Материалы


О "Мытарствах Феодоры"

Будьте осторожны читая книжку «Мытарства Феодоры» 

Предостерегает белорусский архимандрит Савва

Апостол завещал нам радоваться и непрестанно молиться. А как тут радоваться, когда тебе дадут в руки книжку, от которой тебе становится плохо, жутко и хочется куда-нибудь спрятаться?

И со мной была такая история, когда мне в руки дали книжку «Мытарства Феодоры». Мне тогда было 14 лет, а книжка была такая жуткая, что я и спать не мог.

Архимандри́т Са́вва — священник Белорусской православной церкви, архимандрит, насельник Никольского монастыря в Гомеле. Белорусский православный публицист, писатель, телеведущий. Автор публикаций на нравственно-богословские и аскетические темы.

Архимандрит Савва — священник Белорусской православной церкви, архимандрит, насельник Никольского монастыря в Гомеле. Белорусский православный публицист, писатель, телеведущий. Автор публикаций на нравственно-богословские и аскетические темы.

Эта история может вывести из себя даже самого стойкого человека, потому что она рассказывает о происходящем с человеком за гробом, где каждый из нас в конце концов окажется.

Нас всех волнует, как там все будет? Что там будет происходить? Поэтому эта книга очень популярна. Ее можно найти в любой церковной лавке, но не нужно торопиться её читать, прежде послушайте, что я вам скажу про эту книгу.

Есть книги, которые нужно научиться правильно читать, чтобы они не нанести каких либо повреждений читающему. Книга, кажется, полезная, но она может повредить, впрочем, как и все в этом мире, даже самое хорошее.

О чем же этот текст? Мытарства Феодоры — это один из сюжетов, который вошел в книгу «Житие преподобного Василия Нового». Написана она учеником Василия Нового, Григорием Мнихом.

* * *

Очень важно, когда мы читаем какие-то тексты, даже церковные, святоотеческие задавать себе простые вопросы: кто написал? Для кого написал? Когда это было? Что мы знаем об этом тексте?

Если не иметь привычки так спрашивать текст, то рано или поздно можно стать объектом манипуляций. Таким невежеством пользуются бессовестные люди, которые под формой старчества, почитания икон, мощей святых, создают сексты и запудривают мозги честным людям.

Этот текста был написан в 11-м веке. В то время создавалась целая серия подобных текстов, посвященных посмертным путешествиям и апокалиптическим чаяниям.

Дело в том, что Византию и Западную Европу того времени, поразила настоящая эпидемия ожидания конца света. Об этом много написано. Это хорошо известный научный факт.

* * *

Тогда заканчивалось 1-е тысячелетие по Рождеству Христову, и люди естественно ждали, что вот уже заканчивается срок пребывания человечества на этой земле, нужно покаяться и ждать Спасителя.

Эти чаяния народные, они вызывали к жизни огромное количество текстов, в том числе и этот текст, написанный Григорием Мнихом, учеником Василия Нового.

Кем был Григорий Мних? Можем ли мы доверять ему? Это большой вопрос. Ученые относят этот текст к разряду апокрифов. Этот текст написан человеком не принадлежащим к лику святых отцов.

Григорий Мних называет себя учеником, и передает некое видение о посмертной участи некой вдовицы, рабыни, которая рассказывает о том, что она пережила после своей кончины.

* * *

Приводится подробное описание самого процесса умирания, мытарств, посещение ада. 21 мытарство, хотя в разных текстах варьируется и число, и сами эти мытарства.

Но если внимательно читать, то можно увидеть, что текст по-настоящему средневековый, потому что он передает мироощущение людей сословного общества. Например, той же Феодоры, которая была рабыней.

Её встречают нечистые духи, и она по поводу 17-го мытарства «любодеяния» вступает с ними в спор, и говорит, что для нее этот грех не страшен, так как она рабыня, а у рабынь были невенчанные браки. И бесы с ней соглашаются.

Демонов она видит в виде эфиопов, то есть африканцев, людей черной расы. Сейчас этот текст смотрится уже несколько неполиткорректно. Почему демоны должны быть эфиопами? А когда эфиопы умирают, они кого видят?

* * *

Этот текст нужно правильно читать. Это не святоотеческое произведение — это некий апокриф. Этот текст может быть имеет какое-то педагогическое содержание, но он явно не является святоотеческим. Поэтому нужно быть с ним осторожным.

Я знаю нескольких людей, у которых была многомесячная депрессия после прочтения всех этих ужасов ада, которые там описаны, всех этих жутких приключений, пугалок и страшилок, что пережила Феодора за мельчайшие свои прегрешения.

Феодоре не хватало её добродетелей. К ней постоянно приходил преподобный Василий Новый, ее духовный отец, чтоб оплатить пред нечистыми духами ее грехи, так как ее добродетелей ей не хватало.

Здесь нужно помнить, что это средневековая литература, а не святоотеческая, и что этот текст был написан для людей той эпохи. Мы несколько иначе себя ощущаем в этом мире. Этот язык, он нам не понятен.

* * *

Этот текст был адресован главным образом к людям безграмотным. Они иначе мыслили, они иначе воспринимали реальность, и поэтому им нужно было вот такое врачевство: грубое, пластичное, с чудовищными образами, которые бы поражали их воображение.

Поэтому, именно в эту эпоху и появляются изображения страшного суда. И даже какие-то моменты из этого апокрифа попадали в росписи древнерусских храмов, в их западные стены, где описываются сцены страшного суда.

Главный ключ к подобной литературе — помнить, что дело имеется с мифологическим мышлением, с образами. Приведу пример из средневекового, древнерусского жития Пафнутия Боровского, в котором приводится история некой инокини, которая во время эпидемии холеры обмерла.

Она умерла, но через какое-то время ожила, и сообщила, что она видела на том свете. Что же она видела? Среди прочих историй, которые она видела, она видела собаку, прикрытую собольей шубой.

* * *

Она спрашивает у ангелов: "Что это такое?". И ангелы ей отвечают: "Это иноверец, татарин, который был настолько добрым, что он выкупал из рабства православных христиан и отпускал их на волю. Он был очень добрый человек, он был не нашей веры, не нашей народности, он и о Христе-то ничего не знал.

Но у него было очень доброе сердце, он помогал бедным. Он выкупал из рабства, из жестоких условий несчастных людей и отпускал их на волю. И вот за эту милостыню ему было дано место в каком-то особом месте, которое в католической традиции называлось "лимбом".

Ангелы объяснили ей, что монахиня видит лишь некий образ: пес — это состояние зловерия, а соболья шуба — это милостыня, которой себя прикрыл этот человек. Монахиня не могла видеть реальность такой как она есть, ибо потусторонний мир открывается только в неких образах.

И относиться к подобным текстам нужно спокойно, ибо вываливаясь из этого мира, мы падаем на ручки к Богу, а это — самое безопасное место на свете. Господь есть Бог доброты и милосердия. Он ищет как нас спасти, как нам помочь.

Спаси нас всех Господь!

Публикация основана на материале: https://www.youtube.com/watch?v=Num1BU_4RLA

https://zen.yandex.ru/media/alexey_ne_navalny/budte-ostorojny-chitaia-knijku-mytarstva-feodory--predosteregaet-belorusskii-arhimandrit-savva-602fc24dbd729c71d10d01d1




Назад в раздел
© 2010-2021 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс