Материалы


Проповеди в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице: Невозможно любить Бога, если не любишь ближнего

митр Климент Капалин.pngМитрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин)

Главная тема нравственной проповеди Христа – это любовь. Человек без любви, даже если он обладает другими дарами, по словам апостола Павла, «ничто», и от разнообразных его подвигов ему нет «никакой пользы». Даже Бога невозможно любить, если не любишь ближнего (см. 1 Ин. 4, 20).

Но любовь это не просто слова «я тебя люблю», произнесенные человеком, а его внутреннее состояние, которое выражается в первую очередь в отношении к окружающим. Все особенности проявления любви апостол Павел выразил в следующих словах: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1 Кор. 13, 4–5). Если же в сердце присутствуют зло и ненависть, там нет любви, даже если человек говорит ласковые слова и проливает слезы.

В одной из последних бесед в Капернауме о любви и преодолении вражды и злопамятства Христос рассказывает притчу о немилосердном заимодавце. Она читается на Литургии в это воскресенье.

Человек, получивший полное прощение своих огромных долгов – 10 000 талантов (один талант был равен 44,8 кг серебра), «нашел одного из товарищей своих, который должен был ему 100 динариев» (динарий – монета весом 3–4 грамма серебра), «схватив его, душил», требуя немедленного возвращения долга, «и посадил его в темницу».

Однако финал для этого немилосердного заемщика оказался весьма печальным. Государь, узнав о произошедшем, «призывает его и говорит: злой раб! весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?.. и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18, 24–34).

В притче показано абсолютно иррациональное поведение заемщика. Пережитый страх застилает глаза этому человеку, и он проецирует свои долговые отношения с царем на взявшего у него взаймы смехотворную сумму товарища. Теперь он вершитель судьбы своего ближнего, он выносит ему приговор, и приговор немилосердный. Не имея опыта настоящей любви, этот человек, милосердно прощенный царем, не последовал его примеру и обрек своего товарища на страдания.

Этот пример актуален и в наши дни – время усилившейся богопротивной человеческой вражды, клеветы и противостояния. И только подлинная любовь, пример которой явил нам Сам Господь, принеся Себя в жертву за спасение всего мира, может разрушить вражду между людьми.

Каждый человек способен любить Христовой любовью, но приобретается она подвигом. «Трудно найти такого , который бы любил ближнего искренно и как должно – для Христа», – воздыхает святитель Иоанн Златоуст. «Весьма многие соединены между собою житейскими видами. Это открывается из причин, производящих вражду. Так как они соединены между собою преходящими выгодами, то поэтому любовь их не имеет ни пламенности, ни постоянства; напротив, каждая обида, или потеря денег, или зависть, или любовь к тщеславию, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня», – сетует константинопольский пастырь. «Если бы был такой корень, то ничто бы житейское не могло разрушить духовного. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто, – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью , никогда не оставит ее. Потому и Павел сказал: любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 8)», – заключает святитель.

Должник из евангельской притчи – яркий пример того, насколько разрушительна злоба. Святитель Иоанн Златоуст взывает: «Слушайте, безжалостные и жестокие! Вы жестоки не для других, но для самих себя. Когда ты питаешь злобу, то знай, что ты питаешь ее к самому себе, а не к другому, обременяешь самого себя грехами, а не ближнего».

В притче изложено настоятельное требование Христа ко всем нам: мы должны видеть свою неправду, осознавать свои долги, ценить милосердие, явленное по отношению к нам, прощать других и измерять отношения с ближними любовью. Чувствовать свою греховность нужно для того, чтобы понятно было, почему мы должны прощать других. Прощать же других от чистого сердца мы сможем тогда, когда будем иметь к ним любовь.

Христианин должен помнить Христову любовь ко всем людям, даже к Его распинателям: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Нужно стараться противостоять злу, очистить свое сердце от лукавых расчетов, увидеть хоть частицу правды в действиях других и научиться измерять отношения с ближними любовью.

http://eparhia-kaluga.ru/mitropolit-kliment/propovedi/4881-mitropolit-kaluzhskij-i-borovskij-kliment-slovo-v-nedelyu-11-yu-po-pyatidesyatnitse-nevozmozhno-lyubit-boga-esli-ne-lyubish-blizhnego.html

Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице

иг Максим Рыжов.pngИгумен Максим (Рыжов)

Мф., 77 зач., 18:23-35

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Господь, Начало и Творец всего, по Своей неизреченной любви сотворил Небо и Землю, растения, птиц и животных, создал человека и дал ему все необходимое для блаженной жизни, служения Богу и прославления Его. Он cошел на землю и Своими Крестными страданиями искупил грехи падшего человека.

По Своем Воскресении Господь Иисус Христос обещал вечное пребывание в раю всем, кто следует за Ним, соблюдая заповеди о любви к Богу и ближним. Живя в этом мире, человек пользуется дарами Божиими, а также опытом, накопленным всем человечеством, результатами трудов других людей, помощью и поддержкой ближних. Помня все это, мы должны понимать, насколько мы обязаны Богу и ближним.

Но очень часто и в молодости, и в зрелом возрасте, и в старости человек начинает возмущаться и бунтовать. С этим мы сталкиваемся то и дело: в храм приходит много людей, которые не понимают, что своей жизнью и своим существованием они обязаны Богу. Они возмущаются, ищут какой-то справедливости, уважения к себе, стараются жить по своим принципам. На основе этого возмущения нередко возникают различные учения, партии, которые живут по своему уставу, по собственной «библии», по вымышленным, ложным законам. И это не ново, все это было с самого начала человечества. Еще Адам пытался выяснять какие-то отношения с Богом, оспаривал свои обязанности, пытался обвинить в чем-то Бога. Часто человек не осознает, что за малый труд ради Бога он получит благо вечное, о котором говорит апостол: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9).

Мы сегодня слышали евангельскую притчу о нашей человеческой неблагодарности. Был один заимодавец, который призвал своего раба, задолжавшего ему огромную сумму: в Евангелии называется сумма, которой в те времена не владели даже князья и цари. Однако господин простил этому рабу весь долг, а тот пошел, нашел своего товарища, который должен был ему совсем немного, стал требовать с него этот малый долг и посадил за неуплату в темницу, за что и был наказан господином. Евангелие напоминает нам, чтобы мы, будучи людьми грешными, не забывали о том, что наши долги перед Богом – это огромная, ничем не искупаемая сумма наших грехов, нашего непослушания, нашей лени. Мы же забываем об этом, пытаемся кого-то осудить, кого-то наставить на путь истинный, часто делая это по своей злобе, а не по любви.

В одной из древних летописей есть рассказ о том, как к епископу привели женщину, которую взяли в прелюбодеянии. В то время в христианских общинах епископ исполнял роль судьи и должен был ее судить. Епископ попросил принести ему кусок холста, отдал его женщине и сказал: «У тебя будут трудные роды. Если ты умрешь, этот холст будет тебе саваном; если останешься в живых – он пригодится твоему младенцу». После этого он отпустил женщину. А так как он судил не один, а вместе с избранными людьми и многие ждали наказания для согрешившей женщины, то одна мнившая себя благочестивой девица закричала: «Этот епископ неправ! Он безумный!» Епископ ответил: «Я много лет провел в пустыне, чтобы быть “безумным” и отвергнуть мирскую справедливость». Своим решением он напомнил согрешившей женщине о смерти, о мимолетности жизни, надеясь, что она будет сокрушаться и плакать о своем грехе, будет просить у Бога покаяния в ожидании того, что Господь ей пошлет.

Известны и другие случаи. В одном храме прислуживали две девицы, бывшие сестрами и выполнявшие различную работу по храму. Они много трудились, но постоянно кого-то осуждали. Практически всех, кто приходил в храм, они своими злыми языками осуждали, пытались чему-то научить, делая это не по любви, а по своей гордыне и злобе. В древности был обычай хоронить тех людей, которые служили при храме и посвятили этому всю свою жизнь, внутри храма. После кончины сестер их похоронили в храме. И когда совершалась Литургия, то все видели, как из их гробниц поднимались две тени и после слов священника «оглашенные, изыдите» удалялись из храма. Об этом происшествии доложили епископу. Епископ собрал всех тех, кого осуждали эти покойные девицы, совершил службу, после которой вместе с народом вознес молитвы о прощении этих двух безумных девиц, считавших себя выше других и начавших уже здесь, на земле, боготворить себя, тем самым лишая себя христианского звания рабов Божиих, рабов Христовых. Лишь после этого всеобщего прощения тени из гробниц перестали появляться. Это означало, что Господь простил их и принял в Свои обители.

Нам, дорогие братья и сестры, Церковь напоминает евангельской притчей о том, что своим существованием, своей жизнью мы обязаны Богу; что перед Ним мы всегда в долгу, всегда виновны. Что мы должны смирять в себе бунтарский дух, живущий в каждом из нас и проявляющийся в разное время и в разном возрасте, не забывая, что все наши болезни, наши трудности и все происходящее с нами в этой временной жизни – лишь вехи на пути либо к Богу и Царствию Небесному, либо прочь от Него. Не будем предаваться унынию и нерадению. Постараемся следовать учению святых отцов, говоривших, что должно держать свой ум во аде, сознавая свои немощи и грехи, но не отчаиваться, а надеяться на милость Божию. Станем больше следить за собой в повседневной жизни, тем более что мы не имеем церковного послушания наставлять других, постараемся исправляться и смиряться перед Богом, и готовить себя к вечности, ибо жизнь наша очень коротка. Аминь.

http://www.hram-vsr.ru/index.php?catid=76:dukhovnye-nastavlenija&id=1786:slovo-1786&Itemid=122&option=com_content&view=article


Проповедь  в Неделю 11-ю по Пятидесятнице. Притча о немилосердном должнике.

прот Георгий Климов.jpgПротоиерей Георгий Климов

Всех вас с воскресным днём, дорогие братья и сёстры! Сегодня мы с вами слышали притчу нашего Спасителя о должнике, который был должен своему господину десять тысяч талантов (Мф. 18, 23-35). (Славянское слово «тьма» переводится на русский язык именно как «десять тысяч».)

Притча повествует нам о том, что господин этот долг своему должнику простил, хотя сначала хотел наказать его. Но когда тот упал ему в ноги и просил слёзно, чтобы ему простили долг и не сажали его в темницу, то, как говорит Священное Писание, господин сжалился, т. е. умилостивился над ним, и простил ему огромный долг. Но как только прощённый вышел из темницы, он тотчас пошёл к своему другу (по-славянски «клеврету»), который должен был ему сто динариев, и начал требовать от него, чтобы тот вернул ему долг. Тогда друг так же, как прежде и он, упав ему в ноги, просил не наказывать его и простить долг. Однако прощённый должник не сжалился над ним, попросив посадить в темницу до тех пор, пока не отдаст всего долга. Такая вопиющая несправедливость заставила друзей прощённого должника обратиться к господину и пожаловаться на его жестокосердие. И тогда господин сделал так, что он вновь был наказан и посажен в темницу, как говорит Священное Писание, до тех пор пока не выплатит всего долга. Но, пожалуй, самое важное то, как заканчивает Христос эту притчу: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (см.: Мф. 6, 15; 18, 35).

Это удивительная притча в том смысле, что, с одной стороны, она доносит до нас реалии времени, когда Господь ходил по земле, а, с другой стороны, открывает и нечто большее. Дело в том, что, если прибегнуть к небольшой статистике, то окажется, что средним заработком иудея того времени были всего десять динариев в месяц, а поскольку семьи иудейские были большими, то прожиточным минимумом являлся один динарий в месяц.

Тогда что же такое десять тысяч талантов? Один талант, если он был серебряный, составляли шесть тысяч динариев, а талант золотой – десять тысяч динариев. А десять тысяч талантов – это сумма, которую сложно представить. Точнее, её можно представить, но догадаться, как в такой долг мог попасть должник, очень сложно, потому что, чтобы заработать даже один талант, сколько человеку нужно было работать? Сто лет! Без отпусков и без выходных! А тут десять тысяч! Потому эта сумма символизирует, конечно, жизнь, данную Богом человеку, то, за что человек не может дать абсолютно никакой цены, то, что бесценно в прямом и переносном смысле слова.

Господь даёт нам жизнь для того, чтобы мы ею правильно пользовались, и как только мы обращаем её на себя, как бы похищая у Бога, мы становимся должниками перед Ним.

Тогда и мы можем поставить вопрос: а должны ли мы что-то Богу? Дело заключается не в том, что мы, действительно, в чём-то задолжали перед Господом и не отдаём, нет. Но Господь даёт нам жизнь для того, чтобы мы ею правильно пользовались, для того, чтобы мы расходовали её на приобретение вечного блаженного Царства. И как только мы эту жизнь обращаем на себя, как бы похищая ее у Бога (ведь признаемся, каждый из нас мыслит себя существом достаточно автономным и независимым от Бога), мы становимся должниками перед Ним. Писание говорит нам, что мы не можем себе прибавить роста, даже ни на сантиметр (ср.: Мф. 6, 27). И волос с головы нашей не падает без воли Божией на это (см.: Мф. 10, 30). Так о чём же тогда говорить? Но удивительно (ведь и притча как раз об этом): приходит Сын Божий, вочеловечивается и исключительно по милосердию Своему, сжалившись над нами, — не потому, что мы что-то сделали достойное того, чтобы нас Он спас, — Он приносит нам дар вечной блаженной жизни, он выпускает нас из темницы вечной смерти, в которой мы находимся, прощая нам все наши грехи, и как бы говорит: «Живи и приобретай Царство Небесное».

А как после этого поступаем мы по отношению к нашим ближним? Речь идёт, конечно, не о долгах денежных (хотя и это можно сюда включить), а, в первую очередь, о тех грехах, которые они совершают по отношению к нам. Что такое сто динариев в отношении к десяти тысячам талантов, мы уже понимаем. Так вот, эти мелочи жизни, которые совершают по отношению к нам наши ближние, в состоянии ли мы простить?

Да, мы можем простить, но немногое. Мы по своему «великому» добродушию можем простить, если человек ненароком, случайно, без свидетелей где-то, условно выражаясь, наступил нам на ногу. А если это происходит на людях, да ещё не ненароком: кто-то выливает на нас грязь, кто-то раздражается на нас, кто-то уничижает, кто-то недоволен тем, как мы себя ведём, как мы живём, как мы грешим? В силу того, что люди смотрят на нас, мы бываем в состоянии удержаться. Мы ничего не говорим человеку в лицо, но сердце-то наше кипит, оно захлёбывается злобою. А бывает ещё и более высшая планка, когда и в присутствии людей, как нам кажется, точка невозврата в оскорблениях нас пройдена, — вот тогда может начаться такое…

О чём это свидетельствует? Это как раз свидетельствует о том, что сердце наше так и не вкусило, так и не распознало того Божественного дара, который принёс нам Христос, простив нам грехи наши. Ведь заповедь Божия прощать грехи — это заповедь спасительная: не научившись заставлять себя прощать те грехи, которые совершает против нас человек, мы никогда не откроем своё сердце для того, чтобы в него вошёл тот Божественный дар, который называется спасением, тот Божественный дар, который называется Господним милосердием.

Мы ежедневно читаем молитву «Отче наш…», и в ней есть слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». А по другому чтению из Евангелия от Луки мы прочитаем так, уже просто и понятно: «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Лк. 11, 4). Примечательно, что во многих древнейших рукописях глагол «прощаем» стоит в прошедшем времени. Тогда текст получается такой: «И прости нам грехи наши, как и мы простили должникам нашим». То есть условием дерзновенной молитвы перед Господом, молитвы о том, чтобы Он простил нам наши грехи, является не обещание того, что и я постараюсь простить, — нет! — а то, что я уже простил, по крайней мере, в своём сердце, сделал простым свое чувство по отношению к этому человеку: я его люблю.

Условием дерзновенной молитвы перед Господом является не обещание того, что и я постараюсь простить, а то, что я уже простил, сделал простым свое чувство по отношению к этому человеку: я его люблю.

Конечно такая притча, как сегодняшняя, заставляет нас очень о многом задуматься. Она заставляет сделать переоценку тех отношений, которые мы имеем с нашими ближними, потому что постоянные раздражительность, осуждение, ворчливость, — как плесень, как ржавчина разъедают наши души, портят нам кровь, не дают возможности спасаться, любить, молиться, участвовать в церковных Таинствах. Внимательно посмотрим на себя: чем заняты наши мысли? Какой-то постоянной мелкой мстительностью, выяснением отношений — кто, как, чего, — но выяснений не добрых. Мы не благоговеем, вспоминая наших ближних, нам не становится хорошо от того, что они у нас есть. Нам становится плохо, что нам с ними предстоит общаться, и общаться, и общаться. Из-за чего это происходит? Это происходит исключительно из-за того, что любовь, которая является потребностью нашего духа и души, обращена нами на нас самих, единственных и любимых. И именно поэтому всё нас так не устраивает и не удовлетворяет: мы постоянно недовольны чем-то. Но, как писал один подвижник благочестия в своём дневнике, если бы мы были недовольны именно собой и недовольны на глубине, то как бы мы были довольны всем тем, что нас окружает! Как бы мы были счастливы, что вокруг нас есть наши ближние, которые, пусть неумело и, как нам кажется, обижая нас, но пытаются проявить по отношению к нам любовь, которые заботятся и молятся о нас, которые часто страдают ради нас из-за нашего эгоизма.

В сегодняшний день помолимся Господу о том, чтобы Он открыл в наших сердцах память о молитве о том, чтобы мы научились прощать наших ближних, чтобы мы избавились от греха осуждения и суждений на предмет того, греховен наш ближний или нет. Без этого не спастись нам… Не случайно Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете, не осуждайте, и не будете осуждены» (см.: Лк. 6, 37). Будем прощать нашим ближним их грехи и прегрешения! И тогда простит нам Отец наш Небесный согрешения наши. А это и есть не что иное, как спасение, то, ради чего и каждый из нас стоит сейчас в храме.

Аминь.

http://troitse-paraskevo.ru/2015/08/propoved-prot-georgiya-klimova-v-nedelyu-11-yu-po-pyatidesyatnice-pritcha-o-nemiloserdnom-dolzhnike-16-08-2015/







Назад в раздел
© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс