Материалы


Проповеди в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Призвание апостолов на проповедь

5.pngСвятейший Патриарх Кирилл

По возвращении в Галилею Спаситель избирает двенадцать учеников, составивших ближайший круг Его последователей. Очень трудно по одному отдельно взятому евангельскому тексту, будь то повествование от Матфея, от Марка, от Луки или от Иоанна, составить исчерпывающе точную хронологию событий того далекого времени. Так, например, Евангелие от Матфея оставляет впечатление, что избрание двенадцати апостолов и Нагорная проповедь Спасителя происходили почти в самом начале общественного служения Иисуса Христа. На самом деле это не совсем так. Достаточно вспомнить, что Господь начинает Свое служение на берегах Иордана и, идя в Галилею, вначале призывает к служению только первых четверых Своих учеников: Андрея, его брата Петра и двух братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна, встреченных близ реки, — а также, на другой день, Филиппа и затем Нафанаила (Варфоломея). Избрание же остальных учеников происходит, видимо, по возвращении в Галилею после вторичного посещения Иерусалима в дни праздника Пасхи.

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф. 10:2-4).

Наделив двенадцать ближайших учеников особыми благодатными дарами, Господь посылает их на проповедь, дабы учение Его распространялось как можно шире:

«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1).

Необходимо особо остановиться на словах напутствия, которые Господь обращает к своим апостолам. Спаситель ясно определяет основное содержание проповеди Евангелия и говорит об условиях, которые необходимо соблюсти, чтобы эта проповедь была принята людьми.

Какую же весть должны были нести ученики в мир? Прежде всего весть о том, что приблизилось Царствие Небесное. Царствие Небесное в сознании многих связывается непременно с концом мира и истории. Время от времени и у нас в стране, обычно по наущению заезжих миссионеров, распространяются слухи о скором конце света. Причем для большей убедительности распространители таких слухов порой даже называют точные даты всемирной катастрофы. Однако Евангелие свидетельствует, что проповедь о близком конце света не есть христианская проповедь, она не может иметь своим источником Христа, потому что Сам Господь утверждает, что о времени конца света и о часе том никто не знает, кроме одного Бога. Таким образом,проповедь Царствия Небесного, Царствия Божия не имеет никакого отношения к концу света.

Это есть проповедь о стяжании вечной жизни в Боге, о достижении такого духовно-нравственного состояния, которое в условиях земного бытия делает человека соучастником Царства Божия. Это соучастие не прерывается смертью человека, но переходит в вечность. Человек обретает Царствие Божие в своем сердце, когда осуществляет нравственные заповеди Евангелия. Жизнь в Боге есть соединение земного с небесным, временного — с вечным в условиях реальной земной жизни человека.

Направляя апостолов на проповедь Евангелия, Господь дает им силу, которой обладает Сам, чтобы они не только учили словом, но и утверждали это слово делами милосердия: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:8).

Получив эту великую благодать от Бога как дар, и только потому, что были избраны Им на служение, ученики должны были бескорыстно уделять людям из этой сокровищницы: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

Проповедь не могла навязываться силой или принуждением, не должна была отнимать у человека дар Божественной свободы. В Своем напутствии Господь также предупреждает:

«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10:11-15).

Это суровое предостережение Спасителя совсем не противоречит свободе выбора, которая так принципиально важна в деле самоопределения и ответственности человека за свою жизнь. Но, отвергая проповедь о Царствии Божием своей свободной волей, человек лишается возможности обладать полнотой жизни, теряет единый истинный путь и наказывает самого себя. Жизнь, построенная на иных началах, чем те, которые Бог предлагает человеку, сопровождается глубокой неудовлетворенностью, тягостной непреходящей тоской, которая сама по себе разрушительна и способна привести к отчаянию.

Апостолы несут людям не простое слово. Это свидетельство о Христе, а значит, живое откровение о Боге Отце. Господь так и говорит: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф. 10:40).

Однако такая проповедь неизменно приводит к столкновению с миром, неспособным вместить Слово Божие, отвечающим на него враждой. И как пронзительно звучат в Евангелии слова Спасителя: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас» (Мф. 10:16-17).

Кто же Он, Иисус Христос, Который посылает учеников с такой духовной властью и силой проповедовать Свое учение? В беседе с самарянкой Господь приоткрывает тайну Своей личности. Мы узнаем, что Он есть Мессия, Сын Божий, однако открыто, во всеуслышание, в слове к народу об этом не говорит. Даже Иоанн, крестивший Иисуса, посылает из заключения своих учеников выяснить:

«Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:3-6).

Период времени от второй Пасхи до третьей Пасхи занимает центральное место в земной жизни и свидетельстве Спасителя, отличаясь особым духовным напряжением и богатством событий. Именно в это время в Галилее Господь излагает главнейшие Свои поучения и более всего совершает чудес. Примерно в это же время Он произносит Нагорную проповедь, формулируя основные этические положения Своего учения.

Все Свои дивные дела Господь совершает для того, чтобы в первую очередь ученики, а через учеников и другие уверовали, что Он есть Спаситель, Мессия, Тот, Кого проповедовали пророки.

http://www.odinblago.ru/gomiletika/slovo_pastirya/prizvanie_apostolov/


Призвание апостолов (Евангелие от Луки 5.1-11)

Мень.pngСвященник Александр Мень

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вы слышали сегодня евангельский рассказ о том, как Господь повелел ученикам забросить сети, а они Ему ответили: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали». Он говорит им: «Забросьте, забросьте еще раз с правой стороны». И они послушались Его, и отойдя в лодке на глубину, забросили сети. И вдруг почувствовали, что сети натягиваются, лодка кренится и что они даже не в состоянии вытащить внезапно переполненные целым косяком рыб сети. Им пришлось крикнуть друзьям своим Иакову и Иоанну, которые были рядом на своей лодке, и те подплыли ближе и рыбу нагрузили на две лодки. И Петр, видя это чудо, сказал: «Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный и не могу тут быть рядом с Тобой». А Господь сказал ему: «Ты будешь ловить человеческие души». С этой истории начинается призвание апостола Петра, и одновременно здесь как бы образ наших с вами духовных христианских молитвенных усилий.

Много всякого труда совершает человек: он добывает себе пищу и кров, добывает себе знания. Конечно, человеку нужен труд и для поддержания жизни, и для раскрытия богатств его души — человеческих способностей. Но есть один труд из всех, который обладает для нас особой важностью: труд этот — духовная жизнь и молитва. Потому что, если мы трудимся для того, чтобы пропитать свое тело, тем более необходим труд для того, чтобы напитать свою душу.

Чтобы поддерживать жизнь тела, человек все берет из окружающей его природы: он вдыхает воздух, пьет воду, принимает пищу, испытывает на себе влияние солнечного тепла и холодного ветра. Духовная наша жизнь — это путь к Господу. К Нему мы хотим прийти и ждем, когда Он войдет в нашу жизнь. И оказывается, что это труд великий и немалый. Оказывается, мы можем вместе с апостолом сказать: «Наставник, мы трудились долго, но ничего не достигли».

Мы можем сказать: Господи, мы знаем заповеди Твои; всю жизнь, годы и годы, мы слышим их, и мы непрестанно продолжаем их нарушать. Мы знаем. Господи, что Ты есть источник жизни и хотим к Тебе приникнуть, Тебя найти, но вместо этого стоим, холодные и равнодушные, повторяя механически, губами молитвы, а умом уносясь далеко-далеко от Тебя. Мы знаем, что Ты ищешь нас, ждешь от нас в жизни добра, осуществления того, что Ты Сам назвал Царством Божиим внутри нас, чтобы мы были Твоими свидетелями, а вместо этого мы все равно остаемся детьми мира сего, живем только по человеческим рассуждениям, по законам мира сего, не способные принять закон Христов. И каждый раз, забрасывая свои сети, мы вытаскиваем их пустыми. И каждый раз мы приходим на исповедь и опять приносим все те же грехи, и опять как будто бы все наши усилия бесплодны, как будто бы нет возможности нам достигнуть цели.

Нам необходимо найти Тебя! Мы без этого жить не сможем. Как тело не может жить без пищи, так и дух наш не сможет жить без слова Божия, без благодати Господней, иначе он чахнет, умирает еще при жизни. Человек становится живым трупом, который ходит, двигается, ест, но уже ничего у него в душе нет. Что будет с таким человеком, когда его тело умрет, когда эта несчастная, искалеченная душа предстанет перед Господом, уйдет в иной мир?...

Поэтому мы знаем, что нам, здесь и теперь, в этой жизни необходимо себя духовно усовершенствовать. Но можем ли мы? В старину любили слово «самоусовершенствование», что означает: человек может сам себя усовершенствовать. Но это слово ложное, и мы все в этом убедились на собственном опыте. Нельзя себя усовершенствовать!

«Наставник, — повторяем мы слова апостола, — мы трудились, и это было все напрасно». И они тут же добавили: «Но по Твоему слову (то есть веря Твоему слову) мы все-таки еще раз забросим сети». Они Ему доверились. Отплыли на глубину, где они ничего не могли выловить, в который раз закинули сети и тут-то сети и натянулись.

И вот мы с вами также можем сказать: «Господи, у нас нет умения стать настоящими христианами, нет умения ни грех одолеть, ни жить по-Твоему. Мы мертвы и бессильны, но по слову Твоему еще раз и еще раз будем стараться, будем стремиться к тому, чтобы Ты все-таки нам помог выбраться из этого». И вот человек делает последнее усилие, человек может почти в отчаянии сказать: «Господи, я не могу ни молиться, ни творить добра, теперь Ты действуй за меня и во мне». И если действительно есть вера — ведь апостолы забросили сети, потому что они поверили слову Господню — тогда так может случиться и мы обязательно почувствуем, что в нас что-то происходит, и тот грех, который раньше манил, становится мерзким и отвратительным, и молитва, которая раньше у нас не шла, вдруг начинает подниматься сама собой из сердца, как бы рваться, и желание жить по-христиански окажется в нас сильнее, чем наши обыкновенные мирские оковы и узы. Мы вдруг почувствуем себя детьми Божиими, для которых невозможно отступить от Господа. И все это произойдет, потому что мы поверим слову Христову.

«Не бойся, — говорит Господь, — только веруй». «Это Я, — говорит Он, — не бойтесь». «Вера твоя спасла тебя», — говорит Он. Почему спасла? Что ж это за чудо такое — вера? Неужели это только то, что живет в человеке и его спасает? Нет. Вера спасает только потому, что она живого человека соединяет с Богом живым и дает возможность Божией благодати сделать нас чадами Христовыми.

Поэтому, дорогие мои, когда почувствуете свое бессилие, свою греховность, свою бесконечную душевную немощь, не отчаивайтесь, не думайте, что это конец, что мы погибли. Есть у нас Заступник и Спаситель Господь, который может самого тупого, самого злобного, самого ленивого, самого недостойного человека, если только в нем проснется хоть искра веры, исцелить и сделать своим, очистить святостью и подготовить к Царству Божию здесь и теперь. Аминь.

http://www.bible-center.ru/book/sermon/missionapostle

прот Михаил Браверман.png
Протоиерей Михаил Браверман

Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный зов. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих», Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами.

Но почему именно этих людей выбрал Господь для того, чтобы их трудами созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля?

Евангелие дает понять другое: это были самые обычные люди, но у них было одно общее свойство души: они всем сердцем искали Бога и всем сердцем ожидали Его Мессию - Христа. Не потому ли они и были избраны? Они искали Бога, и Бог ответил им; они ожидали Христа - и встретили Его. Как только Господь начал Свою Проповедь - после Крещения, поста и возвращения из пустыни, - за Ним сразу же пошли люди, чтобы слышать Его слово и видеть Его чудеса. В один из этих дней Господь и выбрал Себе первых учеников. Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и, отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки - Симон, будущий Петр. Он уже знаком с Иисусом - его приводил к Господу Андрей, брат Петра и тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи.

Закончив проповедь, Иисус обращается к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает сети в воды, которые только что были пусты. Ужас напал на рыбаков, когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И Симон, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8).

В этот момент Симону Петру приоткрылось, что Тот, кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем, Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки была вода, выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» - вот что значили на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.

Петр - человек импульсивный, слова эти - результат его потрясения. Господь же, зная, что причиной им охвативший Петра страх Божий и благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца. И Господь одобряет Петра. «Не бойся, - говорит Он, - отныне будешь ловить человеков» (Лук.5.10). Это - метафора. «Ты доставал из пучины рыб, а будешь спасать людей» - вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти слова Господа, апостол Лука употребил греческий глагол ζωγρέω - ловить живьем.

В Септуагинте (греческом тексте Ветхого Завета) он означает также спасение людей от смерти (см. Числ. 31. 18). И Петр, а с ним и его друзья - братья Иаков и Иоанн, вытащив лодки на берег, оставляют их и идут вслед за Господом.

Затем было три года, которые они провели с Иисусом. Их Учитель совершал чудеса, исцелял безнадежно больных, возвращал к жизни уже умерших, и самое главное - учил как «власть имеющий», и слова Его были словами вечной жизни. И Петр от лица всех учеников уже назвал Иисуса Христом, Сыном Живого Бога.

Но ученики, так же, как и большинство их современников, полагали, что Мессия приходит, чтобы восстановить былую славу Израильского Царства. И когда Господь открывает им, что Ему предстоит принять смерть, это слово еще не вмещается в их души. Когда же Христос был казнен и погребен, вся их вера, надежда, любовь - вся их жизнь казалась разбитой и потерявшей смысл. Так же, как и вера Авраама, вера апостолов прошла через катастрофические испытания.

И тогда история с лодками и чудесным уловом повторяется снова. Господь снова творит то же чудо, чтобы возродить учеников к вере. Эта новая история начинается со знака крушения всех надежд: ученики возвращаются к тому, что они оставили, когда пошли за Христом.

«Иду рыбу ловить», - говорит Петр. «Идем и мы с тобою», - соглашаются другие. И так же, как тогда перед призванием, они трудились всю ночь безрезультатно, и сети их были пусты.

Но вот проходит ночь и наступает утро. И с берега их окликает воскресший Господь. И Петр, когда-то просивший Иисуса выйти из его лодки, теперь сам бросается в воду и плывет к берегу, к Господу. Следом приплывает лодка с множеством пойманной рыбы - как и в тот раз, по слову Господа (см.: Ин. 21, 3-11).

И слова Господа о Петре, что он станет «ловцом человеков», начнут исполняться именно теперь, после Воскресения Христова. Проповедь апостола Петра привлечет ко Христу сердца миллионов людей - не только тех, что видели его и слышали его живое свидетельство, но и всех тех, кто на протяжении двух тысячелетий читает в Новом завете о Петре и его призвании.

http://old.aquaviva.tmweb.ru/archive/2007/10/256.html






Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс