Материалы


Проповеди в Неделю жен-мироносиц

Слово в Неделю жен-мироносиц

святитель Лука.pngСвятитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

В нынешнее, третье воскресенье после Пасхи Святая Церковь воспоминает и прославляет святых жен-мироносиц, первых свидетельниц Воскресения Христова, потому что Господь благоволил, чтобы именно они первыми увидели Его воскресшим из мертвых.

Кто были эти святые жены? Почему их называют мироносицами? Они всем сердцем возлюбили Господа Иисуса Христа, служили Ему своими заботами во всех телесных нуждах Его, вместе с апостолами поучались, слушая Его святые речи; их в некоторой степени даже можно именовать женщинами-апостолами: одна из них, первая и самая пламенная, Мария Магдалина, так и называется - равноапостольной.

Господь знал, что женское сердце чрезвычайно чутко и полно любви, что оно постигает все великое, таинственное и святое гораздо легче и проще, чем постигают мужские, более твердые сердца, ибо мужчинам свойственно все принимать рассудочно и верить прежде всего тому, в чем удостоверяет их собственный ум. Женщины же не размышляют так много, долго и глубоко, как мужчины; они всю правду и истину охватывают быстро и легко своим сердцем. Ибо есть двоякого рода познание - умом и сердцем. Сердцем постигается самое главное, то, чего не может понять ум. Сердце есть орган нашего высшего познания, нашего общения с Богом, со всем потусторонним миром. Женское сердце гораздо в большей степени обладает такой способностью.

И потому да не смущается никто тем, что Господь Иисус Христос сначала явился святой Марии Магдалине и другим женам-мироносицам (см. Матф. 28: 1-10), и только потом святым апостолам. Он знал, что у апостолов сердца мужские, и им труднее воспринять истину Его Воскресения, чем женам-мироносицам, потому-то и сделал Он именно женщин первыми свидетельницами Своего Воскресения.

Вы знаете из Евангелия, что Пресвятая Богородица уже непосредственно после Рождества Христова, слыша дивные слова о Нем от Ангелов и видя поклонение волхвов, и потом слыша необыкновенные слова, которые изрек Отрок Иисус в храме Иерусалимском среди книжников и фарисеев, слагала все это в сердце Своем (см. Лк. 2:8-12, 42-51). В Ее святом сердце так глубоко запечатлевались все эти свидетельства Его Божественности и предназначения от века, что Она, конечно, никогда ни в чем не могла сомневаться. Она воспринимала все слова Христовы с полной верой, с совершенным убеждением в их истинности.

Даже святые апостолы порой не понимали своего Учителя, когда Тот говорил им, что будет предан в руки грешников, что Его будут бить и заушать и распнут на Кресте. Но это вмещалось в безмерно глубокое сердце Пресвятой Богородицы. Она ждала того страшного часа, когда увидит Сына Своего мучающимся неописуемыми муками на Голгофском Кресте. Однако перед Ее умственным взором всегда стояла блистающая небесным светом картина Воскресения Христова. Она знала, что будет так, как сказал Христос, что Он не только будет распят, но и воскреснет в третий день.

Святая Церковь верует, что Господь прежде всего явился Своей Пречистой Матери. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, по своей горячей любви к Пресвятой Богородице, учил, что и Она была в числе жен-мироносиц. Ибо в Евангелии сказано, что пришла ко Гробу Господню Мария Магдалина и другая Мария (см. Матф. 28:1); и другая Мария была именно Матерь Божия. В Евангелиях, как свидетельствуют сами евангелисты, не записано очень многого из того, что сотворил Христос и чему Он учил (см. Ин. 20:30, 21:25). И если мы нигде не находим записи о явлении Господа по Воскресении Пресвятой Богородице, это не значит, что этого не было. Несомненно, в Своей всеобъемлющей сыновней любви Он являлся Ей и имел с Нею самое глубокое общение. В этом не может сомневаться ни одно христианское сердце.

И вот ныне мы празднуем христианский женский день - день, когда в лице святых жен-мироносиц прославляется и превозносится женское сердце. Ныне мы празднуем святое право всех женщин на достижение самого высокого человеческого достоинства, неизмеримо более высокого, чем всякое достоинство политическое и гражданское, - право на святость, на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом. Ибо кто из земных правителей стоит выше равноапостольных Марии Магдалины и Нины, просветительницы Грузии? Кто из них стоит выше святых мучениц и великомучениц и огромного сонма преподобных жен? Это цвет человечества, это верх достоинства человеческого.

Всех святых, Своих ближайших учеников, Господь поставил для нас примером и образцом. Святым апостолам подражает весь христианский мир. Святым женам-мироносицам должен подражать весь женский христианский мир. Все женщины должны идти по тому же пути, по которому шли святые мироносицы, - по пути самой горячей преданности, самой беззаветной любви ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вы не можете непосредственно приносить Ему свои заботы и труды, как приносили святые жены-мироносицы, но разве вы не слышали, что Он сказал о нищих и всех страждущих? Разве не знаете, что в лице каждого бедняка и несчастного Господь стоит перед вами, ожидая ваших забот? В Своем слове о Страшном Суде Он осудил людей безжалостных за то, что они не накормили Его, когда Он был голоден, не одели, когда был нагим, не посетили в болезни и в темнице. И когда грешники с удивлением спросили Его: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» - Он сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:44-45).

Значит, и ныне каждому женскому сердцу, желающему излить любовь свою ко Христу, дана возможность это сделать. Заботы о меньших братьях Христа будут совершенно тем же служением Ему, какое несли святые жены-мироносицы, Мироносицами их называют потому, что они спешили ко Гробу с алавастровыми сосудами мира и ароматами, чтобы помазать Тело умершего Господа Иисуса Христа. А вам надлежит принести Ему золотые кадильницы, наполненные фимиамом милосердия к бедным и страждущим.

Идите же этим святым путем ко Христу вслед за святыми женами-мироносицами и дойдете до тех святых селений, где радуются они радостью вечной и бесконечной. Аминь.

http://www.troitsa-ivashevo.ru/sermons/r15-slovo-v-nedelyu-jen-mironosic.html

Слово в неделю святых жен-мироносиц

свмч Серафим Чичагов.pngСвященномученик Серафим (Чичагов)

Нынешний воскресный день определен Святой Церковью Христовою к ублажению памяти св. жен-мироносиц. Кто были жены-мироносицы? Все евангелисты прежде всего указывают на Марию, рожденную в Галилейском городе Магдалы, ту самую, из которой Иисус изгнал семь бесов. За такое благодеяние Мария Магдалина платила Господу пламенною любовью. Вторая мироносица - Мария Иосиева, мать Иакова и Иосии, следовала за Спасителем до самого гроба. Сын этой Марии, Иаков Алфеев, был одним из 12 Апостолов. Саломия была матерью сынов Зеведеевых, Апостолов Иоанна и Иакова. Кроме Марии Магдалины и Марии Иаковлевой, св. Апостол Лука указывает на жен-мироносиц - Иоанну и еще других, не называя их по именам (Лк, 24, 10).

Кто была эта Иоанна? Жена Хузы, домоправителя Иродова, исцеленная также Господом. По словам св. Апостола Луки, между женами была несомненно Сусанна (Лк. 8,1-3) и многие другие, которые служили Христу своим достоянием. Конечно, к числу жен-мироносиц принадлежали Мария и Марфа, сестры Лазаревы, столь пламенно любившие Господа.

Святая Церковь Христова ублажает память всех святых, и особенно дороги христианам эти жены-мироносицы, счастливые спутницы Христовы, которые служили Учителю не только своим достоянием, но и трудами рук своих, преданные Ему всем сердцем, страдавшие вместе с Господом, окружавшие Его не только во время путешествий, но и на крестном пути, на Голгофе, у самого Креста. Воспоминания о их самоотвержении, подвигах, о их несравненной и нежной любви ко Христу наполняют сердца верующих людей тою же любовию ко Господу и стремлением служить Ему до самой смерти!

Христос не выбирал жен-мироносиц и не звал их следовать за Собою, подобно Апостолам и 70 ученикам, но они сами пошли за Ним как за единою целию своей возрожденной жизни, как за вечной истиной, как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников и народных наставников. Они сами покинули свои дома, дела, имущество, семьи и пошли за Господом, радуясь, что хоть чем-нибудь могут быть полезными Христу и Его общине. Во время крестного шествия Христа на Голгофу только женщины-мироносицы плакали и рыдали. Господь услышал вопль жен и обратился к ним со словом утешения. Что должны были испытать эти любящие жены, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть возлюбленного Учителя?! Все ученики от страха разбежались, даже Апостол Петр, обещавший умереть с Иисусом и трижды отрекшийся от Него, и только Богоматерь с Иоанном Богословом и жены-мироносицы остались у самою Креста. Затем Богоматерь унесли на руках, ибо Она лишилась чувств, но Мария Магдалина и другие жены-мироносицы, которых толпа отодвинула от Креста, пребывали здесь до самого конца. Когда Сын Божий испустил дух, те же жены-мироносицы поспешили домой, чтобы уготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисусово во гроб. Они ушли только по наступлении совершенной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. И за свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены первыми из человеков получили удостоверение о Воскресении Христа и сделались первыми и сильными проповедницами, как познавшие это из уст Ангела. И так, возлюбленные матери, жены и сестры, пример благоговейных жен-мироносиц пред нами! Жизнь их многопоучительна и теперь для современных христианок. Они не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили.

По примеру жен-мироносиц многие христианские женщины впоследствии обратились с живою верою к вознесшемуся на небо Христу. В истории христианства мы видим множество матерей и жен, возлюбивших учение Христа и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, земную славу, почести, богатства, наслаждение мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитавших смерть отречению от Христа и Его заповедей. Мы знаем даже таких матерей, которые вели на казнь за Христа своих отроков и с радостью отдавали их в жертву людям, дабы прославить в Царствии Божием. Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями.

Святая Церковь и ныне с упованием смотрит на вас, благочестивых жен и сестер! Вы поддерживаете еще веру в ваших семьях и заботитесь об украшениях и благолепии храмов. Но в наше время является множество жен с небывалым еще в истории христианства направлением и состоянием духа. Я хочу сказать вам о тех, которые не находят себе никакой деятельности, томятся своею жизнью, жалуются на скуку и чистосердечно спрашивают всех: что им делать, чем заняться? Они признают в себе недостаток энергии, здоровья и отсутствие всяких стремлений, желаний, дарований и любви к чему бы то ни было. Точно на них не лежит никаких обязанностей, точно они не дочери своих отцов и матерей, не матери своих детей, не жены своих мужей!? Спрашивается: что делать тем, которые имеют на руках престарелых родителей и скучают? Покоить родителей и помогать им готовиться к переходу в загробную жизнь. Это ли не обязанность, не дело, не служба родителям, а главное - Богу? Что делать замужним женщинам? Сохранять то, что зарабатывают их мужья, создавать приятный очаг мужьям, воспитывать детей, блюсти в домах Дух Божий, быть примером христианской жизни для младших и служащих. Насколько дети окажутся подготовленными к духовной жизни и к борьбе со страстями, настолько жизнь их будет легче и избавлена от скорбей, испытаний и искушений. Но чтобы мать семейства могла свято исполнять свои важные обязанности, ей необходимы знание веры, искренняя вера, понимание любви Божией, любовь к Богу и неразлучная жизнь со Святою Церковью. У кого нет собственных детей, они могут посвятить жизнь чужим детям, часто бедствующим, заброшенным, осиротевшим, часто впадающим в грех по неведению. Спрашивают еще: где найти отдых от ежедневных забот и попечений? Странный вопрос для светского человека! Ведь столько в миру придумано развлечений и удовольствий, но надо признать, следовательно, что светские удовольствия не развлекают и не дают отдыха, а только денежно разоряют. Оно, несомненно, так. Поэтому пусть эти жены и девицы научатся истинной жизни у прежних христианок, у своих предков, которые находили покой и отдых в духовном чтении, в молитве, в церковной жизни, в благотворительности, в просвещении народа. Возлюбленные сестры во Христе, помогайте пастырям, служите Господу! Аминь.

http://вознесение.рф/propovedi/slovo-v-nedelyu-svyatykh-zhen-mironosits.html

Неделя святых Жен-мироносиц.

Святейший Патриарх Кирилл

2014 год

патр Кирилл.png

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Второе Воскресение после Пасхи на языке церковного Устава именуется Неделей мироносиц. В этот день Церковь торжественно вспоминает жизненный подвиг женщин, которые сопутствовали Спасителю. Мы знаем не все имена мироносиц — Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия. Но, наверное, этих женщин было больше. Они вместе с апостолами окружали Спасителя, вместе с Ним шли трудными дорогами Иудеи и Галилеи. Не боясь ничего, они вместе со Спасителем были в страшные дни Страстной недели в Иерусалиме, неотлучно пребывая со своим Учителем. И даже тогда, когда все апостолы, кроме Иоанна, в страхе разбежались, у них была сила вместе с Пречистой Матерью Спасителя стоять рядом с Крестом.

Мы мало знаем о том, что действительно совершали жены-мироносицы, но они не были обычными спутниками. Каждый может представить себе нечто подобное: если все силы отдаются на служение великим целям, важным задачам, большому и нужному для людей труду, то разве остается время на самого себя? Но человек не может быть один, он нуждается в помощи в быту, он нуждается в той самой необходимой помощи, которая поддерживает его силы для совершения важных дел. И мы знаем, что в нашей жизни всегда есть кто-то рядом, кто берет на себя эту ношу безымянного труда.

Святые жены-мироносицы, о которых мы почти ничего не знаем из Евангелия, кроме того, что сегодня читалось за богослужением, несли на себе эту ношу безымянного труда. Они помогали Спасителю, они помогали апостолам, они были их поддержкой, разделяя с ними их труды. И хотя в Евангелии ничего об этих трудах не сказано, все-таки мы можем из Евангельского повествования сделать вывод об особой близости Спасителя к женам-мироносицам. Ведь именно они были первыми свидетелями Воскресения, не апостолы, а жены-мироносицы, которые рано утром, почти ночью, не боясь темноты, не боясь возможных притеснений от иудеев и от кустодии ― стражи, которая была приставлена ко гробу Спасителя, пошли, чтобы помазать Тело Господа. Идут и рассуждают между собой: «Кто нам отвалит камень от двери Гроба?» Ведь не обладали такой физической силой эти женщины, чтобы отвалить огромный камень от гробовой пещеры. И, казалось бы, зачем они тогда идут? Ведь этот труд бессмыслен, им не сделать того, что они хотели ― не помазать Тело Иисуса. Но они идут и обретают камень отваленным, и видят пустой гроб и лежащие пелены, и становятся первыми свидетелями Воскресения Христова.

Для всех нас, кто знает Евангельскую историю, это знак особой милости Божией, это знак, может быть, особой благодарности Спасителя тем женам, что были с ним. Но они, наверное, не поняли всего того, что происходило, и со смирением побежали к апостолам, и рассказали им, что Гроб пуст. Но для нас то, что произошло на заре третьего дня после кончины Спасителя, является великим знаком благодарности Господа женам-мироносицам, признательности им за их апостольский труд, за то, что вместе с Ним и со святыми апостолами почти незримо, ни для кого невидимо и безвестно они несли свое жертвенное служение.

Как я уже сказал, и в нашей жизни очень много людей ― чаще всего это женщины ― которые несут на себе незримый труд. Кто знает, что происходит в доме, что там за работа, что нужно сделать, сколь велик этот труд? Обычно семью оценивают по тому, что делает муж, какое положение он занимает, какие великие дела он совершает, а труд жены, труд сестер, труд матерей, труд близких людей ― как бы на втором плане, он незаметен. Но ведь на самом деле, если бы не было такого труда, то не было бы и никаких других великих трудов. Уж если Господу и апостолам нужны были мироносицы, чтобы совершать свое служение, кольми паче этот труд нужен всем нам, особенно же тем, кто не имеет возможности выполнять необходимую в быту работу, делая все, чтобы другой труд был успешен.

Господь оценил этот труд святых жен, первым явившись Марии Магдалине, соделав их, мироносиц, первыми свидетелями Воскресения, дав им мужество простоять около Креста вместе с Его Пречистой Матерью. И сегодня мы прославляем жен-мироносиц за их безымянный труд, за подвиг их жизни, равный апостольскому подвигу. И это прославление должно помочь понять многим из нас значение труда женщин и в нашем обществе, когда кроме необходимых домашних дел на многих из них возлагается огромная ответственность в связи с теми многообразными задачами, которые сегодня женщины решают в обществе, в каком-то смысле, оставаясь до сих пор опорой нашего народа — и не только семей, но и всей нации. В первую очередь это духовная опора, ведь именно женщины-мироносицы не разбежались от Христа во время гонений в нашей стране. Они не покинули тех преемников апостолов, которые восходили на свои голгофы, они сами восходили на голгофы, при этом стремясь сохранить веру в своих детях и внуках и передать эту веру последующим поколениям. Великое историческое и спасительное деяние было совершено нашими бабушками и матерями, которые не убоялись гонителей, но послужили Господу до последнего своего издыхания.

И о другом очень важном подвиге сегодня мы вспоминаем ― о подвиге тайных учеников, об Иосифе и Никодиме. Это были люди высокого положения. Из-за этого они не могли открыто быть со Спасителем, но душой тяготели к Нему. Никодим ночью приходил к Господу, чтобы слышать Его слова. Эти тайные ученики были вместе с явными, но не могли эту свою приверженность Спасителю, это послушаение Ему выражать открыто, потому что это открытое выражение, общение со Спасителем не принесло бы пользы ни им, ни апостолам. Но, будучи тайными учениками, они могли многое делать, и старались делать. В тот момент, когда достигли они некоего момента истины, когда уже всякие человеческие мысли о целесообразности сохранять тайну ушли, Иосиф с Никодимом просят Тело у Пилата, снимают Спасителя с Креста, видимым образом отождествляются с Ним, принимая на себя весь этот крестный срам, весь этот крестный позор, все это крестное уничижение, поставляют себя как бы вне той самой общественной элиты, которая и распяла Спасителя, становятся открытыми учениками, погребая Тело Господа своего.

Вот также и в истории нашей страны. Тогда, когда люди сколько-нибудь значительного общественного положения не имели возможности придти в храм, лоб перекрестить открыто, но многие из них сохраняли веру, оставаясь «тайными учениками», помогая страждущей Матери-Церкви иногда так эффективно, что гонители и понять не могли, откуда эта поддержка у гонимой Церкви. А она исходила иногда с таких общественных и политических верхов, в которых невозможно было даже представить присутствие «тайных учеников». Но все это было, и в какой-то момент кто-то из них стал учеником явным, а кто-то так и ушел ко Господу, сохранив свою тайну

Если почитание святых жен-мироносиц учит нас внимательному и благодарному отношению к тем, кто творит безымянный труд, если пример жен-мироносиц заставляет нас с благодарностью и уважением относиться к любому труду, то пример тайных учеников учит нас воздерживаться от осуждения. Мы иногда с легкостью осуждаем людей, судим их за то, что вот, мол, не верят в Бога. Но никому не дано знать того, что происходит в глубине человеческого сердца. И сегодня существуют «тайные ученики» Господа, которые по разным причинам и по разным обстоятельствам не готовы еще открыто просить Тела у Пилата, не готовы еще открыто отождествить себя с учениками Спасителя, но которые незримо, но действенно помогают Господу в Его спасительном служении среди нашего народа.

Вспоминая святых жен-мироносиц, с благодарностью вспомним наших женщин-христианок, несущих невидимый, иногда внешне незаметный, но важный труд, без которого никакие иные труды не могут быть успешными. Вспомним и помолимся о «тайных учениках» Господа, которые по каким-то причинам еще не могут быть учениками явными, но и в тайне своей совершают добрые дела и ревностное служение Господу. Пусть память о святых женах-мироносицах и о тайных учениках Спасителя всех нас умудрит и поможет нам со вниманием и любовью, и с признательностью относиться ко всем, кто видимо и невидимо служит делу Божию. Аминь.

http://semyaivera.ru/2015/04/26/nedelya-svyatyih-zhen-mironosits-propoved/




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс