Материалы


Великий Четверг

24.04.2019

Великий четверг

Пархоменко.pngСвященник Константин Пархоменко

Богослужение Великого Четверга:

Утром: Вечерня с Литургией Василия Великого.

Вечером: Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.

Богословие Великого Четверга:

«Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: Се Жених грядет, — ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песни Се Жених грядет поется тропарь Великого Четверга: Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконнным судиям Тебе Праведнаго Судию предает… Двойным чувством печали и радости проникнуто содержание богослужения Великого Четверга: печали о начавшемся крестном восхождении Господа на Голгофу и радости о той великой Радости, которую Господь уготовал для всех, любящих Его. Эта «крестная радость» и есть та подлинная духовная радость, которая нам ныне дается» (В.Зандер).

4.pngДа, именно так! В этот день было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Вся служба этого дня, наполнена трогательными и возвышенными текстами, прославляющими это Таинство, дающее нам Жизнь Вечную. И в этот же день в богослужебных текстах поднимается другая огромная тема: человеческая подлость.

Так эти темы и идут параллельно весь этот богослужебный день. Христос – Себя отдает нам, грешным, для нашей жизни и радости; а кое-кто стремится к другому: к жизни лукавой, суетной…

Большой глубиной смысла наполнены тексты Утрени этого дня и как жалко, что мы их не слышим, потому, что эта Утреня должна совершаться по Уставу ночью и на практике ее совершают только в монастырях. В приходских храмах мы приходим сразу к Вечерне с Литургией.

Мы уже упоминали о тропаре Егда славнии ученицы… Прочитаем весь этот тропарь, который будет не раз петься на службе Великого Четверга по-русски: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господь, ко всем благой, слава Тебе!

Это не о Иуде, а о нас! Смотри, ты, читатель, слушатель, прихожанин… любитель стяжаний, к чему привела жадность. Смотри на пример Иуды и убегай от такого образа мыслей, как от огня.

А вот несколько текстов из канона на Утрени:

К таинственной трапезе все со страхом приблизившись, чистыми душами примем хлеб, оставаясь вместе с Владыкой, чтобы увидеть, как Он моет ноги учеников и отирает полотенцем, и сделать так, как мы увидели, друг другу покоряясь и друг другу ноги омывая, – ибо Христос так повелел Своим ученикам, как прежде сказал; но не услышал Иуда, раб и льстец.

Кивая головой, Иуда осуществлял злодеяние расчетливо, удобного времени ища, чтобы Судию предать на осуждение – Того, Кто всех Господь и Бог отцов наших.

«Один из вас», – взывал друзьям своим Христос, – «предаст Меня»; они же, оставив радость, тревогою и скорбью исполнялись: «Скажи, кто это», – говоря, «Боже отцов наших?»

Злополучный Искариот, закон любви забыв преднамеренно, ноги, те, что были омыты, приготовил к предательству; и вкушая Твой хлеб, Тело Божественное, поднял пяту на Тебя, Христе, и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Принимал в десницу Тело, избавляющее от греха, бессовестный, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; но не стыдился пить то, что продал за цену, не отвратился низости и не захотел взывать: «Воспевайте Господа, творения, и превозносите во все века!»

Вновь и вновь Церковь в своих песнопениях Великого Четверга сопрягает эти две великие темы: Христос отдает Себя в пищу и питие — Иуда окончательно укореняется в мысли предать Учителя.

Но вот начинается Вечерня. Она плавно перейдет в Литургию и за этой Литургией смогут причаститься все желающие Истинных Тела и Крови Христовых.

Если и на Утрени мы слышали темы созревшего плана предательства и темы причащения, то на Вечерне и на Литургии эти темы достигают кульминации.

Чтец возглашает прокимен перед ветхозаветным чтением (паремией): Изми мя Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Стих: Иже помыслиша неправду в сердце весь день. И у нас перехватывает дыхание: Это же как будто возглас Самого Христа, Которому трудно поверить, что все неумолимо идет к страшной развязке…

Начинается литургия Василия Великого. Спокойная, величественная. Как полноводная река литургия несет нас к славной минуте причастия. Мы принимаем в себя Животворящие Тело и Кровь Христовы. Возможность причащаться и через это соединяться с Господом, принимать в себя Его животворную энергию и силу дана нам Христом на Тайной вечери. Мы – наследники Тайной вечери. Наша литургия – вышла из Сионской горницы и будет продолжаться до скончания века. Напоминая это, каждый раз, на литургии, когда к верующим выносится Чаша произносятся слова: Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем. (русский перевод: Вечери Твоей таинственной участником в сей день, Сын Божий, меня прими. Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда. Но как разбойник исповедаю Тебя: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём».)

Сегодня, в Великий Четверг эта молитва поется вместо Херувимской песни.

3.png

Мы помним, что после Тайной вечери, Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, где Христос стал молиться. Спаситель последние часы (один-два?) на воле. Ему не хочется быть одному. Хочется, чтобы твою грусть, твои последние минуты на свободе, перед мучениями, разделили близкие люди. Кто был для Христа самым близким, не считая Матери? Его ученики. Ученики были для Него семьей, самыми близкими. Спаситель просит: «Пободрствуйте со Мною…» Но утомленные ученики засыпают. Трижды просит их Христос пободрствовать и трижды они засыпают…

Вечером в Страстной Четверг совершается служба, которую можно было бы назвать «Моление в Гефсимании». Мы выходим на середину храма, точно в Элеонский сад. Мы читаем двенадцать Страстных Евангелий, вспоминая как Христа схватили, судили, убили. Это длинная и утомительная служба. Но это наше бодрствование со Христом! В руках у нас зажженные свечи, мы утомлены, но мы говорим: «Господи! Я тебя в эти минуты не оставлю, я не засну…»

Дорогие. Придем в этот день в храм. Побудем со Христом.

http://foma.ru/velikij-chetverg-2.html

Великий Четверг

Василий Ермаков.pngПроповедь, сказанная прот. Василием Ермаковым 24 апреля 2003 г. в храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Больно хорошо, что вы сегодня все причастились, а больно только то, когда молились мне, вспомнились раскулаченные годы 30-х годов, когда за куском хлеба ваши праотцы, давились, я то видел всё, разве можно давить. Разве можно давится, никто из вас неутешенным не уйдет, получит благодать, в том числе и я. И вот эта печать улицы, она, к сожалению осталась. Глянешь со стороны — страшно становится, а чего они не идут, что им не хватает? Всё есть, хор есть, благодать Божья есть. Мы на месте, всё для вас, когда в это великий день Святого Четверга, когда Господь нам даровал 2000 лет назад всю благодать Божию, чтобы каждый живущий на земле этой благодатью питался. Мы всегда ищем сегодня и в жизни людской — силы. Ищем людей посильней нас, кто нам помогает в несчастье, кто нам поможет в болячках, кто нам даст житейский совет. Это одна сторона говорильни человеческой, и вы «не видев брода», бросаетесь в объятия того, что вы не знаете. Как человек простой, земной, может помочь в несчастьях, болячках ближних? Как? Души он не знает, все желания ваши ему не понятны. Что он может посоветовать? А вы бросаетесь в объятия страстей человеческих, когда стоит чуть-чуть немножко поднять голову, зайти в Церковь и посмотреть, а что здесь совершается? Почему так много народу? Куда они идут, почему? Да потому что, когда душа расположена к Богу, когда человек верит в Бога, когда человек ищет Бога, когда не понимает, что мне нужен Бог, а не люди. Он всегда, пройдя тот заград лжи, обмана неприязни, найдет дорогу к Богу. Всегда найдет, если сознание человеческое поймет, что без Бога жить нельзя. Нельзя жить без Храма, нельзя жить без домашней молитвы.

Сегодня мне отцы жаловались, я вчера сам видел, потому что приходят в этот момент, когда поезд уже полный и цепляются за последний вагон «мы тоже хотим». Нечего хотеть! «А причаститься»? А что это такое? Дайте! Нет, не надо. Так, что вы цепляетесь-то за нас? Вы молитесь дома, нет? А когда причащалась? «Я ни разу, только сегодня мне сказали — иди и в четверг причастись»! А то, что тётя за 20-30 лет уже не понимает ничего и будет по шее тем, кто сказал, за оскорбление и унижение нашего Таинства. Что нет времени посмотреть у нас? Что нет желания поразмыслить, как я живу и как должна жить? Что, нет языка, спросить доброго совета? Вот у меня то-то, то-то в жизни, как мне быть-то? Вы всегда отзоветесь по своему горькому, печальному опыту такой же жизни без Бога, без молитвы, когда вас никто не учил и не указал дорогу в Храм Божий. Всё вы кувыркались в своих несчастьях, а потом кувыркнулось, где-то сказалось, громыхнулось, как говориться, человек и пошел. А что вы получили? Вы получили и радость утешения, помощи, спокойствия, надежду, отраду, твердость в своей жизни. Потому что я иду к Богу, и Бог мне помогает. И когда уже вы воцерковились, когда уже являетесь молитвенниками Храма Божьего, исполняйте всё то, чему учит Церковь и вам не какие силы ада не страшны. А поймите, что может сделать нам с вами человек зла? Ну что? Ну, обругает, ну ограбит, ну может в самое страшное время — лишить жизни, умирать-то всё равно. А когда умирать с Богом — дорога прямая к родителям, всегда одна — лествица небесная. И мы знаем, что у нас есть благодать, ведь она нас хранит в нашей жизни, во всех страшных путях земного бытия. И если посмотришь немножко в жизнь на больших людей и увидишь человека, далеко стоящего от Бога, живущего своей жизнью, а в прошлом у него были такие события, как он говорит, что судьба его хранила. Ему говорят: «лети на самолете», он отвечает: «я поеду на автобусе». Самолет разбился. Другой случай. Запоздал на поезд, в каком вагоне случилось падение, а он жив остался. А кто этот человек? Это я был в больнице и слышал немножко и сказал, что расскажу своим эти два случая своим как должный верить в Бога, как идти за Богом, как Бог Вас хранил. Никакой блат, никакая злая сила нас не тронет. У нас ведь благодать и она нас хранит, а тем более в эти спасительные дни Поста Великого Бог нам всё даровал.

Но больно за тех, кто далёк и является проходимцем жизни, он проходит мимо нас со взором жестокости, со взглядом ненависти. А почему, за что? Да потому что, «дурная голова ногам покоя не дает». Вот я какой, не то, что вы, чего там молитесь. А взять глубину, сокровенную сущность нашей души — это подвластно только нам с вами, кто действительно идет ха Христом. Бог нам даровал всё, что мы не одни в этом мире, чтоб мы жили в радости, спокойствии, здоровье, благополучии и Господь нас призывает в эти дни, чтобы каждый идущий ко Христу, он понимал — зачем, для чего, во имя чего он пришел. Но, к сожалению не все на сегодняшний день это понимают, почему пишет Апостол Павел сегодня в послании к Коринфянам, что «многие из наших болеют». И начинают роптать на Бога, «а что мне давал Бог, а почему так получается»? Погоди, а с каким ты чувством идешь? Поразмысли, идешь ли примиренный, идешь ли с сознанием того, чтобы Господь мне даровал исцеление, идешь ли затем, чтобы я вырос в могучую силу Веры и благодати? Нет, форма «давай пошли» — и идут. «Мне сказали — иди и как получится». Но ничего не получиться. Вот почему мы более всех, стоим под страшным ударом Америки на нас. Мы — есть мы. А вот душу надо отдать верующего и тогда великий россиянин, россиянка — теперь вас можно брать голыми руками. Нет уж. Они прекрасно понимают, в чём наша с вами сила — в Вере, в молитве, в благодати Божией. Вот почему они на нас направили страшный, жестокий удар против Православия, против постов, против того, что бы вы были стойкие в нашей традиционной жизни русского православного человека. Это — могущество. А то приходят «как получится, как выйдет». Но они «льют воду на их мельницу». Не хотят понять в исторической правде, осознать как же я сын и дочь России должна жить-то. Наесться, напиться или найти другой путь. Путь Христа, путь радости, путь Воскресения, путь того торжества добра. Только мы ещё — русские ещё должны сказать, и скажем, это же ваше поколение — в это верьте, правда. А иной жизни, не жизни кулака американского, а жизни русского человека любви, Веры и молитвы. Вот вам надо хранить Веру, вам надо об этом говорить, вам надо об этом наставлять, не срывайте эту силу братцы.

Когда я читаю в газетах, кричат, что о на сегодня, что русские бестолковые, вот ты такой-то рассекой-то и мне становится больно до слез. Ребята, докатились, дошли. Не ссылайтесь на то, что вас не учили. Вы были противными, тупоумными, вам ничего не надо. Вы не хотели учиться. Ни мое поколение в 20-е годы, ни ваше, кто пришел к Богу позже, они не хотят, им не надо. Так чего же говорить о том, что мы темные, нас не учили. Я ссылался и буду ссылаться на то, что меня учили 60 лет при советской власти — «серп и молот — свет и голод». «Иди в октябрята», нет, не пошел. Сказал отец «меня не учили». И учили 60 лет — «Бога нет, Бог не нужен»! За слово Пасха — вон из школы, а за агитацию — ещё куда подальше. Вот те как учили. А сегодня свободно, так скажите ярким словом — «я не хочу, мне это не надо, мне не в чем, я предатель, я провокатор, я работаю на американцев». Скажите правду. Это говорит о том, что вас тоже не учили, вас тоже насильно выгнали ваши родители довоенного времени, мои ровесники. А вы нашли Бога, вы пришли к Богу, но когда человеку 80 лет, моя ровесница и она не знает, как креститься, не знает о том, как надо крест носить, как надо молиться — идет и лепечет «маразмом ума — нас не учили». Я тётя с тобой стоял — тебе Бог не нужен, а сейчас иди. Вот так можно свалиться, так можно упасть, так можно всё забыть — Родину, Отчизну, святость и самое главное могущество и разрешить миру запада нас попирать, когда мы забудем Бога, когда мы отойдем от Бога, когда мы не будем всё исполнять — тысячелетнее, практическое предписание Матери-Церкви. Не жгите Русь, ни в законах, ни в природе, пока идет оттуда пневмония, ребята, сколько уже погибло. Ничего, ещё чего-либо добавиться, пойдет дождик, водичка отравиться. Потому что забыли Бога, а будем молиться, повторяю с нами никогда ничего не случиться и надо помнить всю свою оставшуюся жизнь, помнить этот день нашей радости причащения Тела и Крови Христа Спасителя. День, когда вы получите благодать, когда Церковь вас наставила, когда Церковь вас призвала, когда вы должны помнить, сохранить и сказать, не стесняясь направить человека, кто предает нашу Родину. И не говорить, что нас не учили. Должна быть Вера в сердце каждого русского православного христианина. Так, что родные встречаем Пасху, храним благодать и будем молитвенно, а не на словах защищать нашу Святую Русь.

Аминь!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereya-vasiliya-ermakova.shtml#n23


Возврат к списку

© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс