Материалы


"Держи твой ум во аде"

Прп. Силуан Афонский о держании ума в аду

прп. Силуан Афонский

Господь дал преподобному Силуану Афонскому совет: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Эти слова Христа стали помощью, утешением и надеждой людям нашего времени, скорбящим от тягот существования, страдающим и нередко приходящим в отчаяние от самой жизни. Сам преподобный Силуан видел корень страдания человека в гордыне: «За что же человек страдает на земле, несет скорби и терпит беды? За то страдаем мы, что не имеем смирения»; «Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир».

Предлагаем вам познакомиться с толкованием этих слов Христа: держать ум свой во аде и не отчаиваться, одного из учеников старца Софрония (Сахарова) - иеромонаха Рафаила (Нойки).

О заповеди держать ум во аде

Жизнь течет, и все меняется. И теперь мне понятно, что каждый человек неповторим. Например, одна из монахинь в нашем монастыре из года в год настолько прекрасно читала 18-ю кафизму на литургии Преждеосвященных Даров, что мне иногда приходила отчаянная мысль: «Ну как я без нее буду молиться в храме?» Я надеялся, что найдется кто-то другой, кто будет читать так же, как она, но никто не смог заменить ее. Ее чтение и она сама были чем-то особым, благодатным. Совершенно особым человеком был и отец Софроний. Сейчас неважно себя чувствует отец Симеон[1], и с его уходом жизнь, конечно, тоже изменится. Я моложе его, вы моложе меня, и жизнь идет. Когда я думал об уходе монахини матери Елизаветы[2], то не мог вообразить, как переживу ее отсутствие. И это только то, что касается одного человека, но и о других я думал тоже нечто подобное. Что тут сказать? Я был человеком, ищущим райской жизни, забывшим, что она еще не наступила.

Теперь мне не так важны радости, которые мы переживаем в этой временной жизни. Потому что, скажем, встречаясь и радуясь друг другу, мы всегда после этого чувствуем и печаль расставания. А значит, главное то, чтоб мы однажды встретились во вратах рая. И пока рай не наступил, мы, как правило, живем в аду взаимного недопонимания, в греховном состоянии, из которого нам никак не удается выйти. И надо знать, что смысл сейчас не в том, чтобы избавиться от своей греховности, а в том, чтобы видеть и переживать ее в себе, т. е. держать ум свой в этом аду, который у каждого свой. Вот что сейчас требуется от нас.

Что значит: «держи свой ум в аду»? Другими словами - прими то, что видишь в себе, исповедуй: «Да, это я». Исповедуешь ли ты это духовному отцу или же просто думаешь так о себе, ты всегда сознаешь свою греховность и говоришь: «Да, Господи, это я, я - грешный». Если ты согрешил в очередной раз словом, или делом, или в мыслях и с болью переживаешь грех - не отчаивайся, ведь это еще не конец. Теперь ты знаешь, каков ты есть, знаешь свою ограниченность, греховность, свой дурной поступок, и это - очень важно Свет озаряет твое бытие, ты начинаешь познавать себя и говоришь: «Вот, оказывается, какой я есть...» Это важно потому, что теперь может начать действовать Бог. До тех пор, пока ты воображаешь себя кем-то другим, о ком читал в книгах, Бог не может говорить с тобой. Только когда ты сбросишь лже-образ и с сокрушением скажешь: «Господи, я грешный», Бог сможет прийти и спасти тебя. Ему это нетрудно.

Иногда, перечисляя грехи, люди говорят на исповеди: «Отче, я теперь вижу, что я натворил, я такой-то и такой-то...» - я же иногда переспрашиваю: «Как Вы думаете, какое слово является самым главным из тех, что Вы сейчас произнесли?» Обычно никто не знает, и тогда я говорю: «Самое главное слово - „вижу“». Будь счастлив, что ты видишь и понимаешь, и не печалься чрезмерно от того, что ты видишь. Если ты coзнаешь грех, то тем самым держишь ум во аде, как это делал святой Силуан. Он видел свою вечную погибель и говорил: «Я один буду вечно плакать в аду и говорить: „Где Ты, мой Боже, где Ты, Жизнь моя?“» Но как только, по слову Господа, он начинал так делать, Дух Святой утешал его и свидетельствовал в сердце спасение. И чем более полным и глубоким бывает видение ада, тем ближе мы к спасению. Хотя, конечно, то, что мы видим в себе и переживаем, является для нас самым настоящим мучительным адом. Например, ты видишь себя все время гневающимся и раздражающимся и страдаешь от этого. Что делать? Признайся, что ты таков и есть, и другим быть никак не можешь. Признайся, что ты раздражительный, и, исповедуясь, скажи Господу: «Господи, я хочу быть таким, каким Ты хочешь видеть меня, а не таким, как я есть», и с таким расположением и молитвой иди ко святому причастию. И тогда, весьма возможно, что наступит день, когда ты неожиданно для себя обнаружишь, что больше не гневаешься и не раздражаешься на людей. Мы не знаем как, но именно так действует Бог, это Он преображает нас. От нас требуется даже не столько усилие, сколько выбор и познание себя. Слова святого Силуана «держи ум твой во аде» я перефразирую так: «Будь реалистом. Именно ты таков, не кто-то другой. Но не отчаивайся». Господь заповедует не отчаиваться не потому, что в противном случае Он тебя накажет и ты попадешь в ад. Совсем нет, Он не угрожает и не предостерегает, а просто хочет сказать, что ничто не должно приводить нас в отчаяние. Ты видишь вечные муки и не можешь избежать их - все равно не отчаивайся. Святой Силуан принял слова Христа, даже не зная, почему ему не должно отчаиваться, он принял их потому, что так сказал Бог. Он стал осуждать себя и ждать, что же далее сотворит с ним Бог. «Я стал делать, - пишет он, - как научил меня Господь, и усладилась душа моя покоем в Боге»[3].

прп. Силуан Афонский, о.Софроний (Сахаров)

После благодать Божия была очень требовательна и строга с ним, отступая при малейшем недобром взгляде на брата или худой мысли, при поступке не по любви. Благодать отходит незаметно, ты даже не чувствуешь, как это происходит, и замечаешь ее отсутствие, когдаее уже нет с тобой. Но, наученный Господом побеждать врага, Силуан погружался тогда в свою любимую песнь[4], говоря: «Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет во ад, и там буду один я страдать в мрачной темнице и горько рыдать: „Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Он прежде взыскал меня и явил мне, грешному, Себя“»[5]. И тогда благодать Божия вновь возвращалась к нему.


[1] Архимандрит Симеон (Брюшвайлер), насельник монастыря Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, преставился 20 августа 2009 г.

[2] Монахиня Елизавета скончалась через две недели после преставления старца Софрония (Сахарова) - 24 июля 1993 г.

[3]Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 454.

[4] Там же. С. 238.

[5]Отец Софроний пишет: «Когда он говорил: «...окаянная душа моя снидет во ад...», то это не были только слова, но и подлинное переживание адских страданий, которые привились его сердцу, так что он мог сознательным внутренним движением духа возобновлять их в себе иногда в большей, иногда и меньшей степени. И когда огонь адского мучения производил искомое действие, т. е. убивал страстный помысл, тогда общей губительности этого огня он противопоставлял спасительное действие любви Христовой, которую тоже знал и носил в сердце своем. Этому деланию он научился, получив ответ: „Держи ум твой во аде, и не отчаивайся“. Первою частью своей «любимой песни» он погружался во ад, второю - возвращаясь к памяти любви Божией - он избегал отчаяния: „...и не отчаивайся“» (Софроний (Сахаров), архим. Преподобный Силуан Афонский. СТСЛ, 2010. С. 238).

Рафаил (Нойка), иеромон. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы / Пер. с англ. Иером. Доримедонт (Литовко). СТСЛ. 2015. С.141-144.

http://afonit.info/biblioteka/pravoslavnaya-asketika/prepodobnyj-siluan-derzhi-um-tvoj-vo-ade-i-ne-otchaivajsya





Назад в раздел
© 2010-2018 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс