Материалы


Проповеди в Неделю 6-ю по Пятидесятнице

Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице

митр владимир сабодан.pngМитрополит Владимир (Сабодан)

В порядке евангельских чтений святая Церковь в нынешний воскресный день предложила нам повествование об исцелении Спасителем расслабленного в Капернауме. Это евангельское чтение предлагается верующим дважды в году. Уже одно это обстоятельство показывает, сколь назидательна предлагаемая священная повесть и как важно для христианина остановить на ней свое внимание.

Владыка Христос являет над немощным человеком двойную милость - дар прощения грехов и дар исцеления.

Все Евангелие наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Божия по отношению к бедствующим и заблуждающимся людям, и там же возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий бывают грехи, это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот корень всех зол и самого великого зла - смерти, временной и вечной. Потому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже тело. “Чадо, - говорит Он расслабленному, - прощаются тебе грехи твои” (Мф.9,2). А это значит, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них, прося у Бога прощения и оставления. Плотские страсти порабощают, оскверняют, удаляют душу от Бога и в конце концов часто приводят нас не только к болезни, но и к гибели.

Чтобы понять величие дара расслабленному - прощение Господом грехов его, уясним себе еще раз, какое несчастье и какая пагуба для человека есть грех. Грех есть беззаконие (1 Ин.3,4), т.е. нарушение Божьего закона, данного человеку, и прежде всего, закона любви к Богу и ближнему; восстание против Бога, Его величия и святости, неповиновение Ему и сочетание с диаволом, зачинщиком всякого греха; восстание человека грешника против себя, своей души и тела, против совести. Грех есть искажение в нас образа Божия. Грех есть нечистота, прелесть вражия, постыдный плен, скорбь и адская тьма, нравственный хаос, расслабление душевное и телесное, вольный и страшный недуг и, если грешник не раскается, - окаменение сердца и смерть.

Грех подвергает нас смертельным болезням и бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло, но и потому, что удаляет нас от Бога, источника жизни и добра, с удалением Которого, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращается (11с. 103,29). Грех влечет за собой праведный Божий гнев и возмездие. Возмездием же за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть (Рим.6,23). Потому апостол восклицает: горе и беда всякой душе человека, делающего зло (Рим.2,9).

Когда Сын Божий уничтожил главную причину болезни расслабленного-простил ему грехи, то естественно должна была прекратиться и болезнь этого человека-он выздоровел. “Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха” (Пс.31,1-2).

Почему же Господь исцелил расслабленного и за что?-За веру носильщиков и его самого: “Видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои; встань, возьми постель твою, и иди в дом твой” (Мф.9,1-7; Мк.2,1-12). Вот что значит вера. За одну веру - избавление от скольких зол. Имейте же веру Божию, призывает нас слово Божие, если же кто не имеет, то пусть просит ее у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему (Иак.1,5).

С верою - блаженна жизнь. Имея веру, человек избавляется от грехов и удостаивается Божественного мира. Вера есть неоценимое, нетленное сокровище небес. Кто верует, тот живет во свете, тот старается жить свято,-всячески бережется греха, если же согрешает по немощи, то немедленно приносит Богу покаяние.

За покаяние и веру в искупительные страдания Господа нам даруется прощение грехов, а вместе с этим - забвение прошлого, облегчение совести, бодрость, подъем духа для большего нравственного восхождения. Тогда появляется сознание особой нравственной силы и уверенности: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”, - говорит Апостол (Флп.4,13).

Верою в Бога и искренним к Нему обращением надо врачевать свою грехами расслабленную душу и тело. Только видя веру нашу, Милосердный Господь скажет: “Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои, встань... и иди” (Мф.9,2,7).

Аминь.

http://mv.ipodiakony.org.ua/slovo-pastyrya/propovedi/voskresnye/384-rasslablennyj-propoved-v-nedelyu-6-yu-po-pyatidesyatnitse


Проповедь на Неделю 6-ю по Пятидесятнице

архим Зосима Шевчук.pngАрхимандрит Зосима (Шевчук)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие, в Евангелии от Матфея, которое читал диакон сегодня, говорится следующее, поясню Вам славянский текст на русском языке:

Из страны Генисаретской, Христос, изгнав бесы из беснующегося в стадо свиней, вошёл в лодку, и переправился обратно и прибыл Он в город Свой. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели, то есть парализованного человека - четверо друзей его. Под "Своим городом" Матфей разумеет Капернаум, потому что Господь жил там. Родился Он в Вифлееме, в Назарете же воспитывался, но Капернаум был Его всегдашним местожительством. Этот расслабленный-другой и не тот, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, потому что тот лежал при "овчих воротах" в Иерусалиме, а этот был в Капернауме; тот не имел человека, а этого несли четверо, как говорит Марк, так что и сквозь кровлю спустили, о чем не упомянуто у Матфея. Возможно этот человек, лежащий на одре был совсем слаб, не мог сам и говорить и просить о чём-либо, он может быть не мог даже высказать вслух свою веру в возможность собственного исцеления, попросить исцелить себя. Всё сделали его друзья. Они решали за него. Взяли и отнесли его ко Христу.

И видя Иисус веру их, то есть принесших, так как Он часто чудодействовал и ради веры приходящих или же страждущих, Христос сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Он называет исцелённого "чадом" - или как создание Божие, или как уверовавшего, показав, что расслабление произошло главным образом от грехов, поэтому, прежде всего, отпускает их.

При этом некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Он показывает Себя Богом уже тем одним, что знает их помышления, и при этом обличает их, как бы это говоря: "Вы думаете, что я богохульствую, так как присваиваю Себе право отпускать грехи, но, врачуя тела, Я удостоверяю вас, что смогу исцелить и души,- делом, которое гораздо легче, но которое обычно считается более трудным, докажу и отпущение грехов – дело, которое поистине великое, но вам кажется более легким потому, что оно невидимо"…

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Христос приказал больному нести свою постель, чтобы не подумали, что случившееся было только делом призрачным, и вместе с тем и для того, чтобы народ, который считал Христа простым человеком, хотя и большим многих, увидел чудо истинное. Но что особенно потрясает в этом рассказе, то это та любовь, которая связывала этих 5-ть человек: расслабленного и его друзей. Возможно от юности своея, этот человек смог завоевать сердца своих друзей и они стали ему такими близкими, что большую часть своего времени и своих сил отдали тому, чтобы помочь другу в его тяжёлой болезни. Господь – Сам любовь, откликнулся Своей любовию и милосердием на любовь друзей, воззрел на их веру, и ради высоты этой дружбы, верной и преданной – исцелил болящего

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Господь призвал его не вместе с Петром и Иоанном, но когда увидел, что он уверует. Так и Павла Христос призвал после того, когда пришло время. Нужно удивляться евангелисту Матфею, как он обличает свою жизнь, хотя другие скрыли его настоящее имя, называя его Левием. Что же касается того, что он был обращен одним только словом, то это дело Божие.

И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидевши то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Очень обрадованный посещением Христа, Матфей призвал мытарей, и Христос, чтобы принести им пользу, ел вместе с ними, несмотря на то, что Его порицали за это. Ибо фарисеи, желая оттолкнуть от Него учеников, осуждали то, что Он общается в пище с мытарями.

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Я пришел теперь, говорит Господь, не как Судья, но как Врач: поэтому и смрад терплю. Словами же "пойдите, научитесь" обличает их и как невежд: так как вы до сих пор не научились, то хоть теперь пойдите и узнайте, что Бог выше жертвы ставит милосердие к грешникам. "Ибо Я пришел призвать не праведников", - говорит, укоряя их, то есть: Я пришел призвать не вас, которые оправдывают самих себя, так как нет ни одного человека праведного; Я пришел призвать грешников, однако не для того, чтобы они оставались грешниками, но чтобы покаялись.

Для нас уроком является и окончание этого трогательного рассказа. Господь показывает нам силу Своей любви, которая проникает до самого падшего человеческого сердца, Он учит нас тому, чтобы и мы искали возможности вместить в своё сердце Его сострадание к падшему человеческому естеству, проявляя его к конкретным людям, которые нас окружают, чтобы мы миссионерствовали, делились своей верой с окружающими, даже с теми, кто не может сказать, как порой говорим мы: «Господи, Верую! Помоги моему неверию…». Мы призваны с Вами к такой конкретной любви к ближним нашим, чтобы видя её, сродняясь с нами, они могли бы знать, что если они сами не способны идти ко Христу, мы – понесём их на себе, своим участием, своей верой и своими молитвами. Тогда и мы исполним то, что заповедал нам Бог-Слово: «Потому узнают, что Вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Аминь.

http://stgeorgy.ru/ArticleDetailed.aspx?ID=22

Проповедь в неделю 6-ю по Пятидесятнице.

прот Василий Стойков.pngПротоиерей Василий Стойков

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны(Рим.12:10-12). В этих немногих словах, которые мы слышали сегодня в Послании святого апостола Павла к Римлянам, преподаются нам очень важные истины. Святой апостол Павел в своих наставлениях раскрывает смысл и значение учения Самого Господа и Спасителя нашего и предлагает нам те правила, которые должны быть поставлены во главу угла нашей жизни и поведения на всех путях нашего бытия.

В самом деле, дорогие братья и сестры, если вдуматься в смысл и занчение вот этих слов святого апостола Павла, то мы увидим как они важны, как они необходимы для исполнения в нашей повседневной жизни.

Будьте братолюбивы- что значит быть братолюбивым? Это значит проявлять любовь к окружающим нас людям. Господь сказал, что нужно любить ближнего, как самого себя. Святой апостоло Павел, как бы разъясняя смысл и значение этой необходимой заповеди, говорит относительно братолюбия, предполагая, что мы знаем, о том как происходит жизнь в каждой семье. В семье нормальной, благочестивой, потому что семья — это малая Церковь, она является образом того, как должны осуществляться наши взаимоотношения в большой христианской семье. Все Христиане — это большая семья, которая составляет тело Церкви, а тело Церкви возглавляет Сам Господь наш Иисус Христос. Используя образ семьи, святой апостол Павел имеет в виду, что в семье братья и сестры любят друг друга, понимают друг друга, стремятся к тому, чтобы помогать друг другу в каких-либо неблагоприятных обстоятельствах. Святой апостол Павел в другом месте в своих посланиях говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»(Гал.6:2). Какой закон? Закон любви, потому что любовь должна быть жертвенной, т. е. человек должен в какой-то степени ограничивать себя ради ближнего. И вот эти бремена или тяготы, как сказано в славянском тексте, необходимо носить для того, чтобы исполнить закон Христов, потому что Господь сказал, что необходимо любить ближнего, как самого себя.

Как сказано в Священом Писании, «Никто никогда не имеел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29). И вот это тепло христианской любви должно простираться на всех людей. И поэтому святой апостол Павел указывает на то, что необходимо не просто отвлеченно проявлять свою любовь, а деятельно, как он сказал «бремена друг друга необходимо носить». Если встречаются какие-то препятствия, какие-то невзгоды, то нужно разделять эти невзгоды с нашими ближними, на которых мы должны смотреть, как на родных братьев и сестер. Святой апостол Павел говорит также, что необходимо «радоваться с радующимися и скорбеть со скорбящими», т.е разделять и радость и скорбь, потому что радость, если она разделяется — она усугубляется и одухотворяется. Если это скорбь, то она уменьшается, когда разделяется другими людьми. Очень важно, когда человек скорбит, он не должен отчуждаться от других людей. Ему наоборот необходимо стремиться к тому, чтобы сближаться с теми людьми, которые его знают, которые помогут ему своим участием или своим словом уменьшить ту скорбь,которая постигает человека.

Скорби неизбежны в нашей жизни. Это мы знаем на личном опыте. Скорби, конечно, бывают разные: бывают временные, бывают более постоянные, бывают малые, бывают и большие скорби, в зависимости от того, как это происходит в жизни и в зависимости от того, как человек воспринимает скорби потому что, когда человек преувеличивает скорби, когда он только замыкается в себе и думает, что он самый несчастный человек, что вокруг него только одни благоденствующие люди, а не старается вникнуть в то, что другие люди тоже страдают и даже, так называемые, благоденствующие имеют какие-то неизвестные нам скорби и печали, но о которых мы не знаем, а думаем, что вот они благоденствуют и иногда даже проявляем чувство зависти по отношению к ним, не понимая, не зная, не ведая о том, что и они тоже не лишены личных скорбей и переживаний.

Святой апостол Павел далее, как мы слышали, говорит относительно того, что необходимо «предупреждать друг друга в почтительности» — это соответствует тому, что говорил Сам Господь: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», т. е. Господь требует, чтобы мы не ожидали, чтобы люди делали нам добро, а сами, прежде всего делали это добро другим людям. И святой апостол Павел в соответсвии с этим говорит, что нужно «предупреждать в почтительности друг друга», т. е. быть впереди, а не отвечать на соответсвующее отношение к нам других людей.

«В усердии не ослабевайте», — говорит святой апостол Павел. Что это означает? Это означает, что мы не должны только так время от времени проявлять какие-то добрые чувства по отношению к нашим ближним, а быть усердными и не ослабевать, т. е. всегда памятовать о том, что наши ближние, как и мы сами, нуждаемся в участии со стороны других. Поэтому в усердии добродетели не нужно ослабевать, но проявлять его соответсвующим образом.

Далее святой апостол Павел говорит относительно того, что «Богу служить», и при чем служить с ревностью, не быть теплохладным, а осуществлять свое служение с надлежащей ревностью, стремлением, с «пламенем духа», чтобы сделать все возможное, что зависит от человека. Но служение Богу, конечно, сопряжено со служением ближнему — это не разделяется, потому что, как сказал Сам Господь, что любовь к Богу и ближнему — это заповедь, на которой основывается весь закон и пророки. Эта двуединая заповедь должна быть всегда у нас в памяти, чтобы мы ею руководствовались. Поэтому «служить Богу» — это означает также служить людям, ради Господа, во славу Божию, не ради каких-то личных расчетов, а, именно, во Славу Божию.

Далее святой апостол Павел говорит, что необходимо «утешаться надеждою». Что это означает? Утешаться надеждою, проявлять терпение в скорбях и пребывать в непрестанной молитве — это три повеления святого апостола Павла, которые тесно связаны между собою. «Утешаться надеждою» необходимо в личных скорбных обстоятельствах, поэтому святой апостол Павел соединяет вот эти три повеления, три наставления, что необходимо быть терпеливыми в скорбях, молитву иметь постоянную, чтобы укрепляться благодатью Божией.

Надежда на Бога — это якорь спасения, это якорь среди бурного житейского моря. Когда мы плывем по этому бурному житейскому морю, то, как корабль в море нуждается в надежном якоре, так и мы в жизни нуждаемся в надежном якоре, которым является надежда. Надежда, конечно же, на Бога, потому что Сам Господь через пророков говорит: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс.145:3), хотя, возможно, мы и можем ожидать какой-то помощи со стороны ближнего — это естественно, потому что, если святой апостол Павел говорит о необходимости «быть братолюбивыми», то это означает, что это взаимная любовь, взаимная поддержка в различных обстоятельствах жизни.

Скорбь, как мы знаем, неизбежна, но причины скорбей бывают различные. Вот человек потерял своего ближнего, которого любил и считал своим другом, а друг перестал быть таковым: он изменил своей дружбе, не только изменил, но и оклеветал человека, проявил такое недружелюбное деяние и, конечно, это вызывает скорбь. Человек ожидал от своего друга всего самого лучшего, а тут неожиданно проявилось какое-то бессердечие и даже то, что является весьма пагубным для человека. Он ожидал добра, а в замен получил самое неблагоприятное для него отношение. Или вот другой пример (конечно примеров очень мно): у родителей заболел ребенок. Очень тяжкая болезнь посетила его, и врачи говорят, что ребенок скоро скончается. А родители, вместо того, чтобы обращаться к Богу с молитвами, утешать себя и давать утешение болящему, переживают сами в себе эту скорбь, которая постигает их, и не находят выхода. Они сами себя загоняют в тупик этого переживания, впадают в уныние иногда даже в отчаяние, сами доходят до болезни, потому что своим таким неразумным переживанием они ничего не могут сделать для своего больного дитяти, а только поражают свое сердце, таким образом усугубляя свою личную болезнь. Когда человек скорбит, нужно не убегать от людей, а общаться с людьми, общаться с Господом. Почему? Да потому что, если мы общаемся с людьми, делимся своим горем, то, как сказано разделенное горе значительно уменьшается. А когда мы обращаемся к Господу, то тем самым мы вселяем в себя надежду, о которой говорит святой апостол Павел : «утешаться надеждою», потому что только надежда на Бога поможет убавить ту сердечную скорбь, которую человек испытывает. Человеческие слова часто бывают недостаточны, чтобы утешить скорбящего, а Господь утешает, потому что Он милосерден, Он дает силы, чтобы переносить всевозможные жизненные испытания в том числе и те скорби, которые связаны с болезнями близких нам людей.

Вот это всегда очень важно помнить, дорогие братья и сестры, что не нужно замыкаться в себя и аккумулировать в себе ту скорбь, которая посетила, потому что это не приводит к благоприятному исходу. Человек должен делиться тем, что наболело у него в душе, для того чтобы облегчить, освободить себя от того, что гнетет его душу. И это возможно в общении с людьми, которые благорасположены к скорбящему человеку. В особенности же необходимо обращаться к Богу и просить небесной благодатной помощи. Вот почему святой апостол Павел прямо и говорит, что необходимо утешаться надеждой и быть постоянным в молитве. Молитва — это общение с Господом, поэтому святой апостол Павел и соединяет эти три наставления: утешаться надеждою, быть терпеливыми в скорбях, быть непрестанными в молитве». Терпение, о котором говорит святой апостол Павел, это не какое-то пассивное состояние. Терпение — это состояние активное, которое должно побуждать человека преодолевать те препятствия, которые встречаются в жизни, умягчать те скорби, которые посещают человека, и это во многом зависит от самого человека, если он обращается за помощью к Господу и действительно в надежде на Господа видит достаточное утешение.

Будем же, дорогие братья и сестры стремиться к тому, чтобы эти наставления святого апостола Павла всегда были в памяти, в нашем уме, в наших сердцах, для того, чтобы мы руководствовались ими в своей повседневной жизни.

Будем же братолюбивы, как призывает нас святой апостол Павел, будем предупредительны в почтении друг к другу, будем стремиться к тому, чтобы служить Богу ревностно и ближнему своему во славу Божию, стремиться к тому, чтобы в постигающих нас испытаниях иметь утешение надеждою, терпение в скорбях и постоянную молитву.

Аминь.

http://inmil.ru/propoved-v-nedelyu-6-yu-po-pyatidesyatnice/








Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс