Материалы


Проповеди на Преображение

Переменим одежду души нашей

Слово на Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

Возлюбленные верующие!

Спаситель наш, зная, что человек всегда ослабевает душой в годину страдания, пожелал прежде страсти Своей вольной ободрить учеников, убедив их посредством таинственного чуда, что Он – истинный Мессия, возвещенный пророками.

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (ср.: Рим. 11: 33–34). Излил Господь на Фаворе в сердце учеников Своих каплю радости перед бездной страданий. Возжег в сердцах их лампаду надежды перед стеной мрака. Дал вкусить небесного света, чтобы при распятии они не сомневались.

Не радуйся же, апостоле Петре, прежде чем пострадаешь и возвестишь нам Евангелие спасения. Если ты останешься с Господом на Фаворе, то кто же спасется, кто будет учить, кто распнется за нас? Кто умрет и воскреснет за нас? И кто дерзновенней тебя будет учить, страдать и распнется головой вниз? Кто будет свидетельствовать о Христе перед кесарями римскими?

Приди же к нам снова, Иисусе, не слушай Петра! Сойди с Фавора и приди в дома наши, в души наши! Приди сюда, где мы страдаем и трудимся за кусок хлеба! Приди сюда, где мы распинаемся людьми, бесами и страстями! Если же Петр не хочет спускаться, оставь его на горе и приди к нам, в наши сердца!

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)

Научи нас, как спастись, покажи, как терпеть. Приучи нести наш жизненный крест. Научи, как распинаться. Приди и пострадай за нас, Сам распнись вместо нас, вкуси сначала Сам чашу смерти, покажи нам новый путь спасения через страдание.

О, как бы нам хотелось остаться с Петром на горе Фаворской! Но мы носим тела, задыхающиеся от болезней, похотей и страстей. В груди у нас сердца, пылающие от ненависти. Дома ждут дети, просящие у нас хлеба!..

О, как бы нам хотелось наслаждаться с Петром там, на горе Фаворской! Но мы видим себя обложенными туманом – грехом. Не оставь же нас, Иисусе, но сойди к нам в вихре к подножью горы. Здесь мы ждем Тебя вместе с остальными учениками: Фомой и Андреем, Иаковом и Матфеем, Иудой и Варфоломеем, Симоном и Фаддеем. Голодные и нагие, странники и сироты, дети и старики, вдовые и нищие, больные и скорбящие – все мы ждем Тебя, жаждем Тебя. Приди же и помирись с нами.

Сойди и еще ниже, к берегу моря, туда, где жизнь бьется в волнах, туда, где корабли разбиваются о скалы и рвется столько парусов, ломается столько вёсел, столько душ уносится на дно бушующей силой волн. Мы знаем, что гора с ее тишиной и уединением зовет Тебя на молитву, но всё же взгляни вниз с жалостью, на море. Там, вдали, вздымаются волны, разрывая берега с такой яростью… И это – мир. А в волнах корабли борются с морем, ветром и ночью. И это – человек.

Сойди же, Боже, в сердце человека. Туда, где свет перемешан с тьмою, жизнь со смертью, радость с воздыханием

Сойди же туда, в пучину морскую, в сердце человека, в недро семьи. Туда, где свет перемешан с тьмою, жизнь со смертью, радость с воздыханием, хлеб с прахом, правда с ложью, мед с ядом, любовь с ненавистью, вино с уксусом, время с вечностью. Приди сюда, где страдаем мы, люди, примирись с нами, преобрази лицо мира, утоли море, успокой сердца, соедини в едином помышлении души наши.

И действительно, Иисус Христос без промедления вновь сошел к людям, ведь ради них Он и пришел в мир. Тайна совершилась, и облако снова унеслось на небо, Моисея и Илии более не стало видно, свет исчез, а Иисус пешком стал спускаться вниз, к подножию горы, на берег моря, в гул толпы, в ропот мира, на путь Самарийский, по тропам Иудейским, в клокотание ненависти, в руки архиереев, на Крест Голгофы.

Там Его ожидали люди – одни с пальмовыми ветвями, другие с камнем в руках; там Его искали толпы – одни, чтобы увидеть и исцелиться, другие, чтобы искусить, схватить и распять Его. И Иисус Христос предал Себя на смерть, распял Себя за наши души.

Да не радуется же Фавор более Голгофы, и радость да не будет сильнее печали. Но и Фавор и Голгофа вместе да веселятся, и радость со страданием Христом да соединятся. Голгофа, крестом страданий, искупает на земле грехи людей. Фавор, пламенем вечного света, воздает на том свете за добродетели христианам. На земле ведь место искушений, падений, трудов и испытаний, распятия, смерти и воскресения – а на том свете место отдохновения, славы и жизни вечной.

Блаженство, не положенное на основание страдания, не продолжается дольше одного дня

Этого, однако, не понимал Петр, и так же, как он, не понимаем мы, люди. Однако блаженство, не положенное на основание страдания, не продолжается дольше одного дня. Жаждая такого блаженства, человек спешит создать его себе собственными руками. Заполняет ямы на своем пути, посевает цветы вместо терний, сравнивает с землей могилы, рассыпает вокруг себя ароматы, надевает одежды соблазнительные, накрывает стол свой вдосталь, а глаза, и уста, и сердце заполняет всякими худыми удовольствиями. И, став на пороге своего дома, поспешно говорит себе: я счастлив.

Однако через щелочки просачиваются в дом болезнь, страдание, бедность и смерть, и в одночасье дворец человеческого счастья рушится, как Вавилонская башня.

Иисус Христос показал нам иной путь для следования, ведущий к блаженству вечному

Иисус Христос показал нам иной путь для следования, ведущий к блаженству вечному, по ту сторону могилы. И это путь проведения жизни истинно христианской, чего можно достигнуть лишь полным изменением нашего поведения. Господь наш Иисус Христос пришел преобразить лицо мира; преобразим же и мы свою жизнь. Отбросим ненависть, гнев, злобу, блуд, ложь, пьянство, леность и прочие страсти. Соделаемся новыми людьми, полными любви, доброты, милости, полными покоя истинно христианского жительства.

Гора Фавор

Гора Фавор

А надо ли для такого преображения душевного идти так далеко, к Фавору Галилейскому? О нет! Это слишком трудно для нас. Однако Спаситель воздвиг нам повсюду Фаворы духовные. Это святые храмы и сердца наши. На этих двух Божественных алтарях Иисус Христос всегда приносит Себя в жертву, распинается, дарует нам Себя, преисполненный доброты, любви, Божественного света.

Но Бог Отец велел нам на горе Фаворской: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (ср.: Мф. 17: 5). Таким образом, если мы хотим, чтобы Бог слушал нас, нужно и нам слушать Его. Если хотим, чтобы Бог пременился на милость, переменимся и мы на любовь и послушание… Если хотим, чтобы Иисус Христос услышал нас, будем слышать Его и мы, когда Он учит нас.

Малая закваска всё тесто заквашивает. Малое усилие всё делает причастным благодати. И труднее всего убедить, труднее всего изменить человека. Он ни по любви, ни от розги, ни из страха смерти не решается однажды навсегда порвать связь с грехом. Все творения в точности слушаются своего Создателя. Они знают время прихода своего и ухода, время пищи, время пения и молчания своего. И только человек желает жить в бесчинстве. Птицы небесные понимают друг друга без голоса человеческого. Они, не ведая грамоты и календаря, знают, когда нужно улетать в теплые страны. Собираются заблаговременно, советуются, затем, попрощавшись с гнездами, теряются в голубых далях.

Пшеничная былинка тоже знает время свое. Заблаговременно начинает желтеть под лучами солнца, затем смиренно склоняет свой колос, отяжелевший от зерен, и ждет жатвы, чтобы ее скосили. Лес и тот знает пору осени и заблаговременно переменяет зеленый наряд на другой, наряд сосредоточения в себе. И только мы, люди, не хотим преображаться из состояния нашего, из жизни нашей греховной.

Христос готов дать нам всё. Но для начала отвечает нам так: «Изменитесь!»

Иисус Христос готов дать нам всё, что хотим, всё, что нам нужно. Но для начала отвечает нам так: «Изменитесь вы, и изменюсь Я». Отложим же гнев, ненависть и месть, и Он тоже отложит гнев Свой на нас. Живите вы в единении и истинной любви, и Он примет вас в Своей любви. Будем милостивы к нищим и убогим, и Он тоже сотворит милость с душами нашими. Отвергнем всякий блуд и детоубийство, и Он отнимет от нас болезни, нищету и всякую слезу с глаз. Выбросим из сердец наших зависть, ложь, похоть, пьянство и всякий грех, и Он подаст нам дождь во благовремении, источники водные, ветра тихие, мир в доме и хлеб на столе. Итак, отложите, и отложу Я; изменитесь, и изменюсь и Я. Так говорит нам многомилостивый Бог.

Прислушаемся же к этим словам. Будем прибегать в святой храм, пока у нас еще есть время. Будем молиться в нем со всецелой верой и любовью. Переменим одежду души своей исповедью чистой, Святыми Тайнами и многой – как можно большей – милостью и любовью.

И если будем жить так, то сможем преодолеть все жизненные трудности, все искушения плоти, все нашептывания диавола. Тогда наша молитва будет благоприятной, жизнь спокойной, кончина светлой. И, придя в храм, мы уже не будем возвращаться из него пустыми, но благодать почиет в куще сердца нашего, и мы сможем сказать тогда, исполненные радости, вместе с Петром: «Господи! хорошо нам здесь быть!» (Мф. 17: 4).

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

http://www.pravoslavie.ru/81438.html


Проповедь на Преображение Господне

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Епископ Феодосий.png

Господь призывает к тому, чтобы прощать не только своих ближних, но и своих врагов. Это было настолько далеко от людей того бедного света, что они смущались, соблазнялись и отходили от Него. Они восторгались Его чудесами, но не доверяли, жестокое отношение было с их стороны к своему Учителю, который столько делал для них.

Вот однажды Христос спрашивает Своих учеников: “За кого почитают Меня, Сына человеческого?” Кто-то из Апостолов сказал: “Кто-то тебя почитает царем, кто-то за Моисея или другого какого-нибудь пророка”. Апостол Петр, исполненный ревности и пламенной веры, говорит: “Ты Христос Сын Божий”. И Господь похвалил его и сказал: “Ты – Петр, ты – крепкая вера, как камень, крепкая, и на таком крепком основании, на Петре, будет благословение и дам тебе ключи от Царствия Небесного. Но когда дальше Господь стал говорить о главной вере, к чему Он приближался – к страданиям, к поруганиям, к неблагодарности человеческого рода, апостол Петр пожалел Его по-человечески и говорит: “Да не будет Тебе, Господи, этого!” И тут же Христос, обращаясь к Петру, говорит: “Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, а о том, что человеческое”. То есть Он тем самым жестко отодвинул человеческие понятия, человеческие слабости, человеческое отношение к тому великому Таинству, которое должно быть. Которое должно было произойти для пользы, для спасения вечного будущего всего человеческого рода.

И вот после шести дней с этого момента Господь берет Своих учеников, основную часть оставляет под горой, а трех самых способных вмещать Таинство – Петра, Иакова и Иоанна (Петр отличался пламенной верой, Иаков отличался терпением, Иоанн имел особую добродетель любви к Богу и людям) – и вот Господь этих трех Учеников берет с Собою на гору, как сказано в Евангелии, для того, чтобы помолиться. Для того, чтобы показать им то, о чем Он говорил: “Молитесь, чтобы вас не победило искушение”. Он хотел показать им, как нужно молиться, и каким образом, и почему нужно молиться, и что происходит во время правильной молитвы. И когда они поднялись на гору, Ученики были уставшими. Они устали не только потому, что поднялись на гору, они душевно были усталыми, потому что их душа терзалась, они многого не понимали. Они хотели по-человечески, чтобы им всё разъяснили, но они не понимали, что они не вмещали то, что им было предсказано. И они уснули под самой вершиной горы. И вдруг просыпаются от Великого Света и от Великой Славы Божией. Они видят Христа, окруженного славой, великой благодатью, как написано в Евангелии, что Он в ризах белых, хотя Он не поднимался туда в белых ризах, Он поднимался в обычном одеянии. И с одной стороны от Него был пророк Моисей, а с другой стороны пророк Илия, которые беседовали с Ним, и темой беседы было предстоящее страдание за человеческий род. И апостол Петр, увидев это, в восторге, не думая, воскликнул: “Господи! Как хорошо нам здесь быть! Сделаем три кущи: Тебе одну, одну Моисею, одну Илии, и будем пребывать здесь, потому что здесь хорошо.

И не успел он это договорить, как облако осенило гору, осенило Христа и пророков, и из облака был Глас Бога Отца: “Се есть Сын Мой возлюбленный. Того послушайте”. И когда они еще раз посмотрели, облака не стало, они увидели Христа одного, без пророков справа и слева. И Господь им сказал: “Не говорите об этом никому до того момента, когда Сын Человеческий воскреснет из мертвых”. Как много получили апостолы в один момент, как много поняли, как много благодати и света, что они перестали быть теми, кем были до этого, они не знали, что сказать и как себя вести, они растерялись. И в тропаре написано, что Господь открыл им Славу Свою настолько, насколько они смогли стерпеть, то есть совсем-совсем немного от той Божественной Славы, которую Он имеет в Царствии Своем Небесном. И этой частицы маленькой Своей Славы хватило, чтобы они расстроились и поменяли полностью многое из своих понятий. Вот это явление Бога-Троицы на горе Фаворской еще раз напоминает нам с вами, братья и сестры, что наша православная вера – Богооткровенная. И когда появляются такие религии, которые говорят, что и Моисей – пророк, и Илия – пророк, и Иисус – пророк; нет: Моисей – пророк, Илия – пророк, а Иисус – Сын Божий. Потому что Сам Господь, Сам Бог отец гласом Своим с небес засвидетельствовал: “Се есть Сын Мой возлюбленный. Того послушайте”. Что произошло в VII веке, когда, будучи крещенным от епископа, человек создал другую веру, основанную во многом не на Христианском учении, которая проповедует, что Иисус Христос тоже пророк, как и Магомет, как и Моисей, как и Илия. Но Священное Писание нам говорит совсем другое, что “Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”.

И вот вторая часть тропаря праздника говорит нам: “Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”. Кто-то имел возможность на горе Преображения, на горе Фавор, увидеть, как в день Преображения Господня, в тот день, когда произошло это великое событие, ежегодно, независимо, на какой день он попадает, облако осеняет эту гору. И когда большое облако покрывает всю гору, маленькие облака подходят прямо на уровень человеческого роста, и люди радуются, утешаются и вместе все взывают: “Жизнодавче, слава Тебе! Потому что Ты до сих пор напоминаешь нам о той Божественной Вечной Славе Своей, к которой мы должны прийти. Многие люди не имеют возможности там побывать в этот день, но горой Фавор является каждый храм Божий, потому что сюда мы восходим для молитвы, для сугубой молитвы, подобно тому, как восходил Господь Иисус Христос с Учениками. Каждый из нас приходит в праздники, в воскресные дни, оставляет всё за порогом храма, суету житейскую, и заходит, восходит на гору для того, чтобы помолиться, и ради этого оставляет всё под горой. И там в молитве, в Таинстве человек преображается, преображается в лучшую сторону. Он преображается не своей силой, он преображается благодатью Божией, которая сугубо в изобилии изливается в храме на молящихся, которые участвуют в Таинстве Евхаристии, в Таинстве покаяния и других таинствах. Отсюда, с горы, выходит человек преображенный, для того чтобы преображать мир весь, который не имеет возможности войти в этот храм, на эту гору. И вот в этот праздник мы ясно понимаем, что Господь подготавливал Учеников к правильному отношению к Его страданиям, чтобы они понимали, что Он вольно идет на эти страдания, что Его никто не заставляет это делать, кроме Его величайшей Любви. Что Он готовил Учеников, чтобы они не смущались, не соблазнялись тем, что Он потерпит от людей такие страдания, чтобы они верили в Него и в Его Воскресение, и после воскресения проповедали всё, что они видели, всем остальным людям, привлекая их в Царствие Небесное, основывая церкви по всей земле для того, чтобы в этих приходах люди через чтение Священного Писания, через молитвы, через участие в Таинствах преображались для Вечности. Для чего нужно преображение наше? Для того, чтобы мы очистились, потому что с такими страстями, в таком состоянии, в котором мы чаще всего бываем, невозможно увидеть Бога, невозможно вмещать Его благодать. И мы видим, как часто мы падаем, унываем, отчаиваемся, разочаровываемся в людях, не доверяем. О чем это говорит? Это говорит о том, что ослабла наша душа, о том, что мы прекратили общение с Богом, в котором вся жизнь наша. Потому что Господь в Евангелии говорит: “Я есть виноградная лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода”, а кто отсекает себя от лозы, тот отсекается и бросается в огонь. Мы с вами путники на земле на пути к Вечности, на пути в Царствие Небесное. Для того, чтобы преобразиться и стать способными принять благодать Божию, надо отрешиться от суеты земной и вознести свой ум к Богу, просить Его, чтобы благодать Его пришла к нам и преобразила нас. Подобно тому, как Христос взял Своих ближайших Учеников – Петра, Иакова и Иоанна – оставим всё за порогами храмов и обители, всё греховное, всё суетное, и возьмем с собой в своих душах веру, терпение и любовь к Богу и к людям. И с этими добродетелями зайдем в храм, чтобы внимать словам Христовым, пообщаться с Богом и получить частицу Его благодати, преобразиться, стать способными для участия в Царствии Небесном. “Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный” и да будем мы сынами не только здесь, на земле, Твоими, но сынами Твоими вечно в Царствии. Аминь.

Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий



Преображение Господне: ничто доброе в человеке не пропадет

Игумен Петр (Мещеринов) |

Преображение

Праздник Преображения, дорогие братия и сёстры, даёт нам богатую пищу для размышлений. Мне хотелось бы отметить вот какую черту этого евангельского события.

На горе Фаворской Христу, приоткрывшему нам в возможной для нашего земного восприятия мере Свою небесную славу, явились Моисей и Илия. Богослужебные тексты раскрывают нам один из смыслов этой встречи Бога с двумя величайшими ветхозаветными пророками: «яко небом владычествующему, и землею господствующему, и над преисподней власть имеющему, Христе, предстали Тебе от земли – апостолы, с небесе – Фесвитянин Илия, Моисей же – от мертвых, поюще согласно: людие, превозносите во вся веки» (канон, песнь 8-я).

Но в предстоянии Христу именно Моисея и Илии было ещё и нечто очень личное; на это указывают паремии праздника, которые читались вчера на Всенощном бдении. В Книге Исход говорится о том, как Моисей воззвал ко Господу: «если я обрёл благоволение в очах Твоих, то молю: яви мне Самого Тебя разумно, да вижу Тебя; покажи мне славу Твою». И ответил Господь Моисею: «Лица Моего нельзя тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». И сказал Господь: «Вот место у Меня – стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо тебе» (Исход, гл. 33). А в Третьей книге Царств повествуется о пророке Илии, возревновавшем о Господе Боге Саваофе. И сказал ему Господь: «Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдёт; и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня – глас хлада тонка, и там Господь». Услышав это, Илия закрыл лицо своё милотью своею (3 Царств, гл. 19).

Конечно, такая просьба, такое желание Моисея и Илии видеть Бога исходили из каких-то сущностных глубин их духовной жизни, потому что не просто так человек говорит Богу: яви мне Себя, покажи мне Себя. Из праздного любопытства эту просьбу обратить к Богу невозможно; она рождается из сердца только тогда, когда человек всеми своими силами хочет преобразить себя и всю свою жизнь так, чтобы в ней жил и действовал только Бог, и ничего, кроме Него. И то, что Господь на такую просьбу откликнулся, говорит именно об этом.

Ветхий Завет свидетельствует, что ни Моисею, ни Илии Бог Самого Себя не показал, а только дал Себя ощутить лишь неким краешком, прикрыв их восприятие Своею десницей. Но желание Моисея и Илии тем не менее не осталось без исполнения. Вот уже и Моисей отошёл в страну мёртвых, и Илия был таинственно взят с земли, и прошло много тысяч лет – и их стремление видеть Бога в полноте исполнилось. На горе Фаворской Моисей и Илия созерцали Бога лицом к лицу – а ученики Христовы не могли смотреть на это и пали в ужасе на землю.

И это большое нам утешение от Бога и назидание. Даже когда мы просим что-то у Бога от всей души, от всего сердца, и Господь не исполняет этого по каким-то причинам, которые нам не ведомы – всё равно наше благое желание обязательно исполнится, если не в этой жизни, то в будущей.

И в этом – очень важная, глубинная суть Евангелия: ничего доброго в человеке не пропадает, любое его желание, обращённое к Богу, будет исполнено. И на это нужно всегда с верой и радостью уповать – особенно когда мы находимся в тяжких обстоятельствах, например, когда человек претерпевает какое-то длительное внутреннее искушение.

Бывает, что годами мы молимся Богу, а всё остаётся так же, как будто Бог нас не слышит. И тогда нужно вспоминать Преображение Христово и пророков Моисея и Илию, которые просили у Бога немыслимую, высочайшую вещь – и получили просимое от Него, хотя прошло и очень много времени. Но у Бога нет времени – и для христиан, приобщающихся Ему евангельской жизнью и святыми Таинствами, время никакого значения не имеет.

Когда верою мы живём в Боге, то Он преображает нашу жизнь, облегчает нам наши скорби – и непременно исполнит все желания, исходящие из верующего сердца. Аминь.

https://www.pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne-19-avgusta-2011-nichto-dobroe-v-cheloveke-ne-propadet/



Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс