Материалы


Проповеди в 23-ю неделю по Пятидесятнице.

Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице

Архиеп Лука.pngСвятитель Лука Войно-Ясенецкий

В сегодняшнем Евангельском чтении вы слышали об исцелении Господом Иисусом Христом гадаринского бесноватого.

В него вселился легион бесов. Что значит легион? Это крупная часть древнего римского войска, приблизительно соответствующая современной армии. Армия бесов вселилась в несчастного жителя гадаринского и сделала его бесноватым, поистине сильнейшим из всех бесноватых.

Может кто-нибудь спросит, как целая армия может поместиться в одном человеке? Может, потому что бесы не материальны, это духи бестелесные, места в пространстве не занимают, может поместиться их сколько угодно в одном месте – в сердце человеческом.

Его одержимость бесами выражалась буйством и неистовством необыкновенным, он рвал, как нитки железные цепи, день и ночь бился о камни. Но не всегда одержимость бесами проявляется в такой форме. Гораздо чаще бывает она в другой форме.

Бесы вселяются в сердце человека и ведут себя там тихо, человек не подозревает, что в сердце его живут бесы, особенно если этот человек отрицает все духовное, само существование бесов: он лишает себя возможности замечать присутствие того, во что не верит.

Тем хуже для него. Если человек не хочет знать о бесах, не верит в их существование, для них полная свобода действовать в его сердце, ибо не принимает он мер предосторожности, не борется с ними, как боролись все святые, которые решительно отражали бесовские нападения в сердце своем, которые умели отличать в сердце своем действия бесов от действия ангелов, от действия Святого Духа.

А люди обыкновенные, даже христиане, не отвергающие существования бесов, не сознают, что они одержимы бесами в такой мере. Много одержимых, но они беснуются гораздо более тонко, и бесы действуют совсем не так грубо, как в душе и теле несчастного гадаринского бесноватого.

И надо всем знать, что нет дня, когда бы бесы не старались увести нас с пути добра на путь зла, на путь лжи.

Всеми силами стараются об этом, изо дня в день, из часа в час тонко и лукаво действуют в сердцах наших, ибо в них они живут, ибо и мы одержимы бесами. Нужно знать, как распознать нам присутствие бесов в своем собственном сердце, ибо если не будем уметь распознавать их присутствие, не сумеем и бороться против них.

Знайте, что всякий раз, как совесть ваша тревожит, беспокоит и мучает вас, - это она вас предупреждает, что бесы уводят вас с пути истины.

Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть – знайте, что действуют бесы в сердце вашем. Спохватитесь, осените себя крестным знамением и начните борьбу с бесами.

Знайте, что каждый раз, когда лжете, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним – знайте, что бесы действуют в сердце вашем.

Вспомните о гадаринском бесноватом, поймите, что и вы одержимы бесами. Каждый раз, когда неспокойно у вас на душе, когда чувствуете нечистое жжение в сердце своем, когда не ощущаете в сердце мира, знайте, что бесы живут в нем.

Люди, которые всегда боролись с бесами, люди, не испытавшие злобы в сердце своем, всегда мирны, всегда живут в глубоком, невозмутимом святом Божием мире, и совесть не терзает их.

Знайте, что когда не чувствуете мира в сердце своем – знайте, что бесы живут в нем – оно нечистое жилище бесов. Наблюдайте за собою, как святые, которые всегда испытывали свое сердце, всегда следили за его состоянием, всегда бдели, чтобы не нарушился мир и покой в сердцах их.

В этой борьбе против бесов, борющих вас, есть единственное укрепление – Господь и могущество силы Его, пред которым преклоняются все бесы. «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое» ( Псалом 61).. Вот где прибежище наше, вот где противоядие от того яда, который воспринимаем мы из окружающей нас среды.

Если мы будем заняты полезной для ближних работой, всегда стремясь к собранности души, чистоте и святости, живя в любви к Богу и людям, тогда не будем мы игралищем бесов, тогда бесы, которые живут в каждом из нас с позором должны покинуть сердце наше.

«Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Ефес.ст 18). Молитва, как ничто другое защищает нас от бесов.

«Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (ст 18). Не только о себе – молитесь о всех ближних ваших, о всех тех христианах, которые стремятся идти по пути Христову.

http://www.n-jerusalem.ru/slovo/sv/text/185554.html


«Зачем Ты пришел к нам?..» О гадаринском бесноватом и вопросе Великого инквизитора Христу.

прот валентин тимаков.pngПротоиерей Валентин Тимаков

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, каждый раз, выходя по воскресеньям и праздникам на проповедь, я предлагаю вам размышлять над смыслом, заложенном в седмичном дне, в который Господь заповедал нам бороться за свой образ. Сражение за человечность мы должны постоянно осуществлять со всей серьезностью, потому что часто мы дичаем, что обусловлено естественным ходом природных вещей, даже если мы и не живем только биологической жизнью — дичаем чаще всего от нашей пресловутой суеты. Поднять голову к небу, распрямиться — вот наша задача, и ставит ее перед нами Сам Господь. Сегодня предлагаю вам протянуть ниточку из древнего мира, описанного в евангельском повествовании, в сегодняшний день, потому что для Господа все — единый миг, Он видит и понимает все в совокупности и мы с вами сейчас связаны теми же проблемами, которыми был связан древний мир. Так давайте из сегодняшнего евангельского случая, описанного евангелистом Лукой (Лк. 8, 26–38), как часто мы делаем, вычленим то, что нам на потребу. Помните, был бесноватый в земле Гадарии, характерен он был страшным буйством, невозможно было с ним справиться, всех он повергал в ужас? Господь услышал о нем, пришел и исцелил его. Причем, неординарно. Ведь Он мог потихонечку исцелить — сколько раз такое бывало, — и все. А здесь, видимо, случай нехарактерный, Господь предпринимает другое. Получается целый диалог с бесами, они обозначают свою численность — легион! — и затем посылаются в свиней, которые топнут в озере и наводят ужас на всю округу: еще бы, такая большая производственно-финансовая емкость ликвидируется с грохотом — ведь животные взбесились, а когда бесятся животные, это страшно. Прогнать Спасителя жители не могут, потому что напуганы произошедшим, но делают все, чтобы убедить Его идти от них. Вот такая история.

В наследии христианской мысли находим много соображений по этому поводу, и все они сводятся к отрицательной характеристике жителей. Вспоминается мне, что в начале 80-х годов митрополит Антоний Блюм приезжал время от времени в СССР и мы ходили на его проповеди, потому что проповедник такой величины тогда был редкостью. На одной из проповедей он провел параллель между этой ситуацией и легендой о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Легенда эта концентрируется в одном вопросе: «Зачем Ты пришел нам мешать?» — это квинтэссенция вопросов о свободе, о слабости человека, которые задает Господу инквизитор. «Мы хотим спокойной, беззаботной жизни». Вот здесь ниточка и связывается с нашим временем. Мы-то что ответили бы Христу и что отвечаем Ему на события нашей жизни, наших искушений?

Жители страны Гадарии дали отрицательный ответ. Нам кажется, что мы отвечаем Ему более конструктивно. Ведь стоим перед Ним сейчас, перед Его престолом, сами пришли… Но, положа руку на сердце, можем сказать, что, если бы больше двух тысяч лет назад оказались той кучкой людей в земле Гадаринской, ответили бы так же, как они: «Оставь нас, не мешай нам, дай спокойной жизни. Ты отнял у нас имущество, Ты так нас напугал». И мы, имея историю евангельскую, богатейшие века христианской истории, тем не менее, до сих пор продолжаем отвечать Ему так.

Сейчас эпоха изменилась, многое стало иным и в наше время отказы Ему, действительно, могут выглядеть довольно обоснованными. Например, часто мы не замечаем нищих. Я сам чуть ли запрещаю подавать нищим у храма, потому что это воплощенное беззаконие. Нищие в колясках на дорогах, цыгане поставили это на трудовую основу. Мы вроде и хотели бы раскрыться перед кем, хотели бы подать — но не подаем, потому что понимаем: это будет умножением порока. Как, например, справиться с этим искушением, когда видишь лишенного всего бомжа, который ничего не хочет делать, агрессивен бесконечно и за требованиями свободы скрывает только лень и пьянство? У меня был трагичный случай. Пришла близкая моя знакомая и рассказала — сгорел дом у одной женщины, та просится пожить. Конечно, она приняла погорелицу. А я потом два месяца вместе с ней плакал, потому что такого хамства, такого иждивенчества, такого свинства найти было трудно. А сколько было случаев, когда постучавшему открывали дверь — и тот обирал квартиру до нитки? Социальные условия, которыми мы располагаем, бесконечно усложняют простейшие формы «просящему — дай», о которых говорил Господь.

Но при этом, конечно, стоит перед нашим сознание все тот же вопрос, который я обозначил цитатой из Достоевского, он все время перед нами. Господь услышал его от жителей Гадарии и как бы Он не хотел услышать от нас! Поэтому, несмотря на объективные сложности, которые перед нами стоят (попробуй разбери — кому давать, кому нет), мы все-таки должны помнить, что трудное — не есть невозможное. И когда своей истрепанной нервной системой неадекватно агрессивно реагируем на просьбы о помощи в семье, в кругу друзей, на работе или еще где-нибудь, тем самым говорим Христу: «Оставь нас в покое. Оставьте все меня в покое». Но ведь когда Он приходит к жителям Гадарии и смотрит им в глаза — Он нам смотрит в глаза и ждет, что мы ответим Ему по-другому, что примем Его. Он стучится в каждую нашу дверь — и нам нужно открыть.

Конечно, необходима внутренняя мудрость, чтобы рассмотреть действительно нуждающийся, но скромный лик массы людей, которые не просят по дорогам: они рядом с нами и они бессловно вопиют Богу. Нам надо прочитать эту мольбу, увидеть и никогда, ни при каких обстоятельствах, не проходить мимо этого взгляда, мимо их прошения и нашей собственной потребности помогать ближнему. Продолжить тот христианский путь, который Господь когда-то проложил и заповедовал нам дальше прокладывать. Евангелие показывает, что делать надо — к чему стремиться, чего бояться, что воплощать, а что обходить стороной. Пример жителей гадаринских должен нас встряхивать и отрезвлять в попытке сознательно или бессознательно уйти в сторону — так, как уходит сейчас наш мир. Много раз мне уже приходилось говорить о том, что проблематика религиозная не близка подавляющему большинству населения цивилизованного мира, нашей страны в частности. Давайте сегодня помолимся, братья и сестры, о том, чтобы Господь дал нам сил никогда не спрашивать Его: «Зачем Ты пришел?», чтобы всегда Его слово и Его лик были нам желанны. В этом помоги нам, Господи. Аминь.

http://pokrovchram.ru/propoved-v-nedelyu-20-yu


Слово в 21-ю Неделю по Пятидесятнице: о Гадаринском бесноватом.

иерей Виталий Корсаков.pngИерей Виталий Корсаков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Народ страны Гадаринской, которая находилась на берегу Галилейского моря, просил Иисуса Христа оставить её пределы, потому что объят был великим страхом. Как странно, слышать такие слова. Как странно и неестественно, что нашлись люди, которые вместо того, чтобы просить Христа дольше остаться с ними, умоляли Его оставить их. В Евангелии мы часто читаем о том, как к Господу обращались различные люди: с просьбами, вопросами, требованиями или даже с упрёками и укорами. И каждый из нас, читая Священное Писание, легко может узнать себя в одном из этих людей, потому что мы ныне продолжаем обращаться к Господу с просьбами, вопросами, требованиями или даже с упрёками и укорами. Но в сегодняшнем Евангелии мы слышим удивительное, казалось бы, непонятное обращение. В чём же дело? Почему гадаринские жители были объяты таким страхом и почему молили Христа оставить их страну?

Христос исцелил человека, одержимого нечистыми духами. Святой евангелист передаёт, в каком страшном состоянии был этот человек. Его связывали цепями, и он их разрывал, он не мог жить в обычном человеческом жилище. Бесам, по их просьбе, Господь повелел вселиться в стадо свиней, которое паслось на берегу моря. Когда бесы вошли в свиней, свиньи бросились в море и потонули. Страх у этих людей был, видимо, оттого, что совесть обличала их ещё в чём-то. Может быть, это было не единственное их стадо свиней, а может, у них были ещё какие-то нарушения закона. И они боялись, что, приняв проповедь Иисуса, Он снова их накажет.

Возможно, они, как и мы теперь, боялись, что придётся от многого отречься, если принять до конца Евангельское учение и до конца исполнить закон Божий. Посмотрим трезво на себя, заглянем в свою совесть! В жизни каждого из нас бывают случаи, когда мы знаем, что нужно исполнить заповедь, но от этого у нас будут неприятности или нам придется чего-то лишиться. Нас объемлет великий страх, и мы стараемся выбросить эту заповедь из головы, забыть о ней. Разве мы не уподобляемся в таком случае гадаринским жителям? Не живем ли мы своим духом в гадаринской стране?

«Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним». Он желал постоянно находиться возле Господа Иисуса Христа. «Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Хотя гадаринские жители отвергли Господа, Он не отверг их. Не имея возможности Самому проповедовать, потому что Его прогнали оттуда, Он послал исцеленного бесноватого, чтобы тот проповедовал вместо Него. Это тоже урок нам, чтобы мы научились подражать: незлобию, кротости, любви к ближнему, которые проявил Господь Иисус Христос, хотя и был унижен гадаринскими жителями.

«Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус». Гадаринский бесноватый,не рассказывал ничего особенного, ведь он всего один раз видел Иисуса. Но, говоря о своём исцелении, он самим своим видом доказывал действительность этого чуда, доказывал Божественную силу Господа Иисуса Христа. Весь город видел его, многие, наверное, выходили из своих домов, вступали с ним в беседу или просто издалека смотрели на него – и это также была проповедь – проповедь делами. И мы, хотя люди немощные и грешные, желаем проповедовать, например, своим близким, чтобы обратить их в Православие и привести к настоящей христианской жизни. Если мы не можем проповедовать словом, потому что его не принимают, то будем проповедовать своими делами. Будем проповедовать при помощи тех изменений, которые происходят в нашей душе, когда мы из людей страстных и грешных превращаемся в людей с чистой совестью и добродетельных. Мы можем ничего не говорить, но если люди увидят нашу доброту, кротость, смирение, чистоту, трезвенность, то это будет для них лучшим доказательством того, что христианство – это та самая сила, которая может изменить человека. Тогда поневоле они прислушаются к тому, что мы говорим, а может быть, и сами начнут расспрашивать, даже когда мы будем молчать.

В жизни нашей всегда чередуются радость с горем, успехи с поражениями. Пусть же во всякое время и на всяком месте Христос пребывает с нами, в наших душах и сердцах, чтобы, когда Господь посылает нам Свой дар, мы приняли его всем сердцем и отозвались на него всей своей жизнью. Аминь.

http://lecco.prihod.ru/index.php/propovedi/arxiv-2012-propovedi-prochitanye-s-amvona/slovo-v-23-yu-nedelyu-po-pyatidesyatnice-o-gadarinskom-besnovatom/






Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс