Материалы


Толкование на послание апостола Павла к Ефсиянам

Послание к Ефесянам Святаго Апостола Павла

Профессор Александр Павлович Лопухин


Источник:Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А. П. Лопухина. Том одиннадцатый. Петербург. Безплатное приложение к журналу „Странник“ за 1913 год. 1913. С. 233—274.
(Сохранена орфография оригинального издания кроме неиспользуемых в современном русском языке букв).
Интернет-источник: http://www.russportal.ru/


Ефес и основание церкви в Ефесе.

Ефес, лежавший на реке Каистро, при впадении ея в Икарийское море (часть моря Эгейскаго), был главным городом Асийской провинции (называвшейся иногда просто Асия). Городская крепость возвышалась на скале. Гавань находилась при устье Каистро. В силу своего счастливаго положения, Ефес сделался важнейшим торговым городом провинции Асии, но в нравственном отношении население его стояло на очень невысокой ступени. Между великолепными зданиями города всего известнее был храм Дианы или Артемиды. В Ефесе жило немало и Иудеев. После основания в Ефесе церкви, этот город долгое время служил средоточным пунктом христианства в Малой Азии. После Ап. Павла, здесь жил Ап. Иоанн Богослов, а потом здесь несколько раз собирались соборы. Разрушен Ефес был, вероятно, Тамерланом в 1402-м году. В настоящее время на месте этого славнаго города лежат одни развалины и изредка только останавливаются здесь номады-пастухи.

Первыя семена христианства были заброшены в Ефес учениками Иоанна Крестителя, которые хотя имели далеко недостаточныя познания в христианской вере, однако все же веровали в Иисуса как в Мессию. Потом на короткое время, во время своего второго апостольскаго путешествия, заходил в Ефес Ап. Павел и беседовал здесь с Иудеями ο вере, оставив после себя дальнейшее распространение Евангелия в Ефесе на обязанности своих друзей Акилы и Прискиллы, к которым потом на помощь пришел александрийский Иудей Аполлос, который сам в полной мере был наставлен в истинах веры только здесь Акилою и Прискиллою. Прочное устройство Ефесской церкви дано было только в третье путешествие Ап. Павла. В это путешествие Ап. пробыл в Ефесе около трех лет и собрал в одну общину церковную немало Иудеев и язычников, совершил много чудес над душевно и телесно больными, положил конец закравшемуся было и в среду Иудеев волшебству и счастливо избежал от опасности, угрожавшей ему во время народнаго возстания, которое поднял против него мастер золотых изделий Димитрий. Отсюда Ап. простирал свое благотворное влияние на всю Малую Азию. При своем удалении из Ефеса Ап. поставил епископом Ефесской церкви своего ученика Тимофея.

Место и время написания послания.

Послание к Ефесянам написано Апостолом в узах (III, 1; IV, 1). По всему заметно, что это были первыя римския узы Апостола, а не кесарийския. Так различныя древния рукописи и переводы послания имеют подпись, свидетельствующую ο том, что это послание написано из Рима. Затем, Апостол, как видно из послания (Ефес. I, 15; VI, 19-20), готовится держать окончательный ответ пред языческою властью, чего он не мог ожидать еще в Кесарии, так как в Кесарии им было только еще заявлено требование, чтобы его отправили на суд в Рим. Узы, в каких Ап. написал послание к Ефесянам, несомненно были первыя его узы в Риме, потому что Ап. еще не чувствует такого стеснения, какое он чувствовал во время вторых его уз. Так как узы первыя продолжались от весны 62-го до весны 64-го года, то к этому времени и следует относить происхождение послания.

Назначение послания и повод к его написанию.

Послание Апостола Павла к Ефесянам всею древнею Церковью признавалось как написанное именно к Ефесской церкви. Но новейшая критика отрицает это прежде всего на том основании, что слова перваго стиха: «в Ефесе» будто бы неподлинны и вставлены кем либо из переписчиков послания. Затем указывают на то, что послание в целом имеет общий характер, что в нем нет ничего специальнаго, относящагося к Ефесской церкви, нет приветствий к отдельным лицам. Но эти соображения не могут быть признаны достаточными. Слов «в Ефесе» не имеется только в трех кодексах, а между тем все остальные списки и переводы послания их имеют. Потом, слово «находящимся» или «сущим» с отпадением слов «в Ефесе» остается, можно сказать, висящим на воздухе. Невероятно, наконец, чтобы Апостол, везде в других посланиях точно обозначающий в приветствии адресатов послания, здесь отступил бы от этого обыкновения [1]. Что касается общности характера послания, то несмотря на нее все-таки нельзя отрицать, чтобы наше послание производит впечатление послания, которое было направлено к определенной церкви. Общий же характер придал своему посланию к Ефесянам Апостол в том разсчете, что это послание пойдет по другим малоазийским церквам. А приветствий к отдельным лицам мы не встречаем также в послании к Галатам. Это отсутствие приветствий может быть объяснено тем, что Павлу пришлось бы испещрить целыя страницы одними приветствиями, так как в Ефесе у него было многое множество знакомых.

Внешним поводом к написанию послания к Ефесянам было отправление Тихика в Малую Азию. С ним Ап. и нашел нужным отправить послание. Что касается внутренних побуждений, по каким Ап. решился обратиться к Ефесянам с посланием, то тут нужно исключить всякую полемическую цель: нигде не видно, чтобы Апостол хотел опровергать в послании каких нибудь еретиков. Проще всего предположить, что Апостол, чувствуя, что его деятельность подходит к закату, хотел раскрыть пред любимой им церковью величие христианства, которое повидимому не довольно ясно сознавалось ефесскими христианами, а потом утвердить мысль ο необходимости единства, котораго также не достаточно было между Ефесянами.

О подлинности послания.

Вопреки общему голосу древности, признающему послание к Ефесянам подлинным произведением Апостола Павла, новейшая критика отрицает эту подлинность. Во первых критики указывают на то, что богословие в этом послании отличается от богословия других, несомненно подлинных произведений Апостола Павла, а во вторых на то, что это послание очень похоже на послание к Колоссянам, так что будто бы составляет просто расширение последняго. Что касается перваго соображения, то оно не имеет под собою сколько нибудь твердой основы, потому что критики на самом деле не могли найти ничего противоречащаго в богословии этого послания с богословием других Павловых посланий. Несомненно только, что здесь полнее и точнее излагается учение ο лице Господа Иисуса Христа, но это требовалось обстоятельствами времени. Если же послание к Ефесянам в некоторых местах сходно с посланием к Колоссянам, то это не говорит против его подлинности (см. об этом во введении к посл. к Колоссянам). Наконец, указывают еще на особый стиль послания, но это указание также не имеет особаго значения, потому что «это послание от начала до конца носит характер положительнаго раскрытия христианскаго веро- и нраво-учения и полемика нигде не выступает прямо; отсутствуют всегдашние противники св. Апостола — иудействующие, а потому нет «вопросов», нет и «ответов» врагам, извращающим Евангелие» (проф. Богдашевский стр. 199). Этим и отличается послание к Ефесянам от посл. к Римлянам, Коринфянам и Галатам. Таким образом возражения против подлинности послания все не имеют под собою сколько нибудь твердых оснований.

Содержание послания.

Послание к Ефесянам удобно может быть разделено на две части: догматическую (I-III главы) и нравоучительную (IV-VI главы). В первой части Ап. раскрывает величие христианства вообще (именно в первой главе), а потом ту же самую идею он раскрывает в приложении к читателям послания (гл. II-ая) и, наконец, говорит об этом величии с точки зрения своего личнаго опыта (гл. III-ья). В нравоучителной части послания также сначала излагаются наставления общаго характера, относящияся к каждому члену Церкви без различия (IV, 1 — V, 21), а затем идут наставления к членам христианскаго семейства (V, 22 — VI, 9). Послание оканчивается некоторыми увещаниями, сообщениями и апостольским благословением (VI, 10-24).

Литература.

В святоотеческой литературе известны толкования на послание к Ефесянам, принадлежащия св. Иоанну Златоусту, бл. Феодориту, бл. Иерониму, св. Иоанну Дамаскину, Феофилакту в др. Из русских трудов наиболее выдаются: Смирнов С. К. прот. Филологическия замечания ο языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания Ап. Павла к Ефесянам (доктор. диссертация). М. 1873 г. — Феофан еп. Толкование послания св. Ап. Павла к Ефесянам М. 1882 г. — Богдашевский Д. проф. Послание св. Ап. Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое изследование. Киев. 1904 г. — Из новейших иностранных можно назвать: Мейера. Послания из пленения. 1897 г. (в обработке Гаупта). — Поля Эвальда, Послания Павла к Ефесянам, Колоссянам и Филемону (изд. Цана) 1910 г. и Дибелиуса. Послания Ап. Павла к Колоссянам, Ефесянам и Филемону. 1912 г. Все три эти толкования — на немецком языке.

Примечание:

[1] К сказанному можно прибавить, что в других посланиях Апостола Павла к выражению τοῖς οὖσιν (находящимся) или τῇ οὔσῃ, всегда присоединяется обозначение места, где «находились», «существовали» читатели послания. Ср. Рим. I, 7; 2 Кор. I, 1; Флп. I, 1. Если же св. Василий Великий сообщает ο существовании списков послания без прибавления «в Ефесе», то из его слов видно, что это были списки, не имевшие большого распространения. И сам святитель признавал это выражение подлинным. Наконец, не может смущать нас и то обстоятельство, что выражение «в Ефесе» отнесено в тексте только к слову «святым» и как будто разъединяет два теснейшим образом связанные между собою предиката — «святые» и «верные»: первый предикат, как обозначающий христиан вообще, и нуждается в точном определении места жительства этих христиан, к которым обращается Апостол. Второй предикат — «верные во Христе Иисусе», как обозначающий не внешнее их положение как членов (святые) известной церкви, а внутреннее их христианское состояние, не нуждается в обозначении места жительства этих «верных».

Глава 1-я.

1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

2. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах.

4. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

6. в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,

7. в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,

8. каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,

9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,

10. в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом;

11. в Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающаго все по изволению воли Своей,

12. дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа;

13. в Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,

14. Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

15. Посему и я, услышав ο вашей вере во Христа Иисуса и ο любви ко всем святым,

16. непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая ο вас в молитвах моих,

17. чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

18. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славнаго наследия Его для святых,

19. и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,

20. которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,

21. превыше всякаго начальства и власти, и силы и господства, и всякаго имени, именуемаго не только в сем веке, но и в будущем,

22. и все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви,

23. которая есть Тело Его, полнота Наполняющаго все во всем.

I.
Приветствие (1-2). Благословение Бога за многия благодеяния, дарованныя нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23)

1-2. Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. — Волею Божиею — см. 1 Кор. I, 1. — Апостол Иисуса Христа — см. 1 Петр. I, 1. — Святым и верным во Христе Иисусе. Христиане названы «святыми» в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешнаго мира общество. Они «верны» Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны «Христу Иисусу» (см. Рим. I, 1): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. — Благодать и мир — см. Рим. I, 1 и 1 Петр. I, 2. — Отца нашего — см. Матф. VI, 9.

3-14. Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом — даже получили печать того, что мы стали наследниками небеснаго блаженства.

3. Благословен Бог и Отец... См. 2 Кор. I, 3. Ап. прежде всего говорит с 3-го по 6-й ст. ο том, чтó Бог сделал для христиан в до-историческое время, или, можно сказать, от вечности. Он благословил, т. е. назначил нам во Христе, — Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, — всякия, т. е. касающияся всех сторон нашего существа, благословения. — Духовным, — т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Новом Завете слово «духовный» обыкновенно употребляется для обозначения высшаго, божественнаго происхождения какого либо явления. — В небесах. Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: прежде создания мира).

4. «Благословение» — это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как — по греч. стоит ϰαϑὼς собственно: согласно с тем как, но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. I, 28). — В Нем, т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. — Святы и непорочны — не в смысле нашего нравственнаго самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. — Пред Ним, т. е. назначены на служение Богу. — В любви. Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться (избрал).

5. Предопределив. В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О предопределении — см. Рим. VIII, 29. Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. — Усыновить. Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете (Исх. IV, 22; Втор. XIV, 1), но там это усыновление было уделом народа как единаго целаго, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности (Гал. IV, 7). — По благоволению воли Своей. По толкованию св. Иоанна Златоуста, под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лук. II, 14). По отношению к «хотению» любовь Божия, ο которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.

6. В похвалу. Нельзя сказать, что Бог имел прямою целию в Своем деле по отношению к людям Свое прославление: это противоречило бы ранее указанному мотиву действий Божиих, каким является любовь. Здесь Ап. только указывает на то, чтó должно явиться естественно само собою, как совершенно нормальное последствие действий Божиих. — Славы благодати. Выражение «славы» представляет собою определение к слову «благодати». — Благодать, т. е. расположение Бога к людям, является как славная, величественная, и мы естественно восхваляем ее. — Которою Он облагодатствовал нас. Эти слова представляют собою переход к следующему изображению того состояния, в каком христиане уже находятся (Ранее шла речь ο том, что было сделано для них Богом до их действительнаго призвания в Церков). Бог теперь облагодатствовал, т. е. подарил нам в изобилии Свою благодать (ср. Иоан. I, 16). По толкованию Златоуста и нек. др. древних толкователей, здесь дана и мысль ο том, что Бог Своею благодатью сделал нас любезными или приятными Себе, — конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровию нас от всякаго греха. — В Возлюбленном. Согласно с контекстом речи, это выражение следует понимать как обозначение «возлюбленнаго нами». Такое понимание стоит в соответствии и с заключительными словами послания (см. VI, 24).

7. От предвечнаго действия благодати Божией Ап. переходит к изображению ея действия в настоящее время. — Во Христе («в Котором» — относится к выражению 5-го стиха: «чрез Iисуса Христа») мы имеем искупление (о значении этого слова см. Рим. III, 24), а плодом этого искупления, совершеннаго сразу для всех людей, является «прощение грехов» каждаго из нас в отдельности. Это «прощение» нельзя понимать как только акт юридический, а нужно видеть в нем действительное отнятие от нас греха, очищение греха (ср. Матф. XXVI, 28; Лук. I, 77; Рим. V, 1). Но то и другое соответствует (по богатству) богатой благодати Божией: благодать Божия — это величайшая сила Божия, подающая нам множество духовных сил.

8. Каковую Он в преизбытке даровал нам. Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила (2 Петр. I, 3) дарована нам в виде всякаго рода премудрости и разумения. Под премудростью нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под разумением — способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт.

9. Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну — тайну Его воли, что было тайно предрешено им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою.

10. В чем же состояла эта тайна? В устроение полноты времен, т. е. когда наступил назначенный Богом срок, когда все периоды, какие должны были предшествовать пришествию Христа, прошли (εἰς οἰϰονομίαν = в силу того, что смотрение или домостроительство ο спасении людей пришло к концу), Бог решил все существующее привести снова в первоначальное нормальное состояние, в каком мир находился до падения (соединить под главою — Христом — ἀναϰεϕαλαιῦν = собственно: объединить, привести разрозненныя части к единству, но здесь, в отношении к делу Христа, это слово может значить и возстановить в первобытном состоянии). Это приведение в нормальное состояние есть следствие искупления, совершеннаго Христом и, начавшись с основания Церкви Христовой на земле, будет продолжаться в течении всего периода существования человечества на земле. Без сомнения, это действие не простирается на демонския силы, которыя не искуплены: оне не способны к возстановлению (понятие полнаго «возстановления» вообще чуждо Новому Завету).

11-12. Еще новую милость мы получили от Бога во Христе: мы стали наследниками, т. е. приобрели право на вступление в славное царство Божие и на обладание благами этого царства. К получению этого высокаго права мы били предназначены свободною благою волею Бога. — Дабы послужить... Так велико это право наследников, что мы должны постоянно прославлять даровавшаго нам это право Бога. — Ранее уповали на Христа. Ап. говорит здесь ο всех христианах вообще и называет их «ранее уповавшими» или, точнее, предуповавшими потому, что имеет в виду то обстоятельство, что полное исполнение христианских надежд последует только в будущем, когда будет даровано нам полное наследие (проф. Богдашевский). Прич. прош. времени здесь стоящее (προηλπιϰότας) обозначает не прошедший факт, но продолжающий свое существование.

13. Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. — В Нем, т. е. во Христе читатели послания «запечатлены обетованным Святым Духом», после того как услышав слово истины или благую весть ο своем спасении, уверовали в эту весть (уверовав в него, т. е. во Христа — перевод неправильный, потому что везде в І-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ὅς, а здесь и стоит: ἐν ᾧ). Самое «запечатление», как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними (ср. 1 Кор. IX, 2). Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святаго на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы (Деян. II гл.) и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных.

14. Который есть залог наследия нашего. Дух Святый, какой получали христиане, был еще только свидетельством того, что они со временем получат все те блага, какия обещал им Христос (наследие свое), т. е. небесную славу [1]. — Для искупления удела Его. Здесь Ап. имеет в виду, как можно выводить из контекста речи, будущее искупление или освобождение удела Божия или общества верующих [2]. Ведь пока мы, христиане, живем на земле, мы все еще не составляем исключительно владения Божия. Но со временем, благодаря дарованным нам силам благодати Святаго Духа, мы должны освободиться от власти земных обстоятельств и тогда то прославится Бог вполне. Впрочем это «освобождение» будет совершено не сразу, а постепенно.

15-23. Ап. знает, что Ефесяне имеют веру и любовь. Теперь он испрашивает у Господа, чтобы Он еще дал им вникнуть в великое значение христианской надежды. Пусть, с помощью посланных им от Бога премудрости и разумения, они поймут и самое существо этой надежды, и ея основание и, наконец, способ, каким она осуществляется. Α чтобы самая эта надежда была в Ефесянах более твердою, Ап. указывает на то, что уже сделано Богом по отношению ко Христу: совершенное в этом отношении так велико, что христиане могут быть уверены в том, что Бог совершит и для них то, сравнительно малое, что составляет предмет их надежды.

15. Посему, т. е. в виду дарования христианам многоразличных благословений (см. ст. 3 и сл.). — И я — подобно вам, т. е. принимая участие в вашей радости и благодарении за вышеуказанныя благодеяния. — Услышав — по всей вероятности, от приходивших к нему из Ефеса христиан. — Ко всем святым — ко всем христианам.

16-17. Ап. благодарит постоянно Бога за то, что Ефесяне сделались участниками божественных благословений. Он вспоминает ο них и в молитвах, т. е. молится за них, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения. — Бог Господа, т. е. Бог Христа по Его человеческой природе. — Отец славы — Которому принадлежит слава или величие, как никому еще, от Котораго исходит это величие (ср. 1 Кор. II, 8). — Духа премудрости и откровения. Дух Святый уже принадлежит христианам (ст. 13) и молиться ο Его даровании нет нужды. Поэтому выражение: «чтобы дал…» лучше перевести так: «чтобы Бог сделал пребывающий уже в вас Дух Духом, производящим в вас премудрость и откровение». Премудрость — см. ст. 8. — Откровения — конечно, не откровения ο чем либо новом в религиозном отношении, а ο снятии с нашего разумения всяких, мешающих нам ясно понимать величие христианства, покрывал (ср. 1 Кор. II, 10). — К познанию Его — точнее: в познании Его (ἐν ἐπιγνώσει αὐτοῦ). Слова эти лучше отнести к следующему стиху.

18. И просветил... В области ведения ο Боге (в познании Его — ст. 17-й) пусть Ефесяне обладают просвещенными очами сердца, т. е. пусть они совершенно светлыми глазами души (сердце — центральное седалище и центральный орган личной жизни Рим. X, 10) познают Бога. — Дабы вы познали... Прежде всего это просвещение душевных очей в области познания Бога нужно для того, чтобы Ефесяне познали, в чем состоит надежда призвания Его, т. е. в чем заключается предмет христианской надежды, которая основывается на божественном призвании (ср. Рим. VIII, 24). — И каково богатство... Здесь определяется, в чем именно состоит предмет христианской надежды: это — наследие Божие, чрезвычайно величественное, которым пользуются и будут пользоваться святые Божии (для святых — точнее: «среди святых». Святые — здес в собственном смысле, а не вообще христиане).

19. Наконец, просвещенныя очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. — По действию державной силы Его. Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих).

20. В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. VIII, 11) и посадил Его — как прославленнаго человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественнаго трона. Златоуст) — на небесах по правую руку от Себя (см. 1 Цар. XX, 25; 3 Цар. II, 19; Псал. 109, 1).

21. Несомненно, что здесь речь идет не ο земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит ο возвышении Христа, а не ο победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. — И всякаго имени, именуемаго не только в сем веке, но и в будущем. Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, ο существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, ο которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). — Век сей — время до второго пришествия Христа, а век будущий — будущая жизнь.

22. См. Псал. VIII, 5-7. — И поставил Его выше всего, Главою Церкви. Правильнее перевести с греческаго нужно так: «и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви». Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар (Рим. V, 15), но тоже как глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая глава, которая является главою всего существующаго [3].

23. Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, Ап. называет ее телом Христовым. Христос есть голова, а Церковь — тело. Если из головы идут все нервы, управляющие движениями тела, то и от Христа Церковь получает все силы для своей жизни [4]. — Полнота наполняющаго все во всем. Это выражение одни толкователи (Златоуст, бл. Феофилакт) понимают как обозначение значения Церкви — (полнота — πλήρωμα в действ. значении), говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Другие (напр. проф Богдашевский) понимают это выражение в страдательном значении (полнота — то, что наполняется или наполненное. Параллельныя выражению πλήρωμα есть выражения ἄγγελμα, ϰήρυγμα, тоже имеющия страдательное значение). Последнее мнение представляется более правильным, потому что везде в разсматриваемой главе речь идет ο том, что Церковь получила, а не ο том, что она сама дает. — Наполняющаго все во всем. По более распространенному толкованию, Ап. говорит здесь ο том, что Церковь есть полнота Того, Кто весь мир наполняет всеми предметами, находящимися в мире. Но с таким толкованием трудно согласиться главным образом потому, что, с принятием его, мы уменьшим значение Церкви. В самом деле, что особеннаго будет в том, что Церковь наполняется Христом, как и весь мир? Лучше поэтому принять выражение ἐν πᾶσιν (по русски: перев. во всем) как мужеский род [5] и видеть здесь указание на отдельныя лица — на членов Церкви, а под выражением «все» (τὰ πᾶντα) понимать все стороны деятельности этих «всех» лиц. Таким образом все это выражение можно передать так: «Наполняющаго или исполняющаго всех членов Церкви во всех сторонах их внутренней жизни». Все же выражение «полнота Наполняющаго...» всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях. Но такова идея ея, а осуществление этой идеи совершается только постепенно в жизни верующих, чрез действие Христа. Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы все восприемлем что нам нужно для того, чтобы достигнуть «меры возраста исполнения Христова» (IV, 13).


____________________________
[1] Залог — ἀῤῥαβὼν = задаток, как ручательство в том, что вся сумма долга будет впоследствии уплачена.

[2] Удел — περιποίησις — может означать: а) получение б) достояние. Имея в виду употребление этого термина в последнем значении у Ап. Петра (1 Петр. II, 9), мы и здесь придаем ему значение «достояния» Божия, каким является общество верующих.

[3] Некоторые толкователи находят неудачным название Христа главою Церкви как тела. Лучше бы по их мнению, было, если бы Апостол употребил вместо термина «голова» термин «душа», так как именно душа движет телом. Но по библейской психологии именно голова представляется синонимом жизни, психической деятельности (Матф. V, 36; Лук. XXI, 28). Не должно смущать нас и то обстоятельство, что голова, собственно, есть один из членов тела: все же, как источник жизни и движения тела, она представляется как бы отдельною от тела. Христос есть Глава тела Церкви, не будучи, конечно, Сам, членом тела (Богдашевский стр. 154).

[4] Определение Церкви как «тела Христова» весьма важно в том отношении, что оно дает представление ο самом характере внутренней жизни Церкви. Как обыкновенное тело растет, увеличивается, так и тело Христово созидается (IV, 12), творит возращение (IV, 16) Как в теле каждый член имеет свое особое назначение, служа целому, так и тело Церкви составляется и совокупляется «при действии в меру каждаго члена» (IV, 16). Как в теле нет распри, а все члены образуют единое целое, так и в Церкви Христовой мы все примирились в едином теле (II, 16), образуем едино тело, одушевляемое единым духом (IV, 4). Как в теле есть свои связи, своя система питания, так существуют они и в Церкви Христовой (Ефес. IV, 16, ср. Кол. II, 19)» (Богдашевский стр. 151). Заметить нужно, что Ап. не называет прямо Церковь телом Христовым в своих раннейших посланиях, но тем не менее и там есть мысли ο том, что все верующие составляют тело Христово (1 Кор. XII, 27).

[5] В таком значении τὰ πᾶντα ἐν πᾶσιν встречается еще в 1 Кор. XII, 6; 1 Кор. XV, 28; Кол. III. 11.

Продолжение комментариев можно читать по ссылке:

http://mstud.org/library/l/lopuhin/bible/ephesians.html



Назад в раздел
© 2010-2020 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс