Материалы


17 июня - Собор Санкт-Петербургских святых

16.06.2018

Собор Санкт-Петербургских святых

14.png
13.png

12.pngАнтоний Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.

Арефа (Митренин), иером., прмч.: +1932;(входит в собор Новомученников).
Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий, сщмч.: +1937; 16 декабря (входит в собор Новомученников).
Арсений Коневский, прп.: +1447; 12 июня (входит в соборы Афонских, Карельских и Новгородских святых).
Афанасий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Афанасий Валаамский, прмч. (другой): +1578; 20 февраля.
Афанасий Cяндемский (Сянжемский), Вологодский, прп.: +после 1557; 18 января (входит в соборы Вологодских и Карельских святых).
Борис Орнатский, мч.: +1918; (входит в собор Новомученников).
Варвара, прп., мать прп. Александра Свирского: +XV; 30 августа.
Варлаам Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Варлаам Валаамский, прмч.(другой): +1578; 20 февраля.
Василий (Зеленцов), еп. Прилукский, сщмч.: +1930; 22 марта (входит в собор Новомученников).
Василий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Василий Валаамский, прмч.(другой): +1578; 20 февраля.
Вениамин Петроградский (в миру Казанский Василий Павлович), митрополит, сщмч.: +1922; 31 июля (входит в собор Новомученников).
Виктор (в миру Константин)(Островидов), еп. Глазовский, виеарий Вятской епархии, исп.: +1934; 19 апреля (входит в собор Новомученников).
Владимир Киевский (в миру Богоявленский Василий Никифорович), митрополит, сщмч.: +1918; 25 января (входит в собор Новомученников).
Владимир Лозина-Лозинский, прот., сщмч.: +1937; 13 декабря (входит в собор Новомученников).
Гавриил (в миру Григорий) (Владимиров), иером., прмч.: +1937; 6 ноября (входит в собор Новомученников).
Геласий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Геннадий Важеозерский, прп., ученик прп. Александра Свирского: +ок. 1516; 9 февраля (входит в собор Карельских святых)
Георгий Никитин, священник, сщмч.; +1930; 20 июля (входит в собор Новомученников).
Герман Аляскинский, прп.: +1837; 27 июля; 13 декабря (входит в собор Сибирских святых).
Герман Валаамский, прп., чудотворец: +ок. 1353; 28 июня; 11 сентября (входит в соборы Карельских и Новгородских святых).
Давид Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Дионисий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Елисавета Федоровна (Романова), Алапаевская, великая княгиня, прмц.: +1918; 5 июля (входит в соборы Московских святых и Новомученников).
Иаков Омучский, прп.: +ок. 1412; 21 октября (входит в собор Новгородских святых).
Игнатий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Игнатий Кавказский (в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович), еп.: +1867; 30 апреля Илларион (Триицкий), Верейский, архиеп., сщмч.: +1929; 15 декабря (входит в соборы Московских святых и Новомученников).
Илларион Псковоезерский, Гдовский, прп., ученик прп. Ефросина Псковского: +1476; 28 марта, 21 октября (входит в собор Псковских святых).
Иннокентий Иркутский, еп.: +1731; 9 феврвля; 26 ноября (входит в соборы Волынских и Сибирских святых).
Иннокентий Московский (в миру Попов-Вениаминов Иван Евсеевич), митрополит, просветитель Сибири и Америки: +1879; 31 марта; 23 сентября (входит в соборы Московских, Радонежских и Сибирских святых).
Иоанн (Ковшаров), мч.: +1922; 31 июля (входит в собор Новомученников).
Иоанн (Кочуров), прот.,сщмч.: +1917; 31 октября (входит в собор Новомученников).
Иоанн Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Иоанн Валаамский, прмч.(другой): +1578; 20 февраля.
Иоанн Валаамский, прмч.(третий): +1578; 20 февраля.
Иоанн Кронштадский, прот., чудотворец: +1908; 20 декабря
Иоанн Стеблин-Каменский, священник, сщмч.: +1930; 20 июля (входит в собор Новомученников).
Иона Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Киприан Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Киприан Стороженский (Сторожевский), прп., бывший разбойник, ученик прп. Адриана Ондрусовского: +после 1598; 26 августа; 2 ноября (входит в соборы Карельских и Новгородских святых).
Кирилл (в миру Константин) (Смирнов), митрополит Казанский, сщмч.: +1937; 7 ноября (входит в собор Новомученников).
Канон Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Корнилий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Корнилий Паданский, прп.: +XVI.
Корнилий Палеостровский, Олонецкий, игумен: +1420; 19 мая; 21 августа (входит в соборы Карельских и Новгородских святых)
Ксения Петербургская, Христа ради юродивая: +ок. 1803; 24 января.
Леонтий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Лука Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Макарий Оредежский, Новгородский, прп., ученик прп. Александра Свирского: +1532; 9 августа (входит в соборы Карельских и Новгородских святых)
Макарий Римлянин, Новгородский, прп., +XVI-XVII; 19 января (входит в собор Новгородских святых)
Мартирий (в миру Мина) Зеленецкий (Великолуцкий), прп.: +1603; 1 марта, 11 ноября. (входит в собор Новгородских святых)
Мелетий Харьковский (в миру Леонтович Михаил Иванович), архиеп.: +1840; 12 февраля; 29 февраля (входит в собор Сибирских святых).
Никита Алмазов, протодиакон, сщмч.: +1937; 15 ноября (входит в собор Новомученников).
Никифор Важеозерский, прп., ученик прп. Александра Свирского: +1557; 9 февраля (входит в собор Карельских святых)
Никодим (в миру Александр)(Кононов), еп. Белглродский, сщмч.: 18 декабря (входит в собор Новомученников).
Николай Кулаков, священник, сщмч.: +1938; 19 мая (входит в собор Новомученников).
Николай Орнатский, мч.: +1918; (входит в собор Новомученников).
Нифонт Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.

Павел Брянцев, священник, сщмч.; +1938; 19 мая (входит в собор Новомученников).
Пахомий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Петр I Петровия Негош, Цетинский, князь, митрополит; +1830; 18 октября.
Пимен Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Платон (в миру Павел)(Кульбуш), еп. Ревельский, сщмч.: +1919; 1 января (входит в собор Новомученников).
Прокопий (Титов), архиеп. Херсонский, сщмч.: +1937; 10 ноября (входит в собор Новомученников).
Савва Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Самон Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Серапион Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский, сщмч.: +1937; 28 ноября (входит в соборы Московских святых и Новомученников).
Серафим Вырицкий, прп.: +1949; 21 марта.
Сергий (в миру Шеин Василий Павлович), архим., сщмч.: +1922; 31 июля (входит в собор Новомученников).
Сергий Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Сергий Валаамский, прп., чудотворец: +1353; 28 июня, 11 сентября. (входит в соборы Карельских и Новгородских святых).
Сергий прп., отец прп. Александра Свирского: +XV; 30 августа.
Сильвестр Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Симон (Шлеев), еп. Уфимский, сщмч.: +1921; 5 августа (входит в собор Новомученников).
Софроний Иркутский (в миру Кристалевский Стефан Назарьевич), еп., чудотворец: +1771; 30 марта; 30 июня (входит в собор Сибирских святых).

Тит Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Тихон Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Тихон Московский и всея Руси (в миру Белавин Василий Иванович), патриарх, исп.: +1925; 25 марта; 26 сентября (входит в соборы Московских святых и Новомученников).
Трифон Городецкий, Лужский, прмч.: +1581.
Федор Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Феофан Затворник, Вышенский, еп.: +1894; 10 января (входит в собор Тамбовских святых).
Феофил Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Феофил Омучский, прп.: +ок. 1412; 21 октября; 29 декабря(входит в собор Новгородских святых).

Филипп Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.
Философ Орнатский, прот., сщмч.: +1918 (входит в собор Новомученников).
Фома Валаамский, прмч.: +1578; 20 февраля.

http://tzarskiy-khram.narod.ru/cobor.html


Юрий Рубан

Праздником "Всех святых" (через неделю после Пятидесятницы) завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской православной традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе 1917-18 гг.). В конце XX в. стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

К числу Санкт-Петербургских и Ладожских святых, по решению Священного Синода РПЦ, причислены те отечественные подвижники благочестия, чье служение Богу как полностью, так и частично происходило в исторических границах Санкт-Петербургской епархии. К последним можно отнести святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, учившегося в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА); святителей Иннокентия и Софрония Иркутских, бывших наместниками Александро-Невской лавры; свят. Филарета Московского, занимавшего в начале XIX столетия пост ректора СПбДА. Всего в диптихе Санкт-Петербургских и Ладожских святых значится около пятидесяти имен.
Приводим далее статью свящ. Геннадия Беловолова о первом святом, подвизавшемся на территории нашей современной митрополии.


Первый святой Петербургской епархии

10.pngВ то время, когда преп. Антоний пришел на Дымское озеро, о Петербурге никто даже не помышлял. Бескрайние здешние земли принадлежали Господину Великому Новгороду. Но именно Антоний стал первым исторически известным святым будущей Санкт-Петербургской епархии. Если составить список Собора Петербургских святых в хронологическом порядке – первым его откроет имя Дымского подвижника, подвизавшегося в нашем краю в конце XII – начале XIII вв. И если Петербург недавно отметил свое 300-летие, то Дымский монастырь отметил свое 800-летие.

Антоний, ученик Варлаама Хутынского, пришел на Дыми из Новгорода. Конечно, он не знал, что станет первым молитвенником неведомого ему Града Святого Петра. Но есть в его подвиге одно удивительное и знаменательное совпадение как бы предсказавшее будущее явление нашего Санкт-Петербурга.
Предание рассказывает, что преподобный Антоний обрел на озере большой камень-валун, лежавший на дне. Верх камня был вровень с водой. Когда вода поднималась – камень исчезал под водой, когда опускалась – камень вновь показывался. Антоний приплывал к камню на лодке и подолгу молился на нем среди глади вод. Подвижник исполнил уникальный подвиг столпничества на водах, предварив стояния на камне Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Этот камень стал основанием Дымского монастыря. 11.png

Можно сказать, что этот камень стал и краеугольным камнем всей будущей Петербургской епархии. Мы знаем, что Санкт-Петербург – это Город Святого Петра, забывая, что буквально это означает – Город Святого Камня (имя Петр в переводе с греческого – "скала", "камень"). Камень св. Антония стал как бы прообразом будущего града и краеугольным камнем будущей Санкт-Петербургской епархии. И этот первый молитвенный камень петербургской земли на Дымях напоминает о ее последнем камне в Вырице, где был вымолен наш город в годы блокады. Эти два святых камня являются как бы духовным основанием петроградской земли. Историю Петербургской епархии наиболее кратко и наиболее емко можно выразить формулой: от камня преп. Антония Дымского (†1224) до камня преп. Серафима Вырицкого (†1949).

http://azbyka.ru/days/p-sobor-sankt-peterburgskih-svjatyh

Антониево-Дымский монастырь – один из древнейших монастырей Северной Руси.

Его история насчитывает почти восемь веков, в течении которых были и нашествия иноплеменников, и периоды разорения и запустения, и периоды расцвета и славы. Три раза монастырь закрывался, три раза был полностью разрушен, три раза чудесно восставал из праха и пепла.

В 12 км к юго-востоку от города Тихвина, на возвышенности вблизи Дымского озера, стоит древнейшая обитель Санкт-Петербургской епархии - Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан монастырь был Преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия. Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение.

1.pngПреподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, родился в Великом Новгороде в начале XIII века от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении. Уже в детстве будущий подвижник был отмечен особой печатью избрания от Бога. Он избегал детских игрищ и смехотворства, удалялся мирского общения и усердно прилежал молитве. От юности он имел обыкновение ежедневно посещать храм Божий.

Однажды летом святой отрок пришел в храм и во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16,24). Слова Господа Иисуса Христа коснулись сокровенной глубины сердца богобоязненного юноши. В них он услышал призыв к жизни иной; вскоре после этого юноша оставил родительский дом и отправился в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода.

Припав к ногам настоятеля, ревнитель иноческих подвигов молил принять его к себе. Он рассказал о дивном откровении в храме. Прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил вскоре облечь в ангельский образ. Послушник был наречен именем Антония, в память Антония Великого, основателя православного монашества (+356 г., 17 января).

У ног Преподобного Варлаама инок Антоний возрастал «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. После кончины Преподобного Варлаама смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Он свято исполнил последнее благословение своего духовного отца: со всяким тщанием руководил духовной жизнью братии, утвердил в обители устав, составленный основателем, приумножил число иноков, положил много неусыпных трудов на строительство монастыря, завершил заложенную еще Преподобным Варлаамом каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден и завет учителя исполнен, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов. Великий подвижник тайно отошел из Хутыни, долгое время братия ничего не ведала о местонахождении своего настоятеля.

Преподобный Антоний долго обходил пустынные места и глухие дебри Русского Севера в поисках места для отшельнической жизни. Однажды он был приведен Богом на Дымское озеро, лежавшее среди дремучих Тихвинских лесов в дальнем краю Обонежской пятины Великого Новгорода (где впоследствии в 15 верстах от монастыря возник город Тихвин).9.png

Момент избрания места для будущего монастыря замечательно изобразил духовный писатель середины XIX века Башуцкий: «Когда великий ученик знаменитого Варлаама Хутынского, Антоний, проименованный впоследствии Дымским, совершая в 1243 году то, что обыкновенно начертывают в святых его изображениях на держимой им в руках хартии: «Се удалихся, бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающего мя», когда в высоком, благодатном настроении сем, движимый Духом, скитаясь по лесной пустыне, он вышел на эту поляну, взошел на возвышающуюся холмом середину ее, и взором, просветленным от света внутреннего, взглянул кругом на необозримую глубину бегущих во все стороны лесов, как бы соединяющихся на горизонте с небом: на спокойно улегшуюся в этом безлюдном месте вышину поляны, пологий откос, который ласкают тихо плещущиеся волны об него волны пустынного, темного, спокойного озера, отражающего в себе лишь тот же лес с тем же куполом неба, когда Антоний заслышал эту тишь, не нарушаемую никаким гулом человеческих забот, - он не мог не избрать этого места, превосходно отделенного своим положением и природою от всякой молвы, попечений и печалей века. Оно создано как бы нарочно для пустынных, одним Богом охраняемых, непонятных и недоступных миру подвигов дивного, святого, духовного созерцания».

На холме, на северном берегу Дымского озера отшельник ископал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жительствовать в полном уединении. Дни он проводил в трудах, а ночи – в молитве перед очами единого Бога. Утруждая плоть, подвижник носил на главе кованную железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Работая единому Господу, подвижник как «иго благое» терпел летнюю жару и зимнюю стужу, как «бремя легкое» понес множество трудов по устроению обители, как пиво сладкое пил скорби и болезни, с кротостью переносил искушения, мужественно отражал демонические нападения и страхования.

Предание рассказывает, что Преподобный Антоний посреди Дымского озера нашел большой камень-валун. Верх камня едва выглядывал из-под воды. Когда воды поднимались – камень исчезал под ними, когда опускались – вновь показывался.

Антоний приплывал на лодке к камню и подолгу молился один, стоя на камне среди чистой глади вод, от которых, подобно ладану, поднималась утренняя озерная дымка. Преподобный Антоний исполнил уникальный в Православной Церкви подвиг столпничества на водах. Дымский столпник предварил подвиг стояния на камне св. Серафима Саровского и св. Серафима Вырицкого.

Дымский монастырь был основан необычным образом: он начался с камня на озере. Молитвенный камень Преподобного Антония стал краеугольным камнем нового монастыря и впоследствии его почитаемой святыней. Своими подвигами и молитвами Преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое получило свое второе название – Святое озеро.

Существует предание о том, что Антоний заповедал, чтобы богомольцы не входили в обитель, не омывшись прежде в водах Святого озера. Впоследствии возник особый обычай плавать вокруг камня с молитвой Преподобному. Множество болящих исцелялось этим благодатным купанием. Знаменательно, что большинство посмертных чудес святого Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через омовение в Дымском озере.

В суровых подвигах Антоний провел многие годы. Передававшиеся из уст в уста рассказы о дивных и великих подвигах благодатного отшельника привлекли и других любителей безмолвия. Вскоре на берегах Дымского озера были воздвигнуты первые деревянные кельи. Когда собралось довольно братии «на Дымях», с общего совета было положено основать новый монастырь в честь первоначальника православного монашества – Преподобного Антония Великого.

По благословению Новгородского архиепископа «на Дымях» была воздвигнута и освящена церковь во имя Преподобного Антония Великого (память – 17 августа). Позже были устроены два придела – в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя Николая Чудотворца. Немного времени спустя была поставлена и теплая церковь во имя Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братскою трапезною.

В подвиге пустынножительства на берегах Дымского озера Преподобный Антоний провел более тридцати лет. Провидя духом свое близкое отошествие ко Господу, настоятель призвал к себе братию и поведал о своем исходе. Чадолюбивый авва преподал последнее наставление братии, всех благословил и каждому дал последнее целование. Перед блаженной кончиной Антоний сподобился приобщиться Святых Таин.

Последний вздох блаженный старец испустил вместе с молитвой, с миром предав свою душу Богу, Которого искал и жаждал все дни своей жизни. Преподобный и Богоносный отец наш Антоний, Дымский чудотворец, преставился в лето Рождества Христова 1273-е месяца июня 24 числа. Всех же лет многотрудной жизни его было 67.

Святое тело его было погребено в созданном им храме в приделе Преподобного Антония Великого у клироса. Господь прославил Своего угодника нетленными мощами и многочисленными чудесами. Мощи святого Антония были обретены нетленными в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича Донского целы и ничем же вредимы и положены были открыто в раке в Антониевском храме.

Первое разорение монастырь претерпел в 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли. Иноки Антониевой обители, видя приближение полчищ свирепого врага, пропели молебен у раки с мощами Преподобного Антония и сокрыли их под спудом, положив каменную плиту и присыпав землей. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу Преподобного монахи опустили на дно Дымского озера. Монастырь был разграблен и сожжен дотла. Однако святыни были спасены и впоследствии обретены в водах Святого озера.

3.pngВ 1585 году в Дымском монастыре нашли прибежище насельники Валаамского монастыря, которые после шведского разорения их обители в 1578 году переселились в «монастырь у Онтонья Великого на Дымех». Здесь валаамские старцы сохраняли свои традиции, живя по своему общежительному уставу. Так промыслом Божиим соединились истории двух обителей севера Руси. Дымский монастырь помог сохранить непрерывность традиции Северного Афона и обогатился ею сам. В 1618 году братия была переведена в Васильевский монастырь на Волхове.

В XVI веке Преподобный Антоний дважды спасал свою обитель от пожара, являясь во сне и вовремя пробуждая игумена монастыря. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение – от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.

1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм – соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря – 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

В 1764 году после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах монастырь второй раз за свою историю был закрыт. Соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники. Но несмотря на временное упразднение монастыря, его строительство в этот период не прекратилось. Особенно послужил памяти Преподобного отец Авраам Ксенифонтов, который к 1783 году построил в монастыре деревянную церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. В начале 1790-х годов о. Авраам приступил к «отделке» в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы. Эти созидательные труды белого священника позволили обители вскоре вновь возродиться.

В конце XVIII в Тихвинском монастыре настоятельствовал деятельный архимандрит Игнатий, который возревновал о памяти Преподобного Антония и обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Своим указом от 1 сентября 1794 года владыка возобновил Дымский монастырь с общежительным Уставом, составленным им собственноручно.

Братство возобновленной обители составили 30 иноков Тихвинского монастыря. Это число насельников вплоть до революции оставалось неизменным. Возрождение закрытого при Императрице Екатерине Алексеевне монастыря поддержал Император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново – полностью в камне, чему способствовала ежегодная Антониевская «ярманка», проходившая в течении 4-х дней на праздник св. Иоанна Предтечи (24 июня).5.png

В 1806 году настоятелем Герасимом (Гайдуковым) был закончен верхний ярус собора, начатый еще в предыдущем столетии о. Авраамом. 24 и 15 февраля там были освящены престолы левый – во имя Антония Дымского и правый – Живоначальной Троицы. Пятикупольный четырехпрестольный собор с двухъярусной колокольней стал украшением обители.

В 1839 году трудами настоятеля Амфилохия вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами.

Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. Последним настоятелем обители был игумен Феоктист (в миру – Дмитрий Кириллов). Монастырь занимался просветительской деятельностью, при нем существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.

После 1917 года Дымский монастырь пережил третье закрытие и разорение за свою историю. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик». В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием – «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.

Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В это же время было разорено и монастырское кладбище.

После войны в единственном оставшемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В конце 1950-х годов он был окончательно разобран.

4.pngВ конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. На монастырском холме одиноко высился остов некогда четырехъярусной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий келейный двухэтажный корпус (1830-е годы), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 г.), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.

Взирая на руины монастыря, казалось, что нескоро придет «время собирать камни», потому что собирать было нечего. Летом 1994 года на средства Петро-Павловской церкви села Сомино Ленинградской области был изготовлен 4-метровый деревянный крест. Установка памятного креста на Дымском озере была приурочена к 770-летию со дня преставления Преподобного Антония (1224-1994) и 200-летию II-го возобновления монастыря в 1794 году.

В 1997 году настоятель Тихвинского монастыря игумен Александр благословил впервые отпраздновать память «зимнего Антония» 17/30 января прямо на озере. Еще накануне торжества никто не знал, что этот день станет днем возобновления Дымского монастыря. Буквально за несколько дней до праздника – 27 января было наконец подписано решение о передаче строений Дымского монастыря Церкви. А в самый день памяти Преподобного Антония представители Бокситогорского комбината «Глинозем» передали тихвинским монахам ключи от единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания – бывшего странноприимного корпуса.8.png

В 2000 году было начато восстановление главного собора монастыря. К празднику «летнего Антония» в 2001 году над колокольней собора поднялся шпиль с крестом. В том же году трудами монаха Варфоломея был построен новый трапезный храм и на праздник Антония игуменом Евфимием в нем была уже совершена первая Литургия на антиминсе. Этот храм по завершении отделки предполагается освятить во имя Преподобного Варлаама Хутынского.

2001 год в истории монастыря стал годом третьего обретения мощей Преподобного Антония. Мощи Святого находятся нынче в Успенском соборе Большого Тихвинского монастыря.

В последние годы продолжается строительство собора монастыря, на Дымском озере возведена деревянная часовня Преподобного Антония.

Доехать до монастыря можно автобусом, направление — Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).

http://novodev.narod.ru/dymsky/dymsky.html


Возврат к списку

© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс