Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Прошлое, настоящее... вечность

Прошлое, настоящее… вечность.

Нынче у нас время юбилеев. 100 лет назад произошла Великая Октябрьская Социалистическая Революция (она же – Октябрьский переворот). 500-летний юбилей отмечает Реформация, начало которой положило обнародование в 1517 году «95 тезисов» Мартина Лютера. Это чрезвычайно важные исторические события, которые в значительной мере определяют современное состояние человечества. Но они – в прошлом. Прошлое, настоящее, будущее… время.

Было «время», когда времени не было. Ведь что такое – время? Земля изменяет свое местоположение относительно солнца – и сменяются времена года. Наша планета вращается вокруг своей оси – и вслед за днем наступает ночь. Человек на протяжении жизни проходит путь от младенца к старику – несет на себе отпечаток прожитых лет.

Время – это изменение.

Зачем изменять то, что совершенно? Бог сотворил мир «хорошо весьма», ни в каких усовершенствованиях он не нуждался, и времени, в нашем понимании, тогда не было. Адаму и Еве было заповедано управлять этим вневременным миром. Миром, где нет прошлого и будущего, где вечно – настоящее. Настоящим миром. («Настоящее» - не только «происходящее сейчас, в данное время, теперешнее», но и «подлинное, истинное, действительное, неподдельное; натуральное»)

Изменения все же были предначертаны человеку. Но не внешние, определяющие течение времени, а внутренние, духовные, никак с физическим временем не связанные. Наши мысли ведь временем не скованы. Человек должен был, по Замыслу Божиему, соединить в самом себе всю Вселенную, и принести ее Богу – то есть, стать богом по благодати (подробнее см. св. Максим Исповедник о преодолении 5-ти противоположностей).

Вместо этого прародители отреклись от Бога, отступили от своей богоданной природы, в которой дух главенствовал над душой, а душа над телом. Природа человека стала нуждаться в исправлении. Вечность, с ее отсутствием изменений, такой возможности не давала. И тогда Бог «включил» время, с его прошлым, настоящим и будущим. Время дано нам для того, чтобы, через взаимодействие с внешним миром, каждый в самом себе восстановил первозданную природу человека.

Наша внешняя жизнь, со всеми ее радостями и горестями, только вспомогательное средство для внутренних изменений. Но кто сейчас воспринимает ее таковой? Чем дальше, тем больше в глазах человека, утратившего духовное вИдение, жизнь приобретает самоценность. И вот уже, в массовом сознании, не существует ничего, кроме временной телесной жизни, начинающейся рождением и заканчивающейся физической смертью.

Но то, что так думает пусть и большинство человечества, не отменяет истинного положения дел: всех нас, после смерти здесь, ожидает жизнь там, в Царствии нашего Творца, в вечности. Там, где нет времени, а значит – невозможны никакие изменения. В чем застану, в том и сужу, - говорит Господь. «Вход в вечность» происходит именно из настоящего, текущего момента жизни. Значит, именно жить в настоящем мы и должны учиться.

А чем занимается человечество на протяжении своего земного существования? Исключительно обустройством временной, земной жизни. Произошла подмена идеи внутренних изменений, приближающих человека к Богу, изменениями среды обитания, повышающими комфортность. Овнешнение идеи изменений породило концепции эволюции – мир, якобы, самопроизвольно, движется от простого к сложному, и прогресса – человек преобразует мир от «плохого» к «хорошему». Эти преобразования фиксируются в истории. Принято считать, что это жизненно важно – знать, что именно происходило в мире в прошлом, знать, какими путями мир пришел к своему нынешнему состоянию.

В те моменты, когда мы погружаемся в воспоминания – о Реформации, Революции, советской действительности, детских шалостях, склоке с сослуживцами, вчерашнем ужине – мы живем прошлым. Но ведь все эти, и не только эти, события сформировали наше настоящее. Богословие протестантизма породило капитализм, который теперь проявляется, в частности, ведущей ролью банков в экономике, кредитными картами, виртуальными деньгами – теми реалиями, с которыми нам поневоле приходится взаимодействовать сегодня. Главным сакральным смыслом событий 1917-го года было отступление многомилионного русского народа от Бога. И нынче самый актуальный для православных вопрос – как, ну как сделать, чтобы наши близкие любимые люди открыли для себя чудо богообщения. Именно это для нас важно, а не 95 тезисов Лютера или роль последнего российского Императора в октябрьском перевороте.

Наше личное прошлое сформировало каждого из нас таким, как мы есть в настоящем. Со всем нашим мировоззрением, особенностями характера, комплексами… Есть ли смысл, мысленно возвращаясь в прошлое, исследовать, почему я стал таким, какой есть? Или лучше думать о том, каким нужно стать, чтобы исполнить Божий замысел обо мне?

А есть ведь еще и будущее, которое мы пытаемся мечтательно планировать. «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах».

Очень трудно научиться жить в настоящем. Даже и совсем невозможно – если без Божией помощи. Приобрести это умение можно только в Церкви Христовой, здесь за две тысячи лет наработано достаточно средств. Только здесь можно опытно ощутить уже сейчас, в земной жизни, что же это такое - вечность. Попасть в которую невозможно ни из прошлого, ни из будущего, а только из настоящего.



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс