Материалы


Проповеди в Неделю 22-ю по Пятидесятнице


Неделя 22-я по Пятидесятнице

прот александр Шаргунов.pngПротоиерей Александр Шаргунов

Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие - притча о сеятеле - о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всём, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, - как в открытой книге читать Божии тайны, - но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

Ученики спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Мы должны стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему «В законе что писано есть; како чтеши?» (Лк. 10, 26).

У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат Его слова. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, - узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек - кто слышит это и постигает.

«Вам дано, - говорит Господь, - знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах» . Почему одним дано, а другим нет? Потому, что чем больше нам открывается истина, тем больше наша ответственность за то, что нам дано. Кому дано, с того и спросится. Потому Господь Сердцеведец даже Своим ближайшим ученикам не сразу открывает глубины Своего слова, а постепенно просвещает, испытывая их в верности Божественной правде.

Люди в большинстве своём находятся в духовной слепоте и глухоте: они видят только поверхность. Они могут читать Библию, Евангелие, и воспринимать то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им духовные тайны жизни, пока не увидит, что они изо всех сил стараются жить по правде и совести.

Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце - это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве - чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное с нашей жизнью.

А враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Его главная задача - не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. В недавние времена очень трудно было достать Евангелие. Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было для человека действительно счастье - Божий подарок. Всё делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы не было его.

Сатана никогда не сдаётся, хотя он всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Как мы видели в этой притче, диавол, прежде всего, стремится похитить слово Божие у тех, кто невнимательно слушает его. Похитить слово Божие из их сердец, с тем, чтобы они не могли уверовать и спастись.

Кто не уверует, тот никогда не спасется - говорит нам сегодня слово Божие, и поэтому все усилия врага направлены на то, чтобы отвратить людей от веры. Враг хочет создать такую атмосферу, чтобы люди и слушали, и одновременно не слышали слово Божие. Пусть не по одному только «Радонежу» - по всем радиостанциям и программам телевидения благовествуют Евангелие - если бы такое произошло, для врага это ещё не страшно. Ему важно, чтобы людям было неинтересно это слушать.

Или пусть слушают, удивляются: «Как умно сказано! Какая красота!» - но не верят этому слову. Как рассказывал один молодой человек, который обратился к вере в советские годы. Когда ему случайно попалось на глаза где-то в студенческом общежитии Евангелие, он открыл его и сразу увидел, что эта книга на несколько порядков (как он прочтет потом у Пушкина) превосходит все, что написано на человеческом языке. Но это не заставило его изменить жизнь, он даже не задумался о том, что должен измениться. Он просто решил, что он особенный человек и все хорошо понимает, в то время как кругом его глупые и слепые невежды.

Но если даже блеснёт вдруг истина человеку в слове Божием, то сатана постарается сделать всё, чтобы человек забыл о ней. Даже ещё из храма не вышел - сразу же разговоры с кем-то неизвестно о чём, и всё уже похищено врагом, ничего не осталось. А если кто запомнил слово Божие, так враг постарается выбить это из человека, повернуть его ум к тем ценностям, которыми живут все. Всеми способами - через телевидение, радио, рекламу. Входишь домой - включаешь сразу телевизор. Нет у тебя телевизора - открываешь газеты или какой-нибудь сомнительный журнал. И вся атмосфера жизни направлена на то, чтобы человек забыл о слове, которое он воспринял только что от Господа.

Если дорога мира сего проходит через наше сердце, это значит, что оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слушание слова Божия - неблагоговейное, небрежное - названо в Евангелии грехом поругания святыни, потому что это - семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Идёт попрание драгоценнейшей святыни - люди топчут то, что предлагает им Господь - тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы - бесы, которые, налетая, из самого сердца склёвывают семя, оттого что человек не хранит его, не дорожит даром Господним.

Одно семя упало при дороге, другое - на каменистую почву, а третье - среди терния. Господь Сам объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия - это скорби, а скорби страшат людей. Многие радостно, вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша это слово. Но Господь предлагает им ту глубину, где это слово возрастает. Предлагает им крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом и приобщение этой глубине - и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые - те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть - думают они - можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно устроиться, чтобы не слишком уж рисковать собою, и от слова Христова не отречься?

Неизвестно, какое испытание - скорбями или благополучием - оказывается более опасным. «Посеянное в тернии» - испытание благополучием, в котором собраны житейские заботы, всевозможные сладости жизни. Это происходит сегодня на наших глазах. Когда от Церкви отпало большинство людей - во времена ли страшных гонений, когда Господь показал нам, что значит Его слово, или во времена сегодняшнего кажущегося благополучия, когда многих целиком захватывают житейские наслаждения, необязательно даже греховные? Человек всегда предпочитает горькому сладкое. Но нельзя забывать, что он не достиг ещё того, что ему принадлежит по его естеству, что путь к этому - через горечь. И как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому, как будто бы, не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано - «подавляют» - душат его, и оно не приносит плода.

Господь говорит сегодня в Евангелии о том, что каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Он прекращает жизнь человека тогда, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Но даже младенец или отрок, который еще не постиг всю внешнюю мудрость, может приобщиться всей полноте жизни, которая заключена в слове Божием. И проживший долгую жизнь может научаться от него. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны быть к ней всецело устремлены.

Плод добрый, говорит Христос, приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит апостол Матфей в притче о сеятеле. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит апостол Марк в своем Евангелии в этой же притче. Сердцем, которое хранит слово Божие - говорит апостол и евангелист Лука. Слово Божие хранится в сердце благоговейно и крепко - сказано в Евангелии от Луки - и тогда приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), - говорит Господь, - «Претерпевший же до конца спасется» . (Мф. 24, 13).

Вся жизнь со всеми искушениями, скорбями и благополучием, со всеми нашими победами (вернее - утешениями Божиими) и со всеми нашими поражениями, зовёт нас к терпению. То, что мы приняли, мы сохраним, что бы с нами ни происходило. Как бы ни одолевал нас враг, мы никогда не отступим от слова жизни, которое дает нам Господь. И для нас слово Божие - это «запах живительный на жизнь», а не на смерть, как для врага рода человеческого и врага Божия.

Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть - говорит Господь. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.

«Имеющий уши слышать, да слышит!» - возглашает Христос. Он возвышает Свой голос через все времена, через все века, через все поколения до конца времен. К каждому человеку без исключения, обращен Его голос. Господь говорит, что путь, который Он предлагает - трудный, узкий, крестный, но только этим путем - слышания слова Божия, принятия его в нашей жизни, в терпении и возрастании его - исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину.

http://www.verav.ru/common/prop.php?num=32


Притча о сеятеле

прот Евгений Халимонов.png Протоиерей Евгений Халимонов


После Воскресения и перед Вознесением Господь обещал своим ученикам, что Он не оставит их, что Он с нами «во все дни до скончания века».

Конечно, Господь не живет среди нас так, как Он обитал среди апостолов две тысячи лет назад. Но Господь пребывает с нами в Духе Святом, Который сходит на учеников в день Пятидесятницы; Господь пребывает с нами в Своей Церкви и Ее Таинствах, которые совершаются Духом Святым. И еще Господь пребывает с нами в Своем учении – в Своем Слове, Своем благовести, Своем Евангелии.

Слово Христа Спасителя, которое когда-то было возвещено в Святой земле, доныне обращено к каждому человеку, и это слово может изменить всю нашу жизнь.

Но почему же проповедь Христа Спасителя не обратила всех тех людей, которые тогда ее услышали? Почему апостол Христов Павел говорил что «Он стал все для всех, что бы спасти хотя бы некоторых», и почему сегодня Слово Христа, которое тщательно изучено и многократно прокомментировано, Слово, которое обратило к Богу миллионы людей, тем не менее остается бездейственным для очень и очень многих?

На этот вопрос ответил Сам Господь, рассказав притчу о сеятеле.

Господь начал Свою проповедь о Царстве Божием в молитвенных домах – синагогах, а затем, когда слушателей стало столь много, что они уже не вмещались в домах, Господь учил их «взойдя на гору» или «сев на месте равне».

А однажды, войдя в лодку, Он, по слову евангелиста Марка, «сидел на море» и, уча толпившийся на берегу народ, притчами рассказал о том, как мы слышим Его слово и том, какие это имеет последствия. Очень простой рассказ, где речь шла об очень знакомых для слушателей вещах, тем не менее даже для двенадцати ближайших учеников требовал разъяснения. «Объясни, – просили они Спасителя наедине, о чем эта притча».

И Господь, прежде чем растолковать притчу о сеятеле, отвечал ученикам, что им дано знать тайны Царства Божьего, а прочим, внешним, все бывает в притчах – в образах, так что они видя – не видят и слыша – не разумеют, да не обратятся, да прощены будут их грехи.

Но ведь мы знаем, что Бог «хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2,4). Мы знаем, что и учение о Царстве Божьем Господь излагал не в абстрактных понятиях, но большой частью в притчах, в которых речь шла о повседневных и обыденных вещах и потому смысл их должен был легко восприниматься слушателями. Так почему же тогда Господь произносит столь странные слова?

Ответ можно найти еще в Ветхом Завете, на него и ссылается Господь: «Сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете и неувидите; Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мт. 13,14-15. Ис.6, 9-10).

То есть это сами люди не хотят обратить свою жизнь к Богу, это сами люди не хотят слышать слово Божие, оно им не интересно, оно им не нужно. Это сами люди стали духовно слепыми и духовно глухими, они не могут увидеть действие Бога в мире и они не могут встретить Бога в Писании – услышать Его слово. И, конечно, ответ на вопрос, почему человек остается «внешним» по отношению к обращенному к нему слову Бога, содержится прежде всего в самой притче о сеятеле, где семя – это Божие слово, а почва, на которую падают семена – это наши сердца; и только от нас самих зависит, как мы это слово слушаем, как мы его воспринимаем и возделываем – над ним трудимся.

За две тысячи лет, прошедших с той поры, как Господь возвестил свое учение, мир кардинально изменился: были открыты все пять континентов, создавались и разрушались империи, писались конституции, проходили мировые войны, был изобретен порох, пароход, поезд, самолет, радио, телевидение, компьютер. Познание человека вышло за пределы видимого мира, но наше сердце (а сердце в Библейском языке – центр всей духовной, душевной и физической жизни человека) осталось таким же, как и в те времена, когда была рассказана притча о сеятеле. И причины, по которым семя слова Божьего в нас не прорастает, остались прежними: это отсутствие интереса и внимания к Евангелию, житейские заботы и отсутствие в нас глубины.

Господь так объяснял ученикам притчу: «Упавшее при пути, то, что было потоптано, – чем пренебрегли и то, что было поклевано птицами, – похищено, означает тех, которые слышат слово но к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Это люди, безразличны к Евангелию и учению Церкви, но в итоге оказывается, что они безразличны к своей жизни – своему спасению.

Есть и такие, кто с радостью приемлет слово, но, увы, не имеет в себе глубины и потому Евангельскому семени негде пустить корень, эти люди временами веруют, а во время искушения скорби и гонения отпадают: их обозначает семя, упавшее на камень и засохшее, как не имеющее ни влаги ни корня.

То же семя, что упало в терние – в сорняки, которые в итоге заглушили его – обозначает тех, кто не может принести плод из-за того, что подавлен заботами века сего, богатством и наслаждениями житейскими.

И только упавшее на добрую почву принесло плод в свою меру: и в тридцать и в шестьдесят и во сто крат. Причем семя не само по себе приносит плод, но когда терпеливо его хранят в добром и чистом сердце.

У Марка и Луки сразу же за притчей о сеятеле идут слова Господа, которые давно стали афоризмами: два из них следующие: «Для того ли приносится свеча, чтобы поставлять ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?» и: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного; что не вышло бы наружу» (Мк.4,21.22) Конечно, эти слова получили самое широкое толкование, но из того контекста, в каком они стоят в Евангелии, мы понимаем, что это сказано Господом о Себе: Его Воплощение является Тайной Божьей. Эта Тайна сокрыта от внешних – недоступна неверующему сознанию. Но она становится явной для верующих и освящает их жизнь!

В связи с притчей о сеятеле мы можем понимать и третий афоризм – загадочные слова о том, что «Кто имеет тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лук. 8,18). Казалось бы, должно быть совсем наоборот: нужно дать тому у кого нет! О чем тут речь?

О том, что совершенно ошибочно полагать, что можно жить лишь для себя, не задумываясь ни о смерти, ни о Боге, ни о Его Вечном Царстве, и при этом думать, что затем когда-то, для человека наступит жизнь вечная – «жизнь после смерти». Конечно, нет!
Жизнь вечная начинается для человека еще здесь, на земле, когда человек ищет Бога в своей жизни, встречает Бога в Евангелии, молитве, Церкви и Ее Таинствах, когда человек учится любить Бога и быть Ему верным! Когда человек читает слово Божие – слово Евангелия, как обращенное лично к нему. Когда человек воспринимает Евангелие, как слово своего спасения, слово, которое должно принести плод и об этом Господь говорит нам: «Замечайте, как вы слушаете».

http://happy-school.ru/publ/propovedi/pritcha_o_sejatele/120-1-0-15630


Проповедь на Притчу о Сеятеле

свящ Сергий Свешников.pngСвященник Сергий Свешников

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Слышали мы сегодня, братья и сестры, притчу о проповеди Слова Божия и о том, как всякий по-разному принимает это Слово. Христос разъясняет нам значение притчи, указывая на разные типы людей, среди которых мы непременно узнаём себя.

Кого-то Спаситель уподобляет дорожной обочине (Лк. 8:12). У таких что ни день—то новое веяние, что ни прохожий—то новое увлечение. Сегодня—модное учение, завтра— «тайная доктрина». Но ни к чему такие слушатели не привязываются, ничто не укореняется в них. Сердца их очерствели от бесчисленных тележных колёс и башмаков, топчущих их. Умы их забросаны придорожным мусором и ослиным помётом разных ересей и расколов; а доброе семя, попадающее на них, тут же выклёвывается и уносится воронами.

Есть и такие, чьи сердца окаменели, отвердели от грехов. Они слышат Евангелие, слышат проповедь, слышат священные песнопения, но сердце их придавлено камнями и в нём не находится места Слову Божию. Мельничные жернова на шее (Лк. 17:2) не пускают их оторваться от земного. Приходит искушение, и такие выбирают грех, оставаясь бесчувственными к евангельским заповедям (Лк. 8:13). Благое семя не получает в каменных сердцах живительной влаги покаянных слёз, засыхает и погибает (Лк. 8:6).

Иные же опутаны тернием страстей и житейских наслаждений. Корни страстей так вросли в души этих людей, что Слово Божие, даже если и прорастает, то заглушается в них. Христос говорит, что они давятся «наслаждениями житейскими», так и не принесши плода (Лк. 8:14). Такие выбирают диван вместо храма, телевизор вместо молитвы, пельмени вместо поста, газету вместо Священного Писания…

Но вовсе не для того обличает нас Спаситель, чтобы мы оставались такими, какие есть, а для того, чтобы исправлялись. Каждый земледелец знает, что работа по подготовке почвы необходима, хотя и тяжела. Хочешь урожая—берись за лопату! Мы всё ждём, чтобы Господь привёл нас в церковь, чтобы Он вложил Слово Своё в наши уши, а затем ещё заставил бы жить по евангельским заповедям. Вовсе забываем мы, что ещё Иоанн Предтеча проповедывал народу: «Уготовайте путь Господень!» (Лк. 3:4) Вы уготовайте.

Возмёмся же, братья и сестры, за лопаты и будем разгребать завалы своих душ, да уготоваем путь Господу. Выметем из сердец наших грязь ложных учений и ересей, уберём сор заблуждений и суеверий. Очистим души наши—ниву Господню—от камней и мельничных жерновов греха. Искореним сорняки страстей: будем вырывать их из себя с корнем и сжигать, чтобы не проросли они вновь, заглушив пшеницу Господню. Взрыхлим очерствелую кору наших сердец острым плугом Божиего врачевания. Удобрим почву нашими молитвами и поучениями святых отцов и матерей. И уподобимся зерну пшеничному, которое должно умереть для себя, чтобы принести урожай для Господа. Вот так Слово Божие падает на добрую почву.

Видите, братья и сестры, сколько труда, сколько работы! Но не сразу прорастает доброе семя и не сразу даёт урожай. Нужно хранить Слово Божие «в добром и чистом сердце», ограждать его непорочной жизнью и молитвой, «возгревать дар Божий» (2 Тим. 1:6), обильно поливать его слезами покаяния и «приносить плод в терпении» (Лк. 8:15) и смирении. Вот тогда и плод наш будет «сторицею» (Лк. 8:8).

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:8)

Аминь.

https://osergii.wordpress.com/2010/10/31/






Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс