Материалы


Проповеди в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Неделя 10-я по Пятидесятнице

Cвященномученик Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский

свщмуч Григорий Лебедев.pngБратия, сегодня у нас будет слово о вере, и строгое слово. Строгое потому, что в нем Господь как бы подводит итог всем Своим призывам к человеку. Итог оказывается очень печальным.

Господь правдиво и жестоко говорит о том, как род людской откликнулся на Его зов: "О, род неверный и развращенный!.. доколе буду терпеть вас?" (Мф. 17,17). Несмотря на это, Господь не уменьшает Своих требований в отношении веры, а вводит еще новое требование, которое завершает характеристику веры как силы души.

Сегодняшнее Божие слово состоит из двух частей. В первой части, в рассказе об исцелении бесноватого глухонемого, содержится наименование рода людского - "неверный и развращенный" за его глухоту к вере. Во второй части, в беседе с учениками, мы находим углубленное требование Христа к людям в отношении веры. Поэтому и наше слово назидания будет посвящено двум темам.

Божие учение без устали зовет к вере и к Небесному Царству, и для подтверждения истинности Своего учения Господь творит бесчисленные чудеса. Обращение к вере сейчас же венчается дарованием благодатной силы. Но и после всех бесчисленных по вере чудотворений картина тупой, ограниченной человеческой жизни не меняется.

У человека тяжко болен единственный сын. Этот человек слышал о Христе и Его чудотворениях и, испытав бесплодно все земные средства для спасения сына, он приводит сына ко Христу. Приводит, конечно, не потому, что верит во Христа, а по безвыходной нужде - он все испытал, идти больше некуда... а, может быть, поможешь... Ради "пробы", поскольку Христа среди учеников не оказалось (Он был на горе Преображения), показывает сына ученикам: вы учите чему-то новому и исцеляете, попробуйте исцелить. Это земное обращение нужды, в котором нет никакой веры.

Когда к собравшейся около учеников толпе народа подходит Христос, и этот человек падает перед Ним на колени, умоляя исцелить сына, даже тогда у него нет веры. Об этом говорит сама форма обращения к Христу: "Если что можешь... помоги нам" (Мк. 9,22). Кто глубоко верит, тот не скажет словами неверного бессилия: "Если что можешь, помоги".

Господь справедливо вознегодовал - пришел человек, загнанный жизнью в тупик, знающий, что перед ним - Небо, что он призывает силу Бога, что путь к Богу - беспредельная вера - и лепечет: я показывал сына Твоим ученикам, они не помогли. Если Ты что можешь, помоги...

В лице этого человека Господь обличает весь род человеческий: "О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?" (Мф. 17,17). "О, род неверный! Вот Я с вами, а вы бесчувственны. Вы по-прежнему копошитесь в земле; в ней ищете утешения для себя. Вы так развращены своими земными обманами. О, род развращенный!" - вот какие жестокие слова были обращены к косному в своей слепоте отцу.

Только потом, когда приоткрылись глаза ослепшей души, когда человек увидел свою обнаженность и отвернулся от нее, он с ужасом воскликнул: "Господи! Верую, верую, помоги моей нищете". Теперь он просит не о сыне, а о себе, слепом и обнаженном. Лишь тогда снисходит Бог к человеку и свершает исцеление больного (Мф. 17,18).

Братия, эти суровые слова Христа обращены и к нам. Не правда ли? Насторожитесь! Проверьте себя: есть ли в вас настроение отца, вызвавшее гнев Господа?

Призывы Бога стучатся в душу нашу от самого нашего рождения. Призывы к вере, к спасению... И нас, и детей наших мучит дух зла, бросающий их и нас во все стихии земли (больной кидается "в огонь и в воду" (Мк. 9,22). Дух зла парализует слух души и делает ее неспособной являть добро и правду ("дух немой" - Мк. 9,17).

Когда мы загнаны в тупик и мечемся в поисках помощи, мы вспоминаем о Боге, властно хотим подойти к Нему.

Это обращение, братия, еще не есть вера. Это обращение нужды, некуда деться. И повторяются нами слова евангельского отца: "Ведь Ты же Бог, помоги нам!"

Это жалкое обращение рабской души, которая в своем ничтожестве еще посылает упрек Богу: "Что же Ты молчишь и не помогаешь? Я верую, оправдай мою веру, помоги!"

Братия, признайте, что сказанное есть жуткая правда каждого дня. И как жизненно звучит до сих пор негодование Бога: "О, род неверный и развращенный!.. доколе буду терпеть вас?" Пусть это справедливое негодование Бога коснется каждого уха. Усвойте, что эти жесткие слова обращены именно к вам. Вы только без лукавства подойдите к себе и взвесьте свою веру и свое обращение к Богу. Окажется ли оно выше неверия евангельского человека?

Вам известно, что вера есть прежде всего осуждение греха в себе, отрыв от греха и устремленность в стихию Бога. Из истории расслабленного вам известно, что лишь при наличии этих условий приходит Бог, освобождает от греха и ведет к царству возрождения.

Наконец, незабываемое чудо спасения апостола Петра наглядно показывает, что вы сами, в своих руках, держите ключ к спасению, и если вы не выполните сами указанных условий прихода Бога, то вера ваша - пуста и ничего вам не даст. Если вы не проявите своей устремленности к Богу, Бог не может спасти хотя бы и стоял рядом, как с апостолом Петром.

Взвесьте все - есть ли у вас все условия для прихода Бога?

Нет, нет, нет! О, род неверный и развращенный, запутавшийся в своих обманных путях!

Это надо осознать, братия! Надо осознать, чтобы увидеть свою обнаженность, свои лохмотья души и умолять о себе: "Господи! Спаси, укрой от моей нищеты, помоги, подними как расслабленного. Дай прозреть, как слепому! Поддержи, как Петра, дай руку! Зажги веру как огонь жизни. Помоги моему неверию..."

Господь милосерд. Как только отец осознал свое нищенство и ринулся в мир Бога, Бог тотчас откликнулся. Так будет и с нами. Только соблюдайте условия - осудить себя, оторваться от греха и броситься с постоянством в мир Бога так, чтобы вас не держали никакие цепи, вы бы поднялись и легко парили над стихией земли.

Конечно, мы бессильны. Но Господь милостив и сегодня указывает нам средства воспитания веры-силы.

Эти средства указаны во второй половине евангельского чтения - в беседе с учениками после чуда исцеления глухонемого. Когда по исцелении глухонемого ученики оказались наедине с Господом, они спросили Его, почему же они не могли исцелить больного: ведь наделил же Христос их силой исцеления? Господь отвечает, что они не могли исцелить по недостатку веры.

Изумительный ответ! Как ярко он вскрывает действие веры-силы. Этим ответом Господь подтверждает, что вера как сила есть уход в мир Бога, погружение в поток Божия действа. Тогда только может исполниться то, о чем Христос сказал ученикам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. 17,20).

Поскольку ученики в случае с глухонемым оставались скованными законами земли, то чуда не свершилось. Они не смогли уйти в мир Бога и вызвать действие Его законов. Так как нужно было не только уйти в Божий мир, но и убрать с пути силу зла, связавшую больного, то требовалось особое напряжение веры. Господь разъясняет: для получения этого состояния требовалось упражнение, содействующее вере. Это упражнение - подвиг молитвы и поста.

Вот какое назидание дает Христос! Вера-сила питается подвигом, подвигом молитвы и поста.

Братия, это для нас! Требование веры как бегства от себя и погружения в мир Бога кажется нам столь необычным, что мы не знаем, как к нему и приступить. Теперь на этом пути нам указана опора, опора для освобождения из плена зла. Это - подвиг молитвы и поста.

Почему так?

Подвиг нужен для бодрствования души, ибо к спящим человекам приходит враг (Мф. 13,25). Когда душа беспечна, она погружена во внешнее и свое внутреннее зло, и как она может тогда проявить осуждение зла и оторваться от него? Душа может сделать это при полном бодрствовании сознания, а последнее дается только подвигом.

Кроме того, как видно из описания чуда с апостолом Петром, дело спасения требует нашей личной активности. Из истории слепых мы знаем, что вера требует не единичного порыва, а постоянной устремленности в мир Бога. Постоянство устремленности приобретается только подвигом. Почему же из всех подвигов Господь указывает именно на подвиг молитвы и поста?

Вера есть перевод души в мир Бога, а что лучше всего этому способствует как не молитва, которая является беседой души с Богом, т.е. реализацией ее устремленности к Богу. Возьмем одно, но главнейшее, требование к молитве как к подвигу воспитания веры: молитва должна быть уходом от земли к Богу, включением души в надземную сферу, в простор Духа.

Какая высь, братия! Чего же стоит наша обычная молитва, цепляющаяся за острия земных страстей и земных предметов? О, если б нам избегнуть греха молитвы! Если бы не нанести себе большого осуждения и не приглушить в себе веру. Убойтесь такого состояния и сделайте молитву тем, чем она должна быть - уходом к Богу.

Братия, Господь открыл нам полноту веры и путь к ней - молитва. Теперь перед вами не только цель, но и намечен путь к ней.

Начните с обнажения своего нищенства. Растрясите лохмотья души, прикрывающие ее наготу. Тогда молите о вере, как умолял о ней евангельский человек: "Господи! Укрой меня от моей нищеты; она, как невыносимое бремя, давит меня. Помоги, влей в меня веру, как огонь, истребляющий зло. Веру, как силу, открывающую Небо. Дай молитву как крылья, поднимающие туда...

Господи, дай мне прозреть, как слепым! Дарами благодати и милосердия восставь от расслабления, как ты поднял расслабленного. Могучей Рукой Своей удержи меня от новых погружений в бездну, как ты удержал апостола Петра.

И да не услышу я, Спаситель мой, слова негодования: "О, род неверный и развращенный!.. доколе буду терпеть вас?" Пусть мне зазвучит голос любви Твоей: "Маловерный! Зачем сомневаешься и колеблешься? Вера - все спасение твое". Аминь.

http://www.pravoslavie.by/page_book/slovo-v-10-ju-nedelju-po-pjatidesjatnice

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

митр филарет вознесенский.pngМитрополит Филарет (Вознесенский)

За сегодняшней Божественной литургией мы с вами слышали повествование о том, как Христу Спасителю один отец привел своего сына, который болел тяжким недугом беснования. Причем, отец сначала привел его к апостолам, но апостолы, которые многих таких больных исцеляли до этого, однако, этого исцелить не могли, изгнать злого духа не могли из него.

Когда отец привел своего сына и обратился к Господу, чтобы Он исцелил и сказал, что ученики не могли этого сделать, то именно евангелист Матфей сохранил нам гневное и скорбное восклицание Спасителя, подобно которому в другом месте Евангелия мы не находим: “О род, неверный и развращенный! Доколе Я буду с вами? Доколе Я буду терпеть вас?!”

Из этого мы видим, как тяжко было Ему среди людей! Он Своим Божественным всеведением видел каждого насквозь, и видел насколько неверен и развращен народ, который Его окружал. А мне думается, что вряд ли что-либо другое мог бы Господь сказать, если бы теперь Он о нас говорил!. Действительно, теперешнее человечество — “род неверный и развращенный”!

Неверный, потому что мы постоянно тратим, теряем свою веру, ищем каких-то других источников вероученья, вместо того, чтобы смиренно поучаться в Православной Церкви, у которой одной только, действительная, истина Божественная. Ереси ее изменяют.

А что род развращенный, то об этом много, вероятно, не нужно и говорить, потому что вы сами видите, что делается в мире сейчас! Когда отвратительный, противоестественный разврат проповедуется, как нечто совершенно законное, и одобряется, и призывают других последовать ему. За это грязное дело раньше бывало в тюрьму сажали, а теперь это возглашается, как нечто чуть не похвальное.

Да и прочие, подобного рода дела! Сколько сейчас грязи в человечестве, в нашей жизни, столько никогда раньше не бывало! Действительно, как предсказывали святые отцы, наступило время ужасное, когда человеку трудно прокладывать свою христианскую дорожку в жизни, ибо вокруг все грязь, бесстыдство, злоба и ложь.

Будем помнить, как грозно Господь сказал Своим современникам. Но то были иудеи, а теперешние люди — христиане. Христиане и стали теперь “родом неверным и развращенным!” Береги свою душу, человек! Береги себя, всякая душа христианская! Трудно уберечься от грязи, когда человек в грязное место попадает, то попробуй уберегись!.

Все равно, грязь на него попадет, запачкает. Поэтому, как можно, строже должен держаться христианин и никоим образом не приближаться туда, где эта грязь существует, торжествует. Помни это, душа христианская! Господь со Своей благодатью всегда близок нам. Апостол говорил: “идеже умножится грех, тамо преизобиловала благодать”.

Это значит, чем больше греха становится, тем больше благодати Господь посылает своему рабу на помощь, зная, как трудно ему идти праведным путем, среди неправедных путей других сынов человеческих.

Будем же этот евангельский урок помнить, возлюбленные, и беречь себя в это время, исполненное, как сказано, грязи и злобы, потому что род этот неверный и развращенный, и если человек сольется с ним, то погубит свою душу навеки. Аминь.

http://www.brooklyn-church.org/propoved-v-nedelyu-10-yu-po-pyatidesyatnice.html

свящ михаил холмецкий.pngПроповедь священника Михаила Холмецкого в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Сегодняшнее Евангельское чтение не является простым. Всякое Слово Спасителя не просто, ибо исполнено Его премудростью и силой. Но бывает так, что по прочтении одного слова мы испытываем радость, вдохновение, подъём, а по прочтении другого эпизода Евангелия нас посещает задумчивость, неспокойствие.
О чём сегодняшнее чтение? О человеке, его больном сыне, о слабости воли, о надежде, о вере.

У человека тяжело болен единственный сын. Этот человек слышал о Христе и Его чудотворениях. И он, испробовав всё, что может предложить мир, приводит сына ко Христу. Не потому приводит, что верит во Христа, но по безысходности — он все испытал, идти больше некуда… Иисус — последнее, что с малой долей вероятности может помочь. Как говорится: надо попробовать — а вдруг!

На тот момент Христа не оказалось с учениками, Он пребывал на горе Фавор — горе Преображения. И отец показывает сына Его ученикам: вот вы учите чему-то новому и исцеляете, попробуйте исцелить и много сына. Они пытаются, но у них не получается — мальчик не получает исцеления.

Мы — слабые люди, наше стояние в вере непрочно. И как же знаком многим из нас этот ход мысли! — я сделаю всё необходимое, а вот ещё и попрошу Бога о помощи. Если поменять порядок — сначала мольба ко Господу, упование на Него, способность вверить себя в Его смотрение, — и лишь потом принятие всего, что даёт мир, по воле Свыше — это будет правильный порядок вещей. Но не так поступает человек.

Когда к собравшейся около учеников толпе народа подходит Христос, отец падает перед Ним на колени, умоляя исцелить сына. И как же он обращается к Спасителю?: «Если что можешь… помоги нам» (Мк. 9,22). Кто глубоко верит, тот не скажет словами подобного бессилия: «Если что можешь, помоги». Господь справедливо вознегодовал — пришел человек, загнанный жизнью в тупик, в угол, знающий, что перед ним — Небо, что он призывает силу Бога, что путь к Богу — беспредельная вера — и бормочет: вот, я привёл сына к Твоим ученикам, и они не помогли. Если Ты что можешь, — помоги… И Христос с горечью обличает весь род человеческий: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17,17). О, род неверный! Вот Я с вами, а вы бесчувственны. Вы по-прежнему копошитесь в земле; в ней ищете утешения для себя. Вы как завороженные, живёте своими земными обманами. О, род развращенный!» — вот какие жестокие слова были обращены к косному в своей слепоте отцу.

Только потом, когда приоткрылись глаза ослепшей души, когда человек увидел свою обнаженность и отвернулся от нее, он с ужасом воскликнул: «Господи! Верую, верую, помоги моей нищете». Теперь он просит не о сыне, а о себе!, слепом и обнаженном. Он и шагу не успел сделать ко Господу, он лишь увидел себя подлинного, осознал свою нищету, поднял глаза к небу, и чудо не замедлило случиться — Бог снисходит к человеку и исцеляет больного.

Когда мы загнаны в тупик и мечемся в поисках помощи, мы вспоминаем о Боге, властно хотим подойти к Нему. Наша мысль — дай мне!
Это обращение, дорогие братья и сёстры, еще не есть вера. Это обращение нужды, когда нам некуда больше податься. И мы повторяем слова евангельского отца: «Ведь Ты же Бог, помоги нам!»
Всё это — о нас. Увы, это так. Многие узнают себя в этом эпизоде. Нам мало знаком порыв, бросок вперёд, к Богу, в бесконечное доверие Ему.

В чтении прошлого воскресения мы видели чудо хождения по водам Христа и апостола Петра. Мы снова поражались тому, как малейшее колебание веры, допущение сомнения в душу способны, так сказать, остановить действие Благодати на нас. Пётр снова увидел бурю, волны, осознал, что под ним бездонная глубина озера, испугался и этим отогнал от себя уже действующую в силе помощь Божию. Об том же и сегодняшнее чтение. Как же часто мы сами мешаем Творцу творить в нас! Мы сами являемся главным препятствием для Его действия, участия в нашей жизни!

Отец, осознав свою нищету, вдруг оказался в начале пути в мир Бога. Он, собственно, ещё даже не встал на этот путь, не утвердился на нём, он лишь обнаружил своё истинное состояние и всю необходимость пути, указанном ему Господом…

И всё-таки, это ещё не всё. На этом пути должно утверждаться, укреплять своё сознание. От нас требуется подвиг стояния на этом месте.
Слово «аскеза» в переводе с греческого языка означает — упражнение, упражнение атлетов, тренировка тела. В этом смысле оно и вошло в язык нашего, уже духовного, опыта. Именно это оно и означает. Мы должны приложить к действию Божьему и наш свой собственный труд. Узнать себя, осознать истинное положение дел — без паники, без экзальтации, без излишней эмоциональности. И, не отчаиваясь(!), начать двигаться от своей самости в мир духовный, в мир, которого чает всякая душа человеческая. Именно поэтому и было нам сегодня сказано: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 17:21).

И последнее, братья и сёстры. Пост — его смысл и цель — это преодоление «тяжести земного притяжения», хотя бы на время, хотя бы не полностью, не окончательно. Какое-то высвобождение от цепей, грузов, притягивающих нас к земле посредством нашей плоти, наших эмоций, наших привычек, не дающих нам воздеть руце горе.
А вот, молитва — это уже полёт. Главнейшее требование к молитве как к подвигу воспитания веры: молитва должна быть уходом от земли к Богу, включением души в надземную сферу, в простор Духа.
Какая же это высота! Какой порыв! И чего же стоит наша обычная молитва, цепляющаяся за земные страсти и земные предметы?! Как сказал один из писателей — о, если б нам избегнуть греха молитвы!, если бы не нанести себе большого осуждения и не приглушить в себе веру!

Убоимся же такого состояния, сделаем молитву тем, чем она должна быть — уходом к Богу.
Начнём же с осознания своей недостаточности, призовём же Бога в надежде. Да не услышим по отношению к себе: «О, род неверный и развращенный!» (Матф. 17:17). Услышим же ободряющее: «Маловерный, зачем сомневаешься и колеблешься? Крепись! Вера — все спасение твое!»
Аминь.

http://www.pokrow.de/2014/08/19/propoved-svyashhennika-mixaila-xolmeckogo-v-nedelyu-10-yu-po-pyatidesyatnice-417-avgusta-2014/








Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс