Материалы


Масленица. Веселимся?

«Веселиться ни к чему, поскольку надо сосредотачиваться и готовиться к Посту»


Известные пастыри о праздновании Масленицы в свете гражданской войны на Украине …

1.pngКак сообщалось, Предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий отменил праздничные масленичные мероприятия.

«Как вы вообще относитесь к обычаям русской Масленицы? Уместно ли масленичное веселье нынешней весной?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Как и большинство православных, я понимаю, что Масленица - этакое попущение народу получить какую-то плотскую радость, не нарушая канонический строй жизни. Народу свойственно и естественно веселиться. Это послабление приобрело в конечном итоге облагороженный вид: есть блины, отпускать обиды перед Прощенным воскресеньем, потому что совместная трапеза и чарка вина способствуют этому. Да, есть некоторые моменты, которые Церковью всегда осуждались, и они достойны осуждения: кулачные бои и сжигание чучела не имеют отношения к христианству, и поощрять их незачем».

«Но все-таки сегодня мы в очень серьезном положении, - возможно, предвоенном, - предостерег он. - Война на Донбассе - это война против России и Русского мира. Там погибло очень много людей, причем кровно с нами связанных, много людей православных. Поэтому, думаю, призыв к воздержанию и строгости вполне уместен. В моей семье никогда особенно не отмечали Масленицу. Да, блины печем, с кем-то встретиться и поговорить по душам, конечно, можем. А выходы на народные гуляния не припомню. Это не рекомендация для всех, - просто как-то само собою так получается. Может, в связи с возрастом, обстановкой, а может с интуитивным неприятием этого безудержного веселья, в то время как веселиться ни к чему, поскольку надо сосредотачиваться и готовиться к Посту. И ограничение мяса, переход на молочную пищу – это, кстати, и есть, в том числе, этап подготовки. Почему же только тело надо готовить? Надо и душу. Так что хочется всем пожелать провести это время с пользой для души и тела, приготовиться достойно, чтобы поститься постом приятным».

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, подчеркнул, что увеселительные мероприятия не регламентируются Церковным богослужебным уставом. «Наоборот, - пояснил он, - за неделю до Масленицы уже начинаются богослужения на великопостную тему, а никак не праздничные. Так что блины, гуляния – это народная традиция, которая прямо к церковному уставу не имеет отношения».

«А вот к тому, что происходит на Украине, это как раз имеет отношение, ибо все происходит в границах Русского мира. Убитые и покалеченные дети - вообще непонятно, какие за этим стоят мотивы! Сталкивают лбами один народ – это настоящая гражданская война, и не за морями и океанами, а в границах нашего мира. И призыв митрополита Онуфрия не только к Украине, но и к нам имеет отношение. Надо задуматься и серьезно просить у Бога остановить все это безобразие. Поэтому разгул и безудержное веселье во время Масленицы - как пир во время чумы, - убежден пастырь. - С чего тут веселиться? И Великий пост помимо его великого смысла очень актуален именно для прекращения безумного кровопролития».

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», напомнил, что «Масленица, или Сырная неделя, как ее еще называют, предшествует Великому посту, и это не время безудержного веселья, а первая уже в некоторой мере постная неделя. Отсюда и название – Сырная – потому что можно есть молочную пищу, но нельзя мясную. А в пятницу за неделю до Великого поста богослужения в храмах совершаются уже по великопостному чину. Так что эта неделя приобретает черты поговорки "перед смертью не надышишься", так и перед Постом не наешься. А всякие веселья не подразумеваются вообще».

«Действительно, - продолжил отец Максим, - необходимо посетить родственников на этой неделе, недаром все эти названия – "тещины вечерки", "золовкины посиделки" и прочее, - а заканчивается все Прощеным воскресеньем. Важно, что перед Прощеным воскресеньем мы посетили родных и всех простили. Ведь прощение - это взаимное приятие, когда между нами нет недвусмысленности, обид и прочего».

«Церковь всегда не приветствовала разгул и без привязки к событиям на Украине, - отметил он. - И если мы не вводим специальные траурные мероприятия в связи с определенными событиями, то отменять нормальное радостное человеческое общение никакого смысла нет. Ибо Масленица - это не праздник, а подготовка к Великому посту, и просто надо указать в очередной раз на более правильное и вдумчивое отношение к духовной жизни. И не обязательно это связывать с событиями на Украине, которые вдобавок принимают затяжной характер: это не разовая катастрофа и не краткосрочный военный конфликт. Ситуация длится год, и нет оснований считать, что она скоро разрешится. Хотя если Бог даст и Минское соглашение будет соблюдаться, то наступит долгожданный мир».

«Даже в годы Великой Отечественной войны никто праздники не отменял, - встречали Пасху и прочие дни. Те же жители "особых районов" Донецкой и Луганской области, как их назвал Петр Порошенко, могут вполне поесть блинов, даже если снаряды будут рваться», - заключил отец Максим.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сказал: «Так сложилось, что эти традиции быстрее входят в нашу жизнь, чем более простая, но, тем не менее, суровая истина, которую открывает нам Господь – несмотря на то, что она и светлее, и добрее. Великий Пост - это, прежде всего, время, отведенное для подготовки к тому, чтобы уже сейчас начать жить с Христом. А подготовительная неделя перед началом Поста помогает правильно настроиться на эту жизнь с Богом - на то, что ждет нас после Воскресения. Хорошо, если бы мы именно так рассматривали Масленицу».

«Возможно, - продолжил отец Алексий, - радость и веселье, характерные для масленичных гуляний - отчасти тоже ожидание радости, которая приходит в душу человека Великим постом - если он кается в грехах, делает добрые дела, исправляет свою жизнь. Это радость, связанная с жизнью с Богом, которую обретает каждый, кто хоть как-то к этому причастен. Но в словах владыки Онуфрия, безусловно, есть смысл – многие воспринимают масленицу просто еще как один повод поесть, попить и повеселиться. И конечно, сегодня есть очевидная и веская причина от этого отказаться. Я вполне понимаю слова владыки и догадываюсь, кому они адресованы. Но это не отменяет ни Великого Поста, ни периода подготовки к нему. Просто, быть может, уместно отказаться от сопутствующего этому разнузданного веселья. Но оно как раз больше характерно для Украины, а не России».

Протоиерей Александр Купцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, пояснил: «Со строго церковной точки зрения масленичное веселье, конечно, не вполне уместно – этот период пусть еще и не начало Поста, но подготовка к нему, последняя неделя перед Великим Постом. Уже в среду и пятницу богослужения на масленице совершаются не обычные, а великопостные».

«Но Церковь всегда относилась к мирскому веселью снисходительно, учитывая человеческую слабость. Считается, пусть лучше люди немного повеселятся накануне Поста, но не на первой его неделе, не во время, и, Боже упаси, не на Страстной Седмице. А вообще в этот период Церковь напоминает о Страшном суде, а воспоминания о нем с весельем не очень совместимы», - заключил отец Александр.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, признался, что ему понятно и близко то, о чем говорит владыка Онуфрий. «Масленица, действительно, по происхождению не христианская традиция, - отметил он. - Тем не менее, в нашем народе она сложилась. Можно прочитать у Лескова, насколько прекрасна и замечательна эта пора. Мы действительно можем ограничить себя и вполне спасительно провести свою жизнь без многого из того, что имеем. Тем не менее, в Евангелии рассказывается: когда блудный сын пришел к отцу, отец устроил пир. Там же упоминается, что когда царь женит своего сына, он тоже устраивает пир, на который приглашает своих близких друзей. И потому в мирное время для христианина добрый, содержательный праздник накануне Великого Поста - это и утешение, и радость. Но пир во время чумы - это кощунство. И то, к чему призывает владыка Онуфрий, конечно же, уместно и своевременно».

«В нашем приходе на масленицу будет праздник, - рассказал отец Алексий. - В нем примут участие и дети, и взрослые. Будет концерт, пройдут спортивные состязания, кулинарные конкурсы – все это нормальное проявление жизни. Те же люди, которые примут участие в празднике, приносят пожертвования для жителей Малороссии. Я искреннее надеюсь, что в следующем году по благословению владыки Онуфрия и на Украине пройдут радостные масленичные торжества, страна вернется к нормальной жизни - с праздниками, постами и молитвами».

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, признался, что «в нашей семье никаких развлечений во время масленичной недели не было - а я рос в семье священнослужителя. Разве что была традиция печь блины».

«На масленицу мы уже не едим мяса, - напомнил он. - По сути, эта неделя подготавливает нас к наступлению Великого Поста. Завершается она Прощеным воскресеньем – мы испрашиваем прощение у своих близких, родных, и всех тех людей, которые нас окружают. Я считаю, боль предстоятеля Украинской Православной церкви разделить нужно: "сердце мудрых в доме плача". По-другому и быть и не может - от Украины нас отделяет не такое уж большое расстояние. А там горе и страдание людей, стреляет тяжелая артиллерия, льется детская кровь - ни в чем не повинных мучеников. Мы каждую Литургию читаем молитву о прекращении кровопролития на Украине. И нашим соотечественникам, думаю, стоит прислушаться к голосу блаженнейшего митрополита Онуфрия и в эти дни в чем-то себя ограничить ради того, чтобы Господь проявил милость и остановил кровопролитие на украинской земле».

5.pngИерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, сказал: «Масленица у нас ассоциируется с куклой, которую сжигают. В языческие времена это была богиня, олицетворявшая зиму. Вообще этот праздник - рудимент языческой культуры. Когда православное христианство пришло на Русь, оно не стало резко отсекать старые устои, а наполняло старые формы новым содержанием. На масленичной неделе люди готовятся к Великому Посту. Почему она так называется? Мы уже отказываемся от мяса, но молочные продукты еще едим. Наша задача – постепенно подготовиться к Великому Посту, резко не отказываясь от пищи животного происхождения».

«До революции на Руси Великим Постом все развлекательные мероприятия на время прекращались. Закрывали увеселительные заведения, кое-где не продавали алкоголь и колбасу. К этому наши предки относились серьезно. А на Украине ввиду происходящих там событий устраивать гуляния было бы пиром во время чумы. Я общаюсь со священниками с Украины – у них там нет вещей первых необходимости, лекарств, - какие уж тут празднования. Поэтому я присоединяюсь к обращению владыки Онуфрия и полностью его поддерживаю. Нам всем нужно объединиться, в том числе, в России, для молитвы о наших братьях на Украине», - призвал отец Святослав.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, напомнил, что «масленичные гуляния – давняя традиция в России, у них еще дохристианские, языческие корни. Но христианство способно вместить в себя все доброе, что было до него: это удивительно многогранная религия».

«Вообще отношение к масленичным гуляниям можно сравнить с отношением к алкоголю. Что такое спиртные напитки – то, от чего человек теряет человеческое достоинство и умирает в канаве в скотском виде, или благородное украшение стола на достойных собраниях? Так вот, как относиться к масленичным гуляниям? - Если они не превращаются в бесчинство, не заканчиваются дебошами, в них нет ни чего плохого, - считает отец Филипп. - Блины, катания с горок - во всем этом нет ничего дурного».

«Ну а если говорить о конкретной ситуации - минул год с момента гибели обманутых, одурманенных, может быть, очень хороших людей, оказавшихся на киевском Майдане, - напомнил он. - Веселиться тут не приходится. С другой стороны, мы не без некоторого основания можем сказать: свобода - это бремя, и свободный человек должен отвечать за свои поступки. Те, кто хотел использовать свободу во зло, антизаконным образом, могли предполагать: это для них закончится плохо. Существуют законные механизмы того же самого народовластия - но не коктейли же Молотова. Поэтому нечто вроде скептицизма по поводу того, что это должно быть всеобщее горе, можно проявить. Если бы не одно но: все-таки это живые души. Сколько людей погибло! Кого-то посчитали и записали в "мученики", а кого-то и считать не стали».

«Но куда страшнее, что на Украине продолжается гражданская война. Какие уж тут могут быть торжества и празднования... Наши украинские братья убивают друг друга. Война бьет по людям невоенным – детям, старикам. И не всегда снарядами: иногда холодом и голодом. Не думаю, что нужно закрыть все на Масленицу все увеселительные заведения, запретить кататься с горок, на катках. Но о происходящем на Украине мы должны помнить, - призвал отец Филипп. - Надеюсь, усилия по регулированию ситуации, которые предпринимал наш Президент, особенно на протяжении последнего года, приведут к прекращению кровопролития. Об этом же молится и Церковь: по благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви непременно читается молитва, в которой мы просим Бога остановить кровопролитие на Украине».

Священник Андрей Пастернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что речь идет о двух традициях. «Для Церкви последнее воскресенье перед Прощеным уже предваряет начало Великого поста, - пояснил он. - И эта последняя неделя призывает христиан к тому, чтобы они задумались о важных событиях, связанных с концом жизни и света. Для этого читается особое евангельское чтение - о том, как произойдет Страшный суд, и каждый должен задумываться о нем, независимо от того, когда будет конец мира, поскольку смерть - это событие, которого невозможно избежать».

«Но Церковь устанавливает последнюю неделю не строго постной: хотя уже нельзя есть мясо, но еще можно молочные продукты, то есть Церковь дает христианам послабление. Отсюда и возникла народная традиция печь блины. Но это не значит, что должно быть безудержное веселье, что нужно бесшабашно веселиться, напиваться и бесчинствовать», - предупредил отец Андрей.

«А кроме того, бывают особые случаи, когда Церковь устанавливает дни особого воздержания. Например, так было во время военного конфликта в Грузии, а сейчас на Украине. То есть происходящие события подталкивают христиан к особому воздержанию, которое не является постом, но связано с отказом от зрелищ и развлечений. К этому владыка Онуфрий и призывает христиан. В связи с нынешними событиями этот призыв совершенно справедлив. В России Церковь тоже в этом участвует: на каждой Литургии обязательно читается молитва об Украине, это уже давно происходит по благословению Патриарха Кирилла, и будет продолжаться, пока на Украине не наступит мир. Так что вся Церковь участвует в этих событиях», - заключил священник.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что «корень нашей ошибки в том, что мы смотрим на русское прошлое и не дифференцируем его мирское и христианское содержание, а переносим крупицы прошлой жизни в современную. Само масленичное веселье в XXI веке не имеет ничего общество с весельем, например, XIX века, когда простой человек – крестьян или ремесленник - работал без выходных по 12 часов в сутки и ничего не видел, кроме куска хлеба и кружки кваса. А накануне Великого поста забивали лишнее домашнее поголовье, чтобы получить ломоть мяса, и это угощение было целым событием для людей, как и возможность услышать какого-нибудь заезжего скомороха. Мы это как-то пускаем из виду».

«Ну, хочешь веселиться – включи себе любой из тысячи телеканалов и веселись сутками, хоть в Масленицу, хоть нет, - предложил он. - Сходить с детьми на горку покататься, купить им по пирожку - что в этом плохого, если все в меру? Кроме того, любой повод – будь то свадьба или похороны - коммерсанты всегда эксплуатируют в своих интересах, им бы больше рублей с гражданина получить. Ничего церковного в этих делах нет. Так что все зависит от здравомыслия верующего».

«А надо ли веселиться на Масленицу? Я всегда отвечаю так: радуйтесь и веселитесь, лишь бы это приносило пользу, а не вред. И очень важно для жителей России и Украины сохранять нашу духовную солидарность, помнить, что наши братья и сестры за искусственно проложенными в 90-х годах границами испытывают страшные страдания и агрессию со стороны внешних враждебных сил. Поэтому надо уметь корректировать свое поведение и душевное состояние», - уверен отец Макарий.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/16/veselitsya_ni_k_chemu_poskolku_nado_sosredotachivatsya_i_gotovitsya_k_postu/



Назад в раздел
© 2010-2020 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс