Материалы


Проповеди в неделю о слепом

Неделя о слепом

Архиепископ Андрей (Рымаренко)архиеп андрей рымаренко.png

В шестую Неделю по Пасхе Церковь вспоминает чудесное исцеление Спасителем слепорожденного, совершенное Им в Иерусалиме, в праздник Кущей.

Когда Спасатель вышел из Иерихона со своими учениками, у дороги сидел слепой и услышав, что идет Господь Иисус, стал он кричать «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Его заставляли замолчать, но он кричал все громче, и Господь остановился, велел звать слепца. «Что ты хочешь от меня?» - Чтобы мне прозреть». И он прозрел и пошел за Христом по дороге. Так и мы в своей слепоте духовной должны взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!». Бесы будут мешать: «Не кричи, все равно тебя никто не слышит». Но ты взывай ко Господу и Он услышит, примет твое покаяние и спасет.

Слово в Неделю о Слепом

В прошлое воскресение, в неделю о Самарянке, Святая Церковь говорила нам, как от земного, плотяного состояния Христос возводит человека к состоянию небесному, духовному, к тому состоянию, в котором человек жаждет поклоняться Богу и молиться Ему. Ведь Самарянка пришла к колодцу за физической водой, которая удовлетворяет только земную жажду. Но когда Христос раскрыл ей ее грех, и она в покаянии бросилась к Нему, и когда в ней пробудилась духовная жажда, жажда Живой воды, текущей в жизнь вечную, жажда общения с Богом, ее первый вопрос был о молитве, где должно поклоняться Богу, как молиться? Вот сегодняшнее Евангелие и дает нам образ молитвы.

Проходя, Христос увидел человека, слепого от рождения. Будучи слепым от рождения, он никогда никого не видал. Он не мог себе представить образ человека. Он и Христа никогда не видал. Он только, знал что Христос проходит близко, что Он Чудотворец и может дать ему зрение. И он стал кричать, звать Христа: “Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя”! Люди его старались унять, он мешал им слушать проповедь Христа, он нарушал порядок. Христос шел, окруженный Своими учениками. И они спрашивали: “Равви! Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому и сказал ему: “Пойди умойся в купальне Силоам.” Давайте представим себе состояние этого слепорожденного. Он кричит, зовет... Его толкают, может быть, заставляют молчать, а он все кричит, просит... говоря по-нашему, молится. Наконец, Тот Невидимый для него Чудотворец подходит к нему. Но он не производит мгновенного чуда. Наоборот. Он делает нечто, что по человеческим понятиям могло бы казаться унизительным, неприятным. Он плюет и делает брение из плюновения и земли, и мажет глаза слепому. Но этого мало, Он посылает его с этим брением на глазах пойти умыться в купальне Силоам (что значит: посланный). Но слепой не возражает, он идет ощупью, спотыкаясь, подвергаясь насмешкам прохожих. Наконец доходит до купальни и умывается. И вот, исполнив все это, претерпев все это, наконец прозревает и возвращается зрячим.

Вот образ молитвы для нас с вами. Ведь и мы духовно слепы и не можем видеть Господа. Но мы знаем, что Он есть. И будем призывать Его, будем взывать к Нему, прося Его о помощи. И не будем унывать, если эта помощь не сразу дается нам. Может быть, нам придется пройти еще долгий путь, нелегкий путь, как путь слепого к купальне Силоам. На этом пути нас могут встретить неприятности, унижения, как брение для слепого. Все перетерпим. Будем послушны. Будем делать то, что Он нам повелел, будем идти той дорогой, которую Он нам указал, как слепому путь к купальне Силоам, и вот, когда мы все это исполним, тогда и Господь ответит нам на нашу молитву, и если Ему угодно, исполнит ее. И с нами получится то же, что получилось со слепым. Когда через обстоятельства нашей жизни Господь спросит нас: веруешь ли ты в Сына Божия? Мы ответим: веруем, Господи! и поклонимся Ему...

Только будем избегать всяких образов во время молитвы. Нам ничего не надо представлять себе, а вот как слепой, будем только знать, что Господь близко, что Он все может. И если будут происходить вещи, как бы противные нашей молитве, — не будем унывать, а будем надеяться, надеяться против надежды. И Он сотворит полезное нам. Будем хранить это состояние слепого. Это лучший образец молитвы.

pokrovhram.ru


ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОМ

прот валерий захаров.pngПротоиерей Валерий Захаров

В нынешний воскресный день, который именуется Неделей о слепом, Святая Церковь предложила нашему вниманию чтение Евангелия от Иоанна. В этом отрывке апостол и евангелист Иоанн повествует об исцелении Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом слепорожденного человека.

Когда Господь уже совершил чудо исцеления, Он, обращаясь не только к бывшему слепому, но и ко всем окружавшим Его людям, сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9,39). А начинается этот отрывок вопросом, который и мы часто задаем или слышим его от окружающих нас людей. Апостолы, увидев слепорожденного человека, спрашивают Христа: «Равви, кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9,2). И мы так же спрашиваем, почему то или иное событие происходит с нами или с теми, кто рядом, — в чем причина происходящего в нашей жизни? Кто виноват, кто согрешил, что Господь посещает нас теми или иными невзгодами и нестроениями? И Иисус отвечает совершенно неожиданно: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божия» (Ин. 9,3). Удивительный ответ. Казалось бы, разве не могли бы явиться дела Божии, может быть, даже в большей силе и славе, если бы у всех людей все было хорошо, гладко; если бы каждый человек был счастлив, здоров, благополучен; если бы не было горя, болезней, несчастий? Тогда, наверное, сила Божия была бы проявлена в жизни каждого в отдельности человека и всего общества в целом. Но давайте задумаемся, возможно ли это и полезно ли для нас (ведь Господь — Вседержитель, и для Него возможно все!). Когда мы начинаем всматриваться и в свою жизнь, и в жизнь окружающих, то, к сожалению, делаем вывод, что не готовы обращать внимание на эту силу Божию, на благодать Христову, на те моменты Божественной помощи именно тогда, когда у нас все в жизни хорошо, когда счастье земное и благоденствие переполняют нас. Как редки случаи, когда человек в таком благополучном для себя состоянии обращается к Богу со словами благодарности и славит Его. Чаще всего человек принимает свое благополучие как должное, как свою заслугу или как плод только своего труда, забывая непреложную истину, что без Бога «не можем делать ничего» (см. Ин. 15,5). И это неправильное в корне представление о своем «могуществе» приводит к печальным последствиям: человек забывает о Боге и не стремится познать Его. Он думать не хочет о своем сыновнем долге пред Ним, привязывается к земле и отторгает себя от Небесного отечества, лишая себя возможности вечного сопребывания с Господом в жизни будущего века. Вот вчера Церковь совершала память святого праведного Иова, который жил во времена Ветхого Завета. Наверное, это был один единственный человек, в то время живущий на земле, который в счастии своем прославлял Бога (и в горе — тоже). А ведь чаще всего и в те времена, и ныне люди вспоминают о Боге тогда, когда становится трудно, когда невмоготу, а обратиться больше не к кому; когда начинают сознавать, что все силы уже исчерпаны, и невозможно почерпнуть их в окружающем мире. Вот тогда человек вспоминает о Боге, надеясь, что, может быть, Господь все-таки даст то, что так необходимо — поможет, спасет. Ведь, чего греха таить, многие из стоящих сейчас здесь, в храме, переступили церковный порог тогда, когда было трудно, когда испытывали тяжелейшие потери, когда горе и болезни пришли в их дом.

И не только об этом говорит Господь в евангельском отрывке. Исцеленный Им слепорожденный человек прозрел не только физическим зрением, но и духовным. Человек познал Бога своими духовными очами. И в этом заключается слава Божия, о которой ныне говорит Господь. Этого человека знали многие жители Иерусалима, многие, вероятно, по возможности помогали ему и сострадали ему. Ведь потеря зрения является тяжелейшей потерей для каждого человека. Это мы, имея возможность видеть всю красоту окружающего мира, подчас не замечаем ее: нас не радует восход солнца, мы не восхищаемся прекрасным цветком, проходим мимо неповторимых красот природы. Мы привыкли к этому, нас это не удивляет и не поражает, не заставляет чаще биться сердце — для нас это обыденно и буднично. А вот человеку, который никогда не видел, трудно понять даже самого красноречивого поэта, рассказывающего о голубизне чистого неба, о яркости полуденного солнца, о свежей зелени распускающихся деревьев или многоцветии весеннего луга. Но возвратимся к евангельскому тексту. Мы знаем, что Господь совершает чудо, и слепорожденный начинает видеть. И, казалось бы, радоваться надо за этого человека и славить Целителя. Но, посмотрите, как ведут себя те, кто находится рядом с ним. Они негодуют и, прежде всего, на Того, Кто совершил это чудо, и начинают задавать бывшему слепому различные вопросы. Вместо радости — злое любопытство. И апостол Иоанн передает нам эти вопросы: «Как открылись у тебя глаза?» (ст. 10) А исцеленный отвечает, что Иисус сделал брение, помазал ему глаза и сказал пойти на купальню Силоам умыться. «Я пошел, умылся и прозрел» (ст. 11). Он подчеркивает, что Иисус сделал все это, а ему оставалось лишь выполнить Его повеления; что без Иисуса его исцеление было бы невозможным. Он понимает, что только сила Божия могла совершить такое чудо с ним, и это свидетельствует о прозрении этого человека не только физически, но и духовно. Как только не старались фарисеи и окружающие люди оклеветать и опорочить Христа, говоря исцеленному, что Иисус — грешник. А бывший слепой мужественно стоял на своем и отвечал: «грешник ли Он, не знаю, одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (ст. 24). Тогда, чтобы поколебать веру этого человека, фарисеи сказали: «Да этот Человек не от Бога» (ст. 28,29). Но исцеленный смело возражает им: «Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего» (ст. 33). Да, действительно, братья и сестры, помимо физических очей этого человека, произошло исцеление и очей духовных. И это очень важно.

К своему счастью, мы являемся зрячими физически, но духовно подчас являемся слепыми. Мы, верующие во Христа люди, часто не видим находящегося рядом Бога, а если бы видели Его, то никогда бы не закралось в наше сердце сомнение, никогда бы не поколебалась наша вера, никогда бы в нашей жизни не возникали недоуменные вопросы: «А почему так, а не иначе?» Потому что мы бы видели и знали, что все, совершающееся в моей жизни в воле Божией, что рядом со мной в моей жизни идет Господь, и очень часто тот тяжелейший крест несу не я, а вместо меня — мой Господь и Спаситель. Да, братья и сестры, если бы наши духовные очи могли видеть, тогда мы бы не спотыкались, не хромали на обе ноги, а шли твердой поступью, высоко неся свое христианское звание, свидетельствующее о том, что мы действительно христиане, что нашим Богом является Господь и Спаситель наш Иисус Христос. И, веруя в Бога и любя Его, мы не можем не слушать Его слов, не исполнять Его заповеди и не стремиться к Нему всей своей жизнью, не можем существовать без Него, не можем не поставить Его в центр своей жизни.

Вот о чем всем нам сегодня напоминает это евангельское чтение. Но не только на него мне бы хотелось обратить ваше внимание, но и на чтение сегодняшнего Апостола. Мы слышали рассказ евангелиста Луки о деяниях святых апостолов, о том, как в Филиппах, куда пришли апостолы для проповеди Евангелия, за ними стала ходить одна женщина-прорицательница. Она была служанкой у господ, которые на ее способности зарабатывали хорошие деньги. Эта женщина услышала, что в город пришел апостол Павел, и стала ходить за ним и его спутниками, говоря, что это — истинные слуги Божие, и их нужно слушать. Но однажды апостол Павел вознегодовав, обратился и сказал духу, находящемуся в этой прорицательнице: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе, выйди из нее» (Деян. 16,18). И дух этот вышел, и женщина замолчала, перестав прорицать, потому что говорила она не от себя, а от того нечистого духа, который был в ней. Здесь возникает вопрос: зачем апостолу Павлу надо было изгонять этого духа, ведь женщина делала вроде благое дело, говоря, что он — слуга Господень, его надо слушать. Ничего плохого в адрес апостола Павла она не сказала, но, тем не менее, он запретил этому бесу говорить. Почему? А дело вот в чем, и это очень поучительно для нас. Ведь эта женщина была не с апостолами, а ходила «за» ними, и ею руководил бес, а он — лукав, и не преминул бы навредить, да так, что люди и не заметили бы этого. Одно слово лжи, подмешанное к правде, делает эту правду ложью!

Очень часто в нашей жизни встречаются такие прорицатели, знахари, «добрые бабушки», колдуны, экстрасенсы. Они вроде бы помогают, вроде бы исцеляют, говорят, от чего пришло то или иное несчастье. И мы бежим к этим «бабушкам», к этим прорицателям и экстрасенсам, доверяем им, ведь врачи ничего не могут! Нам хочется исцелить свое тело, узнать свое будущее, предостеречься от новых неприятностей. И мы платим деньги, тратим время и ходим к ним. Нам так хочется верить им (в Бога мы тоже верим, но, чтобы Он помог, надо слишком много делать — молиться, в церковь ходить, свечки ставить, а здесь — заплатил и готово!). Часто у этих людей находятся иконы в доме, и это усыпляет нашу бдительность, мы успокаиваем себя, говоря, что уж этот-то человек «лечит от Бога» — он даже в храме бывает (правда, неизвестно, кому он там молится). Но «исцеляют» эти деятели заговором, который могут произносить и тайно. Подчеркиваю, исцеление это — мнимое. Вроде вылечили одно, а через месяц у человека заболевает что-то другое, а через год, не дай Бог, он умирает или оканчивает жизнь самоубийством. И никому в голову не придет вспомнить о том «лечении» у «доброй бабушки» или у сверхобразованного экстрасенса. И апостол Лука в книге Деяний святых апостолов предостерегает нас, как мы должны быть осторожны! Зачем нам эти «бабушки», колдуны, шаманы? Зачем нам экстрасенсы и «ясновидящие»? Единственный Целитель наших душ и телес — Господь и Спаситель Иисус Христос! Так прибегайте же к Нему, к Его Церкви, к тем Таинствам, которые совершаются здесь, в православных храмах. Веруйте в Бога! И по вере вашей, да будет Вам! А все остальное — от лукавого. Нет сейчас института диаконисс — благочестивых женщин, которые когда-то через молитву, через благодать Божию совершали чудеса, но это — в прошлом. А сегодня все, что делают «шептухи» — это бесовщина, магия. А магия бывает не только черной, открыто признающей воздействие диавола, но и белой, внешне вроде бы признающей Христа, Богородицу, Крест, Церковь, молитву, а по сути своей так же находящейся под непосредственным влиянием падших духов (вспомним чтение Апостола!). Нельзя нам прибегать к этому! Надо держаться подальше от этого и твердо знать, что все современные «нетрадиционные целители» не от Бога, а, следовательно, — от диавола!

Об этом еще и еще раз сегодня напоминает нам Церковь Христова евангельским чтением об исцелении слепорожденного и чтением Апостола о запрещении бесу прорицать. Все это пусть помогает нам правильно делать выбор пути, по которому мы идем в своей жизни, и искать исцеления, прежде всего, у Бога, зная, что только Он, и никто другой, может нам дать исцеление. Но, если, обращаясь к Господу, не получаем просимое, то не нужно задавать лишние вопросы: «Кто виноват? То ли я плохо молюсь, то ли Бог очень далеко и не слышит меня, а, может, какая-то другая причина? А, может, и Бога-то нет, и незачем молиться?» Так вот, будем помнить слепорожденного, будем помнить праведного Иова, память которого вчера совершалась, будем помнить, что все в нашей жизни совершается по воле Божией. Этот урок сегодня преподносит нам Святая Христова Православная Церковь. Будем молиться Господу, чтобы Он даровал нам не только физическое зрение, но и, что самое главное, зрение нашей душе, зрение нашему сердцу. Чтобы во всех обстоятельствах нашей жизни мы могли увидеть находящегося с нами Господа, чтобы в любых обстоятельствах мы могли бы сказать: «Верую в Тебя, Господи!» и поклониться Ему Единому, и не искать в жизни своей иных богов. Аминь. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

http://www.zavet.ru/kalendar/pasxa/n6-002pr.htm


Зависть (в Неделю о слепом)

прот виктор ильенко.pngПротоиерей Виктор Ильенко

Когда благоразумный человек берется за обработку земли, то, приготовляя ее к посеву, перекапывая ее, он старается очистить ее от сорных трав. И в этом деле его благоразумие особенно будет видно, когда он не верхушки плевел сорвет, но пойдет в глубину, доберется до корней и, не жалея времени, ни усилий, вырвет их и выбросит, чтобы они засохли и погибли, чтобы ему уже не нужно было снова так трудиться и чтобы посеянное доброе семя могло свободно расти и принести плод.

Господь наш Иисус Христос в притче о сеятеле сравнил душу человека с землей, в которую сеется семя – слово Божие, и смотря по тому, на какую почиву попадает, приносит соответствующий плод.

Душа – это почва, а сердце – это глубь души, где рождается все доброе, но и все дурное в человеке. Если душу свою человек воспитал в смирении, в кротости, в доброте, в милосердии, в любви, то это выльется в его поступках, в словах, во всем поведении. Как доброе дерево не может не приносить добрых плодов, так человек, имеющий добрую, чистую, христиански настроенную душу, не может не проявлять себя во внешней жизни иначе, как добрыми делами. И все его добрые дела будут лишь проявлением его внутренней доброты.

Точно то же, но с иной стороны, можно сказать и о человеке, который небрежет о своей душе, не заботится о ее чистоте, предоставляет грехам и страстям свободно расти и развиваться в ней. Душу такого человека можно сравнить с полем, которого много лет не касалась лопата благоразумного земледельца. Оно рождает лишь плевелы и всякий бурьян. Так изнутри, из сердца человека, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк.7:21-22).

В сегодняшней беседе из этих грехов и страстей мы коснемся одной лишь зависти. О ней именно можно сказать – вот страсть, которая если гнездится в сердце человека, рождает там целый поток злых чувств и помышлений и чрез них выходит наружу. И очень часто нелегко бывает увидеть за этими проявлениями зависти ее саму, так что нужно сделать некоторое усилие, чтобы заметить эту родительницу весьма постыдных душевных настроений, выливающихся наружу то в словах, а то и в поступках.

Сегодняшнее Евангельское чтение об исцелении слепорожденного дает яркий образец того, как зависть в завистливых людях нарушает нормальную душевную деятельность и ведет от одного греха к другому.

Господь сотворил явное чудо – исцелил слепорожденного, которого все знали отлично. Простые люди, соседи и все, видевшие его прежде, только удивлялись и хотели знать Того, Кто совершил такое чудо. Но когда повели этого бывшего слепца к фарисеям, то между ними сейчас же возникла распря: одни говорили про Спасителя, что Он не от Бога, ибо не хранит субботы, а другие, – как может человек грешник творить такия чудеса? Зависть породила распрю. Мы знаем, что фарисеи завидовали Иисусу Христу, завидовали тому влиянию, какое имел Христос Спаситель на народ. Народ прославлял Его и всюду большой толпой сопровождал Его, а они, мнившие себя наставниками народа, достойными всякого внимания и почета, оказались одни, без слушателей, без паствы. И в душе у них появилась зависть к Спасителю. Она ослепила их, так что они, видя исцеленнаго и зная, как произошло это чудо, не поверили, а позвали родителей его. Когда родители подтвердили, что это их сын, действительно родившийся слепым, то фарисеи и тут не убедились и не воздали славы Богу. Зависть к Иисусу Христу толкнула их дальше: они, будучи учителями народа, вдруг начинают говорить бессмысленные речи, на, которые прекрасно возражает нигде не учившийся бывший слепец. Зависть отняла у фарисеев разум; они сказали: мы знаем, что человек, исцеливший тебя – грешник, а исцеленный разумно им на это ответил, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и волю Его творит, того слушает.

Бессильные что либо возразить на это фарисеи выгнали его в он.

Видите, к чему привела зависть в сем случае! Потом она сделает еще больше: они предадут Господа Пилату, и тот засвидетельствует, что они из зависти предали Его.

Нехорошее, зловредное, погибельное чувство – зависть, и как нужно беречься, чтобы она не поселилась в нашем сердце! А теперешняя наша жизнь богата случаями, когда зависть, даже протиивгь нашей воли, может появиться у нас.

Если вы опечалились при удаче ближнего, и наоборот, если порадовались его промаху и неудаче, то знайте, что зависть живет в вас. Она не любит чужих совершенств, она все охуждает, все порицает, она недоброжелательна, она мать многих душевредных страстей.

Если вы вырываете с корнем сорную траву с вашего поля, то и злую зависть искореняйте из сердца вашего, и тогда оно очистится от многих грехов. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ilenko.shtml#zavist_v_nedelju_o_slepom




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс