Материалы


Проповеди в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

митрополит ростовский Меркурий.pngМитрополит ростовский Меркурий

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сердечно приветствую вас, владыка Назарий, владыка Зиновий, всечестные отцы, братья и сестры, с воскресным днем. Сегодня за Божественной литургией мы слышали отрывок Евангельского чтения, в котором святой апостол передает некий срез человеческой жизни. Он очень похож на ту действительность, в которой мы с вами живем. Точно так же, как в древней Палестине, Слово Божие слышится во всех храмах. Тогда оно звучало из уст Спасителя, ныне – со страниц Священного Писания. Сегодня есть люди, которые ищут Христа, стремятся услышать Его Слово, пытаются найти истину в своей жизни, подобно тому, как искали люди, окружавшие Спасителя. А есть такие, которые хотят узнать, возвещает ли Слово Божие Истину, подобно некоему законнику, который подошел к Господу и искушал Его. Есть также люди, которые пытаются примерить в своей жизни, где должен находиться Господь - в центре или на периферии? - точно так же, как фарисеи, которые подошли беседовать с Господом. Блюстителям закона, тем, кто хочет знать о жизни вечной, о главных заповедях, о том ключе, который открывает нам Царство Божие, Господь говорит: «Возлюби Господа твоего всем сердцем и всею душой и всем помышлением твоим и ближнего твоего как самого себя». Любовь включает в себя исполнение всякого закона. Но святой апостол говорит, что любовь выше закона, закон подвластен любви, ибо если уходит из мира любовь – закон не сможет удержать этот мир от гибели. Но для Господа не самым важным является этот ответ, хотя Он говорит о совершенной любви к Богу и человеку. Нам сложно это понять, потому что мы самих себя не научились любить. Потому Господь в ответ фарисеям говорит о другом, подводя к осмыслению этой заповеди: «А кто для вас Христос?». Народу иудейскому, который хорошо знал Священное Писание, было известно, что Христос произойдет от семени Давидова, что Христос – потомок царя Давида. Господь, пытаясь подтолкнуть фарисеев к новому восприятию Божественной Истины, говорит: «А почему Давид называет Его Господом. Если Он его сын, то как отец сына может называть Господом?». Этот вопрос поверг в недоумение фарисеев, они не могли на него ответить, потому что Бога невозможно понять только своим умом, бытие Божие невозможно описать научно. Бог познается только нашим сердцем и опытом духовной жизни. Этот вопрос сегодня обращен к нам: Кто для нас Христос? Сын Божий по благодати, пришедший в мир в образе человека, или историческая личность, мифический персонаж, или тот, кто учит нас закону? Каким образом мы пытаемся принять Бога в нашу жизнь? Вопросом, обращенным к фарисеям, Господь каждому из нас, кто не знает счастья искренней живой веры, молитвы, говорит о том, что одним умом Бога постичь невозможно. Это особенно важно в наши дни, когда никто не запрещает говорить о Христе, но о каком Христе мы говорим? Историческом? Мифическом? Книжном? Или Христе реальном, Который живет в нашей жизни? Если Христос в нашей жизни не тот, о Котором учит нас Святая Мать наша Церковь, – это не тот Христос, Который, взяв нас за руку, проведет через врата Вечности и приведет в Царство Свое. Это тот Христос, Который останется только на страницах книг, Который не потревожит наше сердце и от Его присутствия не содрогнется наша душа. Это тот Христос, о Котором можно много говорить и ничего не делать, не менять в своей жизни. Если мы обретаем Христа, живущего и действующего в нашей жизни, то для нас открываются по новому и заповеди любви, мы начинаем по- новому осмыслять отношения к самим себе, заставляя себя трудиться над тем, чтобы очистить нашу жизнь от всего греховного. Через это мы открываем своего ближнего, а через него мы открываем и любовь Божию к нам, и нашу любовь к Богу. Краеугольный вопрос нашей жизни – это жизнь со Христом или без Него? Ответ на этот вопрос – не на страницах книг, а в образе нашей жизни в Церкви Божией среди собрания народа Божьего, единоверного, едиными устами молящегося и от единой Чаши питающегося жизнью вечной».

http://rostoveparhia.ru/arkhipastyr/propovedi/3777/


Слово в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, о любви к Богу и ближнему

митр владимир иким.pngМитрополит Ташкентский и Среднеазиатский

Владимир (Иким)

Бог есть любовь.

1 Ин. 4, 8

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

На горе Синай даровал Бог пророку Моисею каменные скрижали, на которых были высечены Десять заповедей – Закон Божий, по которому должен был жить каждый благочестивый человек. Однако народ Израилев, призванный к служению Единому Господу, не устоял в истине. Слепые вожди народа – фарисеи подменили живую веру мертвым законничеством, погребли животворящий дух Завета под грудой неудобоисполнимых обрядов, обычаев и правил. Мнившие себя праведниками, эти гордые лицемеры на самом деле попрали заповеди Божии. Им было сказано: не сотвори кумира и не укради, а они любили предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях (Мф. 23, 6–7), творили кумиров из самих себя и обкрадывали Самого Бога, присваивая принадлежащую только Ему честь. Им было сказано не убий, а они духовно убивали ближних презрением и осуждением, равнодушием и жестокостью. Внешне они были благообразны, но в душах их, подобно скопищу змей, клубились ядовитые страсти и похоти.

«Сатана оставил иудеев служителями истинного Бога по наружности. Он увлек их к усиленному неправильному уважению обрядовых постановлений и старческих преданий, в то же время выкрал уважение к заповедям Божиим; он увлек их в подробнейшее и утонченнейшее изучение Закона Божия по букве и в то же время выкрал у них изучение Закона Божия жизнью; знание Закона Божия по букве он употребил в средство вовлечения их в ужаснейшую гордость, самомнение, при которых они, именуя себя и представляясь другим чадами Божиими, на самом деле были врагами Бога и чадами диавола», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

Чтобы вырвать из рук этих «хищных волков» святыню Завета, вновь оживотворить веру и сделать ее совершенной, пришел в мир Господь наш Иисус Христос.

Когда фарисеи обступили Спасителя и стали допытываться, какую заповедь в Законе Божием считает Он наибольшей, Сын Божий отвечал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37–40).

Любовь! Какое простое и сладостное чувство, и как трудно научиться ему. Гораздо легче совершать обрезание младенцев, приносить в жертву тельцов и вызубрить Пятикнижие Моисеево. Гораздо проще изнурять плоть, бить поклоны, шевелить языком, повторяя слова молитв, не проникаясь их священным смыслом. Гораздо удобнее тщеславно «спасать» других, на глазах у всех усердствовать в проповеди и благотворительности, чем в тишине и уединении просвещать собственную душу. Православие, понятое не поверхностно, а в духе и истине, потому и является сложнейшей из мировых религий, что в нем все: и пост, и обряд, и добрые дела – лишь средства к достижению внутреннего совершенства, совершенства в любви.

Как полюбить Бога? Прежде всего надо научиться быть благодарным. Благодарить за то, что Творец даровал тебе эту жизнь с каждым ее дыханием, за то, что ты вызван Создателем из небытия и обрел возможность чувствовать, мыслить и понимать. Благодарить за тихие и чистые радости, которые Господь посылает каждому человеку. Благодарить за красоту и величие этого мира, который Вседержитель создал ради тебя, благодарить за долготерпение, с которым Правосудный Бог, несмотря на совершаемое тобой зло, длит твои земные дни, ожидая покаяния и исправления твоего. Благодарить и за скорби и страдания, понимая, что Небесный Отец попускает их для пользы твоей души, очищения ее от скверны греха. Наконец, благодарить за вечную блаженную жизнь в Царстве добра и света, уготованную тебе Всемилостивым Господом, если ты научишься благодарить и любить его.

И помысли, какой ценою оплатил Вселюбящий Отец Небесный этот последний и величайший дар тебе? Позорной и мучительной смертью Единородного Сына Своего, Который умер на Кресте, чтобы ты мог брести блаженное бессмертие. Как забыть это? Как не возблагодарить за такую Жертву, за неизъяснимое это благодеяние?

Любовь познали мы в том, что Сын Божий положил за нас душу Свою (1 Ин. 3, 16), –жизнью Своей пожертвовал Сын Человеческий, чтобы избавить нас от вечной смерти.

Кто-то отдал свою кровь, чтобы врачи могли перелить ее тебе на операционном столе и тем спасти. Кто-то вынес тебя из пламени пожара, а потом сам умер от ожогов. Жестокое сердце нужно иметь, чтобы не испытывать благодарности к таким людям.

Но ведь излитая за нас Кровь Распятого Господа и ныне питает нас во Святых Дарах, чтобы души наши не погибли. За нас, за каждого из нас умирал и умирает под палящим солнцем в страшных муках Иисус Христос, чтобы мы не стали добычей адского пламени. И не для земного бытия, которое все равно рано или поздно оборвется, спасает нас Сын Божий, а для блаженного бессмертия. Как не благодарить Того, кто принес такую Жертву в дар?

Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10). Небесный Отец хочет от нас, заблудших детей Своих, ответной любви. Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои (Притч. 23, 26), – говорит Господь.

Сердце любящего воспламенено любовью: душа стремится к встрече с любимым, все помыслы его – о возлюбленном. И мы призваны возлюбить Бога всем сердцем... всею душею... всем разумением (Мф. 22, 37).

Любовь неколебимо хранит верность, стойко переносит испытания. И мы должны любить Бога всею крепостью (Лк. 10, 27), всей волей нашей.

Любящий никогда не оскорбит любимого. Нельзя любить Бога и коснеть в грехе, ибо грех есть оскорбление Божества и отлучение от Него.

Любовь, переполняя сердце, изливается в прекрасных словах и поступках. «Самое высокое внутреннее требует внешнего как выражения и как облачения своего. На деле оно и не бывает никогда одно, а всегда в союзе с внешним; только в ложных теориях отделяют их», – говорит святитель Феофан Затворник. Красота и величие православных богослужений, священная поэзия молитв, дела и подвиги благочестия – выражение нашей любви к Богу.

Возлюбить Бога – это значит породниться с Ним, уподобиться Ему. Всесовершенный Господь чужд всякой нечистоты и несовершенства – и мы должны очиститься и украситься добродетелями. Бог Всеблаг – и мы должны сделаться милостивыми и милосердными. Отец Небесный возлюбил всех людей без изъятия – и мы должны любить ближних своих, как самих себя.

Без любви к ближним становится невозможной любовь к Богу. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Господь сотворил человека по образу Своему, по подобию Своему (Быт. 1, 26). И в каждом человеке, с которым сводит нас земная жизнь, под видимыми его недостатками, несовершенствами, даже смертными грехами сокрыт святой образ Божий, живая икона, требующая уважения, поклонения и любви.

Христос Спаситель распялся как за тебя, так и за ближнего твоего. Как же ты смеешь не с братской любовью, а с ненавистью и презрением относиться к тому, кого так жертвенно возлюбил Господь?

Нет, не возвышаться над ближними и не судить их призваны мы, а кротко и смиренно служить своим братья и сестрам. Умение прощать и терпеть, сострадать и благотворить – вот наука наук, обучившись которой, мы ощутим в себе всю сладость Божественной любви. Порой любая мелочь, всякий неловкий поступок ближнего вызывают в нас мучительные чувства раздражения и гнева. А в сердце любящего царит мир, постоянная тихая радость. Блаженный Диадох говорит: «Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится случай, даже какой-то незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое-либо огорчение, в душе Боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению, с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, ибо тогда сладостию Божией совершенно поглощается горечь разлада».

Могут спросить: а если кто-то рядом с нами неустанно творит зло, совершает дела, оскорбляющие землю и Небо, неужели и такого любить? «Люби грешников, но ненавидь дела их», – отвечает на это преподобный Исаак Сирин.

Без живой любви к ближним, к тем, кто постоянно рядом с тобой, становится ложью «любовь ко всему человечеству», о которой так часто говорят создатели разных социальных и философских теорий. Высокоталантливый писатель Лев Толстой к концу жизни впал в прелесть гордыни, возомнил себя «спасителем человечества», начал хулить Церковь и на свой лад толковать Евангелие. Страшно читать его дневники того времени: писатель постоянно твердит о любви и одновременно пышет ненавистью к самым близким людям, к жене и детям своим. Ну а большевики, которые тоже провозглашали «светлое будущее всего человечества»? Оргией отцеубийств и братоубийств, доносами детей на родителей, жен на мужей, мужей на жен, всеобщим кошмаром обернулось это «светлое будущее».

Без любви к Богу и ближним становится ущербной и любовь к земному отечеству. «Неправославный не может быть русским», – говорит писатель-христианин Федор Достоевский. Поистине, как можно любить свой народ и оставаться чуждым тому, что составляет самую сущность народной души?

Любовь – величайшее из чувств, даруемых нам Всемилостивым Господом. Однако в этом мире под словом «любовь» нередко подразумевают привязанности, не только не возвышающие человека, но и растлевающие его душу.

Преподобный Максим Исповедник говорит: «Человеки похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога, как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и не добродетельный; или по естеству, как родители любят детей и наоборот; или по тщеславию, как хвалимый хвалящего; или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию. Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны».

Чаще всего за любовь принимается просто чувственное влечение мужчины и женщины. Под покровом такой «любви», восхваляемой во множестве эстрадных песен и стихов, романов и фильмов, таятся порой страсти и похоти, толкающие людей на блуд и прелюбодеяние. Любовь долготерпит, милосердствует... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8), – говорит Апостол. Таковы ли плоды «свободной любви», к которой ныне призывают со всех сторон? Сколько слез и страданий, самоубийств, разрушенных семейств, поруганных домашних очагов! Дети, лишенные отцовских забот, переполненные детские дома, превращение множества женщин в жестоких детоубийц, умерщвляющих живые души в собственных утробах! И это любовь?!

Любовь между мужчиной и женщиной может стать божественно прекрасной только в Таинстве Брака. Никакая обычная дружба не сравнится с той полнотой единения, с той таинственной общностью, которая может быть достигнута между христианскими супругами. Не хорошо быть человеку одному (Быт. 2, 18), – сказал Творец, даруя жену Адаму. Создавая поле чувственного притяжения между мужчиной и женщиной, Господь стремился таким образом приблизить их друг к другу.

Истинно христианский брачный союз, телесный и духовный, становится школой совершенной любви. Здесь человек научается заботиться о ближнем, как о самом себе, «носить его тяготы», прощать его недостатки, принимать его в сердце со всеми несовершенствами. Тогда и труд для ближнего становится счастьем – по слову блаженного Августина, «труды для любящих нетягостны: они их увеселяют, как птицеловов, звероловов, рыбарей. Любя что-нибудь, мы или не чувствуем труда, или и самый труд любим». Так, постепенно восходя по ступеням взаимного терпения и милосердия, общих забот и радостей, христианские супруги поднимаются от единства плоти к блаженному единению душ.

Подобное невозможно ни в мимолетных связях, ни в «гражданских браках», при самом заключении которых предполагается возможность разрыва. Такие союзы лишены высшего смысла, представляют собой попрание Божественных установлений.

Как все высокое, путь истинно христианского брака кремнист и труден, на нем встречается множество испытаний и искушений. Недаром святой Апостол Павел предупреждает о скорбях по плоти, ожидающих брачующихся, а Церковь при совершении Таинства молит о предстательстве за них святых мучеников.

Попытка обрести гармонию в браке терпит крах тогда, когда человек, сам обремененный непривлекательными чертами, хочет сразу обрести в спутнике жизни «прекрасного принца» или «принцессу». Но когда проходит ослепление влюбленностью и открывается глубина обоюдного несовершенства, такие люди не могут преодолеть разочарования и найти в себе силы деятельной любви. Такие супруги быстро остывают друг к другу, отсюда столь распространенное и столь бедственное одиночество вдвоем. Нет, не сразу, а медленно и постепенно крепнет и расцветает брачный союз. Ведь Сам Господь усовершает человеческую душу не мгновенно, но всем земным бытием ее, промыслительными действиями воспитывая человека и делая его достойным Себя. Так и супружеская жизнь, прежде чем принести добрый плод, требует от супругов кропотливого возделывания собственной души и души того единственного существа, с которым соединил тебя Бог. И увенчивается этот труд успехом лишь с помощью Господней и в совместном служении Ему, ибо духовный союз невозможен без Источника благой духовности.

Честной брак – это особый род христианского подвига, и достойно совершившим его супругам уготованы небесные венцы. Они шествуют рука об руку в Горнее Царство, как ветхозаветные праведники Авраам и Сарра, святые праведные Богоотцы, родители Девы Марии Иоаким и Анна, русская княжеская чета блаженные Петр и Феврония Муромские, отец и мать всероссийского игумена Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария.

Человек, не проникшийся любовью к ближним, отгородившийся от них стеной равнодушия, становится чуждым Богу Вселюбящему. Преподобный Антоний Великий, будучи спрошен: «...если кто скажет: я ничего не буду брать у братий, и сам ничего не буду им давать, – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» – ответствовал: «Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей».

Как без любви к ближним невозможна любовь к Богу, так без любви к Господу добрые отношения между людьми неминуемо предстают в кривом зеркале низменных побуждений: тщеславия или корысти, лицемерия или угодничества.

Мы видим, как в лишенном веры обществе предается поруганию даже естественная любовь. Сердца молодых родителей черствеют к детям, которые «мешают им наслаждаться жизнью». Взрослые дети подчас смотрят на родителей как на «дойных коров», источник дополнительных денежных средств, и как на бесплатных нянек. Известно множество случаев просто вопиющего отношения таких детей к престарелым отцу и матери. Так в мире, утратившем святыню веры, постепенно вообще не остается ничего святого.

Преподобный авва Дорофей говорит, что, как точки внутри круга сближаются между собой по мере приближения к его центру, так и люди становятся ближе друг другу при приближении к Средоточию мироздания – Господу Вседержителю.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Любовь к Богу и любовь к ближним – это священное двуединство, подобное единению Божественной и человеческой сущности Христа Спасителя. По слову Господню, на этих двух величайших заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40). Без исполнения этих заповедей напрасны наши добрые дела, тщетна наша вера, бессильна наша надежда, по слову апостольскому: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1–3).

Устремимся же всем сердцем, всей душою, всем помышлением, всей крепостию к стяжанию этой высочайшей из добродетелей, Божественной любви, соделывающей людей воистину детьми Господа Всевышнего и наследниками Царства Небесного. Аминь.

http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Vladika/Books/Propov/Pent15.htm


О следовании за Христом

СЛОВО в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

прот геннадий нефедов.pngВо имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37).
Сегодня Господь Иисус Христос обращается к каждому из нас с вопросом: кто хочет идти за Ним? И дает на него ответ: тот, кто берет крест свой и идет вслед Ему. Каждому из нас Господь открывает путь – путь, который приводит к кресту, путь, на котором мы встречаемся с Господом, слышим Его голос и по которому идем следом за Ним. Каждому из нас открывается этот путь единения с Господом и Спасителем нашим.
Иисус Христос пришел в мир, чтобы исполнить волю Небесного Отца. Он открывает нам то, что Отец возвестил Ему открыть верующим в Него людям. Нам с вами, чтобы идти вслед за Христом, надо понять, что путь следования за Ним – это путь личного опыта каждого человека. Каждый человек должен открыть свое сердце Богу, чтобы понять, какой путь и какое дело доверяет нам Господь, чтобы, взяв крест свой, следовать за Ним.
Господь строит дом для спасения уверовавших в Него людей, и в этот дом каждый человек призывается войти как сотаинник Христов и как Его соработник, которому открывается тайна домостроительства спасения. И каждый человек возводит здание своего спасения, создавая условия, при которых он может жить в единстве с Богом, соблюдая Им установленный порядок жизни. Строящий это здание человек должен быть озабочен тем, чтобы этот порядок, законы христианской жизни вошли в его душу, отражались в его поступках, мыслях и желаниях, чтобы весь строй и дух его жизни стал воистину христианским.
Каждый человек, который хочет взять крест свой и следовать за Христом, призывается все время следить за тем, какой дух управляет его жизнью. Христос говорит: По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). В этом основа христианской жизни. Поэтому, когда мы выполняем какие-то жизненные задачи, мы должны постоянно проверять, каков истинный дух нашей жизни, действительно ли мы хотим явить своей жизнью и поступками, что мы ученики Христовы. Чаще всего мы об этом забываем и живем своим духом, своими намерениями, своими интересами и работаем только на самих себя.
Крестоношение должно определять дух жизни человека, генеральную линию его поведения, мыслей, стремлений. При этом главное – помнить о Боге, помнить о том, ради чего Господь пришел в этот мир, что Он сделал для того, чтобы мы вошли в Его Царство и спаслись.
Как говорят богомудрые отцы, каждый из нас берет свой крест, если пробуждает в себе добрые чувства и намерения. Вступление на путь следования за Христом начинается с момента взятия креста на себя. Это означает, что человек начинает осознавать, что все его житейские тяготы и невзгоды и есть крест, который несет каждый из нас, и этот крест – дело Божие. Каждый из нас должен ощущать в своей душе трепет и благоговение, принимая любое порученное ему дело как от руки Божией. Благоговейный и трепетный в своей душе человек чувствует свое недостоинство перед Богом, понимает, что порученное ему дело для него слишком высоко, слишком ответственно. Тогда человек, понимая свою немощь, исповедует свое недостоинство и тем самым открывает в себе другое достоинство, то достоинство, которое он получает от Бога, давшего ему право взять крест и следовать за Ним.
По замечанию апостола Павла, мы даже Отца Небесного не можем назвать своим Отцом, если Дух Святой не поможет нам в этом. Чтобы взять свой крест, человек должен осознать то огромное доверие, которое Бог оказывает нам, хотя мы и недостойны. Но сила Божия, по свидетельству Писания, совершается в немощи. И вот когда мы понимаем свое недостоинство, в нас открывается жажда святого, возвышенного дела, появляется желание услышать священные слова, пропеть священные тексты, в нашей душе рождается стремление к молитве. Это значит, что человек готов следовать за Христом, готов пойти туда, куда Господь его поведет, и воспринять слова, которые Господь ему откроет. Вспомним пример апостола Павла, который был восхищен до третьего неба и слышал там особые, неизреченные глаголы, которые перевести на язык человеческой речи невозможно.
Точно так же и каждый из нас, желая взять крест свой, должен приобрести определенный навык видеть в своей душе те признаки, по которым можно определить, что мы готовы к несению своего креста. Это сердечный трепет, благоговение, осознание своего недостоинства и жажда священного. Таковы признаки пробуждения в нас способности внимать словам Божиим, и не только внимать, но и стремиться воплотить их в своей жизни. Тогда человек берет крест, следует за Христом и наследует Жизнь Вечную.
Будем просить Господа, чтобы Он дал нам дар созерцания сердечного, чтобы мы могли увидеть пробуждение в себе этих священных чувств. Только испытав их, мы по-настоящему «возлюбим Господа Бога всем сердцем своим, и всею душою своею, и всем разумением своим» и с радостью последуем за Господом. Да поможет нам Господь идти вслед за Ним, взяв крест свой и воздавая Ему славу и честь вовеки. Аминь.

Протоиерей Геннадий Нефедов,
благочинный церквей
Покровского округа Москвы

http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/07/09-07/07.htm





Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс