Материалы


Проповеди в Неделю пред Рождеством Христовым

Проповедь на родословие Иисуса Христа (Мф.1:1-25)

Мень.pngПротоиерей Александр Мень

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Многие из вас, когда открывали Евангелие впервые, наверное, смущались и удивлялись: для чего идет перечень старинных странных имен, которые мы сегодня читали в Евангелии от Матфея? Зачем нужно перечисление одних четырнадцати родов, потом еще четырнадцати и еще четырнадцати? А дело в том, что евангелист хотел в этих кратких строках, в этом перечне имен, напомнить нам всю историю Ветхого Завета, когда люди ждали Спасителя мира. За каждым именем стоит история жизни: здесь и праведный Авраам, который ничего не жалел для Бога, который пошел за Господом; здесь и праведная Руфь, которая оставила отечество, и приняла веру в Единого Бога; тут и грешники и праведники - все они были предками Господа Иисуса по плоти.

ы скажете: откуда мы знаем, кто были эти люди? Трудно нам это все понять. Почему сразу нам не говорится о том, что нужно для нашего сердца? А вот тут-то самое главное: трудное начало Евангелия, которое требует от всех нас некоторых усилий, обозначает всю духовную жизнь. Это слово Божие, а не газета какая-нибудь, которую прочитал и тут же оставил, оно требует от нас сосредоточенности мысли, сердца. И тот, кто преодолеет трудность первых строк, потом пойдет дальше, и ему будет легче. А тот, кто скажет, открыв Святую книгу: «Какие-то непонятные тут слова, дальше читать не буду», - тот так и останется без Слова Божия.

Значит, надо не кое-как почитывать, полистывать, а углубляться сердцем и умом в Слово Божие. И вы увидите, что и имена эти нужны, и все это имеет значение, и что книга родства Иисуса Христа говорит о Нем как о предсказанном Царе Избавителе. Эта книга родства напоминает о том, что Господь стал сродником человека по плоти, что Он стал одним из нас, что у Него, как и у нас, есть деды и прадеды по плоти, что Он вошел в человеческий род. В эту книгу родства можно было бы вписать всех людей, миллионы, миллиарды людей - все они стали сродниками нашего Спасителя по плоти. Он с нами породнился, воплотившись от Назаретской Девы, от Девы Марии.

Была в старину пословица: «До Бога высоко, до царя далеко». И так нам всегда кажется, что Господь где-то на небе, что Он далек от человека, что наша молитва может быть не услышана - как будто бы Господу Богу нужен сильный звук, или святость какая-то необыкновенная, - чтобы Господь внял нашей молитве. И вот сегодняшнее Евангелие нам отвечает: «Нет, не тревожьтесь, Бог здесь, Он с нами». Священное тайное имя Христово - не только Иисус Спаситель, но и Еммануил, что значит «с нами Бог» в переводе с древнееврейского языка.

Вот это Святое Имя Господа и нашу жизнь преображает. Когда мы с вами недоумеваем, как нам жить и как поступать, помните: с нами Бог — Он поможет, если мы к Нему обратимся. Когда мы с вами устаем, изнемогаем под ношей житейского бремени, когда мы страдаем, унываем, когда нам кажется, что жизнь наша напрасна, что усилия наши тщетны, мы должны помнить, что с нами Бог. И это есть наша главная надежда, потому что мы не на человека уповаем, а на Бога, ставшего человеком, на Господа, Который здесь, с нами, не далеко и не высоко, а близко — потому что Господь Сам захотел приблизиться к нам.

Мы с вами уже приближаемся к дням Рождества Христова, мы уже поем песнопение: «Христос рождается». И мы сегодня слышали евангельский рассказ про то, как Иосифу было предсказано в ночном видении, что родит его жена сына, которому будет дано имя Иисус, что значит «Спасение Господне», и что этот Сын спасет людей от их грехов. И это означает, что с нами Бог. К нам приближается радость, приближается напоминание! И все мы, согнутые под гнетом своих грехов, забот, печалей и болезней должны сейчас распрямиться и посмотреть вперед, встречать Господа, как поется и говорится у святителя Григория Богослова: «Христос рождается - срящите», что по-русски значит «идите навстречу». И мы идем к Нему навстречу, потому что Он родился не только тогда, но Он рождается для нас сейчас. Он живет среди нас.

Кто откроет Ему свое сердце, тот будет с Ним обитать и познает, что значат слова: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся», то есть поймите, неверующие, и преклонитесь перед Этим, яко с нами Бог, потому что вера наша есть вера во Иисуса Христа, Сына Божия. Аминь.

http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=1003&id=514


Родословие Христа. Проповедь в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец

прот Максим Козлов.pngПротоиерей Максим Козлов

В это воскресенье, дорогие братья и сестры, называемое на языке церковного устава Неделей святых отцов, еще раз вспоминаемых праведников Ветхого Завета, канун, сочельник грядущего великого и светлого праздника Рождества Христова, на богослужении читается очень необычное Евангелие, которое состоит из двух частей.

По поводу первой части можно вспомнить слова Мандельштама: «Я список кораблей прочел до середины». И вот здесь первая часть – это длинный перечень имен тех людей, которые были прародителями Христа по плоти. А потом следует короткое повествование евангелиста Матфея о событиях, непосредственно предшествовавших рождению Господа Иисуса Христа. Вот уже дверь приоткрыта, уже стук раздается, но еще несколько часов нужно дождаться праздника, самого события пришествия Бога в этот мир.

Обратимся к первой части евангельского повествования, к этому наверняка вызывавшему непонимание у многих перечислению имен, кого родил Зоровавель, кого родил Фарес, кого родил Зара и так далее. Мы увидим, что этим длинным-длинным списком евангелист говорит об одном очень важном принципе веры христианской, на котором Церковь твердо настаивает и который неотъемлем от исторического христианства.

Рождество Христово – одно из главнейших событий истории спасения Богом человеческого рода. Первородный входит во Вселенную, Бог Слово, превышающий не только все тварное, но и всякое понятие, которое тварный разум может иметь, становится подобным нам человеком, подобным во всем, кроме греха, не слитно и не раздельно принимая в Свою Божественную Личность (на языке богословия церковного – Божественную Ипостась) человеческую природу. Однако это приятие Богом человека, соединение Бога с тварным миром и человеческой природой, не следует представлять себе в духе античных трагедий, где был хорошо известный филологам и изучавшим историю литературы драматургический прием «Deus ex machina» («Бог из машины»), когда в конце произведения то или иное божество неожиданно входило в действие и всех расставляло по своим местам. В христианском понимании история есть процесс богочеловеческий, и спасение человеческого рода не есть нечто извне ему усвояемое Богом. Что-то вроде того, когда добрый родитель, не слишком спрашивая собственного ребенка, принудительно делает то, что считает нужным для пользы его души, воспитания и благоустроения в этой жизни. Мы и называем Бога «Отец наш Небесный». Но Его отношение именно что отеческое, ибо мудрый родитель не только будет понуждать своих детей к правильному, но и будет воспитывать в них стремление к этому.

И вот Бог воспитывает человеческий род через длинную-длинную череду поколений. Откройте Новый Завет и взгляните на эти имена. Многих вы узнаете. Давид был великим царем, про Соломона все знают. Можно вспомнить еще два, три, четыре имени тех, которые были видными с точки зрения гражданской, обычной истории. Но в основном это рядовые личности, которых никогда бы не упомянули летописцы, причем одни были святыми, другие – нет. В жизни большинства из них все было перемешано, так что определенные периоды жизни были светлыми, определенные – темными. Во всем, или по крайней мере в очень многом, они были подобны нам.

Если вдумаемся, откроем Библию и почитаем об этих людях, то увидим, как удивительно, с одной стороны, таинственно, а с другой стороны, видимо для нас происходил этот процесс выковывания в человеческом роде лучшего, если угодно – иконы человеческого рода. Как поколение за поколением худшее отсекалось, а лучшее накапливалось и как поколение за поколением человеческий род готовился к тому, чтобы в мир пришла Та, – не случайно именно в этом смысле называемая «Избранная из род в род», – Которая сможет ответить Архангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему (Лк, 1:38). И тогда Бог в Ней воплотится, чтобы стать Спасителем нашим в этом мире.

Христианство относится к человеческой истории не как к чему-то внешнему, необязательному и факультативному, что может быть в любой момент отодвинуто на периферию главных фактов нашего спасения, а как к процессу, через который Бог совершает спасение каждого из нас. Он вошел в этот мир как Младенец, Которого мы встретим этой ночью, к Которому придем, забыв все пустые, ненужные разговоры о плохих и хороших, своих и чужих, тех, кто нам нравился или нет, потому что около Него это все замолкает. Подводившая к Нему история соприкасается с вечностью и в этой вечности растворяется. И сегодня в пещере Рождества нам в эту вечность открывается такой ясный и такой манящий вход.

http://www.st-serafim.ru/?p=3099


НЕДЕЛЯ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Уминский.pngПротоиерей Алексий Уминский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особенное воскресенье, которое предшествует празднику Рождества Христова. В этот день читается первое Евангельское зачало, с которого начинается Новый завет. Обычно, когда мы берем в руки эту святую книгу с желанием найти в ней ответы на свои вопросы, познать через нее мир, себя и свой путь к Богу, нам не интересна эта первая глава. Мы ее либо пропускаем совсем, либо быстренько проглядываем странные имена, звучащие для нас словно на иностранном языке, ничего нам не говорящие и ни о чем не возвещающие.

  И вот сегодня мы слышали перечисление этих многочисленных родов, думая, что это, наверное, для того, чтобы рассказать нам о том, что у Христа есть Своя человеческая родословная, что Он не появился откуда-то внезапно, а продолжает перечень тех имен, с которыми мы встречаемся в Ветхом Завете. Там часто перечисляются роды племен израилевых, но их мы тоже обычно пропускаем, стремясь узнать о следующих событиях. А на самом деле, стоит внимательно прочитать и понять, что же это за имена, кто же эти люди, о которых говорит сегодняшнее Евангелие.

Некоторые из них нам хорошо известны: пророк Давид, Авраам, Исаак и Иаков – это те, которых мы считаем своими праотцами, кому посвящено сегодняшнее воскресенье, в которое мы вспоминаем святых отцов, то есть тех, от кого по плоти произошел Христос. Так естественно сегодня перечисление этих имен. Но вместе с ними вдруг встречаются имена таких людей, присутствие которых кажется удивительным, если вспомнить о том, как они жили и чем занимались. Например, Христос в свой род включает ужасного царя Манассия, который умучил пророка Исайю, отступил от Бога, и только в последний момент на смертном одре в слезном покаянии возопил ко Господу, осознав весь ужас своей жизни. Встречается в этом списке и имя Раафа, о которой в Ветхом Завете написано, что она была блудницей, но впустила в город израильских лазутчиков, чтобы языческий город был взят сынами Израиля. Потом мы читаем имя Фамари, которая очень странным образом продолжила свой род, переодевшись в блудницу. Очень много и других странных имен, которые по нашему представлению, по правилам этого мира, как бы скомпрометированы: жизнь этих людей не достойна того, чтобы о ней говорили с восхищением. И тем не менее мы видим, что Господь не отказывается от них, не стесняется брать их в свой род, хотя есть и такие имена, которые должны были быть включены в перечень родов, но их там нет. Так, вычеркнуты несколько имен царей Иудейских, которые отступили от Бога, отреклись от истинной веры и полностью посвятили себя служению идолам. Был такой позорный период в истории Израильского Царства после Соломона, когда оно было разделено и в том числе в родах иудейских царей.

Мы знаем, что Евангелие называется книгой жизни. Новый завет начинается со слов: книга родства Господа нашего Иисуса Христа. А потом мы читаем Евангелия, Деяния Апостольские, Послания, в конце – Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис, который говорит о последних временах нашей земной истории. Там тоже говорится о Книге жизни, как в нее вписываются имена, и как из нее имена истребляются. И действительно, мы видим, что какие-то имена вписаны в книгу родства, а какие-то истреблены. И вдруг понимаешь, что Евангельская Книга жизни не кончается перечисленными родами, но это та Книга, в которую должен быть вписан весь род Христов. Ведь далее говорится о том, как Христос родился на этой земле, а потом о том, что Он всех нас включил в свой род, даровал носить Его имя. Каждый из нас был вписан в этот род через принятие Святого Таинства Крещения, каждый обновляется, когда искренне кается, и снова восстанавливает свой образ, затемненный грехами, когда снова и снова соединяется со Христом.

И вот оказывается, что Евангелие и есть эта Книга жизни – нашей жизни. Каждый из нас должен это Евангелие продолжить, в этом и есть смысл и цель, и сердцевина всего, что есть в нашей жизни: жизнь по-евангельски, жизнь новозаветная. И когда мы живем по Евангелию, тогда мы в этой Книге жизни, а когда мы не живем по-евангельски, мы себя вычеркиваем.

Книга жизни продолжается жизнью каждого из нас, мы сами ее исполняем, мы Евангелие продолжаем до тех пор, пока Евангелие становится нашей жизнью, а наша жизнь становится самим Евангелием, благовестием Христовым. И вот знак того, что мы вписаны в Книгу жизни: наша жизнь становится благовестием. Она сама становится зовом, возвещением о том, что Христос пришел в этот мир, и мир получил от Бога спасение, потому что этот мир со Христом соединился. Это так важно услышать: сегодняшнее чтение является для каждого из нас напоминанием о том, что мы не чужие Богу, что мы Ему свои, что мы Ему родня, что книга родства продолжается каждым из нас. Это и большая радость, и величайший труд, и ответственность, потому что странно представить себя в перечислении этих родов – рядом с царем Давидом и царем Соломоном, рядом с Авраамом и Иаковом, рядом с теми, о ком сегодня говорит апостол Павел, что они верою заграждали уста неверных, верою побеждали целые народы, сокрушали города, останавливали солнце, были крепки во брани своей.

И в этот род каждый из нас вписан, каждому дана та же самая власть, и та же самая сила Божия, и Тот же самый Дух Святой, Который руководит всеми, вписанными в Книгу Жизни Божией. Будем об этом знать. Будем об этом помнить. Будем всю свою жизнь полагать на то, чтобы наша жизнь по-настоящему стала Евангелием, а Евангелие стало нашей жизнью. Аминь.

ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ в Хохлах .






Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс