Материалы


Традиционное летнее паломничество

Традиционное летнее паломничество "Встречи"
 

2.pngВ период с 19 по 29 июля состоялся девятый традиционный паломнический поход православного молодёжного клуба Встреча. В этом году маршрутная нитка прошла по северо-востоку России: исторически единому Костромскому краю, который сейчас разделён на частично Ярославскую, Костромскую и Ивановскую области. Кострома занимает особое место в судьбе России – это колыбель русской монархии. Здесь, на берегу реки Костромы в1613 году состоялось призвание на царство тогда ещё отрока – Михаила Фёдоровича Романова, а Фёдоровская икона Пресвятой Богородицы, 3.pngкоторой его мать, великая инокиня Марфа, благословила своего сына, стала родовой иконой династии Романовых. Паломничество в Кострому стало логическим продолжением похода 2012 года на Урал, в котором ребята посетили места, связанные с закатом последней царской семьи. Невольно задумываешься о неисповедимых путях Господних: судьба династии, взяв начало в Ипатьевском монастыре, закончилась в доме Ипатьева, а число ступеней, ведущих в царские палаты монастыря, равно числу ступеней, ведущих в печально известный подвал.

Однако, Костромской край имеет ещё одну сильную генетическую связь с Москвой: движимые любовью к Богу, сюда во множестве уходили ученики игумена земли Русской – святого преподобного Сергия Радонежского, ища пустынных мест для уединенной молитвы. «Стяжай дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся» - учил преподобный Серафим Саровский. Так и происходило. Святость жизни учеников преподобного Сергия словно притягивала всех ищущих спасения, и в итоге в Костромской земле образовался целый куст обителей, и прежде пустынный край стал ещё одной северной Фиваидой. И теперь они, уже прославленные святые, почивают мощами в основанных ими монастырях, являясь маяками для всех плавающих по житейскому морю. И по-прежнему к ним приходят люди, ища наставлений в духовной жизни и помощи в различных бедах и напастях, и обретают их, потому как любовь к Богу, переполняя человеческое существо, рождает совершенную любовь к ближнему.

В этом году поход начался в день памяти всех Радонежских святых, в число которых входят ученики преподобного Сергия Радонежского. Это было напутствием и благословением для нас – небольшой группы походников (всего 12 человек). 4.pngОсновными чертами нашей немногочисленной группы, обеспечившими успех мероприятия, стали мобильность, маневренность, компактность и сплочённость. Каждый день похода получился очень ярким и насыщенным событиями, но для краткости остановимся на главном.

Наш путь начался из Ярославля. Мы успели совершить краткий, но энергичный часовой пробег по центру города от набережной Волги до Спасского монастыря, и при этом Ярославль. Ильинская церковь, 17 век..pngпосетить старинный Ильинский храм, в котором сохранились изумительные по красоте и художественной силе фрески XII века. Далее мы отправились в Толгский монастырь, выбрав традиционный способ передвижения – водный транспорт. За бортом плескались волны, речной трамвайчик провожали чайки. Кстати, долгое время это был единственный способ добраться до Толгского монастрыря, и таким же путём в древнюю обитель прибыла царская семья в ходе празднования 300-летия дома Романовых. В Толгском монастыре всё удивляет чистотой и ухоженностью: везде благоухали цветочки, а в пруду красовалась чета чёрных лебедей. Главной святыней монастыря является чудотворная икона Пресвятой Богородицы Толгской, явившаяся в XIV веке в огненном столпе на берегу Волги. Также в монастыре покоятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова, известного каждому православному читателю собранием своих трудов. В ходе экскурсии нам поведали, что эта обитель первой начала восстанавливаться после советского периода. Также визитной карточкой монастыря является кедровая роща, в которой явилась чудесным образом спасённая из огня икона Пресвятой Богородицы.

Чухломское озеро.pngЕщё одной особенностью похода являлся тот факт, что нам было грустно прощаться с каждым посещённым местом – так там было хорошо, но в следующем пункте назначения оказывалось ещё лучше. Итак, далее наш путь лежал в Чухлому – небольшой город в Костромской области на берегу огромного Чухломского озера. Особенно запомнился переезд из Костромы в саму Чухлому в маленькой тряской газели, которую доверху забили рюкзаки нашей мобильной группы и сами члены экипажа.



Авраамеиво-Городецкий Покровский монастырь, 14 век.png6.pngТем временем смеркалось, места для ночлега не было, и нас ждал переход под сначала темнеющим, а потом звёздным небом в селение Ножкино, близ которого находится Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь, основанный преп. Авраамием Городецким, учеником преп. Сергия Радонежского. Лагерь мы поставили уже в темноте под радостное гудение комариной стаи, обнаружившей вкусный ужин. Впрочем, наш ужин - макароны с сосисками и тортик в честь дня рождения одного из походников- также был неплох. На следующий день мы побывали в самом монастыре, отслужили акафист в пещерном храме, где под спудом покоятся мощи основателя монастыря, окунулись в святой источник. Для кого-то это было первое в жизни купание, но все справились. И в этот же день, спасаясь от леденящего ветра, мы перенесли наши палатки на руках под гору, подобно тому, как преподобный Авраамий перенёс церковь под гору на своих плечах. И этим же вечером нас ждало велие утешение на трапезе – местный потомственный рыбак и охотник за символическую плату снабдил нас вкуснейшими копчёными лещами.

Чухлома.pngДалее нас путь лежал в саму Чухлому – симпатичный сонный городок на берегу Чухломского озера, сохранивший колорит уездного города. В нём мы неожиданно познакомились с о. Сергиеем, священником, некогда служившим на Украине, случайно остановившись возле его дома. Попрощавшись с гостеприимной Чухломой, мы отправились в Галич. В красивейшем сосновом бору на Лисьих горах мы были вынуждены вступить в ряды приверженцев экологического туризма, убрав от мусора место нашей будущей стоянки. Нужно сказать, что мусора набралось около 14 мешков. В день На фоне Паисиево-Галичского монастыря.pngпамяти святой равноапостольной Ольги мы отправились на Литургию в Паисиево-Галичский монастырь, где нас очень радушно встретили и даже угостили пирожками. В этом монастыре, основанным боярином Овином, хранится чудотворный образ Овиновской Пресвятой Богородицы и покоятся мощи преподобного Паисия Галичского.

К сожалению, нам не удалось познакомиться с самим Галичем, так как нам нужно было перемещаться в Кострому. Туда нас доставила удивительная электричка, скорее своеобразный трамвай, состоящий из одного вагона, движимого двумя тепловозами.

В большом городе не поставишь лагеря, не разожжёшь костра, поэтому мы поселились в хостеле 44, устроенном в бывшем промтоварном магазине. О таком прошлом напоминали извилистые коридоры и комнаты без окон, больше похожие на бункеры.

На следующий день мы отправились знакомиться с Костромой, которая произвела очень благоприятное впечатление: ухоженный чистый исконно русский город , раскинувшийся на берегах рек Волги и Костромы. Особенно грели душу названия старинных улиц.Церковь Восвресения Христова на Дебре. Кострома..png Мы побывали в храме Воскресения Христова на Дебре, в котором сохранились старинные фрески, поклонились Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы в Богоявленско-Анастасин монастырь..pngБогоявленско-Анастасиином монастыре и преподобному Никите Костромскому, посетили Троицкий собор и палаты бояр РомановыхИпатьевский монастырь..png в Ипатьевском монастыре, и там же остались на воскресное всенощное бдение, за которым роскошно пел хор. В воскресенье мы с рюкзаками отправились на Литургию в храм Спаса на Запрудне, настоятелем которого является о.Иоанн, пригласивший встреченцев к себе ещё в 2012 году в Уральском походе. После службы о. Иоанн провёл экскурсию по храму и при лежащей территории и рассказал о жизни прихода, которая действительно бьёт ключом. Действуют воскресная школа и детский садик, постоянно организуются паломнические поездки, в которые охотно ездят прихожане. К любимому батюшке постоянно подбегали детки и просили благословения. Было ощущение, что находишься в большой дружной семье, которой и должен в идеале быть приход. На прощание нас накормили вкусным обедом и пожелали доброго пути.

Мы отправились в город Плёс, который находится на берегах реки Волги в Ивановской области и по праву носит название русской Швейцарии. По пути мы зашли помолиться в возрождающийся Никольский монастырь города Приволжска, где поклонились честным мощам преподобного Макария Унженского.

Сам город Плёс предстал пред нами в лучах заката, когда мы отправились на прогулку. Вот на набережной Волги замерла перед мольбертом изящная бронзовая девушка -это прообраз Софьи Кувшинниковой, возлюбленной Исаака Левитана, который за три лета написал в Плёсе более 300 этюдов. Вот виднеются маковки Варваринской церкви, угол наклона колокольни которой может составить конкуренцию Пизанской башне. А вот этот вид древней деревянной церкви на холме всем знаком по картине "Над вечным покоем". Зелёные холмы, деревянные домики, купола храмов, величественное течение Плес.pngВолги, - в Плёсе всё осталось прежним и всё дышит тишиной и покоем. Покоя не было только в нашем лагере: то устраивались дуэли на пенках, то заплыв через Волгу, то любители отправлялись на тихую охоту за грибами, то мастера занимались приготовлением шашлыка. Кому-то даже удалось поймать леща за хвост, жаль только, что он оказался мало съедобным. В общем, нам было не до скуки. Хорошо было отдыхать на Волге и любоваться красотой природы, но соборное решение было в пользу продолжения пути. Мы отправились в Нерехту - город, входящий в малое золотое кольцо. Нерехта - это череда деревянных домиков с красивыми резными наличниками и каменные храмы типичной ярославской школы - с шатровыми колокольнями и чешуйчатым покрытием куполов-луковиц. Мы остановились на ночлег в гостеприимно паломническом центре "Отрада", расположенном в здании школы для детей фабричных рабочих. Это было просторное здание с высокими потолками и изящной коварной лестницей. Во всём чувствовались дореволюционные основательность и достоинство. Утром мы пошли на службу в Троице-Сыпанов монастырь, в котором покоятся мощи преподобного Пахомия Нерехтского, ученика и родственника Сергия Радонежского. Преподобный Пахомий, как нам поведала одна из насельниц монастыря, особенно помогает в болезнях опорно- двигательного аппарата. купель.pngЕсть обычай трижды спускаться и подниматься босиком по довольно основательному глинистому холму, ведущему к святому источнику, явленному по молитвам преподобного. Мы также не презрели этот обычай, но в качестве осложняющего фактора выступил только что продлившийся дождь, так что холм стал весьма скользским и напоминал на подъёме гору умного делания. По случаю прохладной погоды мы не стали обливаться полностью, ограничившись тремя ковшами воды на голову, правда кому-то в знак особой любви досталось целое ведро, но преподобный решил иначе. Хлынул сильнейший обильнейший как небесная любовь ливень, не оставивший на нас сухой нитки. После обсушивания и скромной трапезы в паломническом центре выглянуло солнышко, но нам нужно было отправляться в Ярославль. Электричка бодро несла нас, покачивая и погромыхивая, но совершенно не мешая игре в крокодил, как вдруг мы приехали в пункт назначения. Поезд принял нас, усталых, счастливых и изменившихся, и неумолимо понёс нас по заданной траектории обратно в Петербург. Наше паломичество, начавшись с молебна о путешествующих, завершилось благодарственным молебном.

7.png Мы ещё раз помолились всем Костромским святым и испросили их молитвенной помощи и наставления. Виток спирали описал полный круг и пошёл на новый, более высокий виток. Так и мы, обновлённые благодатью, должны с новыми силами вернуться к делам во славу Божию и помнить пример святых учеников преподобного Сергия Радонежского - любви к Богу и любви к людям.

Елена Ильина




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс