Материалы


Проповеди в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Слово на Евангелие от Луки, гл. 6, стихи 31—36

святитель Лука.png

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Отвечайте любовью на зло

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31). Какие удивительно простые слова! Они так естественны, что когда человек впервые их слышит, ему становится даже неловко. Господи! Как же я сам не подумал раньше об этом! Все учение Христа чрезвычайно просто, как и все великое. Оно было обращено к людям с простодушными сердцами, его воспринимали бесхитростные галилейские рыбари, которые стали светочами всему миру.

Все Его учение как будто само собой понятно, и тем не менее, как далека наша жизнь от исполнения великих заповедей Христовых! Как редко мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами забываем о помощи ближним, когда благоденствуем. Почему так? Что нам мешает вести себя согласно заповедям? Наш эгоизм, ибо только себя мы любим, о себе заботимся, а людей окружающих часто обижаем и оскорбляем. Дальше Господь говорит: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:32-35).

Величайшее, чрезвычайно тяжелое требование предъявляет Господь — любить врагов. Разве это легко. Любить ненавидящих, врагов могут те, у кого сердце чистое, в ком живет Дух Святой, кто проникнут духом любви и смирения. Добром и любовью точно горячими углями они обжигали сердца своих недругов, и те, преклонив главу, из врагов становились друзьями.

Господь требует, чтобы мы не ожидали ничего за сделанное добро, обещает великую награду в вечности и говорит, что мы будем сынами Всевышнего. Итак, будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд (Лк. 6:36), а Он благ и к безблагодатным и злым, Он всем посылает дождь и солнцу велит светить всему миру — и добрым, и жестоким.

Корень милосердия — в жалости и сострадании. Это основные свойства любви, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может сострадательный человек не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности. Из чистой любви истекают наше милосердие и исполнение заповедей Христовых, — взаймы даем тем, от кого не надеемся получить обратно. Того, кто так поступает, ждет величайшая награда от Бога — он наречется сыном Всевышнего и на Страшном Суде оправдан будет как праведник, творящий дела любви. А те, кто не имел дел милосердия, нарекутся сынами диавола и будут вместе с ним вечно мучиться.

От апостола Павла мы знаем, что любовь есть исполнение всего закона (Рим. 13:10). Что же нам делать, чтобы стяжать ее? Каким путем идти? Господь указывает, что надо идти вратами узкими, путем каменистым и тернистым, не боясь скорбей, ибо страдающий освобождается от зла, становится тихим и кротким, полным любви. Неустанными молитвами и постом надо входить в общение с Богом. Любовь стяжали те, которые, как преподобный Серафим Саровский, день и ночь молились и строго постились. Их сердца Господ очищает от всякой нечистоты, ибо Дух Святой, дух любви может обитать только в чистом и смиренном сердце.

О многом должны мы молиться, каясь в бесчисленных грехах наших. Но непрестанной и основной должна быть молитва о том, чтобы Господь очистил сердце от злобы, чтобы подал великие христианские добродетели — кротость и смирение. Никогда не забывайте самой важной молитвы — о любви. Молитесь так, как положит вам Бог на сердце, например: «Господи, даждь ми любовь святую, научи меня любить всех людей: и грубых, и дерзких, и глупых, и нечестивых, яко же Ты, Господи, любиши всех нас, грешных и окаянных». Аминь.

15 октября 1944 года

http://www.hram-vsr.ru/index.php?catid=36:2009-10-09-08-33-25&id=52:sluka-01&option=com_content&view=article


прот Виталий Константинов.pngПротоиерей Виталий Константинов

«И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними». Лк. 6:31.

Казалось бы, такие простые слова не нуждаются в каком-либо толковании. Они просты, очевидны и понятны.

Действительно, если ты не желаешь осуждения – не осуждай и сам. Не хочешь, чтобы тебе врали – и сам не лги другим. Боишься зла со стороны окружающих, так зачем же сам причиняешь его людям?

Но если вчитаться более внимательно, то мы увидим, что Господь, если можно так выразиться, не дает никаких гарантий. Он говорит: «как ХОТИТЕ, чтобы поступали с вами…» Но не говорит, что с нами будут поступать ИМЕННО ТАК.

Более того, житейский опыт (сын ошибок трудных) подсказывает, что отнюдь не всегда, то добро, которое мы оказываем другому человеку, возвращается к нам благом от него. Недаром мудрая пословица гласит: «От добра добра не ищут».

Но именно об этом Господь далее и говорит:

«И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же». Лк. 6:32-34.

То есть, творя добро, мы и не должны ждать, что оно обернется добром для нас. Не это наша цель, вовсе нет. Более того – благо для нас, когда наше добро оборачивается нам злом со стороны другого человека. И как ни странно это звучит — это так! Ведь это дает нам шанс на особую любовь Божию. Шанс простить, и тем хоть в малой степени, но уподобиться Самому Господу.

«Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Лк. 6:35.

Внимательно вчитываясь в эти евангельские строки – все более и более убеждаешься, что их не мог написать простой человек.

Действительно, заповеди о любви к врагам нет ни в одной религии, настолько она противоречит человеческой логике.
Но, с другой стороны, она и дана не человеком. А ее исполнение приводит не к стяжанию земных благ, а к вечности во Царствии Небесном.

Заканчивается воскресное евангелие 18-ой недели по Пятидесятнице просто невероятным, даже, казалось бы, невозможным призывом Христа:

«Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Лк. 6: 36.

Потрясающе!
Кто может быть таким же как Сам Бог? Не являются ли эти слова Христа намеком на невозможность исполнения Его заповедей? Например, о любви к врагам?

Конечно же НЕТ! Все, к чему призывает Господь не просто возможно, но НЕОБХОДИМО для спасения каждого из нас, верующих в Него!

А слова Христа о подражании Богу в Его милосердии, по мнению святых отцов, приоткрывают перед нами одну из тайн загробной жизни. А именно:

Мы веруем, что после смерти, время потеряет власть над нами. Но мы не будем статичны. Каждый из нас продолжит развиваться. И если мы проведем жизнь правильно, зададим нужный вектор своего развития, то в следующей жизни будем БЕСКОНЕЧНО стремиться ко Благу, то есть к совершенству.

Вот о чем говорит Господь, когда призывает нас быть «милосерды, как и Отец ваш милосерд».

А потому, дай Бог, друзья мои, чтобы мы не просто читали и слушали Слово Божие, но поставили его во главу угла своей жизни, чтобы, в конце концов, стяжать ту награду, о которой говорит Господь, и быть нареченными сынами Всевышнего!

Аминь!

http://www.imho4you.ru/2014/10/voskresnoe-evangelie-ot-luki-6-31-36/


прот александр дробязко.pngПротоиерей Александр Дробязко

 Сегодняшнее воскресное Евангелие учит нас о сути милосердия.

Какая польза человеку от того, что он будет благотворить тому, кто ему будет благотворить? Или какая благодарность может быть человеку от того, что он даёт с ожиданием обратного благодарения. Евангелие учит о том, чтобы избегать повода быть положительно замеченым: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего;…» - вот основной рефрен проповеди милосердия. А если быть кратким, то можно сказать несколькими словами о сути милосердия: «Каждый уделяй по расположению сердца» - это слова сегодняшнего Апостола. Апостол апеллирует к «расточительности», точнее – к щедрости. Добро, или действие благотворения, не должно преследовать корысть или-то частную выгоду, т.е. делаемое добро должно быть без ожидания возврата; добро не может совершаться в долг. Свв. отцы-аскеты уточняют: «Добродетель (а это и есть добро по самому своему определению, либо же то, что к ней – добродетели - понуждает) должна совершаться ради Христа или ради самой добродетели». Это единственный путь к тому, чтобы человек был удостоен милосердия Бога.
2) «Честна пред Господем смерть преподобных Его», - свидетельствует св. прор. Божий Давид.
Сегодня мы с вами также чевствуем день памяти прп. Кириака Отшельника. Личный путь веры преподобных неповторим, точнее – степень и сила их веры, но само условие, скажем так, стяжание преподобничества – типично для всех преподобных, - почему в большинстве своих случаях Церковь Христова предлагает нам одно и тоже Евангелие для размышления на данную тему – Нагорную проповедь И. Христа, которая предлагает нам для совершенства в святости усвоить подвигом заповеди блаженства. И это не потому, что Церкви больше нечего нам с вами предложить для спасения, но, скорее, потому, что для стяжания полноты блаженной жизни необходимо не забывать о фундаменте нашей веры. Церковь всегда напоминает, т.к. человеческая природа непостоянна! Церковь всегда напоминает, т.к. подвиг всегда требует покаяния: ибо покаяние и есть основа и начало спасения и конец его; Церковь предлагает не что иное, как сам принцип спасения, последовательность стяжания добродетелей и в них и через них стяжание Св. Духа.

Все преподобные начинали с самого начала и никогда с середины или конца! Блаженная нищета – это первый плод Духа подвизающегося: когда человек впервые вкушает благодать Св. Духа, он в изумлении начинает видеть своё греховное недостоинство и духовную нищету; но не греховность и недостоинство он только видит, но и человеколюбие Бога, что рождает в душе блаженный плач о грехах и молитву о прощении грехов: ибо ощущение своего греховного недостоинства и духовной нищеты без ощущения человеколюбия Божия приводит сначала к унынию, а после и к отчаянию в спасении; настроение блаженной нищеты делает сердце кротким, т.е. милосердным к другим и незлобивым к досаждающим…и так до последней девятой заповеди блаженства.

Итак, будем неленостно совершать подвиг стяжания добродетелей ради нашего спасения, дабы и нам ощутить на себе всепрощающее милосердие Божие.

http://sanctus-palamas.kiev.ua/index.php/propovedi/114-na-evangelie-ot-luki-6-31-36-i-o-prepodobnicheskom-puti





Назад в раздел
© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс