Материалы


28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

27.08.2019

28 августа — Успение Пресвятой Богородицы

х.png

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

облачное успение Богоматери Россия 18 в.png

"Облачное" Успение Богоматери. Россия, 18 век

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

Тропарь, гл.1.
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти
души наша.

Кондак, гл.2.
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь, к животу престави,
во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание.
Величаем Тя,
пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим успение Твое.

http://www.eparhia-saratov.ru/holidays/Get/142


Успение Пресвятой Богородицы

Сурова Л. В

Давайте зададим себе один из самых трудных вопросов. Что такое смерть? Из книги Бытия мы знаем, что Божественное дыхание — источник жизни человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Первоначально человек был сотворен нетленным и не знал смерти. Смысл Адамова греха заключается в том, что человек, сотворенный по образу Божию и вдохновленный Его Духом, отвернулся сам от Источника Жизни и подпал под влияние «имущего державу смерти», то есть диавола, и разрушил тем самым свою первозданную природу. Но жизнь человека тесно связана с жизнью Творца. Когда отнимается у человека Божественное дыхание, наступает смерть: «Скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются» (Пс. 103, 29). Отступив от Бога, человек избрал зло вместо праведности. Грех вошел в мир, и с грехом — смерть. Согрешив, человек принес смерть и своим детям, наследовавшим его падшую природу.

2х.png

Но Бог не сотворил смерти и не радуется гибели живущих; ибо Он создал все для бытия. Уважая нашу свободу, Господь не спасает нас против нашей воли. Христос пришел на землю, чтобы Своей смертью освободить всех, плененных смертью. В Евангелии от Иоанна читаем: «Истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6, 47). И далее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25).

Пришествие в мир самой Жизни в лице Иисуса Христа — начало нашего спасения. Бог вновь предлагает нам жизнь подле Него. Но если мы этого не хотим, у нас всегда остается возможность еще раз удалиться от жизни и выбрать смерть — ту, которую апостол Иоанн Богослов в Откровении называет «второй смертью» (Откр. 20, 6), а апостол Матфей — «вечной мукою» (Мф. 25, 46). Мы ежеминутно сами делаем выбор, который может нас уже сейчас привести «от смерти в жизнь» и сделать «детьми Божиими» или же — «детьми диавола».

«Смерть не есть зло, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но худая смерть зло есть». Кто живет во Христе в этом мире — продолжает жить во Христе и когда разлучается с телом своим. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный», — свидетельствует апостол Павел (2 Кор. 5, 1). И в другом послании он продолжает эту мысль: «...для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1,21). Итак, в смерти — мера всего высокого, мера достоинства человека. Приготовление к ней должно стать центром духовной жизни каждого христианина. Принятием смерти измеряется вера христиан в Воскресение и во всеблагость Божию. Мы призваны преобразить свою смерть в утверждении жизни — умереть вместе со Христом для грехов мира, пройти с Ним через опыт телесной смерти, чтобы быть воскрешенными в Царствии Божием.

Образец воистину совершенного конца земного существования дает нам Успение Божией Матери. Это ярчайший пример духовного завершения человеческой жизни. Она перешла в Жизнь Вечную, минуя Суд Божий, как говорится в Евангелии: «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).

Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила, по завещанию Господа, в доме апостола Иоанна Богослова, который с великой любовью заботился о Ней. Сколько лет было земной жизни Богородицы? Существует несколько мнений, но наиболее вероятно, что дожила Она «до последней старости».

Обычно люди не знают дня своей смерти, но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне своего преставления в загробный мир получила и Пресвятая Богородица. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она плакала и часто молилась о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе. И однажды, когда Она так молилась на горе Елеонской, явился Ей Архангел Гавриил и возвестил волю Божию о Ее успении, которое совершится через три дня, и вручил райскую светоносную ветвь от финикового дерева, которую должны будут нести перед Ее гробом. Господу было угодно, чтобы Пречистая Матерь Его вкусила смерть подобно всем людям, чтобы не сомневались люди проходить на небо теми же вратами смерти, которыми проходила и Царица Небесная. «Нужно, — замечает святой Иоанн Дамаскин, — чтобы тело через смерть, как бы через огнь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и от грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом безсмертия».

Возвратясь с горы Елеонской, Богородица начала приготовляться к Своему исходу. Она рассказала апостолу Иоанну о бывшем благовестии, и в дом к ним стали стекаться христиане со всех окрестностей. В то время, когда Матерь Божия изъявляла Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружившие дом. На этих облаках были принесены Ангелами по велению Божию апостолы, восхищенные из разных стран, где они проповедовали Евангелие, чтобы они могли проститься с Богоматерью и воздать Ей честь при погребении.

Успение Богородицы нач 13 в.png

Успение Богородицы. Начало 13-го века.

И вот настал 15-й день августа (по старому стилю), благословенный третий час дня. Лик Пречистой блистал светом и радостию. Вдруг необыкновенный свет осиял комнаты, кровля дома как бы исчезла в лучах Небесного света, Сам Царь Славы Христос явился, окруженный ангельскими силами и праведными душами пророков, и принял пресвятую душу Богородицы. Как Она носила на руках Своих Сына Божия во время Его младенчества, так в воздаяние за это Сын Божий несет Ее Душу на руках Своих в начале Ее Небесной, Вечной Жизни. Апостолы сподобились зреть славнейшее восшествие на небо пречистой души Божией Матери, а бездыханное тело Богородицы, осиянное Божественным светом, трепетно покрыли священными крыльями херувимы. Тогда пришло в исполнение прообразовательное осенение ковчега Завета литыми из золота херувимами. Здесь, в Сионской горнице апостола Иакова, живые херувимы приосенили ковчег Бога Слова — Саму Пресвятую Богородицу. Затем апостолы подняли погребальный одр и с торжественным пением понесли к гробнице. Их пению явно для слуха каждого вторил невидимый ангельский хор.

Торжественная обстановка погребения вызвала вспышку злобы у не верующих во Христа жителей Иерусалима. Предание повествует, что некто Афоний, иудейский священник, один из ярых врагов христиан, подбежал к погребальным носилкам Богоматери, схватил их за край и намеревался опрокинуть. Но невидимый Ангел Божий отсек ему обе руки, а сам он, ослепши, пал на землю. Пораженный чудесной карой и придя в сознание греха своего, Афоний стал каяться пред всеми. Апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные руки к кистям, которые остались на одре Богородицы. Афоний совершил все это — и тотчас получил исцеление.

1х.png

Фрагмент старинной македонской иконы «Успение Богоматери». Ангел отрубает мечом руки Афонию.

Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли тело Богородицы и ко входу в пещеру привалили огромный камень. Но недолго покоилось тело Божией Матери в пещере. Вот как это обнаружилось. Через три дня после погребения прибыл в Иерусалим апостол Фома, проповедовавший Евангелие в Индии, и очень огорчился, что не смог попрощаться с Божией Матерью, и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Сострадая ему и желая утешить, апостолы направились к пещере, где покоилось тело Пречистой, чтобы Фома имел возможность проститься с Ней. Но когда открыли пещеру, то изумились: тела Пресвятой Богородицы не было на гробном ложе, лежали одни Ее погребальные пелены и пояс.

Чудо воскрешения Господом Своей Пречистой Матери стало очевидным для всех. Пораженные неожиданностью, апостолы возвратились в сионский дом Иоанна Богослова и пребывали некоторое время в молитве, чтобы Бог открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании обычной трапезы, они услышали ангельское пение и, посмотрев наверх, увидели Божию Матерь, окруженную Ангелами, в сиянии небесной славы. Из уст Ее послышался сладостный голос: «Радуйтесь! Я с вами во все дни! И всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». И апостолы воодушевленно воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»

ххх.png

Вот что сохранило церковное Предание о дне Успения Пресвятой Богородицы, и все это отразилось и в иконе праздника, и в праздничных песнопениях. С VI века Успение Пресвятой Богородицы празднуется Православной Церковью 15 августа (28 августа по новому стилю). Им завершается Богослужебный церковный год. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Христианам предлагается воздерживаться от скоромной пищи и рыбы. Только в праздник Преображения разрешаются рыбные блюда.

Для нас же праздник Успения Богородицы важен прежде всего как школа духовного опыта. Ибо то, что уже осуществилось в Богородице, Божиим замыслом предусмотрено для каждого из нас. Христианин есть победитель страха смерти. Его мысли да будут святы, его настроение да будет всегда светло, чисто, согрето живой любовью к Богу и людям. При этом условии для него, как и для Божией Матери, гроб станет лестницей к небу, началом вечной радости и славы в зримом единении с Богом.

http://uspenie.paskha.ru/Bogoslovie/Propovedi/Surova/


ИНТЕРЕСНЫЙ САЙТ, ПОСВЯЩЕННЫЙ УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ: http://uspenie.paskha.ru/


Возврат к списку

© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс