Материалы


Проповеди в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Неделя 17-я по Пятидесятнице

Евангелие от Луки, 6, 31—36

31И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.



Антоний Сурожский.pngМирополит Антоний Сурожский

Сегодняшний отрывок из шестой главы Евангелия от Луки дает нам такую четкую картину, чем должен быть христианин, что нам следовало бы постоянно останавливаться на ней.

Если мы хотим быть сыновьями, дочерьми Бога Живого, Того, Кого мы называем Отцом, если мы хотим быть подлинно Его детьми, мы должны от Него научиться самому, может быть, трудному, что есть для человека: давать... Давать, не ожидая ничего в ответ, давать только от полноты сердца и от полноты любви.

Характерная черта всех святых и всех подлинных христиан в том, что они способны оторвать свое внимание от себя самих, сказать себе самим: Отойди с моего пути, ты мне закрываешь мир Божий, ты мне закрываешь Бога Самого и ближнего моего... Мы должны научиться не только минутами забывать себя, но быть такими людьми, которые всецело отвращены от себя и обращены к Богу, к миру, к людям и которые способны давать так, как дает Бог: давать только потому, что в сердце нашем властвует и ликует любовь, давать, не вспомнив о себе ни в минуту, когда даешь, ни потом, после того, как мы совершили добро, не обращаясь к тому, кому мы дали, в ожидании ответной улыбки или ответного дара... Если мы не научились хоть в какой-то мере так относиться к жизни, к Богу, к людям, то мы не начали еще быть христианами.

И действительно: кто из нас может похвастаться, что он обращается к Богу только с любовью, а не лишь тогда, когда ему что-либо нужно или когда Его надо умолить после того, как стало стыдно своей жизни? Кто из нас может сказать, что он постоянно, каждому, открытым сердцем, радуясь, дает, в надежде, что тот, кто получает, не будет нашим даром унижен, не будет нашим даром ранен, не почувствует, что он — бедняк, который, рано или поздно, должен отдать то, что ему дали.

Надо научиться давать так, чтобы тот, кто получает, ликовал, что через полученный дар — доброе ли слово, материальную ли помощь — открылась новая глубина отношений и новая глубина любви между людьми...

Давайте задумаемся над этим; я с болью думал и вчерашний, и сегодняшний день о том, что я и не начал становиться христианином... Может быть, кто-нибудь из нас и опомнится? Я или кто из вас, слушающих? Вспомним: Бог дает без меры, Бог дает не завист-ливо, Бог дает даром. Он дает, не ожидая ничего Себе в ответ; но неужели в нас не найдется благодарности, чтобы Ему ответить той любовью, из которой рождаются Его дары, и эту любовь распространить на всех, кто Богу любим? Аминь.


Отвечайте любовью на зло

святитель Лука.pngСвятитель Лука Войно-Ясенецкий

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31). Какие удивительно простые слова! Они так естественны, что когда человек впервые их слышит, ему становится даже неловко. Господи! Как же я сам не подумал раньше об этом! Все учение Христа чрезвычайно просто, как и все великое. Оно было обращено к людям с простодушными сердцами, его воспринимали бесхитростные галилейские рыбари, которые стали светочами всему миру.

Все Его учение как будто само собой понятно, и тем не менее, как далека наша жизнь от исполнения великих заповедей Христовых! Как редко мы поступаем с людьми так, как хотели бы, чтобы с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами забываем о помощи ближним, когда благоденствуем. Почему так? Что нам мешает вести себя согласно заповедям? Наш эгоизм, ибо только себя мы любим, о себе заботимся, а людей окружающих часто обижаем и оскорбляем. Дальше Господь говорит: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:32-35).

Величайшее, чрезвычайно тяжелое требование предъявляет Господь — любить врагов. Разве это легко. Любить ненавидящих, врагов могут те, у кого сердце чистое, в ком живет Дух Святой, кто проникнут духом любви и смирения. Добром и любовью точно горячими углями они обжигали сердца своих недругов, и те, преклонив главу, из врагов становились друзьями.

Господь требует, чтобы мы не ожидали ничего за сделанное добро, обещает великую награду в вечности и говорит, что мы будем сынами Всевышнего. Итак, будьте милосерды, как и Отец, ваш милосерд (Лк. 6:36), а Он благ и к безблагодатным и злым, Он всем посылает дождь и солнцу велит светить всему миру — и добрым, и жестоким.

Корень милосердия — в жалости и сострадании. Это основные свойства любви, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может сострадательный человек не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности. Из чистой любви истекают наше милосердие и исполнение заповедей Христовых, — взаймы даем тем, от кого не надеемся получить обратно. Того, кто так поступает, ждет величайшая награда от Бога — он наречется сыном Всевышнего и на Страшном Суде оправдан будет как праведник, творящий дела любви. А те, кто не имел дел милосердия, нарекутся сынами диавола и будут вместе с ним вечно мучиться.

От апостола Павла мы знаем, что любовь есть исполнение всего закона (Рим. 13:10). Что же нам делать, чтобы стяжать ее? Каким путем идти? Господь указывает, что надо идти вратами узкими, путем каменистым и тернистым, не боясь скорбей, ибо страдающий освобождается от зла, становится тихим и кротким, полным любви. Неустанными молитвами и постом надо входить в общение с Богом. Любовь стяжали те, которые, как преподобный Серафим Саровский, день и ночь молились и строго постились. Их сердца Господ очищает от всякой нечистоты, ибо Дух Святой, дух любви может обитать только в чистом и смиренном сердце.

О многом должны мы молиться, каясь в бесчисленных грехах наших. Но непрестанной и основной должна быть молитва о том, чтобы Господь очистил сердце от злобы, чтобы подал великие христианские добродетели — кротость и смирение. Никогда не забывайте самой важной молитвы — о любви. Молитесь так, как положит вам Бог на сердце, например: «Господи, даждь ми любовь святую, научи меня любить всех людей: и грубых, и дерзких, и глупых, и нечестивых, яко же Ты, Господи, любиши всех нас, грешных и окаянных». Аминь.


Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

свящ Михаил таганов.pngСвященник Михаил Таганов

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Будьте милосерды, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть».

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали отрывок из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа в изложении евангелиста Луки. Наш Спаситель установил между Богом и человечеством Новый Завет, о своих заповедях Он говорит, что это новые заповеди, и вот как раз в этом отрывке вся эта новизна становится необыкновенно наглядна, видна словно в увеличительное стекло.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые делают вам добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И ели взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк 6; 31-34)

Задолго до Боговоплощения и прихода в мир Спасителя в самых разных древних культурах были написаны назидательные книги, в которых человечество стремилось систематизировать накопившийся нравственный опыт, научить молодежь, своих ближайших потомков морали. Книги эти слагались и безвестными народными авторами, и правителями государств, и философами, и писателями. Когда в них заходит речь о человеческих взаимоотношениях, то чаще всего звучит один и тот же мотив: будь добрым с теми, кто добр с тобой, поддерживай хорошие отношения с друзьями и соседями, а врагу, при случае, нужно показать клыки и кулаки, можно навредить, отомстить. И даже если мы с Вами вчитаемся в Священное Писание Ветхого Завета, то и в нем, в книгах Премудрости, в причтах и в Псалтири мы нередко встречаем все ту же нравственную норму: дружи с друзьями, делай добро добрым, а врагов можно ненавидеть и уничтожать.

И совсем не случайно Господь Иисус Христос противопоставляет это учение Своим собственным словам: «Сказано древними… а Я говорю Вам» (Мф 5).

Но если мы внимательно всмотримся в нашу собственную сегодняшнюю жизнь, то мы увидим, что и сами недалеко ушли от подобных отношений, описанных за тысячи лет до нас. Сплошь и рядом между людьми мы встречаем корысть, иногда в самом тонком, незаметном виде. Вот есть, например, такая поговорка, мы ее часто вспоминаем: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Мы привычно думаем, что это о дружбе. А ведь на самом деле здесь речь идет о том, что в какой-то ситуации эти друзья заменят нам отсутствующие сто рублей. Допустим, у человека нет денег, нет достатка, но есть друзья, которые ссудят деньгами, выручат в трудный момент, помогут советом и информацией, прикроют от служебной неприятности, устроят ребенка на учебу, пожилого родственника на лечение, проведут вверх по карьерной лестнице. Человек чувствует себя в долгу за подобные услуги – и платит за них дружбой, своим временем, расположением, вниманием. А если этот наш друг стоит выше по служебной или социальной лестнице, то мы не забудем и вовремя его поздравить, и подарочек приготовим – ведь от него в нашей жизни зависит так много! Надо поддерживать отношения, надо быть добрым с друзьями…

Очевидно, что такая «дружба» вся пропитана корыстью и выгодой, она сводится к отношениям «ты – мне, я - тебе». Увы, в наше время многие люди настолько привыкают к корыстным отношениям, считая их нормальными, что психологи уже говорят об особом типе поведения, манипуляции, когда человек, имея множество «друзей», не может ни с кем из них выстроить отношений по любви и доверию, он стремится во что бы то ни стало всеми помыкать, всех использовать, от каждого встречного получить свою, пусть небольшую, выгоду. Это уже сродни болезни.

А сколько семей страдает и разрушается от того, что родственники начинают между собой считаться в любви и в добрых делах! Как часто приходится слышать: «Я столько для него (или для нее) сделал, я сверхурочно работал, я ночей не спала, я столько сил в него вложила, всю душу отдала, такую работу ради нее бросил – а он? А она?!..» И слезы на глазах.

А что - она? Неужели человек, говорящий такое, всерьез думает, что вот сейчас его супруг достанет кошелек и начнет, как на базаре, рассчитываться с ним за внимание, за все оказанные услуги и жертвы? В каком эквиваленте? Разве это – не корыстные отношения?.. И вот уходит жена, запивает муж. Совсем плохо бывает, если подобные упреки родители бросают своим детям. Детям нечем отквитаться, ведь они обязаны родителям самой жизнью, тут не расплатишься. Устав от этого неоплатного долга, о котором родители им бесконечно напоминают, дети уходят из семьи с желанием вычеркнуть родителей из сердца навсегда. И иногда им, к сожалению, это удается…

Совсем другому учит нас Евангелие.

Господь говорит:

«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6; 35)

Сам Господь Бог – великий посредник в отношениях между людьми. Его Ангелы-хранители присматривают за каждым из нас. Он хочет, чтобы люди были подобны Ему, а Сам Он бесконечно благ, бескорыстно добр и не считается с нами за сделанное Им добро. Бывает так, что человек совершает тягчайшие грехи, а может быть, и преступления, на нем, как говорится, уже пробу негде ставить, и по человеческому суду он давно уже должен быть проклят и забыт. Но Господь, тем не менее, сохраняет его жизнь и здоровье, подает ему все необходимое для повседневных нужд, ждет от него покаяния и исправления, дает ему для этого какие-то возможности, окружает его хорошими людьми… «Он благ и к неблагодарным и злым».

Почти на каждой Божественной Литургии мы слышим: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5;7). Милость – это одно из проявлений Божественной любви, оно напрямую связано с Его бытием: «Бог есть любовь» (1 Ин 4;16). Когда человек творит дела милости, он уподобляется Богу. Если низменный принцип «ты - мне, я – тебе» не работает, если нашему ближнему нечем нам воздать за оказанные благодеяния, если мы стремимся полюбить врагов, то в наши бескорыстные отношения вмешивается Сам Господь Иисус и воздает нам за исполнение Его заповедей – «и будет вам награда великая». Мы не всегда знаем, каким будет это воздаяние, в какой форме и когда оно нас найдет, но оно будет обязательно. Во многих поучениях и словах прп. старца Паисия Святогорца красной нитью проходит учение о «духовном благородстве», которое свойственно верующему человеку. У этого благородства много составляющих, и бескорыстное доброделание – одна из них. Эта черта нового, духовного человека, человека во Христе.

Замечательный русский священник и христианский мыслитель о. Александр Ельчанинов в своих дневниках однажды записал, что в этом мире «Божье — любить ненавидящих. Дьявольское — ненавидеть, оскорблять любящих. Человеческое — любить любящих, ненавидеть ненавидящих. Но "будьте совершенны, как Отец наш Небесный".

Будем и мы стремиться к этому совершенству любви, к совершенству милосердия, к которому призывает на сегодняшнее Евангелие. В греческом тексте у евангелиста Луки здесь стоит слово «иктирмос», которое можно также перевести - «будьте отзывчивы».

Так будем в наших делах и словах столь же милосердны и бескорыстно отзывчивы, как милостив и отзывчив на наши просьбы бывает Сам Господь Бог. И тогда у нас есть надежда, что в конце нашего жизненного пути нас назовут «сынами Вышнего» и гражданами Царства Небесного!

Аминь.

http://oz-krestovozdvig.prihod.ru/propovedi/view/id/1195975 


Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс