Материалы


Проповеди в Неделю 22-ю по Пятидесятнице

Проповеди в двадцать вторую Неделю по Пятидесятнице

Притча о богатом и Лазаре

митр Антоний Храповицкий1.pngМитрополит Антоний (Храповицкий)

(Лк.16:19-31). Самая страшная притча: из нее обычно делают вывод, что мучение грешников будет бесконечно. Само мучение изображено в виде огня жгущего, но не сжигающего. Но в чем сущность мучения? – В отсутствии умиления. Последнее возможно лишь при условии полного раскаяния. Поэтому мучение было бы бесконечным, если бы невозможно было бы покаяние. В Евангелии не раз говорится о вечной муке, но это выражение не есть синоним бесконечности: это выражение можно понимать и как характеристику неутолимости мучения в упомянутом смысле, и нет в Слове Божием определенных указаний на бесконечность страданий всех грешников, и что судьба их не может измениться. Слова Авраама в сегодняшнем Евангелии о пропасти между праведниками и грешниками, которую нельзя перейти, не говорят об этом: – да нельзя перейти не изменяясь, но это еще не говорит о невозможности изменения.

Сегодняшнее Евангелие дает нам как бы два луча надежды на более отрадную перспективу.

Во-первых мы видим, что Авраам в раю услышал богатого и, следовательно, есть между ними какое-то общение, хотя бы в виде беседы, и у грешников есть мысль и надежда на нечто лучшее. Одно это уже облегчает положение, ибо самое страшное это не само страдание, а безнадежное сознание его бесконечности. Этого сознания у богатого нет, а, наоборот, есть стремление и надежда на лучшее.

Во-вторых богач начинает жалеть своих братьев. Последнее показывает, что в нем пробудились добрые чувства, что он начал каяться и надеется на покаяние братьев. Это значит, что в той жизни возможно некоторое изменение настроения человека, ибо начавшееся покаяние может перейти к полному раскаянию и тогда умилению.

Богатый еще не знает полного раскаяния: он пока только понимает причинную связь между своим положением раньше и теперь, но не понимает справедливости последнего. Однако он начал жалеть своих братьев.

Если в той жизни есть возможность изменения настроения в смысле появления добрых чувств и покаяния, то надо допустить возможность полного раскаяния и тогда умиления; тогда надо допустить надежду, что двери райские не закрываются раз и навсегда. Допустить надежду, наконец, что пройдя через какие-то страдания, душа грешника, если она не окончательно отдалась ожесточению, может стать способной к покаянию, сперва частичному, как у богатого, а потом и к полному и тогда может ожить для умиления и спасения.

Не страшна сама по себе величина грехов, если есть покаяние. Покаявшийся в великих грехах становится блаженным.

Если мы небрежны к своей душе, если не покрываем каждый грех, особенно гнев, покаянием, то сделаем свою душу нечуткой и неспособной к покаянию и умилению. Тогда душа высохнет и будет близка к беспросветному отчаянию, ибо последнее состояние определяется отсутствием молитвы, покаяния и умиления, от чего да оградит нас Господь молитвами Богородицы.

https://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropolita-antonija-vyskazannye-im-v-propovedjakh.shtml#nedelja_22_pritcha_o_bogatom_i_lazare


архим Илия Рейзмир.pngАрхимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! В прочитанном сегодня Евангелии изображается будущая судьба всего человечества, то, что ждет всех нас после смерти. В лице богатого человека изображается судьба всех грешных людей, а в лице Лазаря — всех праведников и раскаявшихся грешников. Особенно замечателен и назидателен разговор богатого с праотцом Авраамом, которого он увидел из ада вдали в райских селениях и вместе с ним бывшего нищего Лазаря. И вообще много поучительного и назидательного заключается в нынешнем евангельском чтении. В этом Евангелии, как в зеркале, отображено все человечество, и каждый из нас может усмотреть в нем самого себя и увидеть, куда склонилась его жизнь: в сторону грешных людей и ада или в сторону праведников и вечного Царства в раю.

«Некоторый человек был богат, — говорит Господь, — одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Богатый человек, забыв о небе, о своей бессмертной душе, о вечной жизни, о бедных своих ближних, очень роскошно одевался в одежды, равноценные золоту, и жил в полное свое удовольствие. Такую или подобную ему жизнь ведут и сейчас многие люди. Погоня за веселой жизнью, за пирушками, за щегольством, за роскошной житейской обстановкой и ныне в большом ходу; и для того чтобы пожить в удовольствие, люди не пренебрегают никакими средствами: ни обманом, ни кражами, ни убийствами. Но суд Божий, дорогие братия и сестры, вернее нашего. Господь Бог действительно осудил богатого сразу после смерти, отправив его в огонь, в муку. Он был достоин того за свое пристрастие к роскошной и веселой жизни, за свое жестокосердие по отношению к бедному Лазарю, которого ему было бы так легко приютить, приласкать, успокоить. Таково было жестокосердие богатого, что даже псы были ласковее к больному, потому что, приходя, облизывали струпья его, а богатый и куска бросить ему не хотел. Бываем и мы подобны упоминаемому богачу. Бываем и мы пристрастны к богатству, нарядам, объедению, винопитию, сластолюбию. А между тем, и у нас от этих страстей грубеет сердце, делается все менее и менее чувствительным к недостаткам, скорбям, болезням и несчастьям ближних. Нами все более и более овладевает преступное самолюбие, желание пожить всласть и в удовольствие. Все менее заботит нас душа наша, созданная по образу и подобию Божию. Не заботимся мы об исправлении своей жизни, искоренении страстей и злых навыков.

Братия и сестры! В ком господствует страсть к богатству, к нарядам, к наслаждениям плотским, в том не может жить христианская любовь и обитать благодать Божия: нельзя работать одновременно Богу и маммоне!

Далее святое Евангелие говорит, что был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его [т.е. богача] в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламене сем. Вот, дорогие братия и сестры, какова загробная участь верующих, преданных Господу, честных, бедных, больных, с покорностью и безропотно переносящих свое положение людей и какова участь жестокосердных, сластолюбивых, нераскаянных грешников и всех неверующих! Праведник наследовал невыразимые человеческим языком блага Небесного Царства, а беззаконник низвержен в пропасть адову, в огонь, в муку нестерпимую. Вот конец земных страданий и земных грешных радостей! Поэтому надо жить со страхом Божиим, не прилепляясь к земному праху, проводя дни в воздержании, в добродетели, особенно в милосердии к бедным.

Но вот что отвечал богатому патриарх Авраам: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь», то есть ты наслаждался на земле без меры, забыв Бога и добродетель, в полном нерадении о душе, предаваясь только удовольствиям плотским, и за это тебе праведное наказание от праведного Бога: ты попрал неблагодарно все дары Божий, презрел любовь Божию, которая вела тебя на покаяние, презирал ближних, за то ты осужден на вечную муку, а Лазарь за свою преданность Господу Богу, за свое терпение, за страдания свои теперь вечно утешается.

«И сверх всего того, — говорит далее Авраам богатому, — между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Вот ужасное несчастье! Нераскаявшемуся грешнику нет никакой надежды на переход из ада в рай: всякое общение, всякая помощь прекращается! Блажен, кто запасся достаточным количеством добрых дел и окончил жизнь с искренним покаянием! После смерти нет уже места добрым делам и покаянию!

Услышав эти слова, богач пришел в еще большее отчаяние и говорит: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Как сам богач, так и братья его, очевидно, не верили, что после смерти есть страшная и плачевная мука для грешников, и потому они жили, как и он, не заботясь о покаянии и исправлении. То есть богач хотел, чтобы Авраам послал умершего Лазаря для вразумления своих братьев, ему стало жаль их. Но святой Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Как многие из людей и теперь не верят в мучения адские и вообще в будущую жизнь! Они думают и говорят то же самое, что думал и говорил в свое время богатый: «Кто там был, чтобы сказать нам, что есть мучения адские? Нет мучений, здесь конец всем наслаждениям, после смерти нет ничего». Так, глубоко заблуждаясь, пустословят они. Как и ныне многие желали бы, чтобы кто-либо воскрес из мертвых и засвидетельствовал, что грешников ждет страшное мучение. Они не верят Самому Богу Спасителю, свидетельствующему нам о том в Евангелии, не верят святым апостолам и всем святым и воображают, что поверили бы воскресшему мертвецу! Но это невозможно: и воскресшего они сочли бы за призрак, за плод воображения и тоже не поверили бы. Так было и во время пришествия Христова. Когда Господь исцелил слепорожденного, то ослепленные душою и ожесточенные сердцем, видя это чудо, зная прекрасно слепорожденного, не поверили, что он был слепорожденным.

Итак, дорогие братия и сестры! Читайте слово Божие, слушайте, умудряйтесь и спасайтесь. Святое Евангелие есть слово Самого Бога: ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Горе нашей жизни состоит в том, что мы сами удаляемся от неба, от незримого духовного мира, где в вековечной славе обитают вместе с Господом нашим все святые, что мы сами расширяем ту ужасную пропасть, которая — о ужас! — может, наконец, стать непереходимой… Наше внимание всецело приковано к этому земному, внешнему миру, к его благам, к его суете; наш дух мы поработили плоти, ее вожделениям и забыли, что у нас есть бессмертная душа, что есть другой, незримый, духовный мир… Мы мало-помалу отвыкаем от живого общения с этим миром в вере, любви, уповании, молитве, таинствах, благоговейных размышлениях… Это воистину страшная болезнь нашего времени, всецело поглощенного одним внешним миром, одной житейской суетой. Вот та воистину ужасная пропасть, которая утвердилась между Авраамом в раю и богачом в адском пламени! Боже! Неужели мы стоим на краю этой пропасти?! Опомнимся, пока еще есть время, склоним колена сердца своего, прострем свои руки к небу со слезами искреннего раскаяния в нашей грешной огрубелости. Будем посещать усердно храм Божий и воспитывать здесь свои души для Царствия Божия, ибо храм Божий есть питомник душ, училище христианского благочестия. Будем усердны на всякое доброе дело; станем побеждать грехи, исправлять нравы; благоукрашаться незлобием, милосердием и сострадательностью, воздержанием, чистотою и целомудрием, и при кончине мы не останемся в стыде и после смерти не будем преданы мукам, а святые ангелы — верные наши хранители — вознесут нас на лоно праотца или больше того — ко Христу, как сказал Господь покаявшемуся разбойнику: «Днесь со Мною будеши в рай». Аминь.

https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arximandrita-ilii-rejzmira.shtml#n112


Уминский.pngПротоиерей Алексей Уминский

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Жил богатый человек, жил хорошо и пышно. И был другой, Лазарь, который лежал в струпьях у его дверей и желал напитаться хотя бы крошками, падающими со стола богача, но никто ему их не давал. И вот оба умерли. Лазарь попал в лоно Авраамово, а богач – в место мучений. И тогда богач просит Авраама, чтобы пришел Лазарь, омочил перст в воде и облегчил его муки, но Авраам отказывает ему в этой милости. Тогда богач просит, чтобы Лазарь пришел к его братьям, предупредил, чтобы хоть они-то не погибли. «Моисея имеют пророком и пусть его слушают», – отвечает Авраам. «Нет, – говорит богач, – не послушают, вот если кого из мертвых встретят, тогда поверят». И тогда Авраам утверждает: «Если Моисея и пророков не слушают, то если и мертвые воскреснут, не поверят» (см. Лк. 16, 29–31).

Вот такая история о конце человеческой жизни и о суде. История о том, как нам умирать, потому что нет ничего более очевидного для каждого человека, чем его будущая смерть. О своей судьбе мы ничего не знаем. Не знаем, что будет с нами через десять минут, но единственное, что мы знаем о себе с абсолютной достоверностью, так это то, что когда-нибудь умрем, как все до нас.

Когда мы умрем, не знает никто, чтобы мы были все время готовы, чтобы не подумали: «А, это еще нескоро, и мы можем еще подобно богачу жить в самом себе, питаться тем, что нам хочется, одеваться в такую одежду, в какую нам хочется, и ничего вокруг себя не замечать. А потом когда-нибудь перед самым концом мы покаемся, мы вспомним о Боге, мы постараемся что-нибудь сделать, чтобы спасти свою душу».

Это удивительно, что человек, который ничего не знает о своем будущем, о многом заботится, и зная совершенно точно, что он умрет, меньше всего об этом думает. Он меньше всего думает о смерти, меньше всего старается представить себе, как ему надо жить, чтобы не попасть в место мучений.

Давайте посмотрим, за что же страдал этот богач. Даже имя его не известно. Имя Лазаря мы знаем, а имя богача стерто из Евангелия, книги жизни. Что, собственно говоря, он сделал плохого? Ведь Евангелие не говорит нам, что он был дурным человеком. Напротив, Евангелие говорит нам, что это был хороший человек. Даже находясь в аду, он беспокоился о своих сродниках и заботился, чтобы они не погибли. Он мучился, но никому мучений не желал. Доброе сердце было у богача, который попал в ад.

Вот такой обычный человек, как все люди, только он назван богачом. И не потому, что богатство плохо, а нищенство хорошо. Богатство здесь означает совсем другое – самодостаточность, когда человек живет в своем замкнутом мире, ничего и никого вокруг себя не замечая. Ему в этом мире хорошо, ему никто не нужен. В таком мире живем и мы, или стремимся к этому – воздвигнуть стену вокруг себя и никого к себе не впускать: «Ваши проблемы – не мои проблемы, мы живем своим уютным мирком, и нам в нем хорошо. А Бог что? Бог есть, конечно, мы знаем, что Бог есть, и нам этого достаточно». Мы даже впадаем в уныние и отчаяние, когда Господь пытается нас потревожить в нашем самодостаточном, самодовольном мире. В Его вмешательстве мы не видим милости Божией. Но это тот самый мир, о котором святые отцы говорили, что лучше брань, чем мир, который удаляет нас от Бога.

Не был бандитом, не был разбойником евангельский богач, не был он и злодеем. Он был самым обычным человеком, одним из миллионов людей. И в место мучений он попал только потому, что его мир был закрыт для Бога. И Божий мир оказался закрыт для него.

Такое может случится с каждым из нас, потому что мы знаем, что Бог есть, но живем так, как будто Его нет, как будто нам не предстоит с ним встретиться. Мы надеемся, что когда-нибудь потом у нас еще будет время пожить для Бога. Может быть, настанет Великий пост, и вот тогда... В этот Великий пост не получилось, может быть, мы через год что-нибудь сделаем... Но ведь следующего Великого поста может для нас и не быть. Может быть, мы сегодня выйдем из храма, и уже больше никогда в него не вернемся, и не будет у нас возможности когда-то потом что-нибудь сделать для Бога, как-нибудь Ему послужить.

Удивительные чудеса Господь нам посылает, гораздо более впечатляющие, чем воскрешение из мертвых, когда иконы чуть ли не в каждом монастыре мироточат, исцеления происходят, мощи святые открываются. Мы все это видим, и хоть бы что-то как-нибудь на нас повлияло. Мы так привыкли к чудесам, что перестали даже удивляться. Раньше, когда икона мироточила, это воспринималось, как такое великое чудо, что люди духовно воспламенялись, подвиги совершали, святым становились. Службы писались церковные, крестные ходы устраивались. А у нас мироточат иконы, в каждом храме лежат святые мощи, святые угодники прославляются… казалось бы столько чудес, что давно все должны обратиться и стать святыми. А мы не обращаемся и святыми не становимся. Так исполняется слово, которое сказано богачу Авраамом: «Если даже кто из мертвых воскреснет, не поверят». Ведь поверить – не значит удостовериться. Поверить – значит принять веру в свою жизнь полностью и до конца, быть поглощенным этой верой, жить со Христом.

Пророки и Священное Писание говорят нам о том, каким должен быть человек. Об этом сказано в Послании апостола Павла галатам: Ношу язвы Господа моего на теле моем (6, 17). Или: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). А в ком живет Христос, тому смерть не страшна. Для меня смерть приобретение (Флп. 1, 21), – говорит апостол Павел, потому что сораспялся Христу.

Так Писание, которое мы часто слушаем, но не всегда слышим, учит нас тому, что жизнь в Боге – это настоящее Ему сораспятие. И Лазарь тогда предстает не просто как нищий больной, а как сораспятый Христу, принявший от Бога жизнь, как милость, как возможность ему спострадать, как возможность в этом малом делании обогатиться Христом. И поэтому в Евангелии Лазарь назван по имени, а имя богача неизвестно, оно стерто из книги жизни.

Мы хорошо знаем евангельские слова, которые поются для нас на Литургии, о том, что блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. гл. 5), но они как бы не для нас написаны. А ведь это – заповеди блаженства, но такого блаженства, такого счастья, которого никто себе не желает, к которому никто не стремится и сил для достижения которого не употребляет. Потому что наше блаженство в самодостаточности, наше блаженство в комфорте, наше блаженство в том, чтобы нас никто не беспокоил. Вот что обезличивает каждого из нас и не дает нам возможности приобщиться к вечной жизни.

История о богаче и Лазаре повествует нам о том, как человек может пройти мимо своего спасения, как бездарно может закончиться жизнь, проведенная в своем благополучном маленьком мире. Господь в мир пришел, чтобы всех спасти, каждому из нас дается такая возможность, а мы от нее отворачиваемся. Давайте же постараемся еще раз внимательно в это Евангелие вслушаться. Оно не для того написано, чтобы мы бедным помогали. Это правильно, бедным надо помогать, но не это главное. Главное – увидеть в этом богаче себя, самодовольного, самодостаточного и отлученного от Бога. Аминь.

http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=1507&id=1526




Назад в раздел
© 2010-2017 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс