Материалы


Божественный ЛОГОС в человеческом СЛОВЕ

Божественный ЛОГОС в человеческом СЛОВЕ

 

Вспоминая сегодня память святых отцов шести Вселенских соборов, я бы хотел поговорить с вами о СЛОВЕ.

Важность подвига Отцов Вселенских соборов, как мы уже ранее говорили, в том, что они одели Божественный Логос в человеческое слово. Соткали ткань из лексических смысловых конструкция нашего языка. Это очень грубые для Него одежды, но у нас других нет. Тоньше, изысканнее, только молчание о Нем. Но, к сожалению неповоротливый и одебелевший от греха человеческий ум нуждается в таких же человеческих словах. Опираясь на слова Отцов, на их Оросы (определения), мы пытаемся понять Откровение Божественного Логоса.

«За каждое праздное слово нужно будет дать ответ»- предупреждает нас Господь. Праздное с греческого «ἀργός» бездеятельное, бесплодное, пустое.

Слова, стали у нас лексическим поносом, мы плюемся ими как семечками, как шелухой. Язык стал ядовитым и гнилым. Дипломаты его используют для того что бы за словами прятать свои мысли, политики что бы изящно и бесстыдно врать, а многие из нас используют слова для того что бы наряжать ими как куклы одеждой свои страсти.

В процессе преподавания религиоведения мне приходилось внимательно изучать мир древних людей, и я с удивлением замечал какое огромное значение для них имело слово. Слово было равнозначно делу. Ответственность и за то, и за другое одинаковая. Слова не были пустыми, как сейчас, и прежде чем выйди из губ они должны сначала созреть в душе. Слово, разговор, это сакральное действие, это таинство, оно священно.

Слово, как плод должно быть спелым и зрелым. В нем не должно быть кислоты, гнили, лукавства, или лжи. Нарушить слово было невозможно, это все равно что убить себя.
Первое написанное слово также священно. Оно так и названо «Иероглиф» ἱερός (иерос) — «священный» и γλύφω (глифо) — «вырезаю». В нем тайна Имени-Личности.

Первые тексты это священная грамматика ἱερογλυφικὰ γράμματα «священновырезанные письмена». Слова святы, Имя – священная тайна личности. Речь это священнодействие проговаривания себя во вне – Богу, миру, и другому человеку.

Когда видишь это в истории древнего мира, когда слышишь эхо благоговейного отношения к слову в священных текстах древних то понимаешь, кожей чувствуешь – какие же мы мелкие стали. Как же мы выродились и обнищали. Как нелепы все эти клоуны без умолку болтающие с телеэкранов, как гнусны врущие СМИ, как воздух мира наполнен вонью наших слов. Наша внутренняя гниль, проявляется в их злосмрадии.

Отравленные слова, их очень много вокруг нас. Это лексические вирусы которые хотят заставить тебя думать, считать, давать оценочное мнение так, как хочется тем, кто сочиняет и программирует эти вирусы. Для этого придумывается специальный неояз, смещаются оценочные акценты, создаться ложные информационные потоки, и вся это для того что бы заставить верить в ложь, и думать что на самом деле ты сам пришел к этим выводам. Слова стали смогом, который закрыл Солнце Правды.

Хочется глотнуть чистый воздух горных вершин, которые вознеслись над этим смогом лжи и цинизма, душа просит тишины…Звенящей тишины Неба, молчания будущей жизни, красоты чистых звуков творения созданного Богом.

«Бог дотоле хранит тебя, доколе ты хранишь свои уста» – учит нас Антоний Великий.

Я не будут делать и этой статье критический анализ ереси иконоборчества от древности до наших дней, и объяснять, что целовать фотографию своей жены можно, не рискуя при этом разрушить семью разводом, а вот чужой лучше не надо.

За догматическими спорами, богословскими умозаключениями мы потеряли суть. А она заключается в том, что мы проиграли в этом споре и место, которое занимал в каждом христианском доме иконостас, сейчас занято телевизором (или компьютером). Время, которое уходило на молитву, сегодня уходит, и в значительно большем объёме, служению этому идолу. То что я пишу, не есть ворчание недовольного жизнью прихожан священника, за этим стоят очень важные и далеко идущие выводы.

Спаситель указал нам в Евангелии что соотношения внутреннего баланса тьмы и света напрямую связано с состоянием глаз (Мф.6: 22-23). Мы не только то, что мы едим, мы и то, на что мы смотрим, мы и то, что мы слушаем. Полученная из вне информация в нас бродит, на это мы рефлексируем, и этим становимся по своей сути.

Окна нашей души выходят в разные миры, но «Я», тот кто сморит в эти окна – один, и он не может смотреть во все окна, в одно и то же время. Как правило любимым, становиться только одно окно, и через него в нас входит или тьма, и свет. Лица душ наших современников, лепятся лекалами массовой культуры, они зеркальные отражение наших СМИ.

На протяжении веков икона не давала людям, стать на четвереньки и превратиться в социальное животное. Она была тем окном в горний мир, который, напоминал нам о том, что мы не только «гумус» – земля, но и «антропос» – те кто смотрит в верх, чело-веки. Лик Бога, ставшего нами, призывал нас стать Им самим а лики святых говорили что это возможно, Лик Божией Матери, покрывал нас покровом любви, заботы, надежды и милосердия. Теперь на их месте цифровые головы, которые говорят нам что нет ничего хорошего в том, что вы живете на этой планете. А если у вас все хорошо, то не обольщайтесь – скоро будет плохо. А если у вас и так все плохо, то знайте будет еще хуже. Зря вы вообще сюда родились, но если уж так получилось, то знайте – вы влипли по полной.

Я освящал разные жилища за время своего служения в церкви, но я не помню ни одного дома, где стоимость икон была бы больше чем стоимость телевизоров. Я почти не видел домов, где бы на «красном» т.е самом почетном месте, был бы иконостас, а не черный экран. Я помню очень много домом, где икон вообще нет, или есть бумажные литографические образочки опирающиеся на дежурные, никогда не читаные книжки на полках. Но вот не могу припомнить дома, где не было бы телевизора.

Это очень важный знак. Он говорит о том что то, чем мы питаем свою душу через зрение, это уже не образы Божественного, а крестики и нолики мира бегущего в припрыжку в ад. Даже вскользь брошенный взгляд на икону, греет душу. Они рядом. Лики Спасителя, Богородицы видят мою душу, сердце, мысли. Я раскрытая книга, и Они желают писать в ней красками Благодати. Я должен им это позволить.

Голос новостного диктора режет без ножа. Я все время задавал себе вопрос не находя ответа. «Почему из всего многообразия событийного рядя этого дня, или недели, выбирается только то, что связано с болью, кровью, страданиями, страхом, и негативом»? «Что больше ничего другого в мире не происходит»? «Что, даже маленького просвета, в этом темном царстве нет, все и в самом деле так плохо»?

Посмотрев в окно я понимаю что это не так. Потому что на против моего дома детский садик, я вижу как дети там играют. Я вижу что птицы как и раньше садятся на кормушку на моем балконе, а листья клена, такие же же живописно – осенние какими были и в прошлом году. И вообще не так все уж и плохо, бывало и намного хуже. Это я помню из рассказов своих бабушек и дедушек.

Так что же, надо обязательно вдувать в каждые уши депрессию, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущем, и рождающиеся от них малодушие, мнительность, а то и отчаяние? Кому это нужно? Вопрос риторический, конечно же это важно диаволу. Для этого он и внес в каждый дом по своей «иконке». С ее же помощью он собирается и править. Оттуда мы будем получать указания как «правильно» думать, что нужно чувствовать, какие ценности выбирать.

А еще проходя по улице я часто замечаю странную вещь – родители матерятся не стесняясь при довольно уже взрослых детях. Тридцать лет тому назад, это бы и в голову никому не пришло. Впрочем как и то, что мат будет присутствовать в качестве нормативной лексики в кинофильмах, книгах и стихах современников.

Вся современная культура это есть икона наших душ. В ней отражается в прямой, и обратной перспективе, все то чем мы живем, о чем думаем, мечтаем. Это отражение наших внутренних реалий перенесенных на внешние носители массовой культуры.

Размышляя над философией истории советского и постсоветского периода, я сделал печальные выводы. Дефицит живого слова, тошнота от приторности, лживости и мертвости марксистко-ленинской идеологии были для наших людей боле полезными чем изобилие и доступность всевозможных источников информации. Первая вызывала жажду живой воды настоящего. Малейшее послабление системы вызывало оттепель, и в пустыне советского идеологического маразма появляются цветы стихов Вознесенского и Евтушенко, фильмы Рязанова и Гайдая, книги Пастернака и Солженицына, философия М Бахтина . В самиздате перепечатывается лучше, не доступные массовому читателю сочинения религиозных философов, поэтов, писателей.

Но как только к нам пришла «свобода» слова, то книжные полки наполнились не этой литературой, а пустой бессодержательной попсой, которая делала ставку человеческие страсти и эмоций. То же стало приходить и в кинематографе, театре и прочь.

Т.е при доступности и вседозволенности человек будет выбирать не то что полезно, нравственно и поучительно, а то что дает вкус и питает наши страсти. Я знаю по опыту своего многолетнего преподавания в вузе, – наша современная молодежь не читала даже ту литературную классику, которую мы читали в советский период. Многие даже уже не слышали названий этих книг. Их место заняли последние версии культовых компьютерных игр, названий которых уже я не знаю, в силу своей необразованности. Это тоже иконы, нашего времени и нашего мира.

Поэтому спор о иконопочитании и иконоборчество не есть дань прошлой истории, это самое что ни на есть настоящее. Одни образы изживают другие, и польза не в наш счет. Душа сама есть икона Бога, созданная по Его Образу, но те краски, которые ложатся на нее в процессе проживания жизни, не редко делает ее отражением диавольского образа, иконой апокалиптического зверя. Два вселенских художника борются за то, что бы написать в нас свой образ. Но ни один из них не может нас заставить предоставить свою душу в качестве холста. Мы сами открываем дверцу сердца и даем возможность там рисовать или Одному, или другому.

http://www.pravoslavnoeradio.com/2017/10/22/%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%B2-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BB/



Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс