Материалы


Проповеди в Неделю 4-ю Великого Поста

На 4-ю Неделю Св. Четыредесятницы

прав Алексий Мечёв.pngПраведный Алексий Мечёв

«Рече: Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема:... и рек учеником Твоим, да изженут его и не возмогоша» (Мк.9:17—18).

Много раз Господь наш исцелял больных, даже тяжко больных одержимых нечистыми духами: одним словом, прикосновением, даже заочно. Не раз и ученики Господа, по данной им от Господа благодати, болящих врачевали, прокаженных очищали, бесов изгоняли. Но вот сегодняшнее Евангелие рассказывает нам пример трудного и продолжительного исцеления больного, одержимого духом немоты. В то время как Иисус Христос был на горе, уединившись для молитвы, в числе множества народа, собравшегося видеть и слушать Господа, пришел один отец с больным сыном. Не заставши Господа, он обращается к ученикам Его: [те] делали опыты, возлагали руки и не могли изгнать злого духа. Приступает несчастный отец ко Господу, по Его возвращении с горы, и посмотрите, как и здесь в руках Всемогущего медленно совершается дело исцеления. Господь велит привести больного к нему; при этом с больным сделался сильный припадок, «пад на земли валяшеся, пены теща» (Мк.9:20). Казалось бы, сердце милосердое Господа расположило бы Его к состраданию и врачеванию. Но Господь предлагает вопросы: как давно это ему приключилось, как часто с ним бывает, на усиленные просьбы отца Господь требует от него веры — и только когда отец со слезами возопил ко Господу (значит плачущий, пораженный горем, бросился ко Господу), — [только] тогда Господь повелевает злому духу выйти из него. Слово Всемогущего не могло не подействовать, но и тут еще раз сказалось сопротивление. Злой дух неистово вскричал, сильно потряс больного, как бы борясь еще остаться в нем, и обезсиленный вышел из него. Не есть ли это история исправления наших грехов, не есть ли это яркое изображение той медленности, того упорства, с каким расстаемся мы со своими страстями и недугами. Отец — это каждый из нас — приводит во врачебницу больную душу свою; не то же ли бывает с нею, как с недужным отроком? Прибегаем ко спасительным средствам Церкви, — не помогают: молитва не действует, пост не признан нашим временем, исповедь холодна и Св. Таинство Причащения не изменяет грешника.

Что же это, в самом деле, за неисправимость такая, будто уже и возврата нет к лучшему? Отчего зависит такая наша неподатливость к исправлению наших недугов, отчего не избавиться нам от наших грехов?

Нынешнее Евангелие указывает причину живучести наших грехов в греховности целого общества, в направлении духа времени. Казалось, какая связь могла быть между болезнью отрока и состоянием целого народа, а между тем на жалобу отца в неуспехе исцеления Господь выразил негодование на целый народ: «О, род неверный! Доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас!» (Мк.9:19) Около отрока собрались все сословия со своими недугами. Тут были и толпы праздного народа, сбегающегося на всякое зрелище с пустым любопытством, тут и книжники и фарисеи, гордые своею знатностью и неверием, тут и лучшие из народа — ученики Господа, но робкие, неуверенные, смущенные.

Отрок поражен нечистым духом: не за то ли, что целое общество, весь народ недугует.

Просят об исцелении отрока, а отчего не просят об исцелении недугов народных, тьмы и невежества толпы, народного неверия и глумления книжников и фарисеев, робости и неуверенности самих учеников?

Не так ли и с нами?

Мы сыны своего времени, мы плоть от плоти нашего общества. Как же мне отстать от него? Как пойду я против целого поколения? Как мне не походить на него? Прежде чем мы сами начнем дело воспитания нашей души, к нам приходят грехи отвне, из мира, из сложившихся в нем правил, обычаев, соблазнов. Вот отчего малоуспешны бывают и наставления родительские, и внушения школы, и примеры лучших людей; бережем своих детей, сеем все хорошее и честное, ждем благих плодов и удивляемся, откуда у них явились иного рода и мысли, и характеры, против коих безсильно уже доброе влияние. Как часто теперь слышится жалоба на молодое поколение, что оно рано начинает жить по своей воле, что тяготится оно зависимостью, что не нуждается оно в опеке, даже любящей, родственной, что во всем оно опирается на нынешнее время, на нынешний образ мыслей и жизни! Когда сравнишь прежних людей с нынешними и видишь, что исчезают старые, хорошие обычаи, что на многое, что прежде чтили, уважали, теперь смотрят чуть не с пренебрежением, говоря, что уже старо, отжило свой век.

Зато по нынешним временам чего не бываем мы свидетелями? Побывайте вы в судах: кого вы не увидите, чего не услышите там? Какое печальное зрелище упадка нравственности, честности к обществу: и все из-за того, что по нынешним временам не стыдно быть и на скамье подсудимых. Прочитайте вы сведения о происшествиях каждого дня: там хищение, там самоубийство, там посягательство на жизнь — иногда близкую, родственную. Суда людского мы, говорят, не боимся, а Суд Божий — по нынешним временам — кто же о нем помнит?

И выходит то же, что рассказывается ныне в Евангелии: когда слышишь худое дело, когда поражаемся каким-либо недугом, как не воскликнуть: о, род неверный! О, время слабое, о, люди больные больного века!
Что же надо делать, чтобы были хорошие дети, нравственные юноши, честные деятели, люди правды и добра? Надобно, чтобы самое общество строже относилось к самому себе, чтобы оно гласно, прежде суда, уже карало преступление, чтобы оно явно стояло на стороне Закона Божия и человеческого. Надобно, чтобы общество признавало над собою другую силу, высшую власть, пред которою бы смирилось оно: разумеем силу св. веры, власть Св. Церкви. Надобно, чтобы само общество почерпало из источника веры свои убеждения, чтобы оно поверяло и исправляло свои нравы по примерам свято чтимых христиан, чтобы оно само занималось вопросами о своих недугах и их врачеванием.

Пред толпою собравшегося народа — спорящего, глумящегося — ученики Господа выразили сомнение, недостаток твердости, может быть — неуверенность в Самом Учителе и Господе, и не могли подать исцеления.
Не видим ли и ныне этой робости, сокровенности, безвестности истинных христиан? Где они, эти сильные обличители народных недугов эти сильные проводники святых убеждений и правил, эти хорошие люди кои светили бы миру своим примером? Общество боится, не любит их. Оно не хочет верить, что один нравственный человек, почтенный и возвышенный в обществе, может далеко и широко распространять свое благодетельное влияние.

Виновато общество в наших грехах тем, что живет и учит жить по нынешним временам, а не по учению Господа, не под влиянием Св. Церкви.
Другая причина, указанная в Евангелии о неисправности нашей — есть недостаток, легкость, холодность нашей исповеди. Отчего Господь не вдруг услышал просьбу отца о его сыне несчастном, больном? Оттого, что в нем не было ни глубокой веры в Господа, ни собственного участия и жалости сердца к своему сыну, ни этой скорби родительской, которая выражается в слезах, в отчаянии, во взоре, полном мольбы и упования.

Послушайте, как холодна просьба отца: «Я привел сына моего к Тебе и если что можешь, помоги нам».

«Если что можешь»? Да ведь это сомнение, это неуверенность во враче, какой же может быть успех? И вот Господь начинает врачевать не сына, а отца самого: Господь спрашивает, давно ли он так болен. Да разве Ему, Всеведущему, не было это известно? Не Ему это нужно было, а нужно было для отца, чтобы возбудить в нем жалость к сыну, к его страданиям, дать почувствовать тяжесть его болезни и вселить...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/propovedi/1_6

Неделя 4-я Великого поста.
Прп. Иоанна Лествичника (Мк. 9, 17-31)

прот Александр Борисов.pngПротоиерей Александр Борисов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье называется в церковном календаре – неделя Иоанна Лествичника. Иоанн Лествичник, святой Восточной Церкви, жил в монастыре Святой Екатерины на Синае. Монастырь этот существует в настоящее время, и многие люди теперь имеют возможность его посетить, отдыхая на курортах Египта. И это очень полезное, очень хорошее посещение.

Монастырь этот возник ещё в III в. и окончательно утвердился в IV в. А Иоанн Лествичник жил здесь в VIII в., когда эта обитель была уже достаточно известна. Его келья находилась напротив горы, на которой, как полагают, Моисею были даны Десять заповедей. И он имел возможность наблюдать, как рано утром, даже ещё ночью, люди восходили на эту гору с факелами, и огоньки двигались, постепенно поднимаясь по серпантину, который вёл на вершину горы. И сейчас, в соответствии с этой традицией, туристы, которые приезжают к монастырю для восхождения на эту гору, начинают его в 2 часа ночи, с тем, чтобы часов в шесть утра встретить рассвет на вершине. Это замечательная экскурсия, и те, кому посчастливилось совершить восхождение, конечно, всегда будут о нём помнить.

И вот Иоанн Лествичник наблюдал это ещё более тысячи лет назад, и у него возник образ того, что, подобно этим путникам, которые восходят на гору, чтобы встретить солнце, и человек восходит в своей жизни в духовном путешествии от неверия в Христа – к тому, чтобы увидеть Его как Солнце Правды. И он составил книгу, которая очень популярна и в Восточной Церкви, и на Руси, и которую он так и назвал – Лествица. В ней излагаются эти этапы постепенного восхождения от неверия к глубокой вере и познанию Христа: около сорока ступеней он выделяет.

Но для нас сегодняшнее воскресенье важно ещё и потому, что, находясь на пятой неделе Великого поста, мы можем обратить внимание и на восхождение другого порядка – по тем евангельским чтениям, которые Церковь избрала тоже где-то в III-IV в. на воскресные дни Великого поста. Я уже говорил о том, что, собственно, Великий пост был предназначен для приготовления людей, желавших принять крещение, которые готовились к этому иногда несколько месяцев, а иногда и не один год. И время поста было временем приготовления людей для достойного принятия крещения. Церковь молилась и постилась вместе с ними и за них, с тем чтобы радостно, перед самой Пасхой, принять их в лоно Церкви и уже всем вместе встретить Светлое Христово Воскресение.

И для Церкви тоже было важно, как и для этих людей, постепенно, по ступенькам каждой недели семинедельного поста восходить к Великому празднику. Если мы сейчас обратим внимание на те чтения, которые предлагались нам в первые недели, то сможем проследить это восхождение, которое в известной мере повторяет путь каждого из нас, каждый год напоминая нам и о нашем личном пути и поднимая нас всё ближе к познанию нашего Господа.

На первой неделе Великого поста читался отрывок Евангелия от Иоанна о том, как один из учеников Иисуса уверовал, что Иисус не просто один из учителей Израиля, а Сын Божий. Он зовёт своего друга, но тот сомневается: может ли быть из Галилеи что доброе. Тогда ученик говорит: ты пойди и посмотри. И когда он встречается со Христом, то восклицает: Равви, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!

То есть готовящимся к крещению напоминается о том, что это встреча –реальная встреча Христа в своей жизни. И нужно пережить эту встречу, возможно, не так, как её пережил Нафанаил, а каким-то другим духовным образом, но встретить Христа на своём пути, понять, что это действительно Сын Божий, Царь Израиля.

И далее говорится уже о земном служении. В следующую, вторую, неделю отрывок из Евангелия от Марка рассказывает об исцелении расслабленного, которого Иисусу приносят его друзья, потому что сам он не может ходить (можно сравнить с тем, как катехизаторы приносят людей, готовящихся к крещению, к купели). И в этом повествовании говорится о том, что Сын Человеческий имеет на земле власть – прощать людей. Церковь напоминает каждому из нас, напоминает тем, кто готовится к крещению: как бы ты ни был грешен, как бы ты ни осуждал себя, но у Господа есть эта власть – освободить тебя от греха, восставить тебя от этого паралича духовного, чтобы пойти за Христом.

В третью неделю говорится о том, что этот путь не простой, он связан с отвержением себя: отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною. То есть этот путь потребует от тебя усилий, поэтому, когда готовишься к принятию крещения, подумай о том, сможешь ли ты принять на себя эти усилия; подумай, что ты идёшь не в простое путешествие, а в очень трудное. Тем самым Господь напоминает каждому из нас о необходимости усилий; но в то же время в этом отрывке содержится и ободрение. Господь говорит: среди вас сейчас находятся те, которые уже здесь, при жизни на земле, увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. И затем, хотя этот текст в пост не читается (он будет читаться 19 августа), повествуется о Преображении (это событие изображено на плафоне трапезной нашего храма). И тем самым говорится о том, что уже здесь, в этой жизни, не где-то в будущем, загробном мире, – уже здесь человек может приобщиться к славе Божьей.

И вот сегодняшняя четвёртая неделя рассказывает нам о чудесном исцелении бесноватого отрока, которого ученики не смогли исцелить. Подобно многим из нас, они тоже оказались немощными в противостоянии этому страшному недугу. Ученики удивляются: почему мы не смогли это сделать? Господь говорит им: ничем не исцеляется такой человек, только молитвою и постом. Но при этом необходимо ещё одно очень важное условие – вера отца отрока: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему – говорит Господь.

Вот эта же вера требуется и от катехизаторов, и от всех, кто помогает кому-либо – близким, друзьям, знакомым, родственникам – прийти ко Христу. И собственная вера может освободить от того, что удерживает, не даёт человеку сделать шаг подлинной, настоящей, глубокой веры.

Но в конце этого повествования начинают звучать мрачные ноты предстоящего Голгофского креста. Господь говорит: Вложите в уши ваши, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Ещё не говорится, что, как произойдёт, но – будет предан в руки человеческие. Вся Библия пронизана этим образом: попасть в руки людей – это всегда крайне опасно, всегда рискованно. Давид говорит: лучше я буду в руках Божьих, чем в руках человеческих.

И последующую, пятую, неделю будет рассказываться в Евангелии от Марка, о том, как Господь и Его ученики приближаются, восходят к Иерусалиму; ученики начинают бороться за место поближе к Господу, а Он говорит им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет в руки грешников… и оплюют Его, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет.

Ну а за тем, на шестой неделе, мы вместе с Господом проходим дорогами Палестины, по ступеням, ведущим в Иерусалим, – мы читаем Евангелие от Иоанна о входе в Иерусалим, и далее – Страстная неделя и все её события.

Вот таким образом Церковь предлагает нам вспомнить наш собственный путь к вере, напоминает о том, как он происходит, и мы вместе с Церковью совершаем это восхождение – восхождение в нашей вере, в нашем жизненном духовном пути вместе со Христом к Голгофе. К страданиям и победе – победе над смертью, страданиям с последующим Воскресением. И я думаю, что это напоминание во второй половине поста – на четвёртой неделе – нам необычайно важно для того, чтобы мы подумали и о наших трудностях, о нашей Голгофе, которую мы переживаем или будем переживать: кто-то сейчас, а кто-то несколько позже. Но всё это неизбежно в нашей жизни, потому что, только пройдя через Голгофу, мы достигаем радостного Воскресения.

Пусть Господь благословит, и укрепит нас, и явит эти необходимые свидетельства Своей любви к нам, чтобы мы могли с решимостью и надеждой, твёрдой надеждой, проходить свой собственный путь за Господом, проходя через Голгофу к Пасхе, Воскресению. Аминь.

http://www.damian.ru/propovedi/Borisov/lestvichnik.html

Проповедь в 4-ю Неделю Великого Поста. Память пр. Иоанна Лествичника.

иер Вадим Леонов.pngИерей Вадим Леонов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Когда кто-либо, собираясь в неизведанное трудное путешествие, возьмет все необходимое, но забудет маршрутную карту, то нетрудно догадаться, что к конечной цели он, скорее всего, не дойдет, истратив все силы на пустое блуждание. Более того, такой человек рискует подвергнуть себя большой опасности. Ибо недостаточно знать цель, иметь рвение и силы, необходим и опыт другого человека, который уже ходил по этому пути и может предупредить о поджидающих опасностях. Подробная маршрутная карта является воплощения этого ценного опыта.

В духовной жизни человека происходит нечто подобное. Если мы решились жить по заповедям Христовым и восходить к Богу – это замечательно. Но, если на этом сложном пути мы не имеем опытного наставника или, по крайней мере, не руководствуемся наставлениями святых отцов, которые на своем опыте изведали все, воздвигаемые диаволом препятствия, то однозначно мы рискуем, при всех наших благих пожеланиях, оказаться вдали от Бога и истратить все наши душевные и телесные силу впустую.

Поэтому сегодня, в 4-й воскресный день Великого Поста Церковь вспоминает пр. Иоанна Лествичника и его замечательную книгу «Лествицу», как некий образец бесценного святоотеческого опыта, который нам крайне необходим особенно сейчас, в дни Поста, когда мы прикладываем усилия к очищению души. Его книгу уместно сравнить с подробной маршрутной картой, где расписаны все основные шаги духовного пути, а точнее сказать, каждая ступенька духовной лестницы, возводящей человека от земли к Богу. Этой маршрутной картой православные христиане пользуются уже более 14-ти веков, и время показало бесценность этого святоотеческого опыта.

«Лествица» преподобного Иоанна игумена Синайского написана монахом, по просьбе монахов, но не только для монахов. Во-первых, сам факт, что Православная Церковь Великим Постом предлагает «Лествицу» всем своим чадам, свидетельствует, что эта книга может стать духовным руководством для каждого из нас, вне зависимости от нашего мирского состояния и церковного положения. Во-вторых, и это главное, …монахи …не монахи – все мы люди и сделаны «из одного теста», у всех нас единая человеческая природа, поэтому и пороки, и добродетели действуют в нас одинаково. Поэтому для всех нас аскетическое учение святых отцов в равной степени важно. В молитвенной тиши монастырей, в большей степени чем в миру, удалось рассмотреть тонкости духовной жизни и зафиксировать их в виде бесценных святоотеческих аскетических сочинений, которые для каждого верующего должны стать одновременно и зеркалом, и окном. Зеркалом, в котором мы без искажений и прикрас сможем увидеть свой реальный духовный лик, искаженный грехом; и окном, открывающим перед нами истинную красоту духовной жизни с Богом.

Сегодня нельзя не вспомнить некоторые поучения преподобного Иоанна Лествичника, весьма уместные в дни Великого Поста. Он писал: «Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих» (Сл. 7, 70). По мысли святого отца покаяние должно быть сердцевиной духовного делания каждого христианина вне зависимости от личных качеств и времени пребывания в ограде Церкви. Без покаяния иные духовные усилия становятся бесплодными. Но он же и предупреждает, что в покаянном делании может быть и множество ошибок.

В частности, преподобный Иоанн учит, что, вступив на путь покаяния, нельзя постоянно успокаивать себя Божественным человеколюбием, ибо через помыслы о милосердии и человеколюбии диавол быстро приводит людей к духовному бесчувствию собственных грехопадений: «Когда оплакиваешь грехи свои, никогда не слушайся того пса, который внушает тебе, что Бог человеколюбив; ибо это он делает с тем намерением, чтобы отторгнуть тебя от плача и от бесстрашного страха. Мысль же о милосердии Божием принимай тогда только, когда видишь, что низвлекаешься во глубину отчаяния» (Сл. 6, 10). То есть только тогда, когда воспоминание о личных грехах приводит человека в отчаяние – тогда и уместно воспоминание и размышление о человеколюбии нашего Творца. Святой отец ясно показывает, что мысль о безмерном милосердии Божием есть духовное «обезболивающее» лекарство, которое необходимо употреблять только при определенных духовных состояния, но не когда вздумается человеку. Ибо неразумие в этом духовном вопросе может привести к тому, что человек, может начать бесконтрольно грешить, считая человеколюбивого Бога «обязанным» умилосердиться и простить его.

Тех, кто приступил к добродетельной жизни, святой отец предупреждает о возможных опасностях и учит: «Во всех деяниях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если тати оные и в сем умышлении не получают успеха: тогда уже тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем Богоугодно» (Сл. 26, 8,). Поэтому ни перед добрым дело, ни во время его совершения, ни после нельзя предаваться духовной беспечности, ибо не дремлют, желающие расхитить наши духовные плоды.

Конечно, нет возможности в кратком слове даже упомянуть о всех полезных наставлениях святого отца. Жаждущий может сам напиться из этого благодатного источника живой воды, который много веков струится в ограде Православной Церкви. Не ошибемся, если скажем, что для нас, молящихся в храме св. Екатерины чтение «Лествицы» будет особенно благотворным, ибо пр. Иоанн Лествичник был игуменом горы Синайской – того самого монастыря, где покоятся нетленные мощи небесной покровительницы нашего храма. Так что он особенно духовно близок к нам и по его молитвам и святой великомученицы Екатерины Господь поможет нам обогатиться духовным сокровищем, содержащемся в этой замечательной книге.

В прошлый воскресный день Церковь призывала нас взять на плечи свой крест и безропотно нести его, а сегодня нам открылось, что нести его придется не по ровной дороге, а возносить по лестнице вверх, поднимаясь со ступени на ступень. Узнав об этом никто да не унывает, ибо Тот, Кто повелел нам безропотно принять крест свой – Господь наш Иисус Христос, - Он же и сказал нам в подкрепления: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 29-30).

Аминь

http://prihod.eparhia.ru/ebiblio/propovedi/velpost_4/?ID=541







Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс