Материалы


7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

06.04.2024

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

1.pngДень празднования Благовещения всегда один и тот же - 7 апреля. А день Пасхи каждый год меняет свое место. И все же Благовещение обычно находится невда­леке от Страстной недели. Оно как бы готовит людей к переживанию самых напряженных дней богослужебного года.

Эта близость Благовещения и Страстной не случайна. В предпасхальные дни люди вспоминают Распятие. Само слово «Страстная» означает «исполненная страданий ». В жизни любого человека есть место страданиям. В Евангелии же описываются не просто страдания людей, но страдания Бога. Того Бога, что создал весь мир и людей. Того Бога, у которого нет тела. Того Бога, Который находится по ту сторону любых страданий. Спросите любого философа: «Может ли Божество, Абсолют страдать?». И ответ будет один: «Страдание - это нехватка чего-то, а в Абсолюте есть все, и потому никакой нехватки или страдания там быть не может».

Но произошло немыслимое: Бог оказался распятым. Абсолют оказался столь исполнен страдания, что вскричал: «Боже мой, Боже мой, почему Ты Меня оставил?». Все Евангелие говорит об этой тайне: Бог из любви к людям сделал себя доступным для смерти и страдания. Как? - «Слово стало плотью». Не переставая быть Богом, Творец принял в себя полноту человеческой жизни - со всеми радостями и печалями, присущими человеческому телу и человеческой душе.
То тело, которое страдало на Голгофе, Он создал Себе в Марии. Не будь этого чуда Благовещения - не было бы и искупительной тайны Голгофы и радости Пасхи.
Собственно, то событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа. Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие но­вой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни.
Однако это чудо не могло произойти лишь по воле Бога. Наверное, главная тайна Библии - это откровение о том смирении, с которым Творец относится к людям. Его любовь создала мир, и в нем - неповторимость каждого из нас. И вот, оказывается, Творец не насилует людей, оставляет нам необходимое пространство свободы и как бы «уходит» из созданного Им мира - чтобы откликнуться и «вернуться» на встречный зов доверия и любви.

Итак, Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: «Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение...

Вся история нашего спасения начинается с того, что Небесный Вестник ждет ответа земной девушки. Бог не просто говорит к человеку, Он еще желает слышать че­ловека. Праздник Благовещения соименен Евангелию (по-гречески «евангелие» как раз и означает «благая, радостная весть»). Поэтому в храме икона Благовещения всегда находится в самом центре - на Царских вратах, то есть на вратах, ведущих из храма в алтарь. Черезэти врата к людям и выносится Чаша, позволяющая причаститься к Телу и Крови Сына Марии.

Кроме того, на Царских Вратах обычно помещаются четыре иконки апостолов, оставивших нам свои Евангелия. Так вся символика Царских врат связана с благове-ствованием: через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками.

4.pngИтак, Марии о тайне Христа возвестил Ангел. Остальные люди об этом узнают от людей: от апостолов и от их учеников и преемников. Если человек не расслышит рассказ о Евангелии - он ничего и не узнает о нем. А если не узнает - то и жизнь его не переменится. А не будет перемены в жизни человека - так в какую вечность войдет его вечная душа, если она пройдет мимо Христа?

Но сегодня люди живут поразительно «альтруистически». О себе они почти не думают. Христос сказал: «Люби ближнего, как самого себя» А себя-то мы любим? Нет, не тело, а душу? Почти все сегодня и знают и верят, что есть жизнь после смерти. Но при этом не вопрошают о том: «Господи, как мне умирать будет? ». Нет - мыслят более широко и интересуются не своей, чужой жизнью. Что произошло в Америке? Как выразился Ельцин? Чем питаются акулы? А мимо того, что единственно важно для каждой души, что определит нашу судьбу не на ближайший год, а на вечность - проходим. В довольно свободной стране все же состоялся заговор молчания вокруг Евангелия.

Средства массовой информации охотнее, чаще, заинтересованнее говорят о колдовстве и астрологических выдумках, чем о Евангелии. Если принести в редакцию газеты материал о православном богословии, скажут: «Мы газета светская». И тут же опубликуют проповедь новых язычников (например, рериховцев), рекламу ша­манов-«биоэнергетиков» и ли тот же гороскоп. Сектантский мир no-видимости многообразен, но по сути своей един. Секты проводят людей мимо Христа. «Забудь о Боге. Мне молись - мои верней награды» - так говорит их дружный хор.

Что ж - тем неожиданнее будет радость находки. В мире стареет и исчезает все - кроме Евангелия. И когда эти сверхновые и ультрасовременные «учения» сектантов погаснут, как они гасли в каждом веке - тогда мы вновь услышим светлое пение: «Богородице Дево, радуйся!...».

Се, Раба Господня

5.pngСвятитель Московский Филарет (Дроздов)

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. l, 38). Вот слова земные, но которые, подобно Небесным, чище искушенного серебра, вожделеннее золота, дороже драгоценных камней. Вот сокровище, которого 5 тысяч лет Небеса искали на земле и которое открыть послан был один из ближайших предстоятелей Небесного престола! Подлинно, Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово Божественного благовещения, но и искал услышать от Нее ответное слово согласия. Когда он только произнес слово приветствия: радуйся, Благодатная! Господь с Торбою, благословенна Ты в женах (Лк. 1, 28), благовещение о Спасителе мира почти уже совершилось, потому что этим была ознаменована и указана Матерь Господня. Но так как Дева смутилась и, размышляя, молчала, то Архангел продолжил и усилил слово благовещения: Ты родишь Сына. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 31, 32, 33). Теперь благовещение со стороны Архангела решительно совершилось, но он еще не считает дело своего посольства оконченным, потому что слышит слово не то, которого ждет: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1,34). Наконец он разрешает вопрос: Дух Святой найдет на Тебя —и получает искомый ответ: се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему (Лк. 1, 35, 38). И вот искомое сокровище открыто. Радостным благовещением с Неба вызвано благовещение от земли Небу — благовещения, взаимно желанные. Небесное посольство достигло своей цели. Христиане! О если бы каждый |из нас хотя бы немного приобщился этой Богодейственной силы!

http://www.tayninskoye.ru/blagoveshenie.html


«…ПОБЕЖДАЕТСЯ ЕСТЕСТВА ЧИН».

Священник Сергий Ганьковский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Бог идеже хощет, побеждается естества чин», – поёт Церковь на вечерне нынешнего праздника; когда хочет Бог, отменяются законы природы, – напоминает она верным чадам своим. Законы природы ныне отменяются в предожидании «нового неба и новой земли» (Откр.21.1), иными словами – в предожидании Вечности, когда не будет тления, когда упразднится смерть и «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11.6). Как Царство Небесное сохраняется до поры втайне в оболочке «зерна горчичного» (Мф.13.31), так Богочеловеческая Плоть Спасителя мира незримо и несообразно с законами падшей твари ткётся в «глубине неудобозримой» Пренепорочной Отроковицы.

2.pngНикто не ведает Тайны Боговоплощения, никто не может узнать в Принявшем «зрак раба» (Флп.2.7) Того, Кто «веки сотворил» (Евр.1.2): ни «званые», ни «избранные», ни праведники, ни грешники, ни больший «из рожденных женами» (Мф.11.11), ни тот, кому вручена была жизнь и честь Богоотроковицы, праведный старец Иосиф Обручник. Никто из них не смог познать до конца глубину премудрости Божией, и только Она – Чистая Дева – «сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2.51). Не знавшая мужа, Она не замедлила принять благовестие архангельское и не усомнилась в истине, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1.37).

Чтобы зерно взошло и принесло плод сторицею, потребна была «добрая земля» (Мф.13.8). Но откуда же было взяться этой «доброй земле» среди тления и праха погибающего мира? Потому-то и отменился «естества чин», что всё естество, вся природа, весь мир разделяет горестную участь падшего Адама и, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8.22). Потому-то и избрал Бог «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1.Кор.1.27-28). Потому-то и «ублажают все роды» (Лк.1.48) не имперскую силу, не гордую мощь железных легионов, не изощрённую мудрость учёных мужей, но смирение Рабы Господней, которое стало началом спасения всего человеческого рода.

Чин естества прост и привычен: «око за око, зуб за зуб» (Лев.24.20); чин Христов небывал и странен одержимым «праведным» гневом: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44). По чину падшего естества радость и торжество – всегда результат приобретения и преумножения. По чину «новой твари» (2.Кор.5.17), по закону нового творения, радость миру – результат самоумаления и самоуничижения Бога, следствие того, что могущий призвать к себе на помощь «двенадцать легионов Ангелов» (Мф.26.53) вместо этого смиренно приемлет «образ раба» (Флп.2.7), вселяясь в «утробу Девичу».

3.png«Идеже хощет Бог, побеждается естества чин» – отменяется закон природы и вместо него торжествует Закон Любви! И эта-то самая важная, самая радостная, воистину – благая весть, была послана не только Пречистой Деве Марии, но и всем нам. Это весть о том, что хотя по законам природы мы должны были бы умереть, но теперь, когда сеется семя Закона Благодати, когда Безграничный Бог соединяется с ограниченной природой человека, мы не умрём никогда! Вот почему апостол говорит нам сегодня таинственные и радостные слова, открывающие тайну спасения человека воплотившимся Богом: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2.14,15). Наш Бог воспринял плоть и кровь, чтобы смертью Своей избавить нас, детей Своих, от страха и рабства, от греха и погибели! Выходит, что и родился Он для того, чтобы умереть за нас, чтобы могло совершиться это животворное умирание! Так «побеждается естества чин», так смерть попирается смертью, так отменяется древнее проклятие, тяготевшее над согрешившим Адамом, так «семя жены поражает главу змия» (Быт.3.15).

Побеждается «чин падшего естества» смирением и кротостью Богоотроковицы. Изменяется участь обречённого на вечное изгнание Адама не громами и молниями вселенской катастрофы, но тихими словами доверия и согласия: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38).

Теперь победи и в нас, Господи, чин нашего падшего естества, измени нашу греховную природу, приразившуюся страстям, потреби «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия», насилующий нашу бессмертную душу, а мы, взирая на Ту, Чьим смиренным подвигом уничтожается проклятие мира и торжествует вечная радость любви, воспоём «посреди церкви» благую весть о том, что начало нашего спасения положено и «смерти жало» посрамлено! Аминь.

http://www.hram.info/propovedi/prazdnichnye_propovedi/blagoveshchenie_presvyatoy_bogoroditsy/_pobezhdaetsya_estestva_chin_/





Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс