Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Петр и Павел - два пути ко Христу

Петр и Павел – два пути ко Христу

Воцерковленных людей – тех, кто опытно знает, что такое вера и имеет собственные отношения с Богом, у нас нынче немного. 2 – 3 – 5 – 8% по данным разных социологических опросов. Убежденных атеистов, готовых доказывать, что «Бога нет», примерно столько же. Остальных можно условно разделить на две группы.

Первые иногда заходят в храм, ставят свечи, обязательно набирают крещенскую воду и святят куличи на Пасху, просят у Господа исполнения своих желаний, но, что называется, «не вникают». Есть такое место, где можно испросить помощь, и иногда ее получить, и хорошо. Разбираться же, например, в том, как это выходит, что Бог Един по природе и Троичен в Лицах – это не нашего ума дело, мы люди простые, непросвещенные, что с нас спрашивать.

Другие, наоборот, считают, что они слишком хорошо образованы, чтобы верить всяким выдумкам. Это бабушкам в платочках какую сказку не расскажи, они поверят, ну ограниченные они. А нам открыты тайны мироздания, мы-то знаем, как духовный мир устроен, в астрал хаживали, и Бога там не встречали, и вообще, Бог у нас в душе.

Если люди хоть из первой, хоть из второй группы, начинают серьезно воцерковляться, эти воззрения постепенно их покидают. Но и в Церкви остается некоторый антагонизм, некая подозрительность друг к другу «простецов» и «интеллектуалов».

12 июля святая православная Церковь чтит память всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла – простого рыбака и утонченного интеллектуала, сумевших преобразить мир. Два неутомимых проповедника веры Христовой смогли заложить твердый фундамент христианской церкви, на котором она стоит и по сей день.

Неграмотный рыбак Симон (Петр) в простоте сердечной воспринял слово Спасителя и по первому зову оставил рыбную ловлю, чтобы стать «ловцом людей». Каким он был? Человеком с сильным характером. Профессия накладывает отпечаток на человека. Тяжелый труд рыбака выковывает волю. Ожидание рыбацкой удачи дарит терпение. Зависимость от стихии награждает смирением. И веру он обрел крепкую – от силы характера, простую – от простой жизни, истинную – от честного труда.

Не так уверовал Савл (Павел). Прекрасно образованный интеллектуал, иудей, обладавший римским гражданством, знаток греческого языка и античной культуры, он был ярым гонителем новой веры, искренне считая, что она разрушит многовековые устои еврейского народа. Для его призвания потребовалось экстремальное событие, которое сотворил Господь. На дороге из Иерусалима в Дамаск Савла внезапно осиял свет с неба, и он «услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян.9:4-5). Савл ослеп, а все спутники его стояли в оцепенении. Слепота телесная помогла молодому фарисею осознать слепоту духовную, и, приняв Крещение по воле Господа, он чудесным образом преобразился из гонителя веры в ревностного христианина.

Такие вот разные человеческие истории. Общее у них, пожалуй, только одно. Оба они тяжело согрешили – Петр как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, Павел как гонитель Церкви Христовой. И оба были восставлены Спасителем и возведены на апостольское служение. Святая Православная Церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. Их пример дает и нам надежду, надежду на прощение наших грехов милосердным Господом.

Итак, перед нами два типа веры — ученая и неученая.

Можно презирать своего брата за то, что он окончил ПТУ. Равно можно презирать и другого за два университетских диплома. И тогда это можно было, и сейчас – опасаться и не любить иного только за то, что он не такой, как я.

Какая же вера более угодна Господу?

И та, и другая, лишь бы они были настоящие. Но вот что важно. И то, и другое нуждается друг в друге. И об этом говорит самое начало Евангелия, когда к новорожденному Христу приходят поклониться и ученые — это волхвы; и простецы из простецов — пастухи. Господь открыл Себя и великой простоте, и великому знанию.

И нам ни в коем случае нельзя терять ни одну из этих сторон, помня слова Христа: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10,16). Книжность Павла и простота Петра составляют некую полноту восприятия христианства, лишиться которой опасно. Простота без знания рискует перейти в невежество, а ученость без простоты и смирения надмевает. Подлинное православие — это всегда некоторая простосердечность религиозного чувства, соединяемая с крепкими знаниями.

Любить бы Христа как Петр, а знать Его - как Павел. Шагнуть, не сомневаясь, вслед за Господом, когда Он скажет: «Иди за мной!», — но принести Ему не только горячность сердца, но и кропотливо собранное знание. Без Него оно — сор. А с Ним — средство постижения истины.

Во Христе чудесным образом преодолеваются различия, преодолеваются разделения, отстраняющие людей друг от друга. Цари и нищие, богатые и убогие, простецы и интеллигенты, черные и белые, все могут быть едины, в любви и взаимопонимании во Христе. Если, конечно, ставят себе такую задачу. И не мешают Богу это единение осуществлять.

Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, молите Христа Бога о нас!



Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс