Материалы


ПАСХА НАВСЕГДА

 Пасха навсегда

Протоиерей Александр Рябков

Пост подходит к концу, все ближе Пасха, путь поста почти пройден. Что мы хотели достичь, пройдя дорогой поста? Перед Страстной седмицей и Праздником Пасхи необходимо снова задать себе этот вопрос. Ответ может быть только один! Пост - время возрастания в Вере и обретение Радости! Но что значит верить в Бога? И как сохранить пасхальную радость?

3.png

Верить, - значит дать Богу возможность исправить тебя. Верить, - значит перестать пытаться все исправить самому. Верить, - значит перестать думать, что Бог должен исправить все, как я хочу. Но очень редко нам это удается воплотить в жизнь. Тут одно из двух. Или мы сомневаемся, что Бог есть Любовь. Или нам без Него и так хорошо.

«Вера без дел мертва», - говорит Священное Писание. Евангелист сохранил для нас слова Господа: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Мы должны стремиться к тому, чтобы нашу личность заполняли не наши представления, а всё больше и больше отдавая себя Богу, всё больше и больше истощаться ради ближнего. И если твоя рука не открыта для помощи ближнему, а в кулачок зажата, то даже то, что ты зажал там, в кулачке, оно истлеет, пропадет и превратится в тлен: ты откроешь этот кулачок, а ничего там не сохранил.

Сложно человеку идти к Богу, потому что человек из-за греха стал сложным и упрощаться не хочет. Свою сложность он считает достоинством. Природа наша больна. Но не только. Она еще и хитра. Она нам начинает объяснять, что немного гордыни и угождения плоти не помешает духу. Ну и мы обманываемся.

Не стоит забывать, что у человека есть и своя воля, и она может быть очень сильна. Но направляя свою собственную волю против воли Божьей, мы всегда будем чувствовать внутреннее беспокойство, – это знак того, что мы движемся в неправильном направлении. Главное, не стоит забывать, что Бог хочет для нас только одного – нашего спасения, всё остальное – частности.

Главное не нужно отчаиваться от неудач постигающих нас.

Нет ничего плохого в том, чтобы учиться на своих собственных ошибках. Неправильного пути вообще не бывает. Надо просто помнить, что мы не боги, надо возделывать в своей душе смирение, и тогда заблуждение не завладеет нашим существом. Любой путь – это опыт. А горький опыт может быть даже важнее для христианина, чем опыт постоянного успеха. Ведь цель у нас одна. Как сказал Христос в Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф. 6, 33)

Надо жить как ребёнок, который просыпается, и радуется дождю за окном, или лучу солнца на потолке – всему тому, что мы, взрослые люди, за всеми нашими заботами и переживаниями, уже перестали замечать. Мы почти никогда не живём в настоящем: мы либо сожалеем о прошлом, либо мечтаем о будущем. Такое отношение к жизни лишает нас радости.

Жизнь в настоящем времени, с искренней благодарностью по отношению к Богу за каждое мгновение, - это и есть плод победы Христа над смертью и адом. Скоро нас ждёт самая большая Радость – Пасха. И если мы не сможем принять её здесь и сейчас, во всей её полноте, а захотим дополнить её ещё какими-нибудь радостями, – останемся у разбитого корыта.

http://solunskij.ru/?page=column&ib=126

Страстная седмица

Безымянный.png

Страстная седмица неразрывно связана с Великим Постом. Суть любого поста – это Покаяние, оно и есть самое важное, что предлагает нам Страстная. Перед финишем спортсмен должен сильнее набрать темп, сделать последний рывок.

Апостол Павел писал коринфянам:

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.

Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.

И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;

но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». (1 Кор. 9:24-27)

Страстная седмица – это финишная прямая поста. Наш пост в эту неделю становится строже – не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане.

Время поста – это время научения истинам Божиим. Им мы научаемся, в первую очередь, через чтение Священного Писания – поэтому в Страстную седмицу нам еще усерднее надо читать Библию.

Нам надо полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в Интернете – во многом потому, что такое времяпрепровождение ведет к рассеянности – а нам нужно концентрировать свой ум на молитве. Давайте исключим из своей жизни все, что помешает нам прийти к Пасхе с чистой душой.

Другое, что равно важно, как и чтение Писания – это наше участие в таинствах. Потому что без этого и пост – не пост. Когда мы пост превращаем в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: «Наступил пост – теперь я буду давить соки и кушать морковку». Подобный пост всегда заканчивается крахом.

Если это будет телесный крах – ну, сорвется человек, то и слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах – гордыня – всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким – сугубо физическим образом – все сорок дней, но его пост будет как труп – тело, не наполненное духом.

Именно участие в таинствах насыщает наш пост, и особенно дни Страстной седмицы. Постарайтесь эти дни провести в церкви и причаститься.

Дома надо прочитать те отрывки из Писания, который в эти дни читаются в храме – хотя бы 12 Страстных Евангельских чтений из службы Страстного Четверга и Псалтырь. Можно снова, вернуться к канону святого Андрея Критского, который читался в начале Великого поста. Сосредоточьтесь на молитве!

Но главное – ни в чем не должно быть искусственности. «Мы должны сострадать Иисусу» – говорят люди. Я не совсем понимаю такое чувственное сострадание Христу – доведение себя до слез, до душевного содрогания. Такая нарочитость – излишняя. Мы должны не «сострадать Иисусу» – мы должны понимать, что произошло две тысячи лет назад. Суть не в соболезновании, а во вникании в службы Страстной седмицы, в чтение Евангелия.

Как свершившееся на кресте влияет на меня лично? Не так, что я могу пособолезновать, прослезиться, умилиться. Это влияет на саму мою жизнь, на мое спасение – и на весь мир вокруг меня. Участие в церковных служба и чтение Писания помогают нам осознать себя как частицу Вселенной, которая стоит на пороге обновления – на пороге космического чуда.

Ничего не надо делать напоказ. Вспомните, как говорит Христос о посте в Евангелии от Матфея: «Помажь голову твою и умой лице твое». Надо, чтобы Господь видел нас постящимся, а не люди. Если окружающие знают о нашей вере, они могут спросить: «А что значит для тебя Страстная седмица?» Мы должны дать ответ о «нашем уповании», но без фарисейского закатывания глаз и особого таинственного тона, и тем более без осознания превосходства над собеседником. Наша задача не поучать, а делиться.

Если пост мы провели не так, как хотели – давайте найдем в своем недовольстве почву для того, чтобы вдохновиться, обрадоваться. Обрадоваться чему? Тому, что мы не залюбовались собой! Это тоже могло стать результатом поста – неправильно начатого и проведенного во славу свою, а не во славу Божию.

Поэтому нам ни в коем случае нельзя унывать, если мы недовольны собой. Пусть мы не достигли ощутимых результатов, но пост открыл нам нечто очень важное – что мы больны леностью, больны рассеянностью – больны грехом. Пост – лакмусовая бумажка, и будем благодарны за все, что мы узнали о самих себе за это время. Будем печалиться о своем нерадении, но и восславим Господа за это открытие.

Пост и Страстная седмица – это не спорт высоких достижений, а то, что помогает нам понять нас самих. Во всяком нашем духовном банкротстве сокрыта дорога к спасению – это исповедь, покаяние. И светлая Пасха впереди. Как говорил святой Серафим Саровский, нет нам дороги унывать, ибо Христос воскрес!

http://solunskij.ru/?page=column&ib=81




Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс