Материалы


К 77-летию Великой Победы

Церковная риторика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны

Протоиерей Александр Ильяшенко

1.png

В первый же день войны, 22 июня 1941 года, митрополит Сергий (Страгородский) обратился к чадам Русской Православной Церкви с посланием:

«Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной, Верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем может. Всякий может и должен внести в общий подвиг долю своего труда, заботы и искусства.

Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину.

Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит Она народа своего и теперь. Благословляет Она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

3.png

И. В. Сталин понял, с кого надо брать пример, и у кого учиться. Нельзя не вспомнить, что в первом после начала войны обращении Сталина к советскому народу прозвучало церковное: “Братья и сестры”. Таким образом, в безбожном государстве официально зазвучали слова и понятия, проникнутые православным духом.

На параде 7 ноября 1941 года, обращаясь к воинам, уходящим на фронт, Сталин произнес столь необходимые идущим на смертный бой воинам слова: «Война, которую мы ведем, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова…»

Вскоре после того, как армии объединенной фашистской Германией Европы напали на нашу Родину, на всю страну прозвучала песня “Священная война”.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна!

Идет война народная,

Священная война!

Напомним, что одна из предвоенных пятилеток называлась «безбожной»: партия большевиков своей идеологической целью поставила полное искоренение Православия на всей территории СССР. На советских людей с самого раннего детства обрушивалась грубая, глумливая антирелигиозная пропаганда. Верующие объявлялись «социально чуждыми», то есть враждебными «самому прогрессивному» в истории человечества социалистическому государству.

Практически все духовенство было уничтожено или находилось в концлагерях, где испытывало изощренные издевательства от надзирателей, охранников и начальства, или «социально близких» уголовников и ожидало медленной и мучительной смерти. Храмы или разрушались, или превращались в «овощные хранилища», святыни подвергались поруганию, церковное достояние разграблялось, колокола шли на переплавку, а иконы — в костер…

Поразительно, что, вопреки многолетней пропаганде воинствующего атеизма, в первые же дни войны прозвучало слово “священная”, слово принципиально чуждое насильно навязываемой народу идеологии. Ведь согласно диалектическому материализму считалось, что место есть только для материального, что бытие определяет сознание, а ничего святого нет, и быть не может в принципе!

4.png

Святой благоверный великий князь Александр Невский сказал перед Невской битвой, обращаясь не только к своим дружинникам, но и к далеким потомкам: “Не в силе Бог, а в правде”. Так во время Великой Отечественной Войны и говорили: “Наше дело правое, мы победим, враг будет разбит!” Раз “наше дело правое”, следовательно, правда все-таки существует сама по себе, а не только как то, что “выгодно пролетариату”. Значит, даже на государственном уровне было признано, что есть нечто священное, высшее: то, что выше и жизни и выше даже всего государства в целом. Тем самым, пусть не явно, признавалась правда Божия, признавалось и бытие Божие.

В период оборонительных боев под Москвой у многих на устах была песня, написанная в то суровое время, когда само существование нашего государства было под угрозой:

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою,

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Победим, уничтожим врага!

Крепость, которую враг не может взять, — это неприступная крепость, а стена, которая окружает такую крепость — неприступная стена. Но в этой песне использовано словосочетание “нерушимая стена”, и оно использовано совершенно сознательно. Несомненно, автор, советский поэт Алексей Сурков, прекрасно помнил слова молитвы: “Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству”. Кроме того, существует икона Божией Матери, которая называется “Богородица нерушимая стена”.

5.png

На передовой, перед лицом смертельной опасности, среди солдат, в большинстве простых крестьянских парнишек, быстро нашлись умельцы, которые из стреляных гильз стали делать православные нательные крестики. Автору приходилось встречать ветеранов, которые всю жизнь носили на себе латунные крестики, сделанные в окопах вручную. Все это явилось свидетельством того, что широкие слои народа всколыхнулись духовно и обратились душой к Богу.

Советская власть была вынуждена прекратить жестокие гонения на Церковь, выпускать священнослужителей из заключения, открывать храмы и монастыри. Были учреждены правительственные награды: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова — в честь глубоко верующих, жертвенно служивших Церкви и Родине людей.

Интересно отметить, что талантливый полководец Вермахта генерал-полковник Гудериан отмечал, что одной из важнейших причин победы Красной Армии, было обращение советского государства и народа к историческим национальным традициям.

Генерал Гудериан, известен тем, что одним из первых в мире правильно понял значение танков в войне и разработал принципы их применения и взаимодействия с другими родами войск. Его теоретические разработки в значительной степени определили успехи германской армии в операциях в Западной Европе в 1939-1940 годах и начальный период войны против СССР.

6.png

Обратимся к великому произведению А.Т. Твардовского «Василий Теркин»:

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, –

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

Русскому народу пришлось вести смертельную схватку с исключительно сильным и беспощадным врагом — фашистской Германией под главенством Гитлера объединившим Европу. Но «разве есть на свете такие огни и муки и сила такая, которая могла бы пересилить русскую силу?» (Н.В. Гоголь. Тарас Бульба).

Я ВЕРНУСЬ К ТЕБЕ, МОЯ РОССИЯ…

Я вернусь к тебе, моя Россия,

Через бури, смертью смерть поправ.

Чтоб просторы видеть голубые,

Слышать шум лесов и шелест трав,

Чтобы видеть вновь родные лица,

Девушек весенний хоровод,

И ни вражья пуля, ни темница

Мне к тебе пути не перервет.

Не затмить ни голоду, ни мукам,

Ни штыкам твой светлый образ, Русь!

Грозной песней, молниею, звуком,

Даже пеплом я к тебе вернусь!

Это стихотворение написал в лагере попавший в плен Семен Крутов.

7.png

Так что же это за сила, которую никакая сила пересилить не может? Она носит характер мистический, таинственный, поэтому ответ нужно искать в духовной сфере. Интересно отметить, что глубокий ответ прозвучал в творчестве талантливого советского поэта Константина Симонова. Талант — это дар Божий и как таковой он позволяет его обладателю проникать в суть вещей. В стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Симонов пишет:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ни классовая борьба, ни ненависть не могут сплотить людей. Преодолеть ненавистную рознь мира сего может только святость. В годы между событиями 1917 года и Великой Отечественной войной пролег крестный путь Русской Православной Церкви и Русского Православного народа. Многие тысячи, сотни тысяч верующих людей своей жизнью и своей смертью засвидетельствовали верность Христу и Его Святой Церкви и увенчались венцами мученическими.

8.png

Великая Отечественная война началась в воскресенье 22 июня. В 1941 году в этот день праздновалась память всех святых в земле Российской просиявших. В их сонме многие прославленные и непрославленные, ведомые и неведомые новые мученики и исповедники Российские во главе со святителем Тихоном Патриархом Всероссийским и Всероссийским императором Николаем Страстотерпцем. Теперь мы знаем, что за Россию молились и жившие тогда такие великие подвижники, как святители Афанасий Сахаров, Лука Войно-Ясенецкий, преподобный Серафим Вырицкий и многие другие в ссылках, в заточении и в горьких работах бывшие…

Благодаря их подвигу, принявших на себя натиск сатанинской злобы богоборческой власти и ценою своих страданий и крови, жизни и смерти одержавших нравственную победу в неравной борьбе, русский народ вновь обрел себя, ощутил свое духовное и национальное единство. То, что в результате революции было опорочено, осмеяно, поругано, вновь обрело свой смысл и значение. Потому и встала “страна огромная”, как один человек на “священную войну”, что «прадеды», победители в борьбе за веру и правду, вымолили у Господа верящим и не верящим в Бога «внукам своим» силу и стойкость победить в Великой Отечественной войне.

Подвиг новых мучеников и исповедников Российских послужил тому, что наш народ, невзирая на многолетнюю пропаганду материализма, гонений на Церковь и преследования верующих, вновь стал осознавать себя православным народом. Удивительное самоотвержение, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть свидетельство того, что не умерла в народе вера, а наоборот, всколыхнулась и спасла нашу Родину, весь мир от богоборческой, чудовищной по своей жестокости силы германского фашизма.

Известно, что на пряжках немецких солдат было написано: Gott mit uns (С нами Бог). В Германской армии были полковые священники, совершались молебны, в том числе благодарственные. Формально германская армия не была атеистической, а Красная Армия формально таковой являлась. Отметим один исключительно важный факт, который нельзя недооценивать: победа – это такое явление, которое является даром Божиим достойному. Но не германскому народу, объявившему «крестовый поход» против коммунизма, а на деле оказавшемуся богоборческим, дал Господь победу.

9.png

Русский народ явил в войне такое величие души, такую непоколебимую веру, такую стойкость в лишениях, такое великодушие, такой нравственный подвиг, что заслужил великую милость от Бога. Сам Господь даровал нашему самоотверженному народу победу, которую мы по праву можем считать Великой.

«Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой средины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня. Отвсюду видна она и глядит прямо в очи мимобегущим волнам. И горе кораблю, который нанесется на нее! В щепы летят бессильные его снасти, тонет и ломится в прах все, что ни есть на них, и жалким криком погибающих оглашается пораженный воздух».

Этими словами великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя мы и закончим нашу статью.

http://www.pravmir.ru/tserkovnaya-ritorika-v-sovetskom-soyuze-v-godyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi/#ixzz3ZY9mmYJt



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс