Материалы


Проповеди в Неделю 33-ю по Пятидесятнице

НЫНЕ ПРИШЛО СПАСЕНИЕ.

митрополит Климент.pngМитрополит Калужский и Боровский Климент.

В это воскресение в Евангелии говорится о встрече Христа с необычным человеком: «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его» (Лк. 19, 2–4).

Немного забегая вперед, приведем слова Спасителя, сказанные в конце этой истории: «Ныне пришло спасение». Они прозвучали из уст Христос в ответ на обещание Закхея раздать половину имения и воздать всем обиженным им вчетверо. Что же послужило такому изменению в жизни человека? Грешник слышит такие слова от Праведника.

Иисус впервые видит начальника мытарей Закхея сидящим на дереве. Мытарь же, то есть сборщик податей, в те времена - богатый и гордившийся своим положением человек. Тем не менее, не страшась потерять лицо и выглядеть смешным в глазах толпы, он залезает на дерево, чтобы только увидеть Христа!

Отнюдь не праздное любопытство руководит им, но желание получить ответы от Того, Кого именуют Господом и Спасителем. Настолько велики его жажда приобщиться Истине, желание увидеть великого Учителя хотя бы издали, что они понуждают его сделать все возможное для этой встречи.

И Христос Сам обращается к нему: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19, 5). Так Он проверяет готовность проявившего столь необычный интерес мытаря принять Его. И тут мы видим, встреча со Христом произвела глубокое изменение в человеке. Не когда-то в будущем, не со следующей недели и не с начала следующего месяца он готов измениться, но в сию же минуту, сразу он открывает свое сердце Христу.

Почему же Господу «надо быть» у Закхея? Да потому, что именно для этого Он и пришел на землю – чтобы быть у каждого человека, в его сердце. Спаситель хочет, чтобы все люди приняли Его в своей душе.

Христос приходит к Закхею и остается у него, с его семьей навсегда. Отныне эти люди уверовали и теперь не забудут о великом Госте до конца своих дней.

Христос посещает семью мытаря, который был презираем всем народом, несмотря на его богатство. Мытарей не просто считали грешными и неправедными – в глазах соотечественников они были изменниками своей страны, ведь они собирали подать для оккупантов, для правительства другого государства.

И вот такого ненавидимого всем народом человека Спаситель выделяет среди многочисленной толпы. Как это могло случиться? Не имеющий греха и порока, отпускающий их другим, образец святости – Сам Мессия приходит в дом к грешнику!

Но в том и заключается величие подвига Христа. Господь приходит спасти всех людей, всех без исключения, невзирая на пол, возраст и социальное положение. Всех, даже великих грешников, но которые делают хоть шаг навстречу Богу. Не был бы Христос в доме Закхея и не сказал бы этих слов, если бы тот остался в своей конторе и обсчитывал людей. Но он оставил работу, не задумывался об упущенной выгоде, а желал хоть издали увидеть Господа.

Христос приходит и к каждому из нас. Нам должно лишь явить свою веру. И для этого вовсе не нужно лазить по деревьям и высматривать необычных персон в толпе – надо лишь впустить Господа в свое сердце, и среди суеты дня вспомнить о Нем.

И обратиться к Нему хотя бы с короткой молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

http://www.optina-pustin.ru/1876-nyne-prishlo-spasenie-mitropolit-kliment-propoved-v-nedelyu-37-po-pyatidesyatnice.html


Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 32-ю по Пятидесятнице

митрополит ростовский Меркурий.pngМитрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Всех Вас, дорогие братья и сестры, приветствую с воскресным днем, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн. За Божественной литургией мы слышали особое повествование, которое передает только евангелист Лука. Повествование о том, как Господь проходил через город Иерихон. Когда мы читаем его строки, на наших устах возникает улыбка. Мы представляем себе эту картину, когда Господь идет через Иерихон, цветущий город. Его окружает множество людей, и один человек, очень маленького роста, все время пытается увидеть Господа. Но у него это не получается, потому что он слишком мал. Тогда этот человек предпринимает другую попытку – он перегоняет идущего Христа и залезает на дерево, чтобы хотя бы оттуда увидеть Господа. Этим человеком был не отрок и даже не юноша, и, конечно, он не был обделен умом. Этим человеком в Иерихоне был старший среди мытарей – сборщиков налогов. Этот человек, которого боялись, ненавидели, осуждали, презирали за образ его жизни, ищет встречи с Богом. Причем ищет так, что вызывает насмешки других людей, которые не понимают этой жажды встречи с Богом. Господь, видя этого всеми презираемого человека, так жадно ищущего встречи с Ним, обращается к нему по имени и говорит: «Закхей, слезай скорее с дерева, Я иду в твой дом, Мне подобает там быть». Войдя в дом к Закхею, Господь вызвал, конечно, шквал негодования среди народа, который знал, какой, далеко не добропорядочный, образ жизни ведет сборщик податей. Господь беседует с ним. Евангелист не передает, о чем состоялась эта беседа, какой она была, но, видимо, она была настолько сердечной и настолько коснулась сердца Закхея, что он встает перед Господом и говорит: «Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо». Так делали те, кто подпадал под статью Моисеева закона о том, что совершивший грабеж, должен был в четыре раза больше вернуть. Но это не только знак щедрости Закхея-мытаря, готового отдать в несколько раз больше. Это знак преобразившейся человеческой души, когда человек уже не во что не вменяет неправедно приобретенное богатство. Он отдает его тем, кого обидел, с кем неправедно поступил, принимая добровольное обнищание. Но это же является и его духовным обогащением, потому что Бог называет его сыном Авраамовым. Господь не говорит: «Ты был сыном Авраамовым». Он говорит: «Ты стал сыном Авраамовым, наследником праведным, потому что изменил свою жизнь». В заключении этой встречи Господь произносит слова о себе самом: «Ибо пришел Господь спасти погибших».

Это Евангелие читается в Церкви накануне особых недель, которые будут готовить нас к святому Великому посту. Настанут постные дни, мы будем читать Евангелие о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде. Перед этими подготовительными неделями Церковь предлагает Евангелие о Закхее. Пример Закхея очень важен для нас. Господь говорит нам: «Я пришел взыскать и спасти погибшее». В славянском и русском языке слово «погибель» имеет совершенно определенное значение – некое окончательное суждение о человеке отверженном, может быть, даже проклятом. Но в евангельском контексте слово «погибельное» имеет другое значение, оно не так точно переведено на русский язык. В тексте Евангелия погибельное означает нечто, что находится не на своем месте. В этом смысле Господь, обретая Закхея как сына Авраамова, возвращает человека в то достоинство и в то состояние, в котором он должен находиться. Думая о состоянии Закхея-мытаря, мы должны подумать о том состоянии, в котором сами находимся. На правильном ли месте в своей жизни мы пребываем? Или, может быть, наше пребывание таково, что нас нужно возвращать на свое место? Как определить, правильное ли место мы занимаем? Христианин определяет все в своей жизни одним единым мерилом и критерием – Господом и Спасителем Иисусом Христом. Если человек находится во взаимосвязи с Богом – он находится на правильном месте. Как только эта связь рушится, человек теряет то место, которое Богом ему определено, и уходит в сторону. Последствия пребывания не на своем месте весьма печальны в человеческой жизни. Из обычной нашей жизни можно привести пример: когда корабль принимает груз, то погрузка совершается в соответствии с определенными правилами. Груз закрепляется таким образом, что он становится неподвижным, и центр тяжести располагается таким образом, что не мешает кораблю осуществлять свое плавание. Но если теряется эта связь груза и палубы, и груз смещается в сторону, корабль дает крен и переворачивается. Вот что значит связь, установленная, определенная законами физики. Но есть и духовные законы, которые определяют местоположение человека в обществе людей и в присутствии Божием. Единственная связь, которая удерживает человека на плаву, не давая ему погибнуть – это связь с Богом. Связь, которая осуществляется через молитву, через веру, через соединение с Богом в Таинствах Церкви. Человек, который лишает себя этого соединения, смещается в сторону, уносится волнами моря житейского, его кидает из стороны в сторону. Нетрудно себе представить, какой результат ожидает человека. Потому, прежде чем подготовить нас к посту напоминанием о молитве, о покаянии, о нашей ответственности перед Богом, Святая Церковь напоминает нам о необходимости задуматься, какое место мы занимаем в этой жизни, существует ли в нас эта связь с Богом? Или, может, мы утратили ее и находимся не на своем месте? Живем так, как жил Закхей? Преступаем законы нравственности, определенные Господом, обижая братьев своих, которые рядом с нами. Но слово «погибель» не означает крайнюю степень, это лишь некое состояние, которое характеризует смещение со своего, определенного Богом, места. Господь после беседы с мытарем Закхеем обращает к нам Свой голос, утешающий и ободряющий нас: «Я пришел для того, чтобы расставить все на свои места, чтобы взять вашу душу, которая находится не на своем месте, и определить на правильное место, искони уготованное». Это место возлюбленного чада Божия, наследника Царства Божия, сына или дочери Бога по благодати. Если мы понимаем, что находимся не на том месте, что мы утеряли связь с Богом, Он дает нам возможность эту связь восстановить, приходя в нашу жизнь, открывая Себя нам, отдавая нам Себя в Своем Святейшем Таинстве, восстанавливая изначальное Премудростью Божьею созданное наше естество. С сегодняшнего дня будем, дорогие мои, все чаще и чаще, в преддверии поста, задумываться и о своем месте в этой жизни, и о нашей ответственности, и о необходимости возвращения к тому образу, который определил Сам наш Создатель – Господь и Спаситель Иисус Христос. Аминь»

http://rostoveparhia.ru/arkhipastyr/propovedi/6970/


Проповедь в Неделю 32-ю. О Закхее

прот борис павленков.pngПротоиерей Борис Павленков

Неделя о Закхее – какое поучительное и утешительное для нас евангельское чтение. На примере Закхея мытаря Слово Божие научает нас как можно увидеть Христа не только глазами, но и сердцем познать Его и возлюбить Его всей душею.

Что сделал Закхей, чтобы увидеть Божественный Лик Спасителя? Он забежал вперед и поднялся на смоковницу. И не только потому, что был «мал ростом», он мог подойти поближе, вплотную приблизиться ко Христу, раздвинуть заслонявшую от него Иисуса толпу. Но он забегает вперед, чтобы оторваться от толпы, и поднимается на дерево, чтобы возвыситься над толпой; он, привыкший возвышаться над людьми своим положением и богатством (он был начальник мытарей и человек богатый).

Но, чтобы увидеть Христа и быть замеченным Им, богатство и положение не помогут. Не надейся, душе моя, на тленное богатство, и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойного (канон покаянный). Богатство может только препятствовать на пути к Господу. Встретить Христа и быть со Христом – это быть в Царстве Небесном, но богатому войти в Царство Небесное труднее чем верблюду пройти сквозь игольное ушко. Закхей желает увидеть Божественного учителя не так как все люди, окружающие и теснящие Его. Для него желаемая встреча со Христом – самое важное событие в его жизни, эта встреча определяет его жизнь в вечности. В душе этого презренного человека (а мытари все были презренными в своем народе, как служители римским поработителям и как люди алчные, нечестные и жестокие, обиравшие бедных, нещадящие вдову и сироту, наживающиеся на горе других), в душе этого старшего из мытарей зародились светлые чувства раскаяния и желания измениться и быть достойным общения со Христом. И Иисус замечает его, и не только замечает, но обращается к нему со словами, приведшими его в неописуемую радость. Иисус Христос обратился к нему по имени и сказал: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Желание Закхея исполнилось. Божественный учитель пришел к нему и он услышал: Ныне пришло спасение дому сему. Совершилось чудо раскаяния и как последствие – преображение души Закхея. Господи! половину имения моего отдам нищим, и, если кого чем обидел воздам вчетверо.

А как на происходящее реагирует народ? Как говорит Блаженнейший Владимир Митрополит Киевский, «толпа всегда есть толпа». Люди стали упрекать Спасителя в том, что Он вошел в дом грешника. Что это? Зависть? Ревность? Памятозлобие? Превозношение? Это – гордыня, как у того фарисея, пришедшего в храм помолиться (в следующее воскресенье будем читать) – «я не такой как … этот мытарь».

Так и мы, часто бывает, смотрим на другого человека, видя его недостатки, зная его неблаговидные поступки, думаем: «ну почему ему Бог помогает, а не мне?». Он ворует, пьянствует, беспутствует, и все у него хорошо: и богат, и здоров, и жизни радуется. Но мы не знаем, что в душе этого человека; мы не знаем, как обличает его совесть; мы не знаем, как страдает его душа от грехов; мы не предполагаем, как эта душа жаждет раскаяния, какие его сердце готовит плоды покаяния, как все его существо стремится к Богу и какой яркий свет милости Божией проникает в эту мятущуюся душу. Ведь Господь пришел не праведников спасти, а грешников; не здравых излечить, а болящих; не возвышающихся поднять, а падающих. Так и заканчивается сегодняшнее евангельское чтение: Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.9:1-10).

Что же поучительно и что утешительно для нас в сегодняшнем евангельском чтении. Во-первых, поучительно, на примере Закхея, то, каким должно быть покаяние, вернее раскаяние. Оно должно изменить человека. Злой должен стать добрым, обманщик должен стать честным, пьяница – трезвенником, чревоугодник – воздержанным, блудник – целомудренным, скупой – щедрым. То есть грешник должен стать праведником. Если мы не меняемся после исповеди, если мы не победили в себе хотя бы один грех, если не избавились хотя бы от одной страсти, значит покаяния не было. Был, в лучшем случае, отчет о проделанных грехах, список которых может занимать целую тетрадь, но это не покаяние. Или, еще хуже, формальность: «делом, словом и помышлением». Покаяться нужно так, чтобы приблизилось Царство Небесное.

Во-вторых, поучительно то, что мы не должны относиться к человеку с пренебрежением, тем более, с презрением, в каком бы он не был положении и состоянии, как бы низко не пал он в наших глазах духовно. Господь пришел и его спасти, и его возлюбил Бог так, что Сына Своего послал на распятие. И мы не знаем, как этот, как мы считаем, грешник, может раскаяться и измениться. Вспомните благоразумного разбойника, отрекшегося Петра, гонителя Савла; вспомните из какой грешницы какой святой стала Мария Египетская и многие другие. Дай и нам Господь так раскаяться.

Утешительно для нас то, что Господь, пришедший грешников спасти, спасет и нас по Своей милости. Царю Превечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти ны от всякия скверны… и исцели ны, яко же исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да вопием ти во умилении, зовущее: Иисусе Сыне Божий, помилуй нас. Аминь

http://www.a-sad.ru/prihod/propovedi/70--37-.html








Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс