Материалы


Проповеди в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Антоний Сурожский.pngПроповедь Антония, митрополита Сурожского, в неделю 7-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах и, поистине, можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди – все мы – задаем себе вопрос: что такое чудо? Означает ли оно, что в момент его Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет: если так, то это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Чудо – нечто совершенно иное; чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; чудо не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно.

Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что между Мной и Тобой, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал – то сделайте... Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры; Она неограниченно верит в Его мудрость и в Его любовь, и в Его Божественность. В это мгновение, потому что вера одного человека распахнула дверь для всякого, кто выполнит то, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью.

Здесь мы поставлены перед лицом тех необходимых условий, которые делают возможной эту восстановленную гармонию. Прежде всего, должна быть нужда, нужда реальная; не обязательно трагическая, она может быть и незатейливой, но она должна быть подлинной. Радость и горе, болезнь и подавленность в равной мере нуждаются быть приведенными в нечто большее, чем земля, в нечто такое же просторное и глубокое, как Божественная любовь и Божественная гармония.

Должна быть также беспомощность: пока мы думаем, что мы можем что-то сделать сами, мы не даем пути Богу. Мне вспоминаются слова одного западного святого, который говорил: когда мы в нужде, мы должны передать все попечение Богу, потому что тогда Он должен что-то сделать, чтобы спасти Свою честь... Да, пока мы воображаем себя хоть отчасти хозяевами положения, пока мы говорим: „Я сам, – Ты только немножко помоги” – мы не получим помощи, потому что эта помощь должна разметать все человеческие ухищрения.

И следующее – это Божественное сострадание, о котором мы слышим так часто в Евангелии: „милосердова Господь”... Христос сострадает, Христос жалеет, и это значит, что Он посмотрел на этих людей, которые в нужде, которые ничем не могут облегчить свою нужду, и испытал боль в Своем Божественном сердце о том, что вот люди, чья жизнь должна быть полнотой и торжествующей радостью – а они измучены нуждой. Иногда это голод, иногда – болезнь, иногда – грех, смерть, одиночество: что угодно, но Божия любовь может быть только или ликующей, торжествующей радостью – или распинающей болью.


митрополит Климент.pngМитрополит Калужский и Боровский Климент, слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

Евангелие нынешнего воскресного дня вновь говорит о чудесах, которые совершил Христос. Начинается повествование с исцеления двух слепых, которые «за Ним следовали... и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!». Когда Христос вошел в дом, они «приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать?» На что слепцы ответили: «Ей, Господи!». Увидев их искренность и веру, Господь исцеляет этих страдальцев со словами: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 27–29).

Отметим несколько моментов. Христос не сразу отозвался на просьбу этих людей. Они долго шли за Ним, пока Он не вошел в дом. Господь испытывал их веру и вступил с ними в диалог тогда, когда этого никто не мог видеть. Исцеляя их, Он говорит: «смотрите, чтобы никто не узнал». Христос запретил им рассказывать об исцелении, потому что Он не искал для Себя славы. Он не совершал исцелений, ни других чудес для того, чтобы приобрести себе последователей. И мы должны помнить, не для славы делаются добрые дела, а чтобы исполнить заповедь о любви к ближним.

Тяжело человеку жить, если он не видит окружающего мира. Причина слепоты этих двух евангельских страдальцев нам неизвестна. Но очевидно, что для их исцеления была необходима не только безмерная Божественная любовь, но и их непоколебимая вера. Они слышали об исцелении Христом кровоточивой женщины, о воскрешении Им дочери Иаира. Еще будучи слепы физически они уже прозрели духовно, поэтому решили твердо просить Его о милости к ним: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!».

В наши дни физическое здоровье подчас становится самоцелью в жизни человека, даже в жизни христианина, так что на вопрос: «Что для Вас является главным в жизни?» – следует простодушный ответ: «Здоровье, главное, чтобы все были здоровы». Мы забываем, что здоровье, как и наша жизнь - дар Божий, данный нам для служения Истине, для преумножения Добра и Красоты, т.е. для исполнения заповедей Господних, и особенно двух великих заповедей о любви к Богу и ближним.

Но так ли мы используем этот дар Божий? Или тратим свои силы на грех и непотребства, калечим себя и приносим неприятности своим близким? А когда беда уже случилась, мы сильно переживаем за себя, за своих близких, мы хотим быть физически здоровыми любой ценой. Мы забегаем в храм только для того, чтобы в спешке поставить свечи и подать записки, забывая обращенные ко всем нам слова Христа: «Веруете ли, что Я могу это сделать?»

Дарованию людям здоровья всегда предшествовала их вера во Христа Спасителя. Вспомним евангельское свидетельство о том, что Господь в Своем отечестве «не совершил... многих чудес по неверию их» (Мф. 13, 58).

В корне неправильно отношение к чуду как к магическому, внешнему явлению, как к следствию воздействия на бездушный, обезличенный мир потусторонних сил. Как писал философ А. Ф. Лосев, чудо – это «встреча двух личностных планов... Совпадение случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием и есть чудо». Поэтому жизнь святых – одно непрекращающееся чудо, а где нет богопознания, там не может быть и чуда, которое не есть какое-то внешнее явление, но таинственное событие, дающее человеку возможность самопознания через откровение Божие. Самое великое чудо, которое может совершиться с нами, – это чудо исцеления нашей души от греха, о чем и говорит Христос: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9, 5).

Очень трудно преодолеть косность мышления, эгоизм и сердцем ответить на призыв Бога. Но если мы превзойдем себя, услышим сердцем милосердный зов Творца ко спасению и откликнемся на него, то для нас станет возможным стать свидетелями Его чудес.

http://eparhia-kaluga.ru/mitropolit-kliment/propovedi/3450-mitropolit-kaluzhskij-i-borovskij-kliment-slovo-v-nedelyu-7-yu-po-pyatidesyatnitse.html


Феофилакт Безукладникков.pngИгумен Феофилакт Безукладников

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Евангелие от Матфея глава IХ, стихи 27-35

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что, братья и сестры, мы услышали повествование святого апостола и евангелиста Матфея, в котором говорилось о том, что за Господом, во время Его проповеди, следовали два слепца, которые умоляли исцелить их, подать им здравие, чтобы они могли видеть. Когда Господь вошел в дом, они, не уставая, опять просили об этом. Господь же задал им вопрос, который звучит очень часто, перед каждым совершенным Им чудом: «Веруют ли они, что Он может такое сотворить?» И когда они ответили, что верят в то, что Он их может сделать зрячими, Господь сказал: «По вере вашей да будет вам»(Мф. 9:29), и исцелил их.

Далее Евангелие говорит, о том, что, когда эти двое исцеленных слепцов выходили от Господа Иисуса Христа, подвели к Нему бесноватого немого человека. Его беснование проявлялось в немоте, Господь исцеляет и его.

А далее апостол Матфей говорит уже такие общие слова, которые объединяют очень многое из земной жизни Господа Иисуса Христа в период его общественного служения: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).

На этих словах нам, пожалуй, надо остановиться, братья и сестры. Господь всем Евангелием и, особенно, этими словами дает чёткий пример и очень ясное указание для нашей собственной жизни. Посмотрите на Господа Иисуса Христа: предметом Его внимания, заботы, любви были и князья иудейские, и какой-то Закхей, и хананеянка - и знатные, богатые люди, и абсолютно бедные, никому не ведомые. Если мы посмотрим внимательнее на земную жизнь Господа, на тех с кем Он общался, на кого обращал свою любовь, кому Он помогал, то мы увидим, что это абсолютно разные люди, разные сословия, Он не взирал ни на какие земные, человеческие различия. Это и есть главная тема сегодняшнего Евангельского чтения.

Мы, подобно Христу, должны также в своей земной жизни обращать свою любовь ко всем. Первый иерусалимский епископ, апостол Иаков, говорит: «Если ты можешь сделать ближнему добро и не делаешь этого, то ты согрешил», и дальше, обличает, говоря: «Посмотри на свое серебро и золото, что это? Это та плата, которую ты не воздал поденщику. Поэтому это золото или серебро не заржавеет и будет тебе в обличение, в твою собственную погибель». Обличая этими словами первых верующих христиан, этот апостол научает и нас тому, чему учил апостолов сам Христос. Они в полной мере приняли этот подход к жизни - надо обращать свою любовь ко всем, внимание распространять на всех, добрые дела совершать для всех.

Что хочет этим сказать Господь? - Что все люди, живущие на земле, - одна семья. Потому что, если взять даже чисто физиологически, мы все произошли от Адама, мы все были в его семени, мы все братья и сестры в полном смысле этого слова. Поэтому наши благие дела должны распространяться на всех, несмотря на лица и земные различия, которые мы сами, люди, установили здесь, на земле, сделав различия по нациям, государствам, сословиям. Евангелие же остается выше всего этого и мы должны быть выше этого.

Господь научает нас тому, что, если мы делаем кому-то добро, а в ответ сразу не видим друга, не получаем тепло, то это не означает, что мы должны остановиться. Это говорит о том, что сердце того человека, которому мы благодеем, действительно, очень сильно окаменело - это большая каменная или ледяная глыба, которую с одного раза, одним добрым делом не растопишь. Это означает лишь, что мы должны человеку, который против нас восстает и вредит нам, сделать добро много раз, пока оно не растопит его сердце. Это многократное делание добра мы должны воспринимать как борьбу или победу добра над злом. И мы должны радоваться, ликовать и почитать себя счастливыми, что имеем возможность участвовать в этой борьбе.

Очень многие не понимают слов Евангелия: «…К то ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Это место иносказательное, потому что ударить в правую щеку может только левша, очень редкий человек. Иоанн Златоуст говорит, что это место надо понимать не в буквальном смысле слова (хотя, иногда, и так бывает), а в переносном. И, толкуя, говорит: «Не побеждай зло злом, но побеждай зло добром». И сегодняшнее Евангелие так же свидетельствует об этом. У христианина, у каждого из нас, должна быть, если говорить словами светскими, активная жизненная позиция. Мы не должны молча реагировать, или вовсе не реагировать на то, что вокруг нас происходит. Мы должны действовать активно, а именно, - любовью и добром, зная и помня, что именно так действовал Иисус Христос. Он и учил, и исцелял людей, и одевал, и кормил, и делал это постоянно.

Братья и сестры, пусть вечный образ Христа крепко водворится в нашем сознании, поселится в нашем сердце, живет в нем, и мы тоже будем жить во Христе. Тогда, как сказал святой праведный Иоанн Кронштадский, озаглавив так одну из своих книг, и у нас получится «Моя жизнь во Христе». Аминь.

http://www.n-jerusalem.ru/slovo/prop/text/179533.html






Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс