рить.

— Да, мало что знаем мы про свою Церковь, — начал он, — а называемся православными!.. Ну, скажите мне, здесь сидящие, как называется боль­шой круглый хлеб, который лежит у царских врат на аналое в Пасхальную седьмицу?

— Артос! — почти одновременно ответили мы с Яковом.

— Правильно! Называется он также "просфора всецелая". А каково обозначение? Не знаете! В апостольские времена, во время трапезы, на столе ставили прибор для Христа в знак невидимого Его сотрапезования...

— А когда в церкви будут выдавать артос? — спросила женщина и почему-то застыдилась.

— Эка хватилась! — с тихим упреком посмот­рел на нее Яков. — Артос выдавали в субботу на Светлой неделе... К Вознесению, матушка, подо­шли, а ты — артос!

— Ты мне дай крошинку, ежели имеешь, — по­просила она, — я хранить ее буду!

Семиградский разговорился и был рад, что его слушают.

Вот, поют за всенощным бдением "Свете ти­хий"... А как произошла эта песня, никто не знает...

Я смотрел на него и размышлял:

— Почему люди так презирают пьяниц? Среди них много хороших и умных!

— Однажды патриарх Софроний, — рассказывал Семиградский, словно читая по книге, — стоял

на Иерусалимской горе. Взгляд его упал на потуха­ющее палестинское солнце. Он представил, как с этой горы смотрел Христос, и такой же свет, поду­мал он, падал на лицо Его, и так же колебался зо­лотой воздух Палестины... Вещественное солнце на­помнило патриарху незаходимое Солнце — Христа, и это так растрогало патриарха, что он запел в святом вдохновении:

— Свете тихий, святыя славы...

«Обязательно с ним подружусь!» — решил я, широко смотря на Семиградского.

В этот день я всем приятелям своим рассказы­вал, как патриарх Софроний, глядя на заходящее палестинское солнце, пел: "Свете тихий, святыя славы".

http://www.hram-lublino.ru/?id=16_10#6


Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс