Материалы


Проповеди в Неделю 8-ю по Пятидесятнице

 Неделя 8-я по Пятидесятнице

алфеев.pngМитрополит Иларион (Алфеев)

ЧУДО УМНОЖЕНИЯ ХЛЕБОВ

Чудо умножения хлебов, о котором мы сегодня слышали в евангельском чтении, научает нас нескольким вещам. Прежде всего, тому, что Господь может напитать, насытить нас, даже если по человечески у нас ничего — или почти ничего — нет. Наша жизнь и смерть в руках Божиих, и наша пища — то, что мы называем хлебом насущным, — тоже в Его руках. Иногда у нас бывает «двенадцать коробов полных», наш дом переполнен хлебом и пищей; но иногда у нас остается лишь пять хлебов и две рыбки. Господь же всегда здесь и готов напитать нас, у Него всегда достаточно щедрости, чтобы никто из нас не ушел алчущим, чтобы каждый был насыщен.

Это справедливо в отношении пищи не только телесной, но и духовной. Человеку недостаточно одного материального благополучия, чтобы быть счастливым, чтобы душа его была наполнена; ему необходим Сам Бог. И Господь создал человека таким, что душа его всегда стремится к Нему. Только Бог может душу человеческую наполнить и насытить Собою. И до тех пор, пока Господь не пришел к нам, не вселился в нас, мы алчем и жаждем. Но когда Он приходит, мы ощущаем полноту жизни — то, о чем Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Жизнь с избытком возможна только во Христе и через Христа.

Хлеб, которым питает нас Господь, — это не только хлеб земной, дающий жизнь нашему земному телу, но это и Хлеб, сходящий с небес, т. е. Сам Господь, Которого мы причащаемся в таинстве Евхаристии за Божественной Литургией. Евхаристия — это то самое чудо умножения хлебов, которое происходит всякий раз, когда мы собираемся в храме Божием на Литургию, всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Тайн. В Причастии Сам Господь входит в нас, Он становится единым телом и единой кровью с нами, Его Тело становится нашим телом, Его Кровь — нашей кровью.

Готовясь к причащению, мы должны «испытывать себя», чтобы Причастие не было для нас «в суд или во осуждение», чтобы не получилось, как говорит апостол Павел, что мы тела наши, которые «суть члены Христовы», отнимаем у Христа, «чтобы сделать их членами блудницы» (1 Кор. 6:15). А это происходит, когда человек, причащающийся Святых Христовых Тайн, ведет жизнь не евангельскую, живет не по заповедям Божиим. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя не только Христа под видом хлеба и вина, но весь евангельский закон, все нравственные, духовные и иные нормы, содержащиеся в Евангелии.

Пусть каждый из нас испытывает себя, дабы представать перед страшным судом собственной совести еще до того, как наступит последний Страшный суд. Пусть каждый воскресный и праздничный день даст нам возможность проверить свою жизнь на соответствие евангельскому идеалу, очиститься от грехов в таинстве исповеди, в молитве покаяния и благодарности Богу за то, что Он удостаивает нас этого таинства. Пусть причащение Святых Христовых Тайн поможет нам, обновившись духовно и телесно, соединиться с Богом, потому что только жизнь в Боге может нас насытить и наполнить. Нет иного хлеба и иной рыбы, которая могла бы напитать нас, кроме Самого Христа. И до тех пор, пока мы не соединились с Ним, душа наша продолжает алкать и жаждать. Но после этого соединения душа приобщается к тому блаженному покою, тому внутреннему миру, который есть Царство Небесное. И этого Царства мы приобщаемся прежде всего через причащение Святых Христовых Тайн. Будем как можно чаще прибегать к Причастию с мыслью и молитвой о том, чтобы Он помог нам жить по Евангелию и достичь того духовного состояния, о котором апостол Павел говорил: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Аминь.

http://muromets.church.ua/2013/08/17/mitropolit-ilarion-alfeev-nedelya-8-ya-po-pyatidesyatnice/


Слово в день памяти святых отцов Шести Вселенских Соборов

смирнов.pngПротоиерей Димитрий Смирнов

Сегодня память отцов Шести Вселенских Соборов и в евангельском чтении повествуется о молитве, которую вознес Господь наш Иисус Христос Отцу Небесному. Так как мы по призванию являемся учениками Христа, нам очень важно вникнуть в то, о чем молился Господь перед Своей крестной смертью и перед восшествием на небо, когда Он завершал Свое дело на земле. А молился Он о тех, которых Ему дал Отец, то есть о Своих учениках: Я не о всем мире молюсь, а молюсь только о них, которых Ты Мне дал, потому что они познали вечную жизнь. Дальше Господь говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».

Жизнь вечная — это знание Бога, и апостолы познали Бога через Иисуса Христа. Они исповедовали Его Сыном Божиим и тем самым объявили, что видят во Христе проявление жизни Отца Небесного. Почему Господь молился не о всем мире? Он же пришел весь мир спасти, каждого человека, где бы он ни жил. Недаром Господь сказал, что последний день этому миру придет только тогда, когда Евангелие будет проповедано по всей земле, чтобы каждый народслышал слово Божие; чтобы не осталось такого уголка на земле, куда бы ни проникло слово Евангелия.

Мы сейчас как раз в это время и живем, когда практически нет такого языка на земле, на который бы не было переведено Священное Писание. Везде слышен глагол Христов, но не все отзываются на него. Чтобы лучше понять, почему это происходит, можно привести такой образ: лежит на земле арфа с расстроенными струнами, и если рядом играть на настроенной арфе, то ослабленные струны первой арфы никак не звенят. Но если настроить каждую ее струну в унисон с настроенной струной и снова заиграть, то настроенные струны начнут отзываться и вибрировать, они начнут звучать, хотя мы их пальцем не теребим. В физике такое явление называется резонансом. Нечто подобное происходит и в духовной жизни.

Почему мы считаем дерево красивым? Почему цвет неба и россыпь звезд на небе считаем красивыми? Почему море красиво? Нас создал один и тот же Творец, поэтому между нами и морем, деревом, звездами существует гармония, на которую наша душа отзывается. Но помимо этой внешней существует еще гармония внутренняя, духовная, и Господь к этой гармонии нашей души также взывает. Отец Небесный обращается к нам через Божественное Слово, посылает вторую Ипостась Пресвятой Троицы, Сына Божия, Который возвещает истину.

Если струны души не ослабли, если душа окончательно не расслаблена грехом, то она начинает отзываться на эти слова истины, которую человек слышит в Евангелии. Сначала, может быть, не на все слова; некоторые звуки этой божественной музыки человеку кажутся непонятными. А всякая пошлость, которая льется из телевизора, часто ему более понятна, потому что душа в грязи земной — и тут пошлая грязь, а вот когда говорят: люби врага своего — ему кажется это чуждым, незнакомым, неприятным даже. То есть для какой музыки в данный момент настроены струны души человека, на ту она и отзывается. Раз мы все попали в храм, значит, каким-то образом наша душа в своем развитии пришла к тому, что для нее забрезжил свет веры Христовой, значит, какие-то ее струны зазвенели в ответ на слово Божие. Но нам нужно всю свою душу привести в такое состояние, чтобы музыка, которая звучит на небесах, звучала и в нас, причем обязательно в унисон. Вот тогда и будет у нас единая с Богом жизнь, когда каждое слово Божие будет отзываться в нашей душе. Именно каждое, а не какое-то выборочное, потому что часто мы принимаем слово Божие в свою меру: это я принимаю, это не принимаю, мимо этого я прохожу, даже не замечая, а против этого протестую.

В силу своей греховности, в силу поврежденности той духовной арфы, которая существует в нашей душе, мы не можем воспринять все слово Евангелия в полноте. Но если мы хотим достичь вечной жизни, то нужно к этому стремиться, нужно душу свою настраивать, нужно струны ее подтягивать до такого тона, чтобы они звучали небесным звуком.

Это работа очень трудная, очень внимательная, кропотливая: надо все в себе перестроить, переквасить, изменить, совершенно по-другому относиться к своей душе, к своим жестам, к поведению, к словам, к улыбкам, к одежде, к друзьям, к книгам — ко всему. То есть всю жизнь перестроить на небесный лад, потому что иначе мы Бога не познаем, иначе у нас будет только знание о Боге: да, вот был Сын Божий, вот Он приходил на землю, вот Он нечто говорил. Мы даже некоторые слова можем запомнить наизусть, но они не станут нашей жизнью, потому что мы будем жить по-прежнему мирским представлением: вот такая-то часть человечества считает нечто хорошим, и мы будем так же считать независимо от того, считает ли это хорошим Христос. А надо именно все представления человеческие отбросить и заменить их совершенно новыми представлениями. И тогда начнется жизнь духовная.

Именно для этого нам наша земная жизнь и дана, а мы, к сожалению, наоборот, стараемся жить по-земному, стараемся играть на своей душе вот эти мирские, греховные песни. Поэтому мы вроде и в храм ходим, а все-таки нас тянет ко греху. Потому что наша душа развращена миром, в котором мы живем.

Поэтому нам нужно свою жизнь перестраивать. Как настраивают арфу? По камертону настраивают «ля», а от «ля» уже все остальные струны. Наш камертон — это Священное Писание. Беру какую-нибудь заповедь: «Блаженны нищие духом» — не слышу, не понимаю, что это такое, не чувствую, мое сердце не отзывается; ладно, тогда возьму другую «ноту»: «Блаженны милостивые». Что такое милость, понимаешь? Ну вот и настраивайся на нее, старайся быть милосердным. Настроишь эту струну, а от нее уже можно настроить и другую — поймешь, что такое «Блаженны нищие духом», что такое «Блаженны изгнанные за правду» и «Блаженны вы, когда будут поносить вас».

И вот так всю жизнь, потому что этих струн — заповедей Божиих — очень много, но все они говорят об одном: о любви, о гармонии, о красоте. Некоторые удивляются: нет в моем сердце любви ни к Богу, ни к ближнему, даже к жене своей. Так какое-то чувство есть, а вот подлинной любви, жертвенности нет, чтобы желать действительно отречься от себя и послужить другому, потому что любовь — это совокупность всех совершенств.

Когда все струны настроены, тогда по ним провел — и звучит божественная музыка. Но когда одна струна так, другая этак, третья вообще висит, четвертая оторвалась — какая тут будет музыка? о какой любви речь вести? А Царство Небесное — это Царство любви, Царство совершенства, правды и красоты. Поэтому только тот человек, который жизнь потратил, чтобы настроить этот божественный инструмент — душу свою бессмертную, вложенную в нас Богом,— только тот человек и входит в Царство Небесное. Он вступает в божественный оркестр, звучащий на небесах; он становится участником Божественной жизни, начинает видеть Творца, дирижера этой музыки, которая звучит к нам с небес и которую мы не чувствуем, не слышим по грехам нашим.

Господь нас призывает: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» — вот какого совершенства мы должны в Церкви достичь, вот для чего нас крестили. Для этого мы собираемся каждое воскресенье на молитву, для этого мы причащаемся Святых Христовых Таин, для этого мы каемся в грехах на исповеди.

Что такое исповедь? Вот в Евангелии написано то-то и то-то, а я позавчера сделал то-то и то-то — несоответствие: здесь нота «ля», а там «до». Значит, надо это «до» дотянуть до «ля», тогда будет соответствие. Всю свою жизнь надо настроить так, чтобы она звучала в унисон с заповедью Божией: какая заповедь Божия — таков и мой поступок, какое требование Христово ко мне — такая и моя мысль, такое и мое слово.

Представим себе на сцене два оркестра и два дирижера. Можно ли одновременно играть и в этом оркестре, и в том? Нет, невозможно, обязательно будешь играть какофонию. Поэтому, чтобы свою душу совершенствовать, нужно от мира отделиться совсем, чтобы ничто мирское нами не владело. Это не значит куда-то в пустыню уйти. Нет, надо войти в клеть своего сердца, надо, чтобы там, в сердце, была тишина, мир, покой, невозмутимость — невозмутимость не такая, как у человека равнодушного, а духовная. Надо преодолеть в себе страсти, потому что те волны, которые раскачивают ладью нашей жизни, исходят из сердца. Все, что нас волнует: зависть, например, или еще какие-то грехи,— это же из нашего сердца идет. Все наши волнения в жизни отчего происходят? От гордости, от осуждения, от всяких грехов, которыми полно наше сердце. И если мы будем над сердцем трудиться, то нам в этом поможет Сам Господь, потому что мы станем Его учениками.

Чтобы изучить музыку, нужно обязательно ее слушать, иначе невозможно. Чтобы познать, что такое Царство Небесное, чтобы узнать Бога, нужно обязательно заповеди Божии исполнять. Вот некоторые говорят: а я Бога не вижу, не чувствую. Почему? Потому что живут в грехе. Начни исполнять какую-то одну заповедь — и приблизишься к Богу. А если две? А если три? А если сто заповедей начнешь исполнять? И так все ближе и ближе к Богу.

И если мы стремимся, чтобы каждый приход в храм был шагом вперед навстречу к Богу, а не просто «благочестивой» привычкой, тогда наша жизнь будет не напрасна. Каждый прожитый день должен быть шагом к Богу. Надо его так прожить, чтобы в тех заповедях, которые мы осознали, обязательно устоять. Именно устоять в заповеди, не пасть. А у нас постоянные падения: нас раздражают — мы раздражаемся, нас обижают — мы обижаемся, нас ругают — и мы в ответ тоже ругаемся, у нас что-то пропало — мы жалеем. И так во всем, и душа погибает для Царствия Небесного. Поэтому надо нам всю жизнь пересмотреть.

Вот об этом-то Господь и молился: «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне». Потому что мы же не сами уверовали, не своими силами, нам просто веру дали как дар. Кому-то не дали, потому что он еще пока не готов, а тебе дали, так надо развивать, выращивать этот драгоценный росток, для того чтобы он пророс в Царство Небесное. Чтобы, как Господь говорит в Своей молитве: «радость была совершенна». Поэтому по милости Божией будем стараться время зря не проводить, а пребывать в постоянном духовном труде, чтобы ни день, ни час, ни месяц у нас зря не пропадали. Аминь.

http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/slovo-v-den-pamyati-svyatih-ottcov-shesti-vselenskih-soborov/

 Память святых отцов шести Вселенских Соборов

прот михаил пономарев.pngПротоиерей Михаил Пономарев

« Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Если кто из вас внимательно читает Священное Писание, любит Слово Божие, часто в него заглядывает, то наверное, нашел такую особенность, что Господь свои действия совершал никогда не бесполезно, а с определенной целью, целенаправленно.

Если спросить каждого из нас цель своей жизни, то каждый ответит по особому, как он видит свою жизнь: у одного цель одна, у другого другая, у третьего – третья. И на данный момент они скажут цель своей жизни: один скажет, что хочет купить машину, второй, что хочет купить квартиру, третий, что хочет выучить ребенка; много целей найдется. Этот человек похож на косоглазого, который смотрит в разные стороны, и сути никакой не видит.

Господь никогда не совершал действия так, как совершает их человек. Господь совершал действия целенаправленно на определенный какой то момент, для того, чтобы принести человеку пользу. Ведь предлагал Ему сатана, когда Он был голоден в пустыни, да? Ну чего Тебе стоит сделать камни хлебами? Он не сделал этого. Ведь искушали же Его фарисеи и книжники, вопрошая Его: «Покажи нам знамение с неба». Он этого не сделал. Потому что не хотел быть фокусником. Но Он всегда творил чудеса, когда это было необходимо для человека. Ходил по водам, чтобы утешить их и успокоить море , исцелял больных, воскрешал мертвых, делал чудеса, приумножая хлеба и рыбы, и, все это было направлено на благо человека.

Он никогда не выполнял только то, что говорили Ему грешники и фарисеи. Потому что они хотели просто фокусов, но Он был не фокусник, ОН был Спасителем мира. В Священном Писании в дни Богородичных праздников есть слова: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». (Ев. от Лк. гл. 10. ст. 41.) Это предупреждение всем нам о том, что цель человеческой жизни здесь на земле, является не стяжание каких либо временных благ, а стяжание Царства Небесного.

Сегодня в Священном Писании вы слышали о чуде, как Господь накормил двумя рыбами людей, которые были голодны. Это случилось когда Иоанн Креститель погиб от руки палача и Господь пошел в пустыню и за ним последовало множество народа, потому что Иоанна Крестителя не стало; где Он вначале говорил слово, видимо очень пространное. Целый день учил, потом исцелял и после этого настал уже вечер, и приступили к Нему ученики и сказали: « Место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть». (Ев. от Мф. Гл.14. ст. 15,16.) Что Господь не знал, что у них, то же ничего нет?

Господь показывает Свою милость относительно каждого человека. Но когда Он накормил в пустыне пять тысяч человек, не считая женщин и детей, интересно сколько же было в этом сообществе, которые слушали Его, предателей, которые после говорили?: «Распни! Распни Его»! Для Господа было безразлично абсолютно кто пред Ним, предатель или нет; Он кормил всех и щедро! Потому что Он проявлял Свое милосердие. И всегда из Священного Писания эти слова о милосердии Господа, они как бы перекликаются с теми словами из Священного Писания, когда читается на Святительские дни, когда совершается память святителей. Господь говорит, что: « Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь… и оставляет овец, и бежит;» (Ев. от Ин. Гл.10. ст. 11.12.) И вот сколько я не читаю на протяжении года эти строки из Священного Писания от Иоанна Богослова меня всегда как электрическим током пробивает всего насквозь: душу, сердце и чувство. И, всегда, когда читаю, мысленно задаю себе вопрос: « А есть ли я на самом деле пастырь добрый, как Христос, который заботится о своей пастве»? И мне всегда эти слова невероятно страшны. А потом приходят какие то мысли и эти мысли, по видимому они от Христа и они утешают меня, потому что на самом то деле «пастырь добрый душу свою полагает за овец», но где я положил свою душу за овец? А если так, значит я не пастырь. А где тогда овцы, за которых нужно положить душу? Овца всегда кротка, она всегда послушлива, она всегда идет за пастырем туда, куда пастырь ее ведет: на пастбище! Ибо пастырь всегда заботится о том, чтобы она всегда была сыта; он охраняет ее. Вот какие овцы!

Но когда пастырь говорит, что сегодня у нас будет прекрасное пастбище, но овцы хотят своего пастбища и они туда направляют свои копытца и там они ищут свое удовлетворение внутренних своих потребностей. Можно назвать их овцами? Это скорее козлища. Неужели я пастырь козлищ? Когда я говорю о том, что сегодня или завтра или послезавтра будет богослужение в память святым, совершившим великое дело относительно Церкви Христовой и спасения, то «овца» говорит; «мне это не надо. У меня свои проблемы: у меня ребенок приезжает, у меня дела по дому, у меня много дел еще»... То есть мы решаем свои проблемы и не идем на богослужение. Когда я читаю фразу о том, что пастырь добрый душу свою полагает за овцы, то меня внутренне утешает Господь, о том, что ведь я же вожу их на пастбища, но они сами не хотят идти. Я все делаю для того, чтобы они спасались, но они сами не хотят этого. На страшном суде я найду себе оправдание. Найдете ли оправдание вы на страшном суде, я не знаю.

«Вы дайте им есть», говорит Господь апостолам по своему милосердию. Господь прозорлив. Разве Он не видит, что у них ничего нет? У них действительно ничего нет, и поэтому: « Они говорят Ему: у нас здесь пять хлебов и две рыбы». (ЕВ. от Мф. гл14. ст.17). И тогда то, что у них есть, они дают Христу. И Он, воззрев на небо, благословляет то, что у них есть. И все то, что у них есть, которым невозможно накормить даже одну семью, приумножается многократно!

Какое таинственное действие происходит в пустыне!? В Евангелии сегодня говорится о прообразовательном значении будущей Святой Евхаристии, которой мы с вами причащаемся пажити, то есть на пастбище. Которая, не количественно, а качественно приумножается и преподается каждому.

Господь говорит и призывает нас именно к этому. Посмотрите, ведь не сразу Господь благословил перед тем, как приумножить.

Когда мы садимся за стол мы даже забываем помолиться, поэтому и нет нам ни благословения, ни приумножения. И не сразу приумножиться и тут же дается, а по мере раздавания. Дали – приумножилось! Дали – еще приумножилось!

Вот точно так же и в жизни. Человечество, цивилизация решают великую экономическую проблему: как накормить всех? Как сделать всех счастливыми? И Господь в пустыне еще две тысячи лет нам показал как, чтобы наше экономическое положение было прекрасно и замечательное. Ведь предложено то было самое скромное: ни какие то изыски, крабы на белой накрахмаленной скатерти, а простая еда: хлеб и рыба. Господь и подчеркивает: «Царство Мое не от века сего». И вы будете пользоваться этим гораздо больше, но, не здесь и сейчас. А сейчас вот что Я вам дал и ешьте и этим вполне можно насытиться и быть здоровым. И Господь тем самым и призывает нас к тому, чтобы мы были действительно милосердны. Нас очень трудно бывает заставить благотворить. Очень трудно нам давать какую то либо милость: и мы говорим, что «У нас у самих ничего нет и очень мало нам самим».

И Господь сегодня нам показывает, что если у тебя нет ничего или почти нет или очень мало у тебя и от этого малого ДАЙ! И от этого малого будет у тебя много.

Потому что именно такой закон духовной жизни! От малого дай и Бог приумножит тебе и еще больше даст тебе!

И сегодня в Евангелии об этом сказано и показано. Действительно благотворительность очень нужна, но порою мы не хотим, потому что нужно суетиться, да чего то делать. А лучше всего отмахнуться от человека, чтобы не было никаких проблем. Ну нет и все и до свидания...

Этим чудом Господь показал нам, что благодать раздается постепенно, не сразу, на тебе и все, а постепенно, по мере раздаяния тобою твоих жертв. А если ты ничего не раздаешь, то и не приумножается ничего, поэтому ты бьешься как рыба об лед, чтобы стяжать и собрать себе чего то.

Кто осмеливается войти в глубины Евангелия, кто сердцем своим размышляет о прочитанном, вдумывается и живет по Евангелию, то Господь открывает тому свое Богословие и тот человек получает великое сокровище, которое сокрыто за простыми обычными строками этой Книги и тогда открывается такое Богословие и так человек начинает жить, что Бог идет ему навстречу и человек начинает, где бы он ни был возносить Имя Божие и приумножать слово Божие и жить по Богу, как это учит Само Слово Божие. Аминь».

http://hram-st-kletsk.ru/propovedi/propovedi/294-pamyat-svyatyx-otczov-shesti-vselenskix-soborov







Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс