Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Не судите, да не судимы будете

Не судите, да не судимы будете

«Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Суд, который называют Страшным, потому что на нем безвозвратно определится участь человека в вечности. Обрести единение с Господом безо всякого суда сможет лишь тот, кто в земной жизни не осуждал своих ближних. Подумаем, велика ли для нас вероятность попасть в их число?

Ох, не зря в Евангелии так часто упоминается грех осуждения. Мы осуждаем постоянно. Осуждаем политиков и преступников, олигархов и бомжей, «развратную молодежь» и «приходских ведьм», случайных попутчиков и телеведущих, продавцов и соседей, родственников и друзей, тех, кто обидел нас, и тех, кого обидели мы… Не обязательно злобно. «Что же эта девочка такую неправильную прическу сделала, ей же не идет» - это тоже осуждение. Потому что мы сравниваем ее облик с собственным стереотипом, с эталоном нормальной прически, хранящимся у нас в голове.

Где же выход? Как нам избавиться от осуждения? Для начала стоит понять, на чем оно основывается.

Мы все разные. Наше «Я», наша индивидуальность определяется множеством разных факторов: наследственностью, воспитанием, здоровьем, погруженностью в культуру, уровнем образования, окружением… У каждого свой характер, темперамент, способ восприятия действительности, набор знаний и навыков… Каждый человек, осознает он это, или нет, считает именно себя истинным человеком, мерилом истины, и сравнивает всех остальных с собой. Человек, не соответствующий моим представлениям о порядочности, честности, милосердности, образованности, воспитанности, красоте, обеспеченности, деловитости и пр., вызывает осуждение. Но кто нам сказал, что наши представления верны?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Люди большею частью судят о других по себе. Так постоянно пьянствующий нелегко поверит, что есть люди, живущие трезво; привязанный к распутным женщинам считает распутными и тех, кто живет честно; похититель чужого не поверит, что есть люди, которые раздают и свое». Мы видим ближнего через призму собственных страстей –сами не понимая этого. Мы совершенно уверены, что в нас нет тех страстей, за которые мы осуждаем ближних. Старец Иосиф Исихаст говорит:«Кто больше всего любит судить других? Тот, кто не знает самого себя, свои страсти и немощи. Он не видит в себе недостатков, а видит только дарования. Не видит у других дарований, а только недостатки».

Почему мы не можем просто прекратить оценивать других людей, относиться к ним, как к данности: он такой, какой есть, и не мое дело его хвалить или порицать. Потому что сами процедуры сравнения и оценки преследуют человека на протяжении всей жизни. Они намертво закреплены в языке сравнительной формой наречий и прилагательных (больше – меньше, быстрее – медленнее). Казалось бы, вполне нравственно нейтральное сравнение школьников по уровню знаний, подкрепленное постановкой оценок, жестко фиксирует в человеке представление о том, что оценивать нужно все и всегда. А родительское: «Посмотри на Петю, какой послушный мальчик, а ты…»? А начальническое: «Иванов, если не будешь усердствовать так, как Сидоров – уволю!»? Взвешивание мяса в магазине, покупка модной – обязательно модной – одежды, интерпретация результатов анализа крови – действия, основанные на сравнении с эталоном, нормой.

Сама идея сравнения так глубоко укоренена в природе человека, что отказ от нее кажется невозможным. А сравнивая, как же не судить? Смотря с чем сравнивать.

Природа, естество каждого из нас – это не та природа, которой наделил Человека Творец. Грехопадение прародителей Адама и Евы привело к тому, что человеческая природа исказилась. Все мы наследуем падшую, извращенную природу, все мы не соответствуем замыслу Создателя. Грешить для нас естественно, а добродетельное житье нам не по силам (не возмущайтесь, посчитайте, сколько раз за сегодняшний день вы, например, соврали). Набор «любимых» грехов у каждого человека свой собственный, и это главное отличие одного человека от другого. Мы все – как бы осколки зеркала.

Эталон человечности – Богочеловек Иисус Христос. Он обладал во всей полноте неискаженной человеческой природой, той, которую имел Адам до грехопадения. «В Нем нет греха» (1Ин.3:5). Никакого! Вот с Ним и давайте сравнивать. Правда, чтобы составить представление о Господе нашем Иисусе Христе придется, как минимум, прочитать Евангелие.

Вопрос: кого начнем сравнивать первым? Логично будет начать с себя, ведь именно себя мы знаем лучше, чем кого-либо другого. Попробуйте. В качестве подсказки на первый случай: как у нас с любовью к родным, друзьям, соседям, сослуживцам? С той любовью, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… (1Кор.13:4-5). Не очень? А ведь Господь заповедовал и Своим примером аргументировал наказ нам: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31).

Сколько-нибудь серьезные размышления приведут любого здравомыслящего человека к пониманию того, что он очень мало похож на Иисуса Христа, а значит, идеалом человека он не является и истиной в последней инстанции не обладает. Только вот, понимая это, мы все равно продолжаем осуждать ближних за то, что они «хуже», чем я сам.

Осмысления недостаточно. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15:5) говорит Господь. Без помощи Божией человек не может внутренне измениться, остановить поток привычных греховных мыслей, научиться правильно оценивать самого себя. Без живительной Божией благодати, которая дается нам в Таинствах Церкви, мы рискуем навсегда остаться той бесплодной смоковницей, для которой Суд Божий обернется вечной погибелью.

Но осмысление необходимо. Оно побудит слезно молить Господа, чтобы Он уберег нас от любых попыток вершить суд на земле. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф.7:2). Мы же не хотим, чтобы нас судили по нашим меркам, правда?



Назад в раздел
© 2010-2020 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс