Материалы


Проповеди в Неделю 5-ю Великого Поста

Решиться и не отчаиваться

Антоний Сурожский.pngМитрополит Антоний Сурожский

Неделя 5-я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую, и от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех. Как она стала грешницей – мы не знаем: качествовало ли зло в ней самой? Была ли она соблазнена, подверглась ли насилию? Как она стала блудницей, мы никогда не узнаем.

Но одно мы знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, Которая – образ совершенной цельности, целомудрия, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была вероятно – наверное! – в ней самой. Она почувствовала, что это область слишком святая, что личность Матери Божией слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма.

Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что всё ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя всё зло и начать новую жизнь. Она не пошла за советом, она не пошла на исповедь; она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество.

Она может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости.

Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на всё, на всё она была готова, ради того чтобы переменить жизнь. И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе.

Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце жизни она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не “куда-то” – в вечность.

Она многому может научить нас. Она может научить нас тому, что когда-то мы должны же осознать: та царственная область, куда мы входим так легко – Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, т.е. отвернулись бы в ужасе от самих себя, отвратились от себя в непреклонной решимости – и мы могли бы последовать ее примеру.

Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, который составил целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам, словами великого канона Андрея Критского: Душа, может Бог прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная…

Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им. Аминь.

http://www.pravmir.ru/nedelya-5-ya-velikogo-posta-prepodobnoj-marii-egipetskoj/


Проповедь в 5-ю неделю Великого поста, прп. Марии Египетской

Уминский.pngПротоиерей Алексий Уминский

Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: “Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой”. И Иисус говорит им на это: “Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь”? И они говорят: “Можем”. Иисус сказал им в ответ: “Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это – кому уготовано”.

Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали.

Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.

Вот Апостолы приходят ко Христу и говорят: “Господи, мы хотим быть рядом с Тобой. Но будет ли для нас какая-то польза от того, что мы рядом с Тобой, или нет? Если Ты – Царь земной и Небесный, обетованный Мессия, должны же мы хоть что-то получить”. И Господь им отвечает: “Вы можете пить чашу и креститься крещением, которым Я крещусь”.

Мне пришлось недавно прочитать поучение Иоанна Златоустого, в котором он с удивлением рассуждает об одном месте в посланиях апостола Павла, где тот пишет своему духовному сыну, апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5,23). Как же так? Почему всем – всё, а себе самому – ничего? К Тимофею, казалось бы, первому надо придти, возложить на него руки, помолиться Богу и исцелить… Ведь апостол Павел кого только не исцелял: хромых, слепых и бесноватых, язычников, совершенно чужих ему людей, а своего ближайшего духовного сына исцелить не может.

А что сами Апостолы получили от Христа кроме страданий: постоянных гонений, скитаний, тюрем и мученической смерти от рук язычников? Они получили то, что просили, – пить чашу Христову, и креститься крещением, которым Он крестился.

Получить земную награду за свои заслуги даже ближайшие ученики не могут. “Ничего нельзя заработать, – говорит Христос, – потому что вы же не рабы, не наемники… вы не чужие, вы – свои”. Разве платит отец сыну за то, что тот уберет квартиру или сходит в магазин? Разве мать платит своим детям за то, что они помогают в ее заботах? Очевидно, что это не так. Дети разделяют жизнь своих родителей, являются им опорой, самыми близкими людьми, которые в минуту несчастья сплачиваются и становятся с ними единым существом.

Вот об этом и говорит Христос Апостолам: “Чашу Мою будете пить и крещением Моим будете креститься”. А мы недоумеваем: “Ну, когда же я, наконец, что-то получу? Ну, почему же так долго? Я трудился, я постился, я молился, добрые дела делал, а мне в ответ – что? Скорби да болезни? Сплошные неудачи? Потеря того, что я старался делать, как самое главное дело своей жизни… Где же все заработанное?” Нет его и не будет, потому что этого нам Господь никогда не обещал.

Когда мы молимся, мы просим у Бога не материальных благ, не улучшения жизненных условий или успехов в работе, а совсем других конкретных вещей: чтобы Господь помог нам стать смиренней, чтобы Он любви нам послал. Весь пост мы читаем молитву Ефрема Сирина – какие в ней прошения великие! Мы просим у Бога самых главных духовных сокровищ: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, просим видеть свои согрешения, хотим, чтобы Господь нам их показал. А в ответ в душе только больше нетерпения, больше обид, раздражения и гнева, которые отталкивают от нас наших ближних. Почему так происходит? Потому что не знаете, чего просите, – отвечает Господь, – когда просите сесть одесную и ошую.

Авва Дорофей учит, что тот человек, который просит у Бога смирения, должен знать, что он просит Бога послать ему человека, который бы его унизил и оскорбил, чтобы это смирение можно было проявить. Вот чего мы просим, когда говорим Господи помилуй. Мы подвига просим: пить чашу Его и креститься Его крещением…И ничего другого, не каких-то духовных благ, но подвига и креста.

И Господь на нашу молитву отвечает. И ответ Его надо принять с радостью и благодарностью: Господь услышал мою молитву, и дал мне повод проявить смирение и терпение, дал мне возможность проявить любовь к своему ближнему, когда это тяжело, когда это нестерпимо, когда надо себя преодолеть и вырасти над собой.

Именно это мы должны понять. Этот Великий пост, который мы проходим в очередной раз, еще и еще раз являет нам урок того, что мы делаем это для Бога не как рабы и наемники, что мы не хотим заработать себе каких-то баллов, а хотим разделить с Ним Его жизнь, пить чашу Его и креститься крещением, которым Он крестился ради нас. Аминь.

http://www.pravmir.ru/propoved-v-5-yu-nedelyu-velikogo-posta-prp-marii-egipetskoj/


Слово в Неделю преподобной Марии Египетской

прот Сергий Шумилов.pngПротоиерей Сергий Шумилов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наш пост, Великий пост Церкви, подходит к концу. В следующее воскресенье - праздник Входа Господа нашего Иисуса Христа во Иерусалим. Сегодня же, в воскресный день, который издревле посвящается памяти преподобной Марии Египетской, мы слышим евангельское чтение о грешной женщине, которая на трапезе в доме Симона с покаянием обливает своими слезами ноги Христовы и помазывает их драгоценным миром. Это масло дорого стоит, кто-то подсчитал, что такое количество мира стоило столько, сколько обычный человек мог заработать за год труда. Но ее покаяние, ее сила любви ко Христу - Богу, не оставляет никаких преград. И она все готова отдать, в своем служении Христу.

Здесь же присутствует хозяин дома, Симон, который смотрит на происходящее с недоумением и осуждением в своем сердце. Он знает, что эта женщина грешна и помышляет хулу на Христа в своем сердце. Христос — сердцеведец, Он знает, что творится в его сердце, и Он отвечает на его мысли вопросом-притчей: два должника у господина, один должен в десять раз больше, нежели другой, и оба не имеют, что отдать; и обоим прощает господин. И обращается Христос с вопросом: кто же его, по-твоему, больше любит?

Симон, рассудив здраво, отвечает, что думает — тот, кому больше простили. И это действительно так.

Христос говорит Симону, показывая на грешную женщину, — она здесь, у Моих ног, омывает их слезами своими и помазывает миром, ты же, когда Я пришел в твой дом, не дал воды на ноги и не помазал голову елеем. То есть, не сотворил даже обычного знака уважения к человеку, как у иудеев заведено.

И говорит Христос — прощаются грехи ее многие, потому что много любит, а кому мало прощается, тот мало любит. На самом деле в этом евангельском чтении нам дается образ того Страшного Суда, перед которым никто не может устоять, суда абсолютной, светлой Любви Христовой к кающемуся грешнику. Никакой грех человеческий, никакое "я" человеческое не могут устоять перед силой этой Любви.

Мы слышим сегодня, как Христос говорит своим ученикам, что Он идет в Иерусалим, и Ему нужно много пострадать и принять оскорбление, заушение, оплевание и смерть от фарисеев и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть, но ученики как будто не слышат этих великих слов Господа своего и обращаются к Нему с просьбой: дай нам в славе Твоей сесть по правую и по левую сторону от Тебя. Они, минуя крест, хотят сразу прийти к славе Божией. Но это невозможно: слава Божия и путь тех, кто к этой славе идет, всегда пролегает через Крест. И путь нашего поста завершается Страстной седмицей, и мы все в Великий Четверг будем предстоять в храме и внимать словам двенадцати Страстных Евангелий, и присутствовать при этих страшных событиях, перевернувших историю человечества.

Крест предшествует Пасхе и в жизни Церкви и в жизни каждого человека. Ученики еще не знают, чего они просят, Христос же говорит: можете ли ту чашу, пить, которую я пью, и крещением, которым я крещусь, креститься? Они отвечают, можем. И у Креста, когда будет с позором распят их Господь, никто из них не окажется верным, все разойдутся, сбегут, видя только поражение Креста. Крест, действительно, поражение, но поражение к Славе и Победе, и Пасхальная Победа Христа есть окончательное поражение преисподни.

Христос ведет Свою Церковь и каждого из нас к подлинной победе, и любовь Христова — всегда преизобилующая, она всегда предшествует нашей любви к Богу. Мы можем научиться этой любви только у Христа, через наше покаяние, подобно тому, как преподобная Мария Египетская, много согрешившая, узнала благодать покаяния и через покаяние обрела чудо прошения и узнала несокрушимость Любви Христовой к грешнику.

У всякого человека, который осознает бездну своей греховности, всегда есть возможность покаянием узнать, что наш Господь, это Тот, Кто с готовностью оставляет девяносто девять овец ради одной заблудшей. Аминь.

http://www.nikolanamhu.ru/content/57.html







Назад в раздел
© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс