Материалы


Проповеди в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

ВОСКРЕШЕНИЕ СЫНА ВДОВЫ НАИНСКОЙ   (Лк. 7, 11–16)

святитель Лука.pngСвт. Лука (Войно-Ясенецкий).

Перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там несказанное, неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, ибо вслед за Ним всегда ходили толпы народа, привлекаемого Его Божественным учением, Его преславными чудесами.
Из ворот города выходит печальное шествие: несут на погребение единственного сына вдовы несчастной, и разрывается сердце ее, и плачет и рыдает она неутешно. Идут за гробом знакомые ее иудеи и плачут вместе с ней.
Господь неожиданно останавливает шествие. Он подходит к одру умершего, касается рукой носилок и говорит:
— Юноша, тебе говорю, встань!
И умерший сел на носилках, с изумлением озираясь кругом.
Народ отпрянул в изумлении, у всех дрогнуло сердце, и воскликнули они:
— Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил людей Своих.

Это было одно из величайших чудес Господа Иисуса.
Но знаете вы, что не только сына вдовы Наинской воскресил Господь, знаете, что воскресил и умершую дочь Иаира, начальника синагоги; известно вам и еще более изумительное воскрешение Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе, уже смердевшего, как говорила его сестра Марфа. Вышел из гроба обвитый пеленами погребальными Лазарь, и народ дрогнул, народ изумился.
Для чего же, для чего Господь творил эти изумительные чудеса воскрешения умерших?
В нынешнем чтении Евангельском слышали вы, что Он умилосердился над несчастной вдовой, а в описании великого чуда воскрешения Лазаря читаем мы, что Господь был в великой печали и прослезился, видя плач и рыдания сестер Лазаря и пришедших их утешить иудеев.
Итак, милосердие Божие, любовь Божия, сострадание Божие побуждали Господа Иисуса творить воскрешение умерших.

Но только ли это? Нет, не только: величайшие чудеса в мире нужны были и для того, чтобы утвердить веру в Него народа израильского, чтобы потрясти сердца людей и обратить их к Богу.

Но и этого мало: есть еще третья, самая важная причина для воскрешения мертвых Господом Иисусом Христом.
В тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим слышим мы: Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси, Лазаря Христе Боже…
Общее воскресение… уверяя… Что это значит?
Это значит, что Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности Общего Воскресения всех людей в день Страшного Суда, чтобы опровергнуть нечестивое мнение людей, утверждающих, будто Воскресения мертвых быть не может, будто со смертью человека все кончается, и он погружается в вечную глубочайшую тьму.

Св. апостол Павел говорил весьма важные слова о воскресении Господа Иисуса Христа: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если т.е. мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес (1 Кор. 15, 13–16).
Вера наша тщетна — вера во Христа, вера в Бога тщетна, если не верить в Воскресение, Всеобщее Воскресение, и прежде всего Воскресение Христово.
Скажите, разве не терзает сердца миллионов людей тяжкий вопрос: как, зачем, почему попускает Бог, чтобы грешные, нечестивые, угнетающие других, отнимающие имущество вдов и сирот, лжецы, лжесвидетели, доносчики, — чтобы они благоденствовали, как часто видим?

Как допускает, чтобы люди благочестивые, люди тихие, люди добрые, люди бедные испытывали тяжкую нужду, подвергались гонениям сильных? Где, говорят, правда у Бога?
Где?!! В Воскресении — в Воскресении мертвых!
Скажите, в наши страшные дни, когда в несчастной стране корейской творятся чудовищные преступления, чудовищные злодеяния, от которых содрогаются сердца милосердных людей, как, как может быть, чтобы Господь попустил уничтожить этот героический народ?
О, не может быть, никогда не может быть!
Если даже останутся разбойники-агрессоры безнаказанными теперь, в жизни этой, то ждет их Воскресение — страшное Воскресение на Суд.

И предстанут они, с ног до головы облитые кровью детей и женщин, стариков и старух Кореи, предстанут эти разбойники, сжигавшие напалмом жилища мирного населения; эти окаянные, бросавшие бомбы с чумными и другими страшными бактериями.
Предстанут, предстанут они, ибо Воскресение будет, ибо Христос воскрес и этим утвердил веру в Воскресение, ибо Христовым Воскресением побеждена смерть, вечная духовная смерть.

И как Он воскрес в третий день после тяжкой смерти Своей на Кресте, так воскреснут и все, все люди.
Праведники воскреснут в воскресение живота, а грешные в воскресение суда. И будет Страшный Суд — будет Суд!
Получат воздаяние все несчастные, все страдавшие, все гонимые, все преследуемые за Христа — получат воздаяние в радости райской.
Получат воздаяние и те окаянные, которые попирали закон Христов, которые сеяли везде сатанинскую ненависть. Восстанут и они и услышат из уст Спасителя нашего: Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41).

http://www.sobor26.ru/izuchaem-svjashhennoe-pisanie/422/


Антоний Сурожский.pngМитрополит Антоний Сурожский

Сегодняшнее Евангелие, в котором так много утешения и надежды, ставит нас, однако, перед лицом того, как Господь требует, чтобы мы открывались воздействию Его благодати.

Христос подходит к городу Наину; во вратах города Его встречает похоронное шествие; и Христос, всегда такой отзывчивый на человеческое горе, отзывается и на это горе. Евангелие нам говорит “милосердова” – Его сердце исполнилось жалости, любви, и Он подходит ко гробу и к женщине, которая за гробом следует. Эта женщина – вдова, идет она за гробом своего единственного сына. Она потеряла теперь все – и Христос не обращается к ней со словами утешения. Он останавливает ее плач; Его слова, которые являются словами милосердия, являются вместе с тем необходимым условием для этого милосердия: Не плачь – не потому, что смерть твоего сына недостойна слез, но, как бы предваряя слова, сказанные позже Апостолом Павлом к Солунянам, Он ей безмолвно говорит: Не сетуй, как язычники, не имеющие упования, – не плачь!.. И только когда эта женщина отозвалась верой, послушанием на требование Божественной любви, Христос творит чудо и возвращает ее сына в жизнь.

Часто так бывает и с нами: нас постигает горе, нашу душу раздирает оно, и перед нами стоит наша вера, стоит Господь – невидимо, но так же реально, как и тогда, и мы к Нему бросаемся молитвой, кидаемся горем своим, обращаемся своей верой, колеблющейся своей надеждой, посильной своей любовью, и говорим: Господи, утешь!.. Чего мы хотели бы, это чтобы Господь положил руку на наше сердце и в ответ только на наше горе внес в сердце наше покой и в жизнь нашу такую новизну, такую глубину, которая разверзла бы нам время и вечность, которая сделала бы из нашей, часто многоскорбной, земли уже достигнутую блаженную вечность.

И Господь этого не творит; Он нас не вырывает из скорби земли, из той жизни, которая чередуется радостью и горем, для того чтобы наше сердце стало глубоко, чтобы сгорело все, что не есть любовь, верная, неколеблющаяся любовь, чтобы не осталось в нашей душе и в нашей жизни, кроме любви, ничего. И нам тоже говорит Господь: Не плачь! – не в том смысле, что Он требует от нас горе свое забыть, а в том смысле, чтобы мы верой в Него, уверенностью в вещах невидимых могли перерасти себя, перерасти время, перерасти горе и вырасти в меру подлинного, истинного человека, который способен жить любовью к усопшим и любовью к земным, равной любовью, любовью ничем не различающейся, потому что и на земле она вечна, и после смерти она остается неколебима.

С этим словом к нам постоянно обращается Господь: Не плачь!.. Он не говорит нам: Удерживай свои слезы; Он не говорит нам: Показывай мужество, которого у тебя нет; Он говорит: Разве ты не видишь Меня, не видишь вечности, разве ты не видишь, что усопший не умер, а уснул? Разве ты не знаешь теперь, что любовь поистине, как смерть, крепка? Разве ты еще не понял, что эта любовь соединяет Небо и землю и что уже нет той непроходимой грани, которая была до того, как Божественная Любовь обитала среди нас?.. Господь ставит перед нами неумолимое требование веры: брось себя жалеть, брось думать только о себе, брось сосредоточиваться на своем горе, жизнь жительствует, жизнь бездонна, жизнь победоносна, жизнь и теперь не прекратилась ни для нас на земле, идущих к своей смерти, – и могли бы идти к ней с такой светлой надеждой, с таким радостным трепетом ожидания, – ни для тех, которые, наконец, дверью смерти вошли в великий покой Господень.

Поэтому вслушаемся в эти слова евангельские, вспомним, что случилось это, может быть, в присутствии Самой Девы Богородицы, и перед Ней образно прошло то, что Ей надлежало в свое время пережить. И Она, одинокая женщина, когда-то шла за трагическим смертным шествием Своего Божественного Сына, и Она слышала в глубине души Своей, в глубинах веры Своей, слово Христово: Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе... Мы эту песнь слышим на Страстной, и умиляемся, и нам кажется так естественно, что эти слова услышала в недрах души Своей Дева Матерь. Но они обращены и к нам: Не рыдай Мене, зрящи во гробе: восстану бо, воскресну тогда, когда все будет исполнено, всякая правда земли, когда всякое горе земное дойдет до предела, и изольется на нас Господне милосердие, когда придет конец всему, когда и нам будет дано встать лицом к лицу со славой Господней! Аминь.

http://www.mitras.ru/inname/in_13.htm


Таинство воскресения человека.

иер олег шабалин.pngИерей Олег Шабалин

Сегодня, братья и сестры, читая Священное Писание, мы с вами слышали, как встретились две совершенно разные процессии. Христос со своими учениками повстречался с теми, кто нес умершего человека – мать хоронила своего сына, притом, как сказано в Евангелии, она была вдовой.

Потому можно судить, что это было ее единственное утешение в этом мире – единородный сын, который закончил свое земное шествие, и конечно горе ее было безутешно, много было слез. И здесь нам с вами важно, что на самом деле повстречалось видимое, то, что не является постоянным, истинным, и то, что является по-настоящему реальным. Христос, который повстречал видимую смерть.

Мы с вами понимаем, что то, что пребывает в этом мире, не является постоянным – только лишь временным. Даже и самая смерть. Но то, что постоянно, что всегда пребывает в вечности, исходит от Бога. Господь даровал нам вечную жизнь, вечную душу вложил в нас. В этом отношении человек, являясь и видимым, и невидимым, по-настоящему вечен. И потому, встречаясь здесь со смертью, мы должны понимать, что это лишь временное явление, которое мы сейчас воспринимаем, видим, чувствуем, но на самом деле человек, закончивший свое земное шествие, пребывает во веки. Но его пребывание, как мы знаем, может быть различно - в блаженстве или вдалеке от него.

Всегда и везде мы должны понимать одно – вечности нам не избежать. Не может быть так, чтобы какой-либо человек вдруг прекратил свое существование навсегда. Вечность – это то, что дано нам с вами.

Христос говорит этой вдове, чтобы она не плакала, потому что Он знает истинную цену процессам и вещам, находящимся в этом мире. И самое главное, что произошло в этом евангельском рассказе, - Христос воскресил сына этой вдовы в прообраз всеобщего воскресения.

Зачем Христос пришел в этот мир? Чтобы каждого из нас вот так воскресить и привести ко спасению во Свое Царствие. И конечно Христос дарует нам жизнь вечную не для праздности, не для греха, но для совершенно иного бытия и существования. И именно с этой целью Он воскрешает и этого сына вдовицы. Не для греховной жизни, но для праведной.

А что есть праведная жизнь? Мы должны это представлять и знать, где-то даже опытным путем. Праведная жизнь учеников Христовых – это жизнь в постоянном труде в отношении борьбы со своими грехами.

Имея перед собою великое множество грехов и страстей, мы и за всю жизнь земную не избавимся от них. Но то, что мы будем пребывать в постоянной борьбе с грехами, то, что мы будем постоянно трудиться, выкорчевывая их из своего сердца и души, и будет, братья и сестры, спасительным для нас с свами. Таковая борьба не должна останавливаться ни на секунду в нашей жизни. И именно такой праведности, такой святости и ожидает от нас Господь. А уже когда Он увидит наше упорство в этой борьбе, когда Он запечатлеет наши успехи, мы может быть увидим, что избавились наконец от рабства греху.

Но опять же это будет только видимое. Невидимое, то, что внутри нас и подчас скрыто, дремлет, пока не дождется своего часа. Так у нас всегда и бывает: грех или страсть не высказывают своего существования до поры до времени, пока мы не дадим слабину.

Потому, братья и сестры, Господь всегда предупреждает нас во святом Евангелии, чтобы мы радели о постоянстве своего внимания, чтобы мы всегда осторожно жили, благоговейно жили, не допуская врагу рода человеческого победы над нами. И Христос в этом отношении всегда рядом, чтобы помочь, подать Свою руку. И то, что Он воскресил сына этой вдовы, это, братья и сестры, говорит и о том, что Он не только каждого из нас силен воскресить, но и воскресит.

Христос дарует нам величайшее таинство в Церкви – покаяние. Это таинство и есть воскрешение человека, обновление его. И каждый раз, когда мы умираем во грехе, мы с вами имеем величайшую надежду и веру в то, что Христос воскресит нас после покаяния.

И важно, чтобы это покаяние было закреплено делами исправления и делами борьбы. И тогда воскресение Христово, которое Он дарует нам, будет истинным Воскресением – не временным, а вечным.

http://tagilsergiya.ru/lifeofarrival/tainstvo-voskreseniya-cheloveka-propoved-na-evangelie-ot-luki-7-11-16






Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс