Материалы


15 февраля - Сретение Господне

14.02.2018

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

15 февраля – праздник Сретения Господня. Для нас, людей XXI века, этот праздник является, прежде всего, напоминанием о той встрече с Богом, которая происходит в глубинах человеческой души, встрече, к которой призван каждый человек в этой земной жизни.

0.png

События, положенные в основу этого праздника таковы. Через 40 дней после рождения Богомладенеца Иисуса Христа, он был принесен в Иерусалимский храм для совершения над ним одного из религиозных обрядов того времени. И здесь неожиданно произошло событие, главным участником которого стал один праведный и благочестивый человек, жизнь которого уже подходила к концу и которому было предсказано Духом Святым, что он не умрет, доколе не увидит Христа Спасителя.

Имя этого человека Симеон. В тот день «он пришел по вдохновению в храм… взял Младенца Иисуса на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2,25-32).

Этот «посторонний» человек так много знал о Младенце. Знал больше самой Пречистой Девы Марии, которая тогда еще не знала, что будущее служение Ее Сына предназначено для народов всего мира, а не только для евреев.

Пришествие Христа в мир, окутанный тьмой идолопоклонства, человеческих жертвоприношений и безудержного разврата, требовало появления и воспитания целого народа, в среде которого могло бы начаться служение Спасителя. С этой целью Бог производит от родоначальника Авраама, испытанного в вере и верности, еврейский народ и вступает с ним в союз, который получил название Ветхого Завета. Этот Завет был заменен Христом Заветом Новым, заветом последним и совершенным, в который призваны вступить все народы земли. Но тогда, более чем за тысячу лет до рождения Спасителя, еврейский народ, вступив в завет с Богом, получил Божественный Закон, который он обещал исполнять. И в среде этого народа в течение почти целого тысячелетия появлялись особые избранники Божии, которые открывали народу волю Божию, обличали в грехопадениях, укрепляли веру в пришествие Мессии-Спасителя.

«Благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт.22,18), – это обещание о Спасителе мира повторялось Богом первым ветхозаветным еврейским патриархам Аврааму, Исааку и Иакову в одних и тех же словах, без изменения и прибавления, как очевидная истина, как вершина всех желаний и чаяний. Последующие поколения должны были сохранить верность истинному Богу и веру в пришествие Спасителя. От этого зависела судьба всего мира, и потому Господь неоднократно и очень тяжко наказывал евреев за нарушение Завета с Ним.

Спаситель родился в среде еврейского народа, из его среды избрал апостолов-просветителей Вселенной. Пришествие Христа явилось чудесным исполнением обещаний Божиих, но мир восстал против Него. «Пришел к своим, и свои его не приняли» (Ин.1,11), - читаем мы в Евангелии от Иоанна.

Славянское слово «сретение» означает «встреча», и есть в жизни встреча, которая неизбежно ставят человека перед выбором.

На протяжение всего Своего земного служения Христос провозглашал, что единственный путь прийти к Богу и стать участником Его вечной жизни, – это последовать за Ним, за Христом. Как говорит Евангелие, вставшие на путь следования за Христом обрели спасение, отвергнувшие этот путь, отвергли Бога и Его спасение. В процессе споров и распрей об Иисусе Христе обнаруживаются глубоко скрытые мысли людей. Полное и окончательное выявление этих мыслей происходит тогда, когда человек принимает решение: встать на сторону Христа или против Него. Для одних Он всегда будет вечный Свет, вечная Правда и неизменная Истина; для других – предмет соблазна и недоверия; для третьих – предмет кощунства, насмешек и отрицания. Этот выбор совершается людьми во всякую эпоху со времен Христа, и, слагаясь в выбор целых обществ и народов, определяет ход многих и многих общественно-исторических процессов.

Вообще ход и смысл человеческой истории пытались объяснить очень многие люди, на эту тему написано много книг, но никому еще не удалось убедить других в абсолютной правильности своих мнений. Единственными людьми, которые не пытались ничего объяснять, были и остаются христиане, потому что мы убеждены в том, что ход истории направляется промыслом Божиим. И конечный пункт этого пути вовсе не прогресс и всеобщее благоденствие, а реальность страшной кончины мира и Суда Божьего как закономерный итог забвения Бога и отвержения непреложных, данных от Бога, нравственных законов человеческого существования.

Ощущение гибели закрыто для современного мира. Мы перестали ощущать себя существами действительно гибнущими, существами, чья жизнь неумолимо стремится к бессмысленному распаду. Мы не чувствуем, как наша жизнь поглощается злом, животной борьбой за существование, страшной похотью страстей и ложью, отравляющей самые истоки жизни, то есть всем тем, что пытается заглушить, замазать наша так называемая цивилизация.

Очень многие люди боятся остановиться, задуматься, остаться наедине с собою. И потому так необходимы современным людям или оглушающий грохот музыки, или непрерывно сменяющие друг друга телесериалы, или неиссякающие потоки совершенно бесполезных новостей, которые создают иллюзию полноценной жизни и мешают увидеть гибель, страх, ненависть и зло как подкладку той жизни, которой на самом деле живет человек.

Христианство раскрывает себя, - или, вернее, Христа, Его учение, Его дар – как спасение. Спасение не от того или другого, а спасение самой жизни, так безнадежно оторвавшейся от своих истоков, от Бога, от света, от неба, от Истины и вечности.

И когда мы говорим о встрече с Богом в глубинах своей души, многие люди даже не предполагают, как близко к нам может быть Господь в нашей жизни. Когда мы созерцаем цветущие поля, любуемся ночным звездным небом, мы испытываем особое, захватывающее чувство и не можем не видеть во всей этой красоте руку великого Творца. Искренняя молитва, любое истинно доброе дело, исполняют нас радостью и особым благодатным умиротворением, и в этом мы можем в еще большей степени ощутить присутствие Бога. В святых Божиих храмах мы чувствуем совершенно особую благодать, а в Святом Причастии мы реально встречаемся с Богом, обновляясь всем своим существом.

Встреча праведного Симеона со Христом – это встреча лицом к лицу. Такая встреча возможна в жизни каждого человека. Наш недавний современник, выдающийся пастырь и богослов - покойный митрополит Антоний Сурожский, - юношей уверовал во Христа, когда, возмущенный христианской проповедью смирения, решил в первый и последний раз прочитать Евангелие, чтобы окончательно убедиться в том, что имеет дело с абсолютной чепухой. На какой-то главе он вдруг ясно почувствовал, что Христос невидимо стоит перед ним.

И, наконец, есть еще одна встреча – встреча со своим Творцом за пределами земного существования. Она не может не состояться, даже если кто-то из нас и не пожелает этой встречи. И потому Церковь на каждом вечернем богослужении повторяет слова праведного Симеона, произнести которые, как последнюю лебединую песнь, призван каждый из нас: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое», и потому завершился тот путь, ради которого я был на земле.

http://delo.teolog.ru/deloN9029


Сретение Господне для каждого из нас

Александр Соколовский

А было поведано старцу сему

о том, что увидит он смертную тьму

не прежде, чем Сына увидит Господня.

Свершилось.

Указание Симеону

Праздник Сретения Господня установлен в Православной Церкви в царствование императора Юстиниана (527—565). И до этого времени воспоминание об этом священном событии встрече человечества, в лице старца Симеона, с Богом совершалось в Церкви, но часто, не торжественно.

Примерно за 300 лет до Рождества Христова египетский царь Птолемей велел перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий.

Для этого были избраны особые образованные лица.

Одним из семидесяти двух толковников, которым была доверена эта высокая миссия, был праведный Симеон.

По преданию, святому Симеону было указано переводить книгу пророка Исаии. Дойдя до 14 стиха 7 главы пророчества, переводчик остановился; ему надобно было переводить святые слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». «Дева» - по-еврейски Га-алима.

Га-алима — дева чистая, девственница, не познавшая мужа. Но, исходя из текста, виден парадокс: «как такая дева могла родить сына? И каким словом по-гречески обозначить ее?»

Задумался и заколебался св. Симеон. И в это время явившийся ему ангел сказал: «За то, что ты усомнился в пророчестве, Бог указывает тебе, что ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь Божественного Младенца...» (см. Лк 2. 26).

И с этого указания, с этого дня праведный Старец всей своей жизнью готовится к встрече с Богом, ждёт обещанного ему священного события.

Но встреча постоянно откладывается.

Прошли десятилетия, а Дивный Младенец не рождался. Истощались силы старца. Жизнь стала для него тяжелым бременем; смерть же не приходила.

Отныне жизнь боголюбивого Симеона стала подвигом непрестанного ожидания.

К нему в Иерусалимский храм приходили сотни и сотни молодых женщин с детьми, но Той, Которая «имеет родить» Спасителя мира, среди них не было.

И каждый раз, оставаясь один, в смирении Симеон склонял голову со словами: «Да будет воля Твоя».

Так в ожидании Симеон достиг глубокой старости: ему исполнилось триста шестьдесят лет.

Возраст, телесные немощи давали о себе знать, но Симеон ждал.

Он знал и веровал, что пророческий приход Девы и Младенца явится ему извещением о скором принятии его Богом.

Глядя на это, можно говорить, что старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) ко встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.

И смиренное, терпеливое ожидание Симеона было вознаграждено.

Встреча состоялась.

Богоприимство

Славянское слово «Сретение» переводится как «встреча

Сретение Господне отмечается на сороковой день после Рождества Христова.

В праздник Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен в Иерусалимский храм — во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (см. Левит 12. 1-8). В соответствии с этим законом, женщины после родов на сороковой или тридцатый день (в зависимости от того, какого пола был ребёнок: мальчик или девочка) должны были приходить в храм для принесения ритуальной очистительной жертвы.

Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богоматерь. Она приносит два голубиных птенца — жертва, по закону допустимая лишь для бедняков.

По словам святого Андрея, архиепископа Критского, два голубиных птенца в данном случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников.

Деву Марию с Младенцем Христом на руках и Иосифа Обручника в Иерусалимском храме встретили два праведника: Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, «вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 37).

Святой Симеон познает свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на Которой исполнилось пророчество Исаии. Анна также узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа.

С благоговением и радостью Симеон принимает в свои объятия Господа и восклицает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2. 29-32).

За то, что святой Симеон «взял на руки» (Лк 2. 28) Младенца Христа, Православная Церковь называет его Богоприимцем.

1.png

Ощутить Бога

В Нагорной проповеди звучат слова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5. 8).

И действительно, только люди с чистым сердцем, с доброю совестью могут в себе ощущать Бога.

Сама эта радость дается человеку в награду за труды благочестия, за горячую веру в Бога, т.е. за то чем свят и славен был старец Симеон.

Блаженный Феофилакт говорит, что, увидев Иисуса, Симеон просит у Бога отпущения и разрешения души от телесных уз. Из этого следует, что святые «тело свое за узы почитают» и посему не боятся смерти.

Своими словами Симеон утверждает, что смерть для него — это упокоение, потому что «с миром» означает «в покое». Само же понятие покоя неразрывно связано с умиротворением помыслов.

И после этой встречи радостно и легко Симеону, и легко ему отойти от этого мира. Он испытывает ту радость, о которой Господь сказал: «…возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин 16. 22).

Обращаясь к Матери, Симеон говорит: «Се, лежит Сей (Младенец) на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий … да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 34-35).

Старец предсказывает, что Божественный Младенец многих приведет ко спасению, но немало будет и таких, которые ожесточатся и совсем отпадут от Бога.

И тем, как люди отнесутся к Спасителю мира и к Его учению, они фактически укажут собственное духовное устремление.

Трактуя, эти мысли можно рассуждать, что кто тяготится своими грехами и жаждет правды Божией, тот обретет в Нем Руководителя и Целителя своей души. Тот же, кто любит этот мир с его греховными наслаждениями, кто доволен собой или, подобно еврейским книжникам, превратил религию в источник благосостояния, тому учение Христа будет неприемлемо.

Людям сознательно отвергшим призыв ко спасению, проповедь Христа послужит к еще большему осуждению.

Родившегося Господа Симеон называет «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников)», то есть всех племен и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля.

Значимость встречи

Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный.

В Ветхом Завете это был избранный народ еврейский (израильский), а в Новом Завете это уже весь верующий христианский мир.

И символическое значение праздника Сретения заключается в том, что праведность Ветхого Завета приносит поклонение святости Нового Завета.

Образ старца Симеона — весь в Ветхом Завете, он только дожил до Христа, чтобы увидеть Его, явить Ему свою святую веру и заключить Его в свои объятия.

Сам же он не может жить дольше и молится Христу: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», - и уходит в вечность, а с ним уходит и Ветхий Завет и Закон.

Ветхозаветное человечество и, в частности, народ еврейский завершил свой духовный путь Богоприимства в лице своего представителя - Симеона.

Сретение Господне - это момент встречи и разлуки двух Заветов: Ветхого и Нового.

В это же время звучит и пророчество праведного Симеона относящееся уже к Пресвятой Богородице: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 35)..

Пресвятая Богородица, зачавшая Его бессеменно и родившая непорочно, не испытала ни боли, ни страданий при рождении Христа.

Однако Она должна будет пережить неизмеримые боль и страдание во время Его исхода. Несомненно, что под словом «оружие» подразумевается боль Девы Марии, когда Она будет стоять у Креста и созерцать муки Своего Сына

Встреча Бога и человека, которая произошла в Иерусалимском храме, должна быть для каждого человека его личным событием.

Путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем.

Пока такая встреча не произошла, человек остается сидящим во тьме и тени смертной (см. Мф 4. 16).

Праздник Сретения призывает нас к обновлению нашего как бы личного завета (союза) с Богом, к посвящению нашей жизни Господу Иисусу Христу.

В этот день Господь явился перед лицом Божьим в Иерусалимском храме не только за Себя, но и за нас и для нас.

В этот день Он призывает и нас последовать за Ним и посвятить Ему нашу жизнь и наши души.

Сретение Господне совершилось ради нашего спасения.

Мы часто говорим, что нет больше подвига, чем смерть за Христа. Это правильно, и не случайно Церковь так прославляет святых мучеников.

А когда вглядываешься в образ святого Симеона, то видишь здесь другой подвиг, совершенный этим человеком. Он жил Христа ради, он жил ожиданием встречи со Христом.

И как важно и необходимо, чтобы у каждого такая встреча с Богом произошла — и чем раньше, тем лучше.

Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет обращается ко всем нам: «Господь ждет от нас решения: впустим ли мы Его в наше сердце или оно окажется занятым заботами века сего. Есть ли у нас золото веры, ладан молитвы и смирна покаяния, чтобы достойно встретить Творца?».

Нам каждому дана возможность иметь Христа в своем сердце. И сам Господь обращается к каждому из нас, говоря: «Чадо! отдай сердце твое Мне!» (Прит 23. 26). Он всегда ищет человеческое сердце, идет к нему навстречу.

Господь приходит — и тяжесть житейского креста облегчается. В дни суровой действительности, когда жизнь преподносит нам испытания, нужно устремляться к Нему: «…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс 49. 15), ибо «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс 144. 18)

http://borisov-spas.by/pravoslavnye-prazdniki/sretenie-gospodne-dlya-kazhdogo-iz-nas-2.html





Возврат к списку

© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс