Материалы


9 июля. Тихвинская икона Божией Матери

08.07.2018

Тихвинская икона Божией Матери

1.png

(26 июня / 9 июля)

Тихвинская икона Божьей Матери по своему типу относима к Одигитрии-Путеводительнице. Она является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы, упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По преданию, икона Одигитрия, ставшая прототипом для Тихвинского образа, была одной из икон, написанных лично евангелистом Лукой, который, также по преданию, создал ряд прижизненных изображений Пречистой.

Там она находилась длительное время, пока в 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. В рукописи «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери», принадлежащей концу XV – началу XVI века, сказано, что икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

2.png

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

Итак, в период княжения благоверного князя Дмитрия Донского, начиная с его победы в 1380 году над Мамаем на Куликовом поле, на Руси были чудесно обретены несколько икон Одигитрии и Владимирская икона Богоматери – Елеуса (Умиление). Это, безусловно, означало, что Русь всегда находилась под особым приглядом и заступничеством у Пресвятой Богородицы, и доказательство тому – обилие икон Ее, приходивших на Русь в самые тяжелые годы. Эти иконы сами указывали место, где они намерены остаться и где Царица Небесная желает видеть прославление ее имени устройством храмов и обителей, чтобы Она могла приходить на помощь всем, кто будет молитвенно притекать к ней за защитой и исцелениями от всех бед перед Ее образом.

За время нахождения Тихвинской иконы Божьей Матери в Тихвинском Богородице-Успенском монастыре с просьбами об укреплении Российской державы, с другими молитвенными пожеланиями в обитель на реке Тихвинке приезжали многие державные особы: Петр I, императрица Елизавета, посетившая обитель с великим князем Петром Федоровичем и его женой Екатериной, ставшей императрицей Екатериной II, Павел I и его августейшая супруга Мария Федоровна – весь дом Романовых весьма почитал этот образ.

Тихвинская икона Божьей Матери прославилась не только многочисленными исцелениями от нее. Во время наступления шведов на новгородские земли в 1615–1617 годах и захвата ими Новгорода они пытались разрушить Тихвинскую обитель. Но Сама Богородица стала на ее защиту. Монахов-насельников в монастыре было немного, но атаки хорошо обученных и многочисленных шведских войск каждый раз терпели поражение. В важнейшие моменты сражений шведы то видели сонм святого воинства, то им мерещились многочисленные русские войска, идущие со стороны Москвы, и они в ужасе отступали.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери. 

3.pngОднако за века происходило неоднократное поновление Тихвинской иконы Божьей Матери более поздними записями, и в 1910 году Комитет попечительства о русской иконописи принял решение раскрыть древний образ и дал о том поручение Г.О. Чирикову, брату М.О. Чирикова (оба – известные московские иконописцы и реставраторы, которым поручались самые сложные работы по реставрации древних икон). Однако к этой иконе Православная Церковь со времени правления царя Михаила Федоровича относилась как святому сокровищу, имея благоговейный страх перед прикосновением к письменному лику древних святынь, и то, что Пречистая не остановила реставраторов, было отнесено к одному из чудес Богородицы. 

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго.

Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году. После его ухода из жизни настоятелем собора стал его сын, протоиерей Сергий, который всю жизнь хранил эту величайшую православную святыню, так далеко перекочевавшую из русских земель. Но сохранение исконно русского почитаемого образа на чужбине не было капризом или присвоением иконы, тем более что, будь на то воля Богородицы, она давно уже вернулась бы в Россию. По завещанию архиепископа Иоанна Тихвинская икона Божьей Матери должна была явиться в России тогда, когда вновь будет возобновлен Тихвинский Богородице-Успенский монастырь, который возник на месте, Ею Самой выбранном.

Возвращение святыни 8 июля 2004.png5.pngВ 1995 году то, что уцелело от обители – Успенский храм, другие строения, было передано Русской Православной Церкви. Тихвинский Богородицкий монастырь постепенно возродился, приобрел прежнюю силу, и в 2004 году после переговоров Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с представителями РПЦ в Америке икона Богоматери Тихвинская 25 июня/8 июля с великими почестями обрела свое прежнее место, и обитель стала снова одним из важнейших центров русского богомолья.



http://pravoslavnyi.ru/new_site/component/content/article/38/192-tixvinskaya-ikona-bozhiej-materi



Возврат к списку

© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс