Материалы


Проповеди в Неделю Торжества Православия

Антоний Сурожский.pngПроповедь митрополита Антония Сурожского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими. Кто из нас может посметь сказать, что он верует так, как описано это в Священном Писании?

В конце Евангелия от Марка нам говорится о том, что верующему все чудеса, будут открыты, языки новыми заговорит, болезнь излечит, мертвых воскресит, если какой-нибудь яд выпьет, не вредит ему: кто из нас может о себе сказать, что у него такая или подобная вера?

О нас можно сказать то, что апостол Павел сказал, что мы несем святыню как бы в глиняных сосудах; мы — глиняные сосуды, мы — сосуды недостойные того содержания, которое нам Господь даёт. И действительно, Церковь нас объемлет, но мы Церковь не объемлем, она необъятная, а мы — малые.

Церковь это не только человеческое общество людей, которые уверовали во Христа. Церковь — это чудо, это присутствие всей тайны Святой Троицы в нашей среде и приобщение наше милостью Божией, благодатью Божией к этому чуду. Первый член Церкви это Спаситель Христос, в Котором вся полнота Божества обитает телесно. Он в теле Своем Бог, Он в Божестве Своем человек.

И вместе с Ним Его дар, Дух Святой изливается на всю тварь, не только на верующих, но на весь мир, потому что Он раскрыл двери, через которые тайна вечности вливается во время. «Аз есмь дверь овцам», Я -дверь овцам; если кто через эту дверь войдет, он выйдет в новую жизнь, он обрящет пажить.

И в другом месте апостол Павел нам говорит, что сила Божия в немощи совершается. Да, мы все недостойны того богатства, которое нам Господь даровал и даёт изо дня в день, из часа в час в течение всей нашей жизни. Мы немощные, но сила Божия в нас совершается. И вот это мы празднуем сегодня. Не то, что православные люди так превосходят святостью своей жизни, своим знанием о Боге, тем, как они строят новый мир по наставлению Божию; мы празднуем то, что в Своей милости Господь нам даёт, в нашей немощи, понимать то, чего иначе понять нельзя. Мы знаем много; но мы не так Его знаем, как мы призваны Его знать.

Один из древних богословов говорит, что вера -это жизнь Святого Духа, Который раскрывает в нас все тайны Божии. Кто из нас посмеет это сказать?

И поэтому, поскольку мы приобщены этому чуду познания Божия через воплощение Христово, через дар Святого Духа, через малую нашу веру, наше доверие к Богу, нашу тоску по Боге, поскольку мы приобщены к этому, то сегодня мы можем ликовать о том, что Бог в Своей любви, в Своей милости, в Своей ласке столько нам дает познания Себя, и не мозгового, не головного познания, а познания, которое достигает до самых глубин нашей души, нам дает понимать, Кто Бог, и нам дает и с другими поделиться хоть тем немногим знанием, которое у нас есть.

А иногда то, что мы говорим, достигает другого человека глубже, чем оно достигло нас; мы бросаем семя, которое мы только в руке держим, а оно падает на добрую землю, которая приносит такой плод, о котором мы и мечтать не могли.

Поэтому будем ликовать сегодня о том, что Бог и в нас побеждает, что Бог и в нас раскрывает и истину, и жизнь, и любовь, и радость, делает нас новой тварью, но не будем превозноситься над другими. В древности были созданы очень строгие правила о том, чтобы не общаться с еретиками; но те еретики не просто инакомыслящие были; те еретики отрекались от того, что Христос есть Бог воплощенный, они отрекались от того, что Бог, пришедший в мир, воплотился, говорили, что Он был только кажущимся человеческим присутствием, они уничтожали нашу веру в воплощение и в спасение, в крест и воскресение. Да, с теми православным молиться было невозможно; нельзя было делить веру, надежду свою с ними.

Но время прошло, и один из самых традиционно-узких богословов нашего времени, владыка Антоний Храповицкий в одной статье пишет о том, что нам надо задуматься над тем, почему Церковь так строго относилась к еретикам древности и так более и более и более раскрывает свое сердце и объятия к инакомыслящим наших времен. И он ставит вопрос: неужели Церковь потеряла чутьё, неужели Церковь больше не умеет различить между истиной и ложью, между правдой и неправдой? И он отвечает: Нет, конечно нет! Иначе она перестала бы быть Церковью, местом, где живет полнота Божества.

Но это объясняется тем, что по мере того, как проходили времена, инакомыслящие уносили из недр Церкви всё большее и большее богатство, и ошибки их делались всё мельче и мельче, и поэтому между ними и нами есть общность веры, общность опыта, общность жизни, которой не было в ранние времена с еретиками первых столетий. И поэтому мы можем обратиться с ликованием к нашим братьям инакомыслящим, людям иной веры, и радоваться о том, что и они носят святыню в глиняных сосудах, как мы в глиняных сосудах наших сердец и умов носим.

И поэтому теперь нам надо раскрыть наши сердца всем. Нам говорится апостолом Иаковом: Покажи мне свою веру без дел твоих, я тебе покажу мою веру из дел моих… Покажем нашу веру из наших дел и посмотрим, какие дела делают те, которые инакомыслящие, которые не разделяют нашу православную веру, и мы увидим, что многие из них приносят плоды веры более богатые, более совершенные, чем многие из нас, живут они более Христовой жизнью, несмотря на неполноту их вероисповедания, чем многие и многие из нас.

Я вошел в войну с очень резким чувством оттолкновения от инакомысляших. И когда я встретился с людьми, которые в опасности смерти свою жизнь отдавали для другого, какова бы ни была их вера или неверие, я на них стал смотреть иными глазами. И поэтому я и говорю теперь, что мы должны торжествовать о том, что Бог раскрывает Себя, переливает Себя в душу всех людей какую-то долю знания. Но если мы православную веру исповедуем, если нам дана такая чистота, такая полнота веры, то мы должны благоговейно, со страхом ее носить и жить согласно с ней, и только тогда мы сможем говорить о том, что мы Христовы ученики в полном смысле слова. А на других будем смотреть и дивиться тому, как из малого знания люди строят великую жизнь, и каяться, что мы из полноты веры православной часто не умеем создать общину, или мир, или общество достойные Христа и достойные той веры, которую мы исповедуем. Аминь.

http://www.pravmir.ru/nedelya-1-aya-velikogo-posta-torzhestvo-pravoslaviya/#ixzz3SYrAVsjL


Алексий 2.pngСЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ, ПРОИЗНЕСЕННОЕ В 1991 ГОДУ

Дорогие мои!

Первое воскресенье Великого Поста Церковь празднует как день Торжества Православия. Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества, что в течение нескольких веков терзала православный мир.

Современному человеку иногда кажется, что иконопочитание - это некая частность в мире православного богословия. И он недоумевает, почему торжеством Православия именуется победа именно над иконоборческой ересью, а не над какой-нибудь другой.

Иконоборцы утверждали, что Бога изобразить нельзя. Православные же отцы, защищая предание Церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с самыми основами христианства. Да, действительно, Бог непознаваем, невыразим и неизобразим. Но Тот, Кто выше всякого человеческого слова, благоволил родиться как человек. Тот, Кто невидим, стал видимым через принятие человеческой природы, и потому "о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- ибо жизнь явилась... возвещаем вам" (Ин. 1, 1). "Слово стало плотию" (Ин. 1, 14), и Боговоплощение сделало возможной икону. И потому можно быть православным, не имея икон,- в недавние годы мы вновь пережили время торжества иконоборцев, и многим приходилось молиться без икон. Но нельзя быть православным, отвергая иконы. Тот, кто не признает возможность иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства с Боге, ставшем человеком.

Так мы видим, что в живом организме нашей Православной Церкви все удивительно едино и соразмерно. Все взаимосвязано в живом росте Церкви как Тела Христова. Нельзя по своему частному разумению отсекать любую ветвь Православного Предания, не рискуя при этом задеть самые основы нашей духовной жизни.

Потому не случайно день торжества иконопочитания - это день всего Православия.

Не случайно и то, что днем Православия названо первое воскресенье Великого Поста. Этот день венчает собою неделю особых молитвенных трудов. Греческое слово "ортодоксиа" означает и "правильное величание", и "правильное учение", то есть его можно перевести на русский язык не только как "Православие", но и как "Правоверие". И замечательно, что в славянские языки вошло именно первое значение этого слова: "Право-славие". Славословие, по учению Святых Отцов, есть высшая ступень молитвы, ибо являет чистую и бескорыстную радость души о своем Господе. Весь смысл духовной жизни заключается в том, чтобы научить человека не просто правильно богословствовать, но правильно молиться. Вспомним, как в Великом Каноне, который мы слушали на этой неделе, пелось о том, что Божию Матерь мы "православно величаем".

При таком - литургическом - понимании Православия как умения правильно славить Господа, правильно строить свою духовную жизнь становится понятно, почему день Торжества Православия приходится именно на сегодняшний день. Ибо когда же человек более способен к славословию, если не в это воскресенье: всю неделю мы провели в покаянии, в исповедании пред Богом своих немощей, и вот, оплакав свои согрешения, мы тем не менее приступаем к Чаше, ибо Господь "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9, 13). И как же не возблагодарить Господа за его милосердие к нам, как не воспеть нам песнь Господню!

Но Православие невозможно и без Правоверия. История Церкви показывает, что там, где нарушалась правая вера, начинает разрушаться и духовная жизнь. Ведь в зависимости от того, как люди мыслят о Боге, они создают свои представления о спасении, об отношениях Бога и человека. И если учение о спасении, о конечном предназначении человека окажется ошибочным или неполным, то и духовная жизнь человека окажется урезанной и неполноценной.

Потому в догматических спорах речь идет не о формулировках и не о теоретической правоте. Речь идет о понимании самой сути отношений Бога и человека и в конечном счете о понимании самого человека. И потому нельзя нам забывать слова Апостола: "Я знаю, в Кого уверовал" (2 Тим. 1, 12).

Сегодня нам чрезвычайно важно знать нашу веру, ибо вновь приходит время борьбы за Православие. Многими "учителями" и многими изданиями сейчас предлагается Церкви так переосмыслить свою веру, что живая душа Православия исчезнет.

Одни уверяют себя и нас, что Православие - это некая национальная идеология. Мы же должны знать, что Православие - это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни для нас вторично.

Другие говорят, что Православие - это культура, некое "культурное наследие". Мы же должны знать, что Православие - это не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого.

Третьи утверждают, что Православие - лишь одна из исторически сложившихся форм христианства и что она должна быть превзойдена в слиянии всех христианских конфессий. Мы же желаем соединения христиан не на минимальной основе нашей общей веры (которая на деле окажется максимумом безверия протестантского мира), а на той предельной полноте Богоданного откровения, что было дано Святым Отцам. Ведь никогда в духовной жизни нельзя равняться на слабейших, но, напротив, все время должно искать более опытных и духовно более богатых наставников.

Приходят еще некие и говорят, что Христос - это один из "учителей человечества", такой же, как Будда, Конфуций или Кришна. Но мы должны знать, что Христос - не просто учитель или пророк, Он Сам Господь, ставший чело веком, чтобы спасти людей. И спасает Он нас не только Своим словом и Своей проповедью, но прежде "сего Своим Распятием и Воскресением и ниспосланием нам Святого Духа. И потому мы знаем, что всякий, кто учит о спасении помимо Креста и без Воскресения - не от Бога послан.

Еще другие стараются убедить людей, что Христос - это не то экстрасенс, не то инопланетянин. Мы же должны противостать этой безумной проповеди твердым свидетельствованном о том, что Христос - Бог, Творец Вселенной, явившийся во плоти "нас ради человек и нашего ради спасения".

Дорогие мои! Не нужно думать, что время борьбы со лжеучениями прошло и осталось в далекой от нас эпохе Вселенских Соборов. И сегодня Господь зовет нас отстаивать Истину Православия от умножившихся проповедников тьмы. И призывает Он всех вас - не только иерархов и священников, но и мирян, всех верующих, чтобы мы по мере наших сил у себя ли дома, в кругу ли наших друзей или на работе отстаивали Православие. И если нет у кого-то из нас сил и знаний, чтобы доказательно обосновать невозможность совмещения Православия с возрождающимся ныне язычеством и иными псевдорелигиозными учениями, то каждый из нас все же может просто предупреждать своих ближних: "Люди, такой-то лжеучитель далек от Православия, и он лжесвидетельствует, утверждая, что он един с Церковью и действует чуть ли не с ее согласия".

Но, конечно, главное наше духовное оружие в защите Истины - это наша молитва. Если мы по нашему духу, а не только по имени будем подлинно православными, Господь Сам Своею благодатью будет споспешествовать нам.

Будем же молиться за нашу Церковь, которой угрожают сегодня и лжеучения, и расколы. Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, что мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а, напротив, просветлению их совестного чувства. Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православящей молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения!
Аминь.

Источник:
"Слово Патриарха", Духовная Академия, СПб, 1991


В 1 неделю Великого поста, Торжества Православия

Уминский.pngПротоиерей Алексий Уминский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наступила первая неделя Великого поста, которая называется неделей Торжества Православия. При царице Феодоре была окончательно побеждена ересь иконоборчества, и в честь победы над этой страшной болезнью в Церкви было установлено в первую неделю поста совершать специальный торжественный молебен. В этот день мы вспоминаем и утверждаем победу над ересью иконоборчества и над всеми лжеучениями и отступлениями от истины Христовой.

Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и существенно важно для осуществления нашей веры.

Мы знаем, что в Ветхом завете запрещалось изображение божества. И понятно почему: ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и непознаваем, и, следовательно, не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете, поэтому всякое изображение того, Кого невозможно даже представить, понять и познать, обязательно будет ложью. А ложный образ – это идолообраз, уводящий от истины.

Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, душу человеческую . Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто в ней не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным. Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем Евангелии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

Но когда мы приходим в храм, когда мы поем Символ веры, когда мы называем себя православными, что мы имеем в виду? Что это значит для нас – быть православным? Что значит торжествовать православие, как мы это делаем сегодня?

Очень часто к величайшему сожалению наше православие воспринимается нами, как некая традиция, этнография, как что-то такое, что можно увидеть в музее, показать на сцене, просто как традиции нашей страны. Очень часто слово православный и слово русский помещают в одну категорию, и православие воспринимают, как свое национальное достоинство.

Очень важно задуматься над смыслом того, что значитбыть православным, потому что мы живем в такое время, когда самые казалось бы незыблемые понятия перестают наполняться смыслом, все очень быстро теряет ценность, девальвируется, и мир наполняется пустотой. Можно сказать, что мир сейчас – это торжество пустоты и бессмысленности. Этой пустотой питаются миллионы, часто и мы питаемся, заполняя временными, тленными, бессмысленными вещами то пространство нашей жизни, которое принадлежит только Богу, только вечности. Пустоты, которыми заполнена наша жизнь, заканчиваются перед дверью храма, потому что это единственное место, которое хранит смысл, которое дает реальность, которое наполнено содержанием.

Но очень часто, и переступая порог храма, мы пытаемся внести сюда свою пустоту, здесь ее распространить и обессмыслить нашу жизнь в Церкви, потому что так проще. За то, что не имеет смысла, не надо и отвечать, ничего существенного не надо делать, а можно просто наполнять свою жизнь внешними атрибутами.

Эпоха иконоборчества началась не случайно, это тоже было время пустоты, когда содержание и смысл иконы был отвергнут, и святые иконы стали почитать, как идолов. С них даже иногда собирали краску и добавляли в Святое Причастие, чтобы было благодатнее. Вот так святые иконы стали на место Бога, и тогда их перестали почитать, и даже начали уничтожать.

Я недавно читал один богословский доклад, в котором автор очень горько говорит о том, что наш духовный народ замечательно разбирается в свойствах святой воды, прекрасно знает, какой иконе при каких обстоятельствах и от чего нужно молиться, но не берет в руки Евангелие, не вчитывается в него, не вдумывается в смысл, который Господь нам даровал, как содержание нашей жизни.

Так вот, быть православным – это значит быть наполненным смыслом и содержанием Божественной истины. Быть православным – это значит быть наполненным Евангелием до конца. Быть православным – это значит всегда и везде искать возможность поступить по любви Христовой. Вот что значит – торжествовать православие! Вот что значит – наполнять себя смыслом!

Мы торжествуем не потому, что Бог спасает, помнит и молится о нас, а потому что Образ Божий – это каждый из нас. В каждом из нас этот лик должен быть открыт. Таким же образом, как Христос пришел в этот мир, и в нас должен воссиять Христос, в нас должна осуществиться победа Христова, которой он победит смерть, грех и дьявола. В каждом из нас должно произойти это торжество православия.

Икона – это явление воплотившегося Бога, это свидетельство того, что Бог Неизменный, Неизреченный, Невидимый, Непостижимый стал одним из нас, принял плоть и кровь, вошел в нашу жизнь, чтобы нашу жизнь взять на Себя, и в ответ на это даровать нам Свою Божественную, вечную жизнь. Вот в чем смысл почитания святых икон: это почитание воплощения Спасителя, почитание подвига Его святых угодников, которые восприняли православную веру, как смысл и содержание своей жизни, которые пронесли ее таким образом, что стали подобны Ему. Поэтому их и почитают, как преподобных, то есть очень похожих на Христа. Эти святые лица смотрят на нас сегодня и свидетельствуют, что есть вечная жизнь, наполненная вечным смыслом и любовью Божественной. Вот что значит – торжествовать православие!

Вся наша жизнь должна быть полностью осмысленна. Все слова, которые мы говорим Богу в наших молитвах, должны быть полны смысла и содержания. Все слова, которые мы говорим ближнему нашему, должны быть полны смысла, содержания, правды, и честности. И мы должны радостно давать ответ за свои слова и поступки. Мы не должны уходить в какие-то пензенские катакомбы и ожидать Второго пришествия, потому что жизнь становится бессмысленной, когда на место радости и любви мы ставим нежелание жить, отвечать за свои поступки и следовать воле своего Отца, Который любит нас, и Который ради нас пришел в этот мир.

И вот апостол Павел в сегодняшнем послании совершенно замечательно пишет: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1-2).

Христос воссел одесную престола Божия в полноте нашей человеческой природы. И наша победа заключается именно в том, чтобы вместе с ним, войти в Его победу, в одесную сидение Бога и Отца. Пост для нас – это замечательная, радостная, удивительная возможность одержать победу над нашей плотью, одержать победу над нашей нелюбовью, над нашими скудостью, скупостью, черствостью и властолюбием, над всеми теми запинающими нас грехами, которые постоянно помрачают в нас образ Божий, искажают в нас славу Христову, которая должна сиять всему миру и являть радость, любовь и мир.

Торжествовать православие, дорогие мои, это значит быть православным не по имени, а по смыслу и содержанию. Это значит, жизнь свою измерять святым Евангелием и всегда стремиться, чтобы Господь тебя всегда во всяком месте видел.

Аминь.

http://trinity-church.ru/prior/outreach/v_nedelyu_torzhestva_pravoslaviya








Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс