Материалы


Образ Пресвятой Троицы в человеке

Образ Пресвятой Троицы в человеке

Этот текст – промежуточный итог усвоения автором некоторых аспектов святоотеческой антропологии. Надеюсь, что в нем нет ничего нового, кроме, может быть, группировки материала и аналогий, приводимых в конце.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт.1:26)

«Нашему» - то есть Пресвятой Троицы. Что общего у человека и Бога (насколько мы Его знаем), какие аналогии мы можем увидеть? Как проявляется в человеке Тройственность Бога (Различие «образа» и «подобия» мы оставляем за скобками и используем здесь эти слова как синонимы).

Как правило, тройственность в человеке усматривают в наличии трех составляющих: духа, души и тела, в трех силах души: ума, воли и чувства. Или так: «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа.» (Свт. Игнатий Брянчанинов).

Мы же здесь обратимся к другому аспекту Троичности, основанному на представлении о том, что все Три Ипостаси Пресвятой Троицы в полной мере обладают единой Божественной природой (3 = 1).

Вначале приведем определения терминов, данные диаконом Андреем Кураевым:

«Природа (сущность) — это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Скажем, природа человека в строгом смысле — это то, что отличает человека от животного и ангельского мира. В более широком смысле "человеческая природа" — это вообще все, что свойственно человеку. Попытки познать природу — это поиски ответа на вопрос "что есть человек".

Индивидуальность — это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Можно сказать, что каждый из нас лишь отчасти обладает человеческой природой — каждый на свой лад. Поэтому выявление индивидуализирующих черт — это познание того, как, в какой мере, каким образом данный человек осуществляет свою человечность. Индивидуальность — это и есть аристотелевская "вторая природа": сущность, явленная в конкретном многообразии.

Наконец, личность — это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Само по себе личностное бытие бескачественно. Любые характеристики относятся к природе. Личность же — это тот, кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии.

Природа отвечает на вопрос "что?", индивидуальность — на вопрос "как?", личность — на вопрос "кто?". Личность — субъект действий. Индивидуальность — способ осуществления действий. Природа — то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных ("воипостазированных") действием. Личность оказывается над-качественным, над-природным бытийным стержнем, вокруг которого и группируются природные качественные признаки»

Согласно другим определениям, личность – это понятие, близкое к образу Божию в человеке. «Образ Божий» и «личность» — понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Ибо образ Божий есть некая неотъемлемая данность, постоянно содействующая сближению человека с Богом. Он всегда имеет духовно-положительную направленность и является онтологическим основанием для личности. Личность же — это проявление образа Божия в человеке и, как все иные проявления образа Божия (разум, творчество, свобода, бессмертие и др.), может иметь различную нравственную направленность и изменяться по ходу существования человека — как совершенствоваться, так и деградировать.» (Свящ. Вадим Леонов).

Когда в курсе догматического богословия объясняют, в чем состоит различие природы и ипостаси, обычно говорят примерно так: Вот есть Петр, Павел и Иоанн. Все они – люди, ипостаси вида homo sapiens, все они обладают человеческой природой. Напрашивается аналогия: Трехипостасный Бог создал по своему образу многоипостасного Человека.

Но Петр, Павел и Иоанн – люди, непохожие даже внешне, но говоря уж о внутреннем устроении. Чем вызваны эти различия? Наличием собственной индивидуальности, разной степенью «проявленности» тех или иных природных свойств Человека. Каждый из них (из нас) – Человек не в полной мере, а только частично.

Во Святой Троице нельзя и помыслить никакого сущностного, природного различия, никакой индивидуализации. Каждая из Ипостасей содержит в Себе все Божественное естество. «Нет никакого раздела, никакого разделения единой природы между тремя Лицами Троицы: Божественные Ипостаси не являются тремя частями единого целого, единой природы, но каждая содержит в себе целостную природу, каждая является целым, ибо она не имеет ничего для себя: даже воля – общая у Трех.» (В.Н.Лосский)

Означает ли это, что нужно отказаться от мысли искать сходство между Богом и человеком в соотношении «природа – личность»? Нет, не означает. Потому, что было грехопадение прародителей.

Адам, сотворенный по образу и подобию Божиему, был «всечеловеком», (Свт. Григорий Нисский). По выражению блаженного Августина, Адам есть «весь род человеческий». Вместе в Евой – «и будут два одна плоть» (Быт.2:24) - он содержит в себе всю полноту человеческой природы. (С.Троицкий: «Творение Евы – завершение полноты и целостности Человека»)

(Напомним, что. древнееврейское слово «цела», которое в русской Библии переведено как «ребро», означает не только «ребро», но и «часть», «грань».)

Грехопадением в Человека вошло зло, и внутри него возникло расщепление, противостояние добра и зла. «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то» (Мк.3:24). И человек не устоял. Началось разбиение природы на индивиды.

Обычно внимание обращается на то, что человек в грехопадении познал зло. Мы же здесь сделаем акцент на идее противостояния как на самостоятельной категории, которая играет существеннейшую роль и во внутренней жизни каждого отдельного человека, и в развитии всего человечества.

Одним из следствий первородного греха святые отцы называют тленность (прп. Максим Исповедник). Термин тление обозначает процессы распада, разложения, утраты единства и целостности разного рода. Распад единства Адама и Евы произошел стремительно, как и осознание ими потери целостности – «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). Единая природа Человека распалась на мужскую и женскую. Одновременно был «включен механизм» дальнейшего расщепления человеческой природы через страстное зачатие. «Каждые роды означают раздробление единой телесной природы, умножение числа автономно существующих смертных индивидов».(Христос Яннарас)

Человек распался на осколки. Адам + Ева – это Человек, обладающий всей полнотой природы (сущности) человека. Все последующие люди, включая и каждого из нас – обладают только частью природы человека, только ограниченным набором природных качеств. «Приватизированный» конкретным человеком набор природных качеств (темперамент, эмоциональные и волевые свойства, типы восприятия и мышления, черты характера) – это его индивидуальность, то, что мы привыкли считать своим «Я». И это «Я», с легкой руки психологии, принято отождествлять с понятием «личность». Исходя же из представлений святоотеческой антропологии, «индивидуальность - это ущербность, это история болезни каждого из нас, мера отстояния от полноты». (А.Кураев).

Человек «утверждает себя как индивид, как собственник собственной своей природы, которая противопоставляется природам других как свое «я», – и это и есть смешение личности и природы. Это свойственное падшему человечеству смешение обозначается в аскетической литературе Восточной Церкви особым термином - «самость»….» (В.Н.Лосский).

«В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя — индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизнь» (Христос Яннарас)

«…у людей не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войны, если бы грех не рассек естества...» (Св. Василий Великий).

Каждый индивид - осколок общей природы - считает себя эталоном человека, сравнивает других с собой, естественно, находит отличия, и воспринимает эти отличия как несовершенство другого. Противопоставление «Я» - «ДРУГОЙ» - источник нашей греховности. Отсюда гордость, тщеславие, высокомерие, зависть, гнев, осуждение, обидчивость… и еще много чего. Если бы все люди обладали всей полнотой человеческой природы, никого противостояния между ними не могло бы быть в принципе и их взаимоотношения определялись бы только любовью – как у Лиц Пресвятой Троицы.

Истинная личность человека – это запечатленный в нем образ Божий. Одно из проявлений образа Пресвятой Троицы в человеке – множественность лиц при единстве природы. Причем таких лиц, которые, как и Лица Пресвятой Троицы, содержат в себе всю природу полностью.

Для того чтобы уподобиться Пресвятой Троице, человек должен отказаться от своей индивидуальной, частичной природы, и проявить в себе самом всю полноту человеческой природы. Об этом – строки Евангелия, которые часто оказываются трудными для восприятия:

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24)

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.» (Мк.8:35)

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». (Мф.19:21).

Такие утверждения обычно встречаются с опаской. Мы боимся утерять свою индивидуальность, считая, что при этом исчезнет наше «Я». Но Лица Пресвятой Троицы ипостасных различий не утрачивают! И единство супругов в браке – первый шаг к восстановлению целостной человеческой природы – не лишает каждого из супругов личностного бытия.

Потенциально полнота природы, данная Адаму во Творении, присутствует в каждом человеке. «Послание восточных Патриархов» так определяет последствия грехопадения: «Падший чрез преступление человек уподобился бессловесным тварям, то есть помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, какую он получил от преблагого Бога.» О. Киприан (Керн) пишет: «Человек от вечности во всей своей полноте, т.е. во всем своем психофизическом составе божествен» В.Н.Лосский: «каждый человек потенциально содержит в себе целое,… ипостасью которого он является».

Но личность человека как проявление в нем образа Божия в результате грехопадения также претерпела изменения. Преп. Иустин (Попович) пишет: «Нарушение, помрачение, искажение, расслабление, которые первородный грех вызвал в духовном естестве человека, можно кратко назвать нарушением, повреждением, помрачением, обезображиванием образа Божия в человеке.

В чем состоит это нарушение образа Божия в человеке? Для следующего утверждения я не нашла прямого подтверждения в богословской литературе, хотя из контекста оно «вычитывается». Образ Божий в человеке померк, «ослабел», и личность человека утратила способность воипостазировать всю человеческую природу целиком. Частичной природе индивида теперь соответствует личность, которая является лишь частичным проявлением образа Божия.

Только частичности эти различаются по смыслу. Природа индивида – это «кусок», «осколок» единой человеческой природы. А частичность личности индивида относительно образа Божия – в ее «слабости», «приглушенности», «расплывчатости». Образ Божий в человеке еле проступает за самостью индивида. Здесь налицо «голографическая частичность» (см. ниже).

Но образ Божий в человеке «подлежит восстановлению» под воздействием света Божественной благодати. Пример тому – святые подвижники. Они, уподобляясь в своей жизни Господу, в синергии с Ним «актуализировали» в себе образ Божий. И, одновременно, сильно «увеличился в размерах» тот «осколок» единой человеческой природы, который они оказывались в состоянии воипостазировать. Мы можем сделать такой вывод на основании того, что все святые во многом похожи друг на друга. Индивидуальные отличия между ними, конечно, имеют место (окончательное обожение вряд ли возможно в земной жизни), но они далеко не так значительны, как индивидуальные различия между обычными людьми.

Цель человеческой жизни, по учению Отцов Восточной Церкви – обожение, соединение человека с Богом, спасение. Спасение стало возможным для нас только потому, что на землю пришел Спаситель, Сын Божий, Вторая ипостась Пресвятой Троицы, Богочеловек Иисус Христос.

Бог стал Человеком. В Свою Ипостась, Божественную Личность, Он включил природу Человека. Отринув ветхое рождение, Христос «приял только корень (то есть самое лишь естество) человеческого рода, но не грех, будучи единственным, Который не был зачат в беззакониях и не во грехах чревоносим» (св. Григорий Палама). То есть Иисус Христос воипостазировал единую природу человека, всю полноту природы, которой наделил Адама Творец.

Сейчас в богословских обсуждениях вновь поднимается вопрос о том, какую человеческую природу воипостазировал Спаситель – первозданную или падшую. Сторонники первой позиции опираются на слова Господа, переданные Иоанном Богословом: «Идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30) – ничего сродного себе, нечистого, греховного, свойственного падшему человеку. Приверженцы второй основываются на словах св. Григория Богослова: «Что не воспринято, то не уврачевано» - если наша нынешняя, искаженная природа не воипостазирована Господом, то и возможность спасения для нас закрыта.

С позиций, которые здесь излагаются, на этот вопрос можно ответить так. Иисус Христос воспринял первозданную, совершенную, полную, единую природу, природу Адама до грехопадения («человеческая природа Христа подобна природе Адама первозданного, почему Отцы Церкви и именуют Его Новым Адамом» -.Яннарас). Однако это не отменяет достижимости нашего спасения, ибо Господь даровал нам возможность преодоления частичности нашей природы, порождающей ее искаженность и греховность.

«Воплощение на земле Единородного Сына Божия открыло возможность восстановления единства естества человеческого. Если люди следуют Христу, то они достигают того состояния, когда их множество не разделяет единого естества, и человечество, поскольку, конечно, возможно это для существ ограниченных, уподобляется Триединому Божеству» (Свмч.Иларион Троицкий)

«Во Христе раскрывается не поврежденный грехом образ Божий, тогда как в человеке он искажен нами, ибо мы, человеки, его изменили в образ, подобный тленному человеку (Рим.1:23)» (Свящ. Вадим Леонов).

"Сын Божий стал человеком... чтобы показать, что естество человеческое, в отличие от всех тварей, создано по образу Божию, что оно настолько сродно Богу, что может с Ним соединиться в одной Ипостаси" (Свт. Григорий Палама)

«Христос есть открытие человека, откровение о нем, причем о подлинном человеке, т.е. о таком, каким он должен быть, но не стал» (Свящ. Вадим Леонов).

Не стал – по отдельности. Но Господь открыл нам другой путь – Он основал на земле Свою Церковь.

Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество враждующих частей, восстанавливает утерянное единство в Церкви. Мысль о единстве человечества в Церкви по образу триединства Божества мы встречаем у церковных писателей, начиная с третьего века. Обзор святоотеческих творений по этой теме содержится в статье архиепископа Илариона (Троицкого) «Триединство Божества и единство человечества».

В.Н.Лосский: «Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христа есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого. Дело Сына относится к общей для всех человеческой природе — это она искуплена, очищена, воссоздана Христом; дело Духа Святого обращено к личностям — Он сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати» --- проявляя образ Божий, восстанавливая личность, способную воипостазировать целостную природу человека.

Евангелие и апостольские Послания пронизаны мыслью о том, что все христиане образуют некое таинственное единство, сообразное Единству Ипостасей Пресвятой Троицы, которое станет явным в Царствии Небесном.

«Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:13)

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино» (Ин.17:21); «славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин.17:22)

«В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2)

«Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5)

«Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5)

«Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:16-17)

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4-6)

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32)

В земной жизни единение отдельных людей осуществляется внутри Церкви через союз любви между ними. В Церкви должно сниматься противостояние «Я» - «ДРУГОЙ», причем сниматься не через замыкание каждого внутри самого себя, а через объединяющую всех любовь, подобную Любви ипостасей Пресвятой Троицы.

«Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин.15:17)

«Постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Пет.1:22)

«Братолюбие между вами да пребывает» (Евр.13:1)

«Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин.4:11).

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).

Только это совсем не та любовь, к которой мы привыкли в земной жизни. Любовь Христову нельзя присвоить себе, в клетке человеческой частичности она не помещается. Нужно самому выйти наружу, за пределы своей индивидуальности. Когда Господь дарует вкусить Его Любви, весь мир вокруг непостижимо меняется.

Как будет осуществляться это единство, сокрытое от нас пока нашей частичностью? Апостол Павел оставил нам такое описание:

«Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь - члены». (1Кор.12:14-27).

Апостол использует доступную людям его времени систему образов из материального мира. Современная наука позволяет предложить другие аналоги, как материальную, так и информационную.

Материальная аналогия.

Биология теперь знает о устройстве тела человека значительно больше, чем знали люди в апостольские времена. И оказывается, организм человека можно рассматривать как единство клеток, его образующих.

Наш организм – целостность, состоящая из огромного числа клеток, каждая из которых - тоже организм, живущий своей сложной жизнью, но при этом все время взаимодействующий со всеми другими клетками, адекватно реагирующий на их сигналы и, в свою очередь, посылающий им свои сигналы. Благодаря такому сложному социальному поведению каждой клетки многие миллиарды и триллионы клеток помогают друг другу, четко выполняют каждая свои функции, занимают каждая отведенное ей определенное место в организме, размножаются только, когда это необходимо, и в итоге соединяются в единое целое - многоклеточный организм.

Между клетками тела в норме должна соблюдаться полная гармония. В ядро каждой из них заложен генетический код, который содержит полную информацию, необходимую для потенциального создания всего тела (каждый человек потенциально обладает всей человеческой природой). Клетки различных органов и тканей, например, клетки кости и нервные клетки, различаются только тем, какие гены у них включены, а какие выключены (человеческий индивид реализует только часть полной человеческой природы). Каждая клетка обязана сознавать существование тела, каждой клетке должно быть известно, в чем нуждается тело и что она может для него сделать. В противном случае, тело не способно было бы существовать. Каждая клетка соразмеряет, сообразует и согласует свое бытие с общими нуждами организма. Вся жизнедеятельность клетки, начало и прекращение ее деления, обретение специальных навыков, движение в сторону определенной точки тела подчиняется общим потребностям. (Аналог Церкви).

Организм заботится о клетке, снабжая ее кислородом, пищей и другими необходимыми веществами. Также он забирает ее отходы, а клетка принимает ту заботу, которую ей дает организм. Если клетка будет только служить, не умея принимать то, что ей дает организм, то она погибнет. Если же клетка будет только потреблять и не служить организму, а делать все только для себя, то она превращается в раковую клетку.

В раковой клетке происходит изменение структуры генома, содержащего наследственную информацию, она становится генетически нестабильной. Начинается неконтролируемое деление клеток, и результатом каждого деления является дальнейшая утрата генетической информации (полноты природы). Итог – раковая опухоль (скопление индивидов, помраченный образ Божий которых с трудом удерживает в повиновении даже малый осколок человеческой природы). Похоже на современный мир, правда?

Информационная аналогия - голография.

Если фотографируемый объект осветить светом лазера, то можно получить его изображение (образ Божий в Адаме или Иисусе Христе), обладающее особыми свойствами. В частности если фотопластинку (полная природа человека) с изображением разделить на несколько фрагментов (человеческих индивидуальностей), то на каждом кусочке можно увидеть все изображение (образ Божий) целиком. Качество изображения, его яркость и четкость будут ухудшаться [голографическая частичность] по мере уменьшения размера фрагментов, но если вы сфотографировали кота, то в любом осколке вы разглядите кота полностью, от усов до кончика хвоста. То есть, в каждой части снимка содержится информация обо всем объекте съемки.

Похоже, что этот принцип – вся информация о мире содержится в каждой его точке – носит глобальный характер.

Исследования физиков (Эффект Бома, парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена) показывают, что каждая часть вселенной содержит в себе всю вселенную. Каждая клетка нашего тела уже содержит в себе весь свернутый космос. Этим же свойством обладает и каждый лист, каждая капля дождя и каждая пылинка, придавая новый смысл знаменитым строчкам Уильяма Блейка:

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка.

Доказано также (К.Прибрам), что по голографическому принципу устроен и мозг человека. Наша память о конкретном событии существует не в отдельном участке мозга, а как бы «размазана» по всему его объему.

Предположим, что голографический принцип распространяется не только на материальный мир, но и на мир духовный.

Человек создан Творцом по образу и подобию Божиему. Адам и Ева (Человек во всей полноте)  – голографическое отображение Бога. В результате грехопадения фотопластинка с изображением распалась на осколки. Во всех потомках прародителей образ Божий проявлен гораздо слабее, еле различимо. Как обломок стекла не может самостоятельно увеличиться в размерах, так и отдельный человек не может восстановить в себе образ Божий в том «качестве», которое было дано прародителям. Для его воссоздания максимальное количество осколков должно быть сложено вместе.

Но этого мало. Осколок пластинки представляет собой картину, сложенную из темных и светлых полос. Для того, чтобы увидеть объект съемки, нужно осветить его светом, имеющим те же характеристики, что и свет, используемый для съемки. Без этого освещения, без света Божественной благодати, осколок остается набором черно-белых полос, а человек – индивидом, реализующим свою самость.

(Отступление о нашем своеволии. Человек, живущий без Бога, аналогичен осколку пластинки с чередованием светлых (добро) и темных (зло) полос. Когда человек грешит – увеличиваются в размерах черные полосы. Когда творит «добрые дела» по своему усмотрению – прирастают белые. А задача человека – сохранить первоначальный рисунок полос – образ Божий в себе – то есть исполнить волу Божию. Если рисунок полос самовольно изменен, то такой осколок уже «не впишется» в общую картину и будет отправлен в геену огненную.)

Два эти условия нашего спасения присутствуют в Церкви Христовой. Любовью мы соединяемся в единое целое. Светом Божественной благодати в нас проявляется образ Божий, образ Пресвятой Троицы. Мы становимся многоипостасным Человеком, обладающим полнотой человеческой природы – не по отдельности, а все вместе.

Конец и Богу слава!

Р.Б.Галина Руссо, канд. геол.-минер. наук, катехизатор храма.



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс