Материалы


19 августа - праздник Преображения Господня

19.08.2019

«Царство Божие, пришедшее в силе»

Епископ Василий (Родзянко)

Весь мир стал преображаться с этого момента. И этот свет видели апостолы. И потом, во времена Григория Паламы, возник спор между ним и некоторыми другими, потому что они не могли понять этого и говорили, что невозможно человеку видеть этот свет фаворский.

Епископ Василий (Родзянко). «Царство Божие, пришедшее в силе»


«Есть некоторые из здесь стоящих, – сказал спаситель, озирая людей вокруг, – которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе».


И по прошествии восьми дней Он взял с собой Петра, Иакова, Иоанна и взошел на гору. Это была гора Фавор, высокая гора недалеко от Назарета, круглая, красивая, и вся украшенная растениями. Но в этот раз она была особенно красива, потому что на этой вершине стоял Христос Спаситель.

Пётр, Иаков, Иоанн с удивлением увидели, что Христос Спаситель стоит на вершине горы не один, и сразу узнали – это были пророк Илья и пророк Моисей, и они говорили со Христом о том, что должно было вскоре совершиться, – об Его исшествии.

«Есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе».

И вот, действительно, они увидели это, пришедшее в силе, как сказал Христос, Царство Небесное. До страданий Христа Спасителя, до Его Воскресения, до Его Вознесения, до сошествия Святого Духа на апостолов, увидали всё так, как оно есть сейчас.

И тогда Пётр, сам не зная, что он говорил, говорит, обращаясь к Христу: «Сделаем здесь палатки, три палатки» – о себе забыл и о других апостолах, думая только о Христе и об этих пришедших из Царствия Божия пророках – «сделаем три палатки – для Тебя, для пророка Моисея, для пророка Ильи, потому что здесь нам очень хорошо быть». Они почувствовали Царство Божие, действительно пришедшее в силе.

Весь мир стал преображаться с этого момента. И этот свет видели апостолы. И потом, во времена Григория Паламы, возник спор между ним и некоторыми другими, потому что они не могли понять этого и говорили, что невозможно человеку видеть этот свет фаворский, потому что он именно Божественный, а мы, люди, не способны видеть его.

Тогда Григорий Палама говорил: «Потому что это нетварные энергии, потому что этот свет Божий дан нам, людям, и потому что мы, люди, имеем возможность быть со Христом Спасителем, так как апостолы были, и поэтому мы видим, это дано нам видеть».

И тогда пришли старцы, с горы святой Афон и говорили, что, да, можно, потому что есть возможность нам озариться Царством Божием, есть возможность нам быть в Царстве Божием, и это учение о том, что нам дано быть в Царстве Божием даже до нашей смерти, до перехода в иной мир, является отчетливым и определенным учением православной Церкви, принятой на Соборах, и осуществленное в жизни.

http://www.pravmir.ru/episkop-vasiliy-rodzyanko-tsarstvo-bozhie-prishedshee-v-sile/

Таинство будущего века

Священник Филипп Парфенов

Те короткие моменты воистину неземного счастья даются любому христианину как раз в память о том, что и от Фавора до Голгофы недалеко, и от Голгофы до окончательного Воскресения и Преображения – ещё ближе!

Таинство будущего века

Прежде чем, взойдя на гору, Иисус явил ученикам славу, которую имел всегда, все евангелисты приводят одни и те же Его слова об отвержении себя и о несении креста.

Священник Филипп Парфенов

     Священник Филипп Парфенов

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 24–26).

Иисус прежде всего напоминает и о Своем будущем кресте. От Фавора до Голгофы остаётся не так уж долго – примерно полгода или чуть больше.

Поскольку все евангелисты упоминают о трех кущах (Мф. 17, 4; Мк. 9, 5; Лк. 9, 33), отсюда следует, что был великий еврейский праздник Суккот (Кущей), приходившийся на седьмой месяц Тишри (по современному календарю конец сентября – начало октября) – см. Исход 23, 16 или Левит 23, 34–36.

Праздник отмечался в конце сельскохозяйственного года, так что благословение новых плодов земли, сохраненное до сих пор, – давняя и древняя библейская традиция. В это время еще можно было ночевать под открытым небом, и израильтяне селились в кущах, вспоминая странствование своих далёких предков по пустыне.

Ко времени земной жизни Иисуса праздничные церемонии обогатились и усложнились. В одной из современных библейских энциклопедий, например, можно прочитать про ритуал возлияния воды, связанный с Ис. 12, 3, где сказано: «в радости будете почерпать воду из источников спасения», и в эти же самые праздничные дни возобновлялись просьбы о ниспослании дождя после длительной летней палестинской засухи.

В связи с обрядом возлияния воды Иисус, однажды присутствовавший на празднике Кущей, обещал дар живой воды всем верующим в Него, говоря: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37–38). Но кроме этого, двор Иерусалимского храма в темное время суток освещался четырьмя большими светильниками. А вокруг них с хвалебными песнопениями под музыку левитов с факелами в руках танцевали священники, раввины и почетные горожане.

Возможно, в связи с этой праздничной иллюминацией Иисус также сказал по окончании праздника: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). И в последний праздник Кущей перед Своим исходом из мира Иисус, таким образом, осиял небесным светом Петра, Иакова и Иоанна!

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

(Б.Пастернак).

В земной жизни Иисус имел то же смертное и уязвимое для ран и страданий тело, что и все другие люди. Но именно через это тело воссияла слава Господня ещё до Воскресения!

Александр Андреевич Иванов. Эскиз

    Александр Андреевич Иванов. Эскиз

Евангелист Лука, повествуя об этом событии, не употребляет слово «преобразился», но пишет просто: «вид лица Его изменился» (Лк. 9, 29). С этим «измененным» видом Иисус будет являться ученикам уже по Воскресении.

Апостол Павел, говоря о будущем всеобщем воскресении мёртвых, замечает: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15, 51). И – «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43).

Стать причастным этому немеркнущему и невещественному Свету – одна из главных целей всей жизни, устремлённой ко Христу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» (Пс. 4, 7).

Стоит заметить, что в последующем Вознесении Иисус явил славу Свою подобно тому, как Он явил ее, преобразившись на горе перед учениками незадолго до Своих страданий. На Фаворе облако славы осенило апостолов, и Петр только и смог сказать: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4), однако к тому чувству примешан был страх (17, 6). И в этом же облаке славы Христос вознесся перед учениками, уже не испытывавшими никакого страха, но полными радости (см. Лк. 24, 52).

В любви нет страха, но совершенная любовь, по замечанию апостола Иоанна, изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). И вот еще одна цель христианской жизни: стремиться к этой любви и исполняться ею, взирая на славу Господню и преображаясь «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3, 18).

В известном древнейшем гимне, каждый раз исполняемом на вечернем богослужении, Иисус Христос называется «радостным светом», хотя на славянский это переведено как «Свете Тихий…». Но это скорее дополнение, толкование. Возможно, здесь присутствует намёк на повествование из 3-й книги Царств, читаемое на всенощной под праздник Преображения. Пророку Илии было открыто, что Господь – не в ураганном ветре, не в землетрясении, не в огне, но в лёгком дуновении тихого ветра (3 Цар. 19, 12).

Эту тихую и мирную радость, сродни пасхальной, вне всякого сомнения, несёт этот светлый праздник Преображения, приоткрывая нам будущие тайны Царства Божия.

Но эту радость не всегда возможно в себе удержать, и она не пребывает даже в сильных духом христианах постоянно и неизменно. И не обязательно потому, что мы бываем неготовыми к приобщению ей! Просто окружающий мир часто страдает, и «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8, 22), да и мы сами «стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего», то есть того же самого окончательного преображения.

Когда ученикам пришлось спуститься с горы, где им так хорошо было рядом с Иисусом, их глазам предстала печальная картина: у одного местного жителя был больной бесноватый отрок, страдавший от частых припадков эпилепсии, которого они сразу не смогли исцелить…

В облаке славы на горе, «у Христа за пазухой», находиться в этом мире возможно лишь считанные миги, но большую часть жизни приходится спускаться в долину плача и сени смертной. Но те короткие моменты воистину неземного счастья даются любому христианину как раз в память о том, что и от Фавора до Голгофы недалеко, и от Голгофы до окончательного Воскресения и Преображения – ещё ближе!

http://www.pravmir.ru/tainstvo-budushhego-veka/


Все мы призваны к Преображению!

Священник Дмитрий Шишкин

Говоря о цели человеческой жизни, о главном в ней, Господь призывает нас искать прежде всего Царствие Божие и правду Его (Мф, 6, 33), добавляя, что всё необходимое с точки зрения житейских потребностей нам приложится.

Это учение о Царствии Божием как о цели человеческих устремлений занимает важное место в проповеди Спасителя.

Так, в молитве Господней звучит прошение о том, чтобы Царствие Божие «пришло», то есть явилось во всей полноте в нашей, человеческой жизни.

В другом месте Евангелия Господь говорит о том, что Царство Божие внутри нас есть (Лк, 17, 21), то есть обретение Его напрямую зависит от нашего внутреннего, духовного состояния.

Наконец, Господь открывает нам, что достижения Царствия Божьего, как высшей цели, требует от нас постоянного и напряжённого труда, усилий на протяжении всей земной жизни. Этот труд заключается в том, чтобы привести свою внешнюю и внутреннюю жизнь в согласие с Правдой Божией.

Эту мысль развивает и апостол Павел, когда говорит, что «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римл. 14, 17). Эта триада выражает идею деятельного восхождения человека к Богу, последовательного достижения благодатного единства с Ним.

Под праведностью здесь понимается жизнь по Правде Божией, которая очищает человека и приводит его в сокрушенное, покаянное чувство. Это чувство становится залогом примирения человека с Богом и окружающими людьми, потому что плачущий о своих грехах, не может уже судить других. Этот благодатный мир есть дар Божий смиренному человеку, и из этого мира рождается ни с чем не сравнимая радость во Святом Духе, которая если можно так сказать есть залог, обетование грядущего Божьего Царствия.

Мы привыкли говорить о скорбях и трудностях как о необходимом условии приобретения Царствия Божьего. Но само это Царствие – есть высшая и нескончаемая радость, к которой изначально призван человек и которая составляет смысл всех его устремлений.

Фото: Козорог Ирина, photosight.ru

Надо полагать, апостолы много размышляли о Царствии Божием, о том, что это такое, недоумевали, спорили… да это и видно из некоторых их вопросов и оговорок…

И вот, незадолго уже до последних Своих страданий, Господь сказал Своим ученикам удивительные слова: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1).

Это было необычное, загадочное и интригующее обещание, потому что некоторым из апостолов уже здесь, на земле открывалась возможность лицезрения славы Божией, опытного познания полноты Царствия Божьего, насколько это вообще возможно живущим во плоти.

И действительно, по прошествии шести дней Господь взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, возвёл их на гору Фавор и преобразился, изменился перед ними так, что лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белы как снег.

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

И вот явились апостолам Моисей и Илия, которые беседовали со Христом о предстоящих Ему страданиях.

При этом учеников осияла такая благодать, объял такой священный ужас и, вместе с тем неизреченная радость, что апостол Пётр в восхищении, не находя иных слов сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Такими словами он высказал простую, но сильную мысль, что большей радости, чем лицезрение Божией славы нельзя и желать.

И когда он ещё это говорил, светлое облако осенило всех присутствующих, и из облака был глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Чудо Преображения Господня удивительным образом «вместило» в себя и самих учеников, позволило им опытно ощутить причастность Божескому естеству, вкусить радость пакибытия, испытать личное преображение. Это стало возможно именно потому, что во Христе произошло примирение и единение каждого человека с Богом, только апостолам это было дано почувствовать раньше других.

Это был чрезвычайный, сверхъестественный опыт, но опыт, к которому призваны все без исключения люди, живущие на земле. Именно об этом говорил Господь, призывая нас к совершенству и святости. Но и этот сверхъестественный опыт обожения, лицезрения Славы Господней и Его света есть только отблеск того, что приготовил Господь любящим Его, малая толика той радости, которой сподобятся праведники после всеобщего воскресения.

Из толкования святых отцов мы знаем, что Господь, явив ученикам Свою Славу, насколько они могли вместить, желал запечатлеть в их душе твёрдое и полное представление как о Божественном Своём достоинстве, так и об истинности и неколебимости обещанных высших благ, о реальности Божьего Царствия, радость которого не смогут отнять у последователей Христа ни Его грядущие страдания, ни Его видимое уничижение, ни сама смерть. Словом, Своим чудесным Преображением Господь хотел утвердить учеников в вере перед лицом предстоящих суровых и грозных испытаний…

Прошло тринадцать с лишним веков и событие Преображения Господня, его духовное значение стало предметом серьёзных богословских споров, имеющих прямое отношение к жизни каждого христианина.

Это было время, которое позже назовут эпохой раннего Возрождения. И хотя человек провозглашением его самодостаточности ещё не был «отлучён» от Бога, всё же предпосылки этого грядущего отчуждения начали уже проявляться.

В 1329 году из Италии в Константинополь явился православный по исповеданию, но воспитанный в латинской традиции монах Варлаам Калабрийский. Он был прекрасно образован, умён и быстро занял высокое место при императорском дворе. И вот этот монах, узнав, что некие отшельники верят в возможность видения нетварного Божественного Света, стал насмехаться над ними, уча, что действительное, духовное познание Бога невозможно для человека, а доступно только логическое, путём размышлений и умозаключений познание, из которого должна вытекать правильная жизнь, согласная с Законом Божиим, но не претендующая на единство с Ним.

Исходя из этого, Варлаам считал, что апостолы, будучи людьми, не могли лицезреть нетварный свет, а стало быть никакого «нетварного света» не было. Было лишь чудо в пределах материального, тварного бытия. По сути, такое богословие воздвигало непреодолимую стену между Богом и человеком. Лишало человека надежды на теснейшее общение со своим Создателем, живое общение в святости и взаимной любви.

Святитель Григорий Палама

          Святитель Григорий Палама

Оппонентом Варлаама выступил учитель Церкви, святитель Григорий Палама, который с последовательной полнотой раскрыл православное учение об отношениях между Богом и человеком.

Суть этого учения заключается в том, что Бог, будучи непостижимым в Своем существе, открывается человеку в действии Своих нетварных энергий, в Божественной благодати. Так что стяжание или приобретение этой благодати и есть путь обретения Царствия Божьего, достижение единства человека со своим Творцом.

Мы все призваны к единству с Богом и это единство не есть только какая-то умственная, теоретическая связь, но действительное обожение человека, омытого, преображённого и освященного действием Божественной благодати. Единство желаемое Богом, но зависящее от нашего деятельного стремления к Нему.

Учение о нетварном Фаворском свете, к достижению которого призван каждый человек, получило широкое распространение в православной Церкви и положило начало так называемому Восточному возрождению, когда подлинная высота призвания человека стала мыслиться именно и только в сознательном и последовательном достижении единства с Богом.

Идея духовного, нравственного преображения приобрела в православии исключительное значение. Как бы ни был грешен и низок человек, он призван к святости, к единству с Богом и пока жив человек на земле, для него открыта дверь к изменению, преображению собственной жизни. Эта дверь – покаяние, примирение с Богом, ради нас сделавшегося человеком, за наши грехи умершего на кресте, Воскресшего в третий день и всех нас призывающего стать причастниками Его света, Его жизни, Его радости.

http://www.pravmir.ru/vse-my-prizvany-k-preobrazheniyu/?format=pdf



Возврат к списку

© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс