Материалы


Как преобразить свой внутренний мир

Как преобразить свой внутренний мир

Пастыри о Преображении Господнем

Скоро Русская Православная Церковь будет праздновать Преображение Господне. Однако на горе Фавор Господь не изменялся – Он лишь приоткрыл духовные очи апостолов, чтобы те увидели, оказались причастными к тайне Его Божества. А вот нам изменяться, бороться с собой, миром и диаволом приходится в течение всей нашей жизни. О том, на что стоит обратить первостепенное внимание современному христианину, мечтающему преобразить своего внутреннего человека, говорят священнослужители Русской Православной Церкви: священники Олег Булычёв, Димитрий Шишкин и диакон Валерий Духанин.


«Источник Божественного света каждый из нас может найти внутри себя»


Священник Олег Булычёв

настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):

– На горе Фавор Господь явил славу Царства Божия, насколько ученики могли ее вместить. Многие святые отцы тоже сподобились в своей жизни от Господа вкусить благодати Фаворского света. Вспомним преподобного Серафима Саровского, лицо которого сияло ярче солнца. И отцы учат, что источник этого Божественного света каждый из нас может найти только внутри себя. Ведь, по слову Господа, Царство Божие внутри нас есть.

Ничего нового придумывать не надо, надо вернуться к забытому – к святоотеческому наследию. Увы, но надо признать, что в наше время оно не очень востребовано большинством церковных людей. Мы как-то больше увлеклись внешней деятельностью, социальными проектами – в ущерб внутренней духовной жизни. За это Господь упрекнул Марфу, а преподобный Серафим таких христиан сравнивал с черными головешками.

В Писании и у отцов благодатный свет описывается по большей части как внутреннее состояние, получаемое молитвой, богомыслием и – главное – Причащением Святых Христовых Таин.

Поэтому всем нам, прежде всего, надо обратить внимание на молитвенное делание. Недаром святитель Григорий Палама учил, что непрестанная Иисусова молитва – это дело всякого христианина, не только монаха, и призывал к внутреннему молитвенному деланию и женщин-домохозяек, и детей, и всякого мирянина, неважно, какой внешней деятельностью занимающегося.

И еще очень важно постоянно читать Новый Завет и творения или письма святых отцов. Мало того, что это духовное чтение показывает нам правильный духовный путь, но еще всё это реальная духовная пища. Вкушая ее, человек очищается душою, страсти утихают, и человек чувствует равнодушие к стихиям мира сего. Ведь читая Евангелие, мы беседуем с Самим Господом, а читая творения святых отцов, мы вступаем в общение с ними. Вот каких друзей мы должны себе приобрести. И то, что стяжали от Господа они, ту же благодать Фаворского света, и нас они научат и помогут по силам нашим этой благодати приобщиться, преобразить внутреннего человека.


«Главное средство – сознательное трезвенное отношение к себе в свете Евангелия и исполнение заповедей Христовых»

Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

– Праздник Преображения Господня – это праздник великого утешения и надежды для нас – грешных и обремененных страстями и трудностями земной жизни. Господь, мы знаем, преобразился на горе Фавор перед ближайшими Своими учениками, явил им Свою Божественную природу настолько, насколько они могли воспринять. Произошло это перед последним и самым страшным периодом земной жизни Спасителя, когда Ему предстояло пережить оклеветание, поругание, биение, крестную муку и саму смерть. Память о явлении Божественной славы Спасителя должна была укрепить апостолов в вере, вдохновить их в самый трудный момент поругания и смерти их Божественного Учителя.

Но важно еще вот что: Господь не только явил сияние Своей Божественной славы, но и отчасти показал, открыл (не телесным только очам, но и душе, духу апостолов) ту высоту, и свет, и радость пакибытия, к которому призван каждый без исключения человек. Не это ли понимание – и не умственное только, но опытное – побуждало затем апостолов не раз говорить о том неизреченном блаженстве и радости, которую уготовал Бог «любящим Его»? И это обетование относится, конечно, не только к апостолам, но и ко всем вообще людям. Потому что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). И ради спасения всех нас Бог умалился, принял образ раба, вочеловечился; за всех без исключения Он страдал и умер на кресте; ради вечной благодатной жизни каждого Он воскрес и вознесся на небо. Господь показал нам ту славу, которая присуща Ему по природе, но причастниками которой мы можем сделаться по благодати в том случае, если будем искать этой славы, будем стремиться к постоянному и деятельному преображению, то есть к изменению нашей жизни. И это деятельное и постоянное преображение называется не иначе как покаянием, потому что греческое слово метанойя – покаяние – как раз и означает перемену ума. Перемену не «одноразовую», конечно, а постоянную, предполагающую непрестанную работу над собой, отвержение всего худого, что мешает нам приблизиться к Богу, и сознательное исполнение всего, что нас к Нему приближает. Иначе говоря, главное средство нашего преображения – это сознательное трезвенное отношение к себе в свете Евангелия, внимание к состоянию своей души и исполнение заповедей Христовых. Об этом часто говорил и Сам Господь, и Его святые апостолы. И это означает, что нам надо паче жизни полюбить эти заповеди, относиться к ним как к величайшему сокровищу, как к величайшей милости, дарованной нам Богом.

Хотя благодать Божия – это дар, подаваемый щедро и безвозмездно каждому, но чтобы принять этот дар, нам надо потрудиться над собой, отчиститься – условно говоря, провести генеральную уборку собственной храмины, а может быть, иногда и ремонт или даже реконструкцию, если жизнь наша изрядно повреждена греховной жизнью. Но и тогда не отказано человеку в достижении радости общения с Богом. Именно поэтому первыми словами Господа были слова о покаянии: «Покайтесь». Это на самом деле удивительно радостные слова, потому что, в каком бы состоянии и степени духовного разрушения ни находился каждый из нас, верой, соблюдением заповедей Божиих и сердечным устремлением к Богу мы можем положить начало преображения собственной жизни. Так что не будем ждать какого-то «особенного» момента, а прямо сейчас с верой и живой молитвой начнем делать что можем доброго ради Христа, с тем чтобы и нам стать причастниками Его света, Его радости, Его торжества.

«Весь смысл христианской жизни – освободиться от диктата греха и низменных потребностей, возвыситься до духовного»

Диакон Валерий Духанин

  Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Наверное, все мы уже привыкли слышать о том, что праздник Преображения говорит нам об обожении как главной цели христианской жизни. Господь явил на горе Свою Божественную славу. От Него исходил Божественный свет, и каждый христианин призван к стяжанию благодати Божией, которая просвещает, радует, дает вечное блаженство.

Только вот для простого человека учение об обожении, наверное, мало что говорит. Это всегда воспринимается как что-то пусть и очень красивое, отличающее глубину христианства, но для нас запредельное и в реальности невозможное. Да, Христос преобразился на горе, да, это видели апостолы и этого сподобились величайшие святые, но к нам-то это имеет какое отношение?

А дело всё в том, что обожение нельзя понимать как некий дорогой сувенир, вручаемый победителю за чрезвычайные достижения. Обожение – не единократный дар, а путь и процесс постепенного возрастания. В Крещении каждому из нас уже дана благодать Святого Духа. В Крещении мы уже стали причастниками Божиими, и значит, от нас зависит идти по этому пути или же ниспадать вниз.

Обожение – это когда в человеке всё более видны Божии качества: милосердие, любовь, рассудительность, доброе отношение к ближним. Как зерно прорастает в земле, когда его поливают, так и благодать всё более сияет в христианине, когда он старается воплощать в жизни заповеди Христа. Вот почему Евхаристия, принятие Святых Таин Христовых, то есть теснейшее единение со Христом, действует по-разному на разных людей. Можно всю жизнь ходить к Святым Тайнам, повторять на исповеди одно и то же, но так и не сделать и шага на своем пути к Богу. Потому что всё зависит от того, как мы относимся к этому в своем сердце, насколько мы в жизни поступаем так, как Господь заповедал.

Современному христианину не нужно ставить для себя каких-то очень высоких, далеких целей: мол, вот достигну обожения и буду духовно сильным. Важно правдиво взглянуть в свою душу: а что там у меня на самом деле? Мы часто слишком невнимательны к происходящему в нашей душе. Враг вкладывает помысл, а мы, подхватив его, развиваем до невероятных размеров, подобно тому как маленький снежок раскручивается до огромного снежного кома. И всё, человек уже весь во власти страсти, страсть делает с ним всё, что захочет.

Когда человек невнимателен к душе, внутренние страсти превращаются в спущенных с цепей голодных хищников: человека грызет то зависть, то обидчивость, то желание обладать другим полом. Надо сразу же отсекать злые мысли, чувства, желания, подобно тому как от дерева отсекают мертвые ветви, чтобы оно лучше плодоносило.

Умерщвляя страсти, мы обретаем внутренний простор и свободу души. В этом собственно весь смысл христианской жизни – обрести власть над самим собой, освободиться от диктата греха и низменных потребностей, возвыситься до духовного. Всё начинается с внимательности к своим мыслям и чувствам, к чему мы стремимся в глубинах своего сердца.

Если преобразится наш внутренний мир, то и всё в нашей жизни преобразится. Чистый сердцем смотрит на мир без злобы и раздражения, сумеет принять правильное решение в любой ситуации. Потому что человек бывает счастлив не от того, что он обладает чем-то материальным, а от того, что его сердце ничто не гнетет. Сердце – это алтарь души, а алтарь надо посвящать только Богу. Если же в сердце будет Бог, а не греховные пожелания, то и в жизни будут свобода и радость, а не бесконечное томление от внутренней пустоты и пустая погоня за призраками земного счастья.

Подготовила Анна Ерахтина 

http://www.pravoslavie.ru/73018.html



Пустыня августа и древо Преображения

Ольга Шульчева-Джарман

И реки текут по пустыни, и она цветет, словно крин, и фигуры апостолов – в алых и синих ризах – словно очертания потоков, бьющих из сухой земли, где они расположились станом, как древний Израиль, вышедший с Моисеем из рабства на свободу.


Пустыня августа и древо Преображения


    Для нас август – месяц вошедшего в силу лета, когда сад полон плодов и зелени, утренней росы и теплого солнца. Преображение Господне приходится на этот месяц, «пахнущий яблоками и мёдом». Кажется, что по утренней росе Христос и апостолы взошли на гору, покрытую густой, буйной зеленью…

    Но на самом деле август для тех краев – это месяц смертельного зноя.

    Смертельная пустыня простирается везде, насколько хватает взгляда. Сухая и безводная. Как та пустыня – пустыня странствий Моисея и его народа. И среди напряжения всех сил души и тела апостолы-избранники видят удивительные вещи. Такие удивительные, что поведать о них возможно только иконописным языком, – ибо тайна Богообщения изобразима только образами слов или образами иконы…

    На иконе письма преподобного Андрея Рублева Христос Спаситель стоит на горе среди сгущающегося божественного мрака – в этот мрак вступил когда-то давно боговидец Моисей. И вот он, Моисей – стоящий рядом с Новым Моисеем, о котором он когда-то сказал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте» (Второзаконие 18:15).

    С другой стороны стоит пророк Илия. Его развевающиеся зеленые ризы – символ дышащего и живого Духа Божия – образуют при взгляде издали фигуру дерева. Зеленеющее дерево – от кроны до корней. И снова взгляд падает на другую стоящую фигуру, фигуру Моисея в ризах, подобных цветом ризам Христа – алым и синим, – что склонилась в разговоре с Иисусом. И ризы Иисуса белы как снег, нечаемый в этот знойный день на раскаленной горе. И очертания риз Моисея похожи на очертания секиры.

    Нет здесь на горе Иоанна Предтечи, что пришел в духе и силе Илии. Но его слова о том, что «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3:10), должны сбыться, ибо он был великий пророк. По закону Моисееву все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23).

    Сын Божий примет удар секиры на себя. Всё проклятие Израиля, странствовавшего с Моисеем и роптавшего, доводя своего вождя до отчаяния, – всё проклятие жестоковыйного народа, ветхозаветной Церкви Своей и всего мира Бог взял на Себя. Больше никто не смог бы этого сделать.

    Андрей Рублев (приписывается). Праздничный ряд- Преображение. Икона, XV в

    Андрей Рублев (приписывается). Праздничный ряд- Преображение. Икона, XV в

    Моисей однажды в отчаянии возопил к Богу: «для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?» (Исх. 11:11).

    В руках Моисея – свиток Закона, он бел и похож издалека на хлеб. Христос Спаситель взошел на гору Преображения незадолго до того, как взошел на гору Голгофу…

    В истории Израиля был ещё пророк-страдалец, прообразовавший во многом страдания Христа – Иеремия. Он был послан Богом, чтобы говорить тяжелые, суровые, обличительные слова. «И скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской, из железной печи, сказав: слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, – и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез.11:3-4).

    Но Иеремию не слушали. Слова обличения казались неуместными и неблагочестивыми. «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь. А ныне, при шуме сильного смятения, Он воспламенил огонь вокруг нее, и сокрушились ветви ее».

    Иеремия прожил тяжелую жизнь отвергнутого пророка и страдальца, умершего вне Иерусалима.

    «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (Иез. 11:19).

    Дерево – в хлеб… На Тайной Вечери Христос преломил Хлеб – Тело Свое, а потом на Древе Крестном преломил Себя за всех. И этот отрывок из пророка Иеремии читается в Великий Четверг…

    Всю пустыню богооставленности рода людского с безводным зноем и жаждой взял на Себя Сын Человеческий… «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк. 23, 31).

    И потекли реки воды живой от ребра Его. И родилась Церковь – народ Божий. Он выносил народ этот, Он, как нянька, выпестовал его.

    «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою… не наведу на тебя ни одной из болезней» (Исх.15:25–26).

    И реки текут по пустыне, и она цветет, словно крин, и фигуры апостолов – в алых и синих ризах – словно очертания потоков, бьющих из сухой земли, где они расположились станом, как древний Израиль, вышедший с Моисеем из рабства на свободу. «Там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах» (Исх.15:27).

    И растут из земли сухой финиковые деревья.

    Чему уподоблю Его? Ветви
    Вверх, выше – никто не сломит.
    Лоза, вознесенная в силе кедра,
    Живого и мертвого древа доля.
    Чему уподоблю? Вышние гнезда
    Орлов с очами круга созвездий,
    А корни – глубже магмы. И ветер
    Присно шумит, в парусах бьется.
    Чему? О, древо сухое Ноя!
    О, радости Ноя лоза живая!
    О, тайна спасения мира – боли
    Вечной Его – и пути без края…



     




    Назад в раздел
    © 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
    Сайт работает на 1С-Битрикс