Материалы


Происхождение церковной иерархии

Происхождение церковной иерархии

Безымянный2.pngСвященник Александр Каневский

«Зачем ходить в храм, исполнять какие-то обряды и молиться перед иконами, если Бог у меня в душе?

Зачем исповедоваться и слушать какого-то священника, если он – такой же грешный человек, как и я, а может быть и еще хуже?»

Многим из нас не раз приходилось слышать такие или подобные им высказывания. А возможно, что и сами мы когда-то задавали подобные вопросы.

Кто же такие священники, кто такой архипастырь и чем они отличаются от обычных людей?

Во времена Ветхого Завета в иудействе существовало особое священство, закрытое и недоступное для народа. Оно было доступно одним лишь левитам и чуждо всему остальному народу Израиля.

Разрыв завесы в Иерусалимском храме в день казни Христа означал завершение существования ветхозаветной церкви.

Уверовавшие в Сына Божия, и принявшие Его как обещанного Мессию, образовали Новый Израиль – Церковь Христову, в которой новозаветный народ стал «царственным священством», служение которого распространяется на всех членов Церкви.

Отныне служение Богу совершается уже не в ограде храма, а во святилище – во «святая святых».

«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу» (Евр. 12, 22-24).

Апостол Павел говорит, что в Церкви Христовой «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 39), ибо «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14, 33).

Этот апостольский завет вот уже более двух тысяч лет исполняется за счёт особой организации церковной жизни, основу которой составляет церковная иерархия, которая имеет божественное установление.

Господь – Творец времён. Непостижимо для нашего сознания, Он пребывает одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Иными словами, Бог существует вне времени, и потому Его называют Вечным.

Церковь основана Христом – предвечным Богом, ради нашего спасения ставшего Человеком.

Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым», Глава Которого – Сам Христос, Вечный Бог, а значит Церковь Его не может быть не современной, отжившей, устаревшей или старомодной.

Она, как и создавший Её Господь – вне времени и его веяний.

И потому Церковь всегда современна. Как современен и весь порядок, установленный в Ней Ее устроителями – святыми Апостолами.

А все начиналось так.

После Своего чудесного Воскресения Господь явился Апостолам. Он укрепил их веру и раскрыл их умы к пониманию Священного Писания, а перед самым Своим Вознесением Иисус сказал им:

«Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями даже до края земли» (Деян. 1,8).

На десятый день после Вознесения Господа, на Апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков, и Апостолы обрели особые духовные дары, благодаря которым они смогли начать всемирную проповедь Евангелия.

«Христос воскрес! Бог послал спасение людям через Иисуса Христа, Который взял на себя все грехи мира, пострадал за них на Кресте и воскрес из мертвых.

Совершенный Бог и совершенный Человек, Он в Самом Себе примирил падшее человечество с Богом и отворил дверь в Царство Небесное. Он вознесся к Отцу и дал нам время для покаяния.

Он скоро вернется, чтобы сотворить последний суд над миром, уничтожить царство сатаны и сотворить на Земле Свое вечное Царство, которому не будет конца».

Эту благую весть несли Апостолы по всей земле.

Народ израильский воспринимал это известие с величайшим воодушевлением. Приверженцев веры во Христа Спасителя становилось все больше и больше. Повсюду возникали многочисленные общины – ростки будущей Вселенской Церкви.

Поэтому с момента начала всемирной проповеди Евангелия, очень важно было позаботиться о том, чтобы сохранить евангельское учение в том виде, в каком оно Христом было передано Апостолам, которых Он наделил правом учить, совершать богослужения и руководить верующими.

Проповедуя по городам и странам, Апостолы избирали себе помощников, учредив

ТРИ СТЕПЕНИ ИЕРАРХИИ.

Низшую составляли диаконы, которые помогали апостолам при богослужениях и совершении ими Таинств.

Когда число верующих значительно увеличилось, апостолы избрали себе дополнительных помощников для проповеди и совершения богослужений. Посвященные для этого служения через возложение рук апостольских, стали называться пресвитерами или иереями.

О новозаветном священстве, как установлении Самого Господа, также говорит апостол Павел в своих посланиях к Тимофею:

«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1Тим.4:14).

«Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

Не имея возможности личного присутствия в различных областях Римской Империи, Апостолы учредили в Церкви еще один, высший сан священства – епископство, что в переводе означает «блюститель».

На епископа была возложена обязанность блюсти в чистоте и неповрежденности переданное им вероучение, заботиться о спасении и духовном здоровье вверенной его заботам паствы.

Апостолы передали им власть не только учить народ и священнодействовать, но и посвящать пресвитеров и диаконов.

Без епископа Церковь теряет не только свою полноту, но и саму свою сущность.

Таким образом, со времен апостольских, епископы Церкви Христовой являются непосредственными преемниками и представителями апостолов на земле, высшей духовной властью.

За двадцать с лишним веков эта цепь апостольской преемственности, передаваясь от епископа к епископу, сохранилась непрерывной и неповрежденной только в Православной и Католической Церквях (последняя, впрочем, во многом утратила свою благодатность вследствие чудовищного искажения учения Христова).

Верующие во Христа, объединенные единым вероучением и святыми Таинствами, образуют единое стадо Божие, которое нуждается в пастырях – охраняющих, учащих и управляющих.

Однако не человеческая воля выступает организующим началом Церкви, но Дух Святой, ибо и сами земные пастыри суть овцы того же стада, которых пасёт Пастырь Небесный.

Именно в Духе Святом и лежит начало Церкви.

Дары Духа даются не сами по себе, но для служения в Церкви, для Ёе созидания.

Дары различны и служения различны, но Дух один и тот же, создавший служения апостольства, пророчества и учительства.

Различно содержание служений, а потому различно и их значение.

Церковь не может существовать без служения управления, учительства и тайносовершения, ибо без них не может быть евхаристического собрания, а без Евхаристии, в которой участвуют и пастыри и пасомые, не может быть Церкви.

http://rodkom.org.ua/index.php/naukaireligion/osnovy-pravoslavnogo-verouchenija/182-proishozhdenie-tserkovnoj-ierarhii



Назад в раздел
© 2010-2019 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс