Материалы


ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ

АННОТАЦИЯ

Бог творит мир из Вечности. Вечность – это не миллионы лет, это – отсутствие изменений. Бог неизменяем. Он вне времени.

Бог сотворил мир не во времени, а вместе со временем. Как наш мир имеет начало и конец, так и время когда-то закончится: «Времени уже не будет»

Когда Бог творил мир, то Он беспорядок превращал в порядок. Говоря языком физики – происходило снижение энтропии. В первозданном мире не было разрушения, тления, смерти.

После грехопадения в мир вошли смерть, тление, начался распад сотворенного мира – то есть рост энтропии.

Время физического мира напрямую связано с возрастанием энтропии. Поэтому наше время необратимо – всегда направлено из прошлого в будущее. Его можно назвать энтропийным.

Время сотворения мира связано с падением энтропии (негэнтропийное, сакральное). Оно принципиально иное, и наука о нем не может знать ничего. Когда наука говорит о том, что предшествовало грехопадению – ее модели и реконструкции основаны неправомерных экстраполяциях энтропийного времени в область сакрального времени.

Человек телесно живет в энтропийном времени, а душою может жить во времени сакральном – то есть, не разрушаться, а совершенствоваться. Это и происходит с человеком в Церкви.

Слушать и обсуждать лекцию можно на странице автора: Galina Russo ВК:  https://vk.com/id416481777

ВВЕДЕНИЕ

Начнем, благословясь.

Мы будем говорить обо всем мире целиком, о всей созданной Богом Вселенной, о том, как она устроена, какое место занимает в ней человек. Естественно, рассуждать на такие темы можно только на очень высоком уровне обобщения, оставляя в стороне множество интереснейших конкретных вопросов. Это будет взгляд на мир с высоты птичьего полета. Взгляд на то, как православное богословие соотносится с представлениями других религий, оккультизма и эзотерики, и с современными достижениями атеистической науки.

В большинстве рассматриваемых вопросов я – совершеннейший дилетант. Откуда же такая наглость?

Так у меня устроено данное Богом мышление. Оно ориентировано на вИдение целого в ущерб конкретике. Учительская проблема. И серьезно занималась системным анализом, что тоже способствует целостному восприятию действительности. Хотя в науке не приветствуется. Один большой ученый сказал, прочитав тезисы моей незащищенной докторской – «Вы не ученый, вы естествоиспытатель». Лучший комплимент! А другой, еще бОльший ученый, ехидно: «Ну что, нашли Бога?» И он был прав – целостный взгляд на мир, даже сугубо научный, приводит к убеждению, что  без Бога мир существовать не может.

Это к тому, что мне может быть предъявлено множество претензий со стороны специалистов в конкретных областях науки. С их позиций я сделаю массу ошибок. Какие-то я и сама заранее вижу, но явно не все. Это неизбежно. Учебник Пёрышкина, в котором мы, развлекаясь, находили в среднем 2 ошибки на странице, никто не отменяет. Принципиальных богословских ошибок, надеюсь, не будет.

Целостные представления крайне неудобны для изложения. Нет линейной схемы, нет начала и конца. Каждая лекция будет рассмотрением какого-то аспекта целостности. Это будут подходы к центру с разных сторон. А слушателям предстоит потрудиться самостоятельно, чтобы сложить целостную картинку у себя в голове. Иначе никак.

Как говорить о православии современному миру? Людям, верящим в науку, одновременно погрязшим в разнообразной псевдодуховности, и одновременно считающим себя православными на том основании, что она освящают куличи и ставят свечки? Хорошие проповедники все время напоминают, что говорить нужно о Христе. Но современному человеку Христос не интересен, для него главное – его собственная жизнь. Вот и нужно говорить о том, как присутствие Бога в мире на жизнь каждого конкретного человека влияет.

Это мой личный миссионерский проект. Не утверждаю, что говорить нужно именно так – но – в таком ключе. Это некая версия. Она не претендует на истинность, но она ПОХОЖА на Истину.

Прекрасно понимаю, что шанс быть услышанной у меня минимальный. Но вдруг? Ведь чудеса случаются.


Вечность и время. Творение и грехопадение. Сакральное и энтропийное время.

Что есть Время? Когда меня спрашивают о нём, я знаю, о чём идет речь.

Но стоит мне начать объяснять, я не знаю, что и сказать!

Аврелий Августин

Бог творил мир из Вечности. Вечность – это не тысячи и миллионы лет, это не «очень долго», это отсутствие времени.

Время фиксируется по изменениям. Год, сутки – изменение положения Земли. Весна, осень – изменение состояния растительности. От младенчества к старости изменяется тело человека. Мы привыкли понимать время как чередование событий. Тех внешних изменений, которые происходят в мире. Время – мера того, как меняется окружающий мир и как изменяется тело человека. Время определяет длительность существования объектов, изменение их состояний и процессы, протекающие в них. Время имеет отношение только к тварному миру.

БОГ ВНЕ ВРЕМЕНИ. «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел…», – говорится в молитве Моисея, включенную в Псалтырь (Пс. 89: 5). Для Бога тысячелетие, причем не важно – прошедшее или предстоящее – равнозначно одному, уже прошедшему, «вчерашнему» дню.

«…У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день», – вторит Моисею апостол Пётр (2Петр. 3: 8).

В Вечности изменений нет – по крайней мере таких, к которым мы привыкли.

Онтологическая пропасть между Богом и тварным миром обусловлена тем, что Бог существовал вечно, а тварь создана из ничего, Бог пребывает вне времени, а бытие видимого мира связано со временем, Бог неизменен, а существование мира «началось изменением». Сам переход из небытия в бытие «есть некое изменение, благодаря которому несуществующее Божией силой прелагается в сущее» (Григорий Нисский). А то, что началось изменением, то «необходимо будет подлежать (дальнейшим) изменениям». С понятиями изменения и телесности, то есть материальности, связано и понятие времени: «Время движется там, где есть действия тел; где нет тел, нет изменений; где нет изменений, нет времен» (Исаак Сирин).

Первоначальное мгновение, о котором говорит 1-й стих книги Бытия, – это точка, в которой соприкасается вечная Божественная воля с тварным миром. Отныне мир возникает и изменяется, его изменение порождает время. «Время от создания неба и земли исчисляется», – говорит преподобный Максим Исповедник. И без мира нет времени, так как в вечности нет длительности и последовательности. «Ибо что такое время, – спрашивает Блаженный Августин, – как не разные преемственные и последовательные перемены, которым с безусловной необходимостью подвергаемся все мы и весь мир?» Если бы не было этих перемен, то есть если бы не было тварей, в которых они происходят, не было бы и самого времени. Времени до происхождения тварей вообще не было, явилось же оно только с тварями, поэтому правильнее говорить, что Бог сотворил мир не во времени, а вместе со временем.

Как наш мир имеет начало и конец, так и время когда-то закончится. Апокалипсис 10:6: «Времени уже не будет»

*****

Возникновение Вселенной связано с такими изменениями, в результате которых повышался порядок, организация, происходило движение от простого к сложному, снижалась степень хаоса – то есть, уменьшалась энтропия.

Энтропия - это мера беспорядка/упорядоченности системы. Чем больше упорядоченность системы, тем меньше ее энтропия. Саму ее нельзя измерить, можно оценить лишь ее увеличение или уменьшение. Согласно второму закону термодинамики сейчас полное количество энтропии (беспорядка, или хаоса) во Вселенной растет. Степень упорядоченности Вселенной снижается.

Преодолевается повсеместный рост энтропии только в живых организмах, да и то временно. Побеждается Богом, Который дает всей твари жизненные силы (да, и атеистам тоже). «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45).

В «облегченной» формулировке Айзека Азимова второй закон звучит так: «Вселенная становится все более беспорядочной». Организация, упорядоченность с течением времени деградируют, сменяются хаосом. Закон верен для закрытых систем, то есть систем, в которые извне не поступает энергия. Действует этот закон на всех уровнях материального мира. Гаснут звезды, разрушаются горы. Любой живой организм рано или поздно умирает, и его сложные белковые молекулы разлагаются на гораздо более простые составляющие. Все знают, как даже в нежилой комнате сам по себе возникает беспорядок. Для того чтобы его ликвидировать, нужно потрудиться, то есть привнести в систему некоторую энергию.

Но энергии недостаточно. Представьте, что уборку в вашей комнате делает посторонний человек. Для вас его порядок может обернуться хаосом. Нужно же знать, что где лежало! То есть, кроме энергии необходима информация. И это только для восстановления порядка. А для создания организованных систем из хаоса?

Эволюционные концепции астрономии, геологии, биологии, между тем, утверждает, что из беспорядка сам собой возник порядок. Планеты и звезды «сложились» из неорганизованной (и неизвестно откуда взявшейся) материи. На поверхности Земли из первозданного хаоса спонтанно сформировалось нечто совершенно новое - первые живые организмы.

Их преобразование шло по пути возрастания сложности, вплоть до способного к мышлению - опять принципиально новый феномен - человека. Информация, содержащаяся только в одной живой клетке, составляет 10250 байт. Есть и другие оценки, но столь же запредельные. Откуда же взялась эта информация, если система является закрытой? А наука говорит именно о закрытости Вселенной, то есть о том, что кроме нее ничего не существует. Значит и информации о порядке, в котором нужно складывать детали, ожидать неоткуда.

Эволюционисты настаивают на том, что степень упорядоченности органического мира постоянно увеличивается. За счет чего? Они утверждают, что система «Земля» открыта для поступления энергии – и это энергия солнечного света. Световая энергия – э/м излучение – само собой способствует повышению степени организации материи!!! В такой формулировке – смешно даже для нас. Но они говорят об этом очень умными словами, и поэтому «прокатывает».

Вместе с тем, в физике общепринято, что, кроме начальных этапов формирования Вселенной, вплоть до образования галактик, во всех природных процессах в неживой природе наоборот, возрастает энтропия.

ПРОТИВОРЕЧИЕ, ОДНАКО!

Оно снимается, если рассматривать Вселенную как открытую систему. Открытую для Бога. Который привносит в систему и энергию, и информацию.

И внутри самой науки есть намек на возможность снятия этого противоречия. В математике доказана так называемая теорема Геделя о неполноте формальных систем. В расширенной интерпретации она гласит: ни одна система не может быть описана средствами, содержащимися внутри системы, требуется выход в метасистему, ее включающую (МАТРЕШКА). Чтобы составить полное представление о доме, в котором предстоит жить, недостаточно изучить его внутренние интерьеры. Нужно выйти наружу и разглядеть крышу и цвет стен. Материальную Вселенную нельзя ни понять, ни описать, если не выйти за ее пределы – в мир неявленный. Наука отдыхает!

Тем более, конечно, Вселенная не может быть создана с помощью своих собственных внутренних средств. Дом изнутри умеют строить только гусеницы тутового шелкопряда и улитки.

*****

Изменение мира в сторону повышения степени организации принципиально отличается от его изменения в направлении возрастания энтропии. Принципиально!

Для того чтобы мир возник – как результат Творения, или как результат большого взрыва, должны были протекать процессы, в которых степень организации вещества повышалась а энтропия снижалась. Это было совершенно другое время, как бы противоположно направленное – и о нем мы не можем сказать НИЧЕГО. В частности, не можем судить о продолжительности дней Творения. Можем только принять буквально библейский Шестоднев. Несмотря на противоречия, которые мы видим нашим греховно-энтропийным взором.

Очень трудно, практически невозможно, представить себе другое время. Нужно почувствовать. Еще несколько пояснений.

Наше время необратимо именно потому, что движется в сторону повышения энтропии. То, что разрушилось, не восстановится само по себе.

Физики удивляются тому, что во всех уравнениях и классической и квантовой механики время обратимо. То есть, состояние системы (местонахождение, скорость и направление движения каждого элемента) может быть однозначно рассчитано для любого момента времени - как будущего, так и прошедшего. А в термодинамике можно рассчитать состояние системы в будущем времени, но невозможно однозначно рассчитать состояние в прошедшем времени. Это явное указание на «стрелу времени», и подтверждается это необратимость эмпирическим опытом — весь окружающий нас мир имеет однозначно выраженное направление движения (во времени) от прошлого в будущее, от порядка к хаосу. Порядок сам по себе не появляется!

В каком случае время может быть обратимым? Когда система открыта для внешних энергии и информации. С их помощью система, как минимум, удерживается от раз-упорядочения, а как максимум – формируются более высоко организованные объекты. Источником энергии могут быть – по словам эволюционистов – звезды. Но свет - солнечный или любой другой - сам по себе в материю превратиться не может, на него надо наложить информацию о том, во что именно он должен превратиться.

А информация может исходить только от Личности. То есть система «мир в процессе Творения» - была открыта для Бога. И продолжалось это до грехопадения, в результате которого между материальным и духовным мирами возникла стена. Именно тогда в физическом мире «включилась» энтропия (и появилась смерть). Адам и Ева – за все человечество – отказались от «совместного проживания» с Богом – и Бог «разделил» миры.

В мир пришла тленность. Именно 2-й закон термодинамики – закон возрастания энтропии – характеризует тленность и смертность. Он утверждает, что в любой закрытой системе процессы идут в направлении от более упорядоченного состояния к менее упорядоченному, причём беспорядок (энтропия) всегда увеличивается с течением времени. Этот закон точно отражает то состояние падшего мира, покорение твари «суете» и рабство «тлению», о котором говорится в Послании к Римлянам (Рим. 8, 20-22).

«Закон тления» непосредственно связан со свойствами нашего времени. Физики считают время «осью» причинно-следственных связей. 2-й закон термодинамики устанавливает, что в нашем мире позднее во времени состояние - «следствие» - отличается от раннего во времени состояния - «причины» - именно приростом энтропии. Таким образом, направление вектора времени совпадает с направлением возрастания энтропии. Стивен Хокинг назвал этот вектор «термодинамической стрелой времени, направлением времени, в котором неупорядоченность, или энтропия, возрастает». Необратимость времени связана с невозможностью самопроизвольного перехода беспорядочного состояния в упорядоченное.

Изменение типа времени – грандиозный катаклизм, который изменил мир, вызван грехопадением.

Изменился сам способ бытия - теперь человек живет в условиях проклятой земли, скорбей, болезней и вражды, о чем прямо сказано в библейском тексте (Быт.3:15–19). Все это и есть новое установление жизни по законам тленного времени. Оно произнесено Господом на суде и получает с этого момента непреложную силу.

Все научные представления, теории, модели, методы исследования – пригодны только для энтропийного времени. То есть, говорить об измерении возраста Вселенной в наших единицах времени – неправомерно.

В негэнтропийном времени законы природы работали по-другому. Законы термодинамики – наверняка. +Появляются научные данные о том, что такая эталонно – постоянная характеристика, как период полураспада радиоактивных элементов, в принципе, может изменяться в десятки раз под вилянием неких воздействий. И поэтому уже все научные методы определения абсолютного возраста оказываются под вопросом.

*****

Есть замечательное наблюдение преподобного Ефрема Сирина о «кажущемся» возрасте всех космических объектов (запомним на будущее!). Луна была создана мгновенно, а выглядела так, как будто ей много лет. Каждый объект был создан полноценным. Кажущийся возраст у Луны — один, у Солнца — другой, кажущийся возраст у божьей коровки — третий. Святитель Григорий Нисский пишет о том, что, скажем, колос был сразу создан колосом, и уже потом породил семя. (Курица и яйцо).

Григорий Нисский и человека сравнивает с колосом. Человек был сразу создан совершенным. Все было создано сразу. Все объекты — и человек — имели «кажущийся» возраст (Адам был сотворен взрослым). Блаженный Августин говорит, что дерево вырастало сразу. Святитель Василий Великий пишет, что земля произвела деревья мгновенно, и «роза была без шипов». Так же говорят и другие св. отцы. Земля мгновенно произвела растения, животные мгновенно выбежали из земли. Это несомненная общая позиция св. отцов. Вместе с тем, в тексте Шестоднева ясно присутствует только положительная динамика — никакого намека на распад! Совершенно иная, чем у нас — без сопротивления материи. Но только до грехопадения.

Что можно сказать о нетлении с естественнонаучной точки зрения? Главным здесь будет текст послания ап. Павла о том, что «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде… вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. VII1, 20, 22).

Апостол говорит, что вся тварь мучится и страдает, но в надежде. Очевидно, мучение твари — следствие грехопадения и перехода мироздания в тление из нетления. Но если до грехопадения не было мучения и страдания, то это должно существенно изменить многие наши представления о происхождении мира и человека. Вселенная ожидала решения Адама, повелителя, данного ей Богом: что он выберет, обладая свободой — выполнить волю Божию или нарушить ее? Вот, он решил. И «кажущийся» возраст реализовался в то, что мы имеем.

Первозданное творение — это некое «вечное время», о котором говорил пророк Исайя. Святые отцы называли это время «веком», то есть вечным временем. Таким образом, после грехопадения происходит выпадение мира из «вечного времени», но еще, к тому же, и неопределимого, где предметы имели «кажущийся» возраст — в наше физическое время (в возраст Вселенной в 14 млрд лет). Изгнанные из рая люди попали на проклятую землю из мира, в полном смысле слова совершенно иного, хотя и того же самого.

Время Шестоднева идет иначе, чем наше время. Оно, если так можно выразиться, есть совершенно положительное время.

Шесть дней Творения - это были шесть дней нетленного мира, которые не имеют эквивалента во времени падшего мира. Поэтому буквальное толкование этих шести дней представляется как единственно возможное.

О том, что происходило до грехопадения, наука адекватно судить НЕ МОЖЕТ. (О моделях типа большого взрыва – в другой лекции).

Для православия грань, за которую мы не можем РАССУДОЧНО заходить – Начало Творения. Православие говорит об абсолютной непознаваемости Бога для творений (ангелов, людей) по Своей Божественной сущности, и о том, что Он не может быть рассудочно познан во всей полноте по Своим действиям (в том числе, и по «Книге природы»).

Учение о непознаваемости Бога по сущности, в Православии, гармонично сочетается с учением о познаваемости Бога в Его благодатных действиях (энергиях), допускающих соединение Бога и человека в мистическом опыте обожения. Познание Бога по энергиям возможно для человека в той степени, в которой Он Сам Себя ему открывает, и в которой человек способен принять это Божественное откровение.

*****

ИТАК, в период Творения время было негэнтропийным, после грехопадения – энтропийным. Что было со временем в период нахождения Адама и Евы в раю?

Разделение мира на физический и духовный произошло вследствие грехопадения. До того они существовали вместе. Адам и Ева слышали «голос Господа Бога, ходящего в раю». В Библии нет указаний на какие-то изменения в этот период – такие изменения, которые приводило бы к увеличению или уменьшению энтропии. Может быть, в раю прародители пребывали вместе с Богом в Вечности? Или в вечном времени? До вкушения яблока. Или время в первозданном мире можно определить как меру совершенствования твари, ее стремления к своей цели, ее восхождения к Творцу, в Котором все пребывает вечно (то есть негэнтропийным)? Может быть, таким оно было задумано? Но в любом случае о сроках пребывания прародителей в раю мы тоже не можем знать ничего.

*****

Часто звучит вопрос: Если в Вечности нет изменений, то что же будет «делать» человек, оказавшийся в раю? Изменения изменениям рознь!

Греческий богослов Христос Яннарас вводит понятия двух времен: время автономного индивида и время личности, стремящейся к общению с Богом. Сильно упрощая, можно сказать, что время греховного автономного существования человека, не связанного общением с Богом, понимается как тленность, как подвластность смерти и разрушению. Тогда как в личностном существовании, раскрывающемся через личное отношение человека и Бога, имеется опыт непротяженного времени этого непосредственного личного общения, опыт непротяженного времени присутствия. Такое непротяженное время характеризовало существование первозданного человека, когда он находился в непосредственном и теснейшем общении с Богом, где "местом" общения являлся весь новосотворенный мир. Но отказавшись от этого личного отношения с Творцом, желая стать богами без Бога, первые люди (а вместе с ними и весь мир) приобрели опыт тленного протяженного времени. Христос же, воплотившись, восстановил эту связь человека и Бога, поэтому нетленное время вновь стало доступно людям, и не только в будущем веке, но и сейчас в Церкви, на Литургии.

Апостол Павел: «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал.5:17). В другом месте: «дух животворит». Святым Духом Бог противостоит энтропии. Материальный и духовный миры, тело и душа человека, могут существовать в противоположных временных потоках – если человек открыт для Бога.

«Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16). Двойственность. Нельзя служить Богу и маммоне.

Грехопадение, повернув время, сделало для человека невозможным устранение 5-ти различений преподобного Максима Исповедника. А воплощение и Крестная смерть Сына открыло путь сакрального времени в нашу действительность.

Мы живём во времени, и это накладывает отпечаток на наше мышление. Вопросы типа: «что делал Бог до того, как начал творить мир?» - просто не уместны. «До того», - это вопрос, связанный с прошлым, т.е. со временем, но до творения времени не было.

*****

Мир физический и мир духовный до грехопадения не были разделены стеной смерти.

Человеку было предназначено жить в негэнтропийном времени. Ему предстояло решать задачи увеличения упорядоченности мира через «упорядоченность» себя самого. Пять задач Максима Исповедника – созидательные!

Преподобный Максим Исповедник писал о пяти изначальных разделениях. 1Естество делится на несотворенное, что свойственно только Богу, и созданное; 2созданный мир – на мир умозрительный и ощущаемый,3 который, в свою очередь, разделен на землю и космос, 4а земля – на насажденный Богом рай и остальную природу, и, наконец, 5все живое – на мужское и женское. В человеке при творении была заложена способность к упразднению всех указанных разделений, поскольку Бог творит его причастным ко всем уровням естества. Тело роднит человека с землей, органы чувств связывают его с физическим миром, область духов близка его душе, а уму открыто познание Несозданного. Все эти области бытия человек должен был объединить в своей жизнедеятельности, соподчинив низшую высшей, так чтобы все мироздание преодолело это разделение и соединилось с Богом. Вместо этого человек раздробил на индивиды данную Богом природу.

Негэнтропийное время «просачивается» в наш мир и сейчас. Фактически, православный человек живет сразу в двух временах.

Негэнтропийное, сакральное время ведет человека от Крещения к Вечности. Оно также определяется изменениями – но не внешними по отношению к человеку, а внутренними, преображающими наши собственные души. Сакральное время простирается от первой встречи человека с Богом через территорию духовной борьбы с самим собой к обожению (каждый в свою меру) и встрече с Господом лицом к Лицу. И жизнь в этом времени не разоряет человека, а наоборот, созидает. Приближает к Вечности, где, если и есть какие-то изменения, то явно не те, которые повышают энтропию.

В храмах мы – если Бог даст – попадаем в поток этого сакрального времени. Вот почему там, наряду с «церковными ведьмами», можно встретить и светлых, несуетных старушек. Вот почему православные святые бывали такими лучезарными. Вот почему мы неожиданно можем ощутить, что в храме затягиваются наши душевные раны. И вот почему Литургия может пролететь как миг, через который дается заглянуть в Вечность.

Архимандрит Софроний (Сахаров): «Чтобы вы ни делали - все делается для созидания храма и для Литургии. Тогда наш дух войдет в тот момент, который исторически происходил две тысячи лет тому назад, когда Христос еще был с нами на земле, и сольется с Ним. Тогда сократится время, и две тысячи лет станут прозрачны, как слово. Таким же образом и все возрасты истории, хотя бы их было и миллионы лет, в нашем сознании свяжутся в единый клубок молитвы»

Вход в Вечность – через «здесь и сейчас»

Человек состоит из души и тела. Пока мы живём «здесь и сейчас», мы через наше тело «привязаны» к пространственно-временному континуум (учёные такое слово придумали). Наше тело меняется (точнее постепенно разрушается), и душа тоже может изменяться, т.е. иметь возможность к покаянию (в переводе с греческого «покаяние» - изменение сознания). Когда наступает биологическая смерть (первая смерть, как говорили св. отцы), душа «вырывается» из пространственно-временной клетки и попадает в вечность. И самое печальное – способность к покаянию (т.е. изменению) утрачивается.

*****

Бог - в вечности. Он видит наш мир от начала до конца. Евангелие – богодухновенная Книга. Там мы находим наставления на все времена.

Иногда Бог открывает конкретные картины будущего своим пророкам. Святым доступно прозрение судьбы человека. Иногда будущее может открыться и любому человеку. Но чаще ложные прорицания транслирует лукавый.

Святые – в Вечности (в вечном времени) - поэтому они помогают всем, из какого бы века человек к ним не обращался.

Будущее – как и прошлое – реально существует в неявленном человеку мире. В мире Мыслей Бога.

*****

К. С. Льюис, ПИСЬМА БАЛАМУТА. (Под "Враг" нечисть подразумевает "Бог")

"...Люди живут во времени, но наш Враг предназначил их для вечности.

Поэтому Он, как мне думается, хочет, чтобы они сосредоточили свое духовное внимание и на вечности, и на той точке времени, которую они называют настоящим. Ведь настоящее - это та точка, в которой время касается вечности. В данном мгновении и только в нем людям открывается столько же, сколько Врагу нашему открыто во всей реальности. Только в данном мгновении людям предложена свобода. Поэтому Враг хочет, чтобы они были постоянно сосредоточены либо на вечности (то есть на Нем), либо на настоящем (размышляли бы о вечном союзе с Ним или о том, что Он их покинул, следовали бы голосу совести, несли нынешний крест, принимали нынешнюю благодать, благодарили за нынешние радости).

Наше дело - отвратить их от вечности и от настоящего».

ИТОГИ:

1. То время, в котором мы живем, возникло после грехопадения и в результате грехопадения.

2. Для христианства правомерно говорить о времени от Творения до грехопадения – но только буквально воспринимая первые главы книги Бытия.

3. Когда наука говорит о времени до грехопадения, то все ее модели и выводы являются предметом веры – поскольку основываются на принципиально недоказуемых предпосылках. Каких – в следующей лекции.



Назад в раздел
© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс